Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Что наблюдать?






     

    На этот вопрос отвечает программа исследования, в частности, состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.

    При отсутствии четких гипотез, когда исследование осуществляется по формулятивному плану, применяют простое, или бесструктурное, наблюдение. Его цель — придумать гипотезы для более строгого описания на­блюдаемого объекта. Ориентиры такого наблюдения можно наметить лишь в самом общем виде.

    (1) Общая характеристика социальной ситуации, включая такие элементы, как сфера деятельности (про­изводство, семейная жизнь, политика и т.д. в данном со­циальном контексте), правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные и общеприня­тые, но не закрепленные в инструкциях или распоря­жениях), степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними фак­торами и внутренними причинами).

    (2) Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации относительно других объек­тов и ситуаций; экологическая среда, область жизнедея­тельности, общая экономическая и политическая атмосфе­ра, состояние общественного сознания на данный момент.

    (3) Субъекты или участники социальных событий. В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать: по демографическим и социальным признакам (пол, возраст, семейное и имущественное по­ложение, а также образование и т. д.); по содержанию деятельности (сфера занятий, сфера досуга...); отно­сительно статуса в коллективе или группе (руководи­тель, коллега, подчиненный; администратор, обществен­ный деятель, член коллектива...); по официальным фун­кциям в совместной деятельности на изучаемом объек­те (обязанности, права, реальные возможности их осуще­ствления; правила, которым они следуют строго и кото­рыми пренебрегают...); по неофициальным отношениям и функциям (дружеские связи, неформальное лидерство, авторитет...).

    (4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие и групповые цели и интере­сы; официальные и неформальные; одобряемые и нео­добряемые в данной среде; согласованность или конф­ликт интересов и целей.

    (5) Структура деятельности со стороны: внешних по­буждений (стимулы), внутренних осознанных намерений (мотивы), средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктив­ная; напряженная, спокойная) и по ее практическим ре­зультатам (материальные и духовные продукты).

    (6) Регулярность и частота наблюдаемых событий: по ряду указанных выше параметров и по типичным ситуациям, которые ими описываются.

    Наблюдение, осуществляемое по такому ориентиро­вочному плану, имеет общей задачей структурировать объект, выделить в нем разнородные свойства, элементы, функции действующих лиц или групп. По мере накоп­ления данных и после их предварительного анализа за­дачи наблюдения уточняются. Какие-то стороны собы­тий подвергаются более детальному наблюдению, дру­гие вовсе опускаются. Наблюдение постепенно перехо­дит в стадию более формализованного поиска.

    Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюде­ния. Теперь отдельные явления, события, формы поведе­ния людей должны быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают смысл индика­торов каких-то более общих свойств или социально зна­чимых действий.

    Впервые метод контролируемого наблюдения ис­пользовал американский психолог Р. Бейлз (1950 г.) для изучения последовательных фаз в групповой дея­тельности.

    Поучительную технику регистрации наблюдаемых собы­тий разработали московские социологи в рамках исследова­тельского проекта " Общественное мнение" (рук. исследования Б. А. Грушин).* В числе одного из каналов выражения обще­ственного мнения были выделены собрания. Для регистрации данных использовалась картотека наблюдения, включающая 9 различных бланков оценки: ситуации перед началом собра­ния, организационного периода, регистрации действий доклад­чика или выступающего, регистрации реакций аудитории на выступление, описания общей ситуации во время дискуссии, ситуации при принятии решения собрания, в частности при обсуждении поправок и дополнений к проекту решения, ситу­ации по окончании собрания и карточка общей характеристи­ки собрания.

    Вот как выглядит карточка индикаторов для регистрации отношения участников собрания к выступающему — доклад­чику, участнику дискуссии (схема 15).

    Наблюдение большой аудитории собрания прово­дится несколькими лицами, которые придерживаются единой инструкции. Подготовке протокола регистрации данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и неоднократные не­стандартизированные наблюдения на разных объектах (в нашем случае на различных собраниях).






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.