Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Манипулирование






Некоторые дети, особенно подростки, осознают, что они в силах манипулировать алкоголиком в периоды, когда он переживает изменения личности, угрызения совести и провалы в памяти. Дети быстро усваивают, что могут контролировать определенные ситуации в своей жизни, и извлекают из этого знания выгоду для себя. Например: «Я знаю, что после того, как папа выпьет, он разрешит мне погулять в субботу вечером без всяких вопросов. Так что в пятницу я подожду до позднего вечера и тогда спрошу. Если спросить раньше, он будет трезвее и задаст мне кучу вопросов о том, чем я собираюсь заниматься». Или: «Попроси у папы денег на карманные расходы, когда он пьет, и он даст тебе двадцать долларов вместо пяти». Лучший способ совладать с детьми, извлекающими выгоду из таких периодов – серьезно обсудить с ними алкоголизм родителя. Разъясните им, какова природа этой болезни и почему они не должны использовать ее в своих целях. Родителю-неалкоголику необходимо своими действиями демонстрировать, что он играет более значительную роль в воспитании, устанавливает правила и следит за тем, чтобы возникающие ситуации регулировались справедливо.

 

Следует знать, что дети будут не только манипулировать алкоголиком, но и применять сходную тактику по отношению к родителю-неалкоголику. Также необходимо осознавать, что у созависимых родителей развилось чувство вины, потому что они знают, что дети страдают из-за недостатка должного внимания. (Недостаток внимания начинается с алкоголика из-за его одержимости пьянством, и он же ощущается от созависимого, поскольку его внимание направлено на алкоголика и на проблемы, вызванные его пьянством). Дети есть дети, и их склонность к манипулированию – вполне ожидаемая и обычная часть процесса взросления; однако, если обращаться с детьми последовательно и справедливо, то можно уменьшить эту склонность до разумных пределов.

 

ЗАЩИТА

Шестилетняя Кэрри пришла в свою пятую детскую группу вместе со старшим братом, восьмилетним Тони, и оба ребенка рассказали мне о такой проблеме: их папа, месяцем раньше ушедший из программы по лечению алкоголизма, снова начал пить. Поскольку они не жили с папой и видели его только по выходным, его пьянство не особенно мешало отношениям с детьми. Они объяснили, что, хотя папа и пьет, но он не напивается и не создает проблем. На этом конкретном собрании Кэрри сообщила нам, что папа пообещал свозить ее в Диснейлэнд на следующих выходных. В прошлом году она уже была в Диснейлэнде, и ей там очень понравилось. Тони с ними не поедет, потому что на выходных отправится в поездку с их матерью. Кэрри хотелось в Диснейлэнд, но она боялась, что папа будет пить и испортит поездку.

 

Кэрри любила папу и хотела быть с ним. И она хотела поехать в Диснейлэнд, но ей было страшно. Она боялась, что, если папа будет пить, то она будет чувствовать смущение; боялась, что он не сможет аккуратно вести машину по дороге домой, которая занимает полтора часа. С другой стороны, она испытывала потребность защищать своего отца и не хотела обидеть его, сказав, что он ее пугает. Кроме того, Кэрри думает, что, если она объяснит папе, почему боится, то он больше не будет ее никуда водить и вообще не захочет с ней видеться.

 

Она не хотела поделиться своими страхами с мамой, потому что тогда та, возможно, вообще не пустила бы ее в Диснейлэнд – а Кэрри знала, что не сможет на выходных поехать вместе с мамой и Тони. Наконец, она произнесла: «Все это так сложно. И потом, может быть, папа все равно не будет пить». Кэрри очень беспокоилась и совсем извелась из-за этой дилеммы, что ясно показывало: папин возврат к пьянству приносит ей большие проблемы.

 

В этой же группе одиннадцатилетняя Триша, которая бывает у папы по выходным, рассказала нам: «По вечерам папа куда-то уходит и пьет, а возвращается очень поздно!» Триша призналась, что в такие вечера, оставаясь одна, она беспокоится о папе и много плачет. Девочка чувствует, что не может заставить папу остаться дома, но не хочет говорить об этом маме, потому что та может запретить ей проводить выходные у папы.

 

Конечно, подобные проблемы – не самые серьезные из тех, с которыми сталкиваются дети алкоголиков; однако они – типичный образец дилемм, обычно встающих перед детьми, когда они пытаются решать проблемы самостоятельно.

 

Ни для Триши, ни для Кэрри не существует удовлетворительного кардинального решения таких проблем. Однако всем детям нужен взрослый, желательно – родитель, чтобы он: 1) направлял их; 2) защищал их; 3) давал им разрешение защищать самих себя.

 

Преподнесите детям следующие базовые сведения: 1) родитель-алкоголик болен и не всегда способен принимать наилучшие решения; 2) просить помощи у других важно и позволительно. Когда дети получили информацию о возможных ситуациях, дайте им позитивную информацию о них самих, и тогда, поверив в то, что взрослый их поддержит, они, как правило, начинают выбирать более удачные варианты.

 

Родители могут изучить возможные пути действия до того, как возникнет проблема. Дети же смогут лучше справляться с проблемами и при необходимости защищать себя, если у них есть время обсудить и обдумать потенциально возможные ситуации. Такие обсуждения принесут еще больше пользы, если в них будет участвовать родитель-алкоголик или если сказать ему, что дети получили разрешение защищать себя и/или соответствующие инструкции. Но, сообщая алкоголику об этих решениях, вы должны быть уверены в том, что он трезв!

 

Я предлагаю рассмотреть такие варианты на семейном собрании, на котором каждый может в письменном виде перечислить ситуации, над которыми боится работать, или те, над которыми уже работал, но хочет изучить глубже. Помните: хотя алкоголик воспримет эту идею без особого энтузиазма, это все равно необходимо сделать.

 

Периодически проводя семейные собрания для обсуждения подобных ситуаций, важно позаботиться о том, чтобы у каждого участника была возможность говорить о прошлых ситуациях, не боясь осуждения со стороны других. Чтобы собрание было успешным, его должен вести неравнодушный взрослый, понимающий, что такое алкоголизм. Если созависимый родитель не участвует в процессе выздоровления через Ал-Анон или консультирование, то этот формат, скорее всего, не сработает. Такой случай следует использовать не для того, чтобы «навалиться» на алкоголика, а для того, чтобы поговорить о том, как справляться с ситуациями, представляющими собой проблему. Дети могут принять участие в собрании и в результате узнать реальные варианты действий.

 

На следующей странице приведен пример формы, которая может быть очень полезной при проведении семейного обсуждения. Потребуется по нескольку экземпляров для каждого члена семьи. Пусть каждый оставит себе свой экземпляр, а лишние пригодятся для других проблем, которые они могут попытаться решить самостоятельно, или для следующего семейного собрания.

 

Каждому члену семьи нужно составить свой личный список «Что, если…» - список реально существующих и возможных проблем. Вытекающие из них варианты действий – результат взаимного обсуждения и решения проблем с семейными группами. Поговорите с детьми о том, как они могут защитить себя и избежать опасных ситуаций.

 

(с новой страницы:)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.