Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие фонематического слуха, необходимого для обще­ния со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка.






 

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько пол­ной системой способов, необходимых для обследования, вла­деет дошкольник. Поэтому главными линиями развития вос­приятия дошкольника выступают освоение новых по содержа­нию, структуре и характеру обследовательских действий и ос­воение сенсорных эталонов.

В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего до­школьника обследование предметов подчиняется преимущест­венно игровым целям. Исследование З.М.Богуславской пока­зало, что на протяжении дошкольного возраста игровое мани­пулирование сменяется собственно обследовательскими дейст­виями с предметом и превращается в целенаправленное его оп­робование для уяснения назначения его частей, их подвижнос­ти и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, об­следовательских действий, последовательность которых опре­деляется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.

В дошкольном возрасте практическое действие с материаль­ным объектом “расщепляется” (Л.А.Венгер). В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совер­шается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию - выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориенти­ровочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. У дошкольника меняется характер ориенти­ровочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. В дошкольном возрасте преодолевается разобщенность между зрительным и осязатель­ным обследованием свойств и возрастает согласованность осяза­тельно-двигательных и зрительных ориентировок.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все де­тали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рас­сматривания, в то время как преддошкольники очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними. Дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи: ищет нуж­ный предмет и выделяет его: устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нем признаки или час­ти, отличающие и объединяющие его с другими объектами; со­здает образ незнакомого предмета.

Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоя­щей перед ребенком задачи. Так, при предъявлении новых пред­метов возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность. Дети берут предмет в руки, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растя­гивают, стучат им об стол, подносят к уху и пр. Таким образом, они сначала знакомятся с предметом в целом, а потом выделя­ют в нем отдельные свойства. Активная разнообразная и раз­вернутая ориентировка позволяет формировать адекватные, богатые, точные образы восприятия.

В случае, если ребенок имеет дело с новым предметом, его обследование снова превращается в развернутый процесс. Дей­ствия руки выступают как способ обследования, если необхо­димо более детально ознакомиться с предметом, а зрительное восприятие не дает необходимой информации о его свойствах.

Обследовательские действия дошкольника все больше спе­циализируются. Складываются рациональные приемы обследо­вания предметов.

На протяжении дошкольного возраста возрастает целена­правленность и управляемость процессом восприятия со сторо­ны самого ребенка. А поэтому растет продолжительность озна­комления с предметами, его планомерность.

В качестве примера приведем описание игрушки Сережей П.(6 лет.)

Взрослый: Сережа, опиши игрушку.

Сережа: Попробую (берет в руки, вертит). Гном. Шапка сиреневая с го­лубым. Кончики сиреневые. Форма треугольная. Наверху бумбончик сирене­вый (ставит игрушку на стол). Сандалии. Коричневые. Пояс черный с белым. Рубашка голубая с точками на рукавах. Длинная. Гном с бородой. Глаза. Глаза голубые. Волосы еще кружочками закручены. Брови черные. Нос. Рот крас­ный (берет игрушку в руки и осматривает ее). Все.

Младший дошкольник еще не может управлять своим взо­ром. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету. А в 5-7 лет у ребенка появляется систематическое рассматривание, движения взора характеризуются последовательностью. По дан­ным Н.Г.Агеносовой, время рассматривания простой по содер­жанию картинки у дошкольника постоянно возрастает, состав­ляя в 3-4 года 6 мин 8 с, в 5 лет - 7 мин 6 с, а в 6 лет - 10 мин 3 с.

Восприятием детей 3-4 лет управляет и руководит только взрослый. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве средние до­школьники учатся наблюдать, рассматривать объекты. В рисо­вании, конструировании педагог организует, направляет обсле­дование объекта для выделения разных его сторон. Основной метод обследования предметов определяет следующую после­довательность действий ребенка (Н.Н.Поддъяков). Первоначаль­но предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его глав­ные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.).. На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, сле­ва). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавли­вается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным целост­ным восприятием предмета.

Возрастает любознательность ребенка. Увеличивается чис­ло объектов, сторон действительности, привлекающих его вни­мание. Дошкольник начинает открывать новое в знакомых объ­ектах. Он замечает не только то, что снег белый и холодный, но еще и то, что он тает в тепле, а цвет его меняется в зависимости от времени суток, погоды, времени года.

Сначала только взрослый ставит цель наблюдения и кон­тролирует весь его ход. Его словесные указания организуют деятельность ребенка. А затем педагог учит ребенка постанов­ке таких целей и контролю за процессом их достижения.

Наблюдение превращается у дошкольника в своеобразную умственную деятельность, направленную на решение интел­лектуальных проблем. Ухаживая за растениями и животными, ре­бенок наблюдает преобразования в их внешнем виде, и, постигая процессы роста и развития, устанавливая скрытые закономернос­ти и связи, он видит, что растения засыхают, если их не поливать.

У дошкольника речь все больше включается в процессы вос­приятия. Формулировка цели наблюдения в речи позволяет осоз­нать ее и спланировать последующий процесс. Называние вос­принятого признака объекта в слове помогает ребенку абстра­гировать его от предмета и осознать как специфическую харак­теристику действительности. Дети все правильнее передают в речи то, что воспринимают. Речь помогает осмыслить важней­шие качества предметов как единое целое. При восприятии но­вого предмета дети дают ему наименование в соответствии со своим прошлым опытом, относят к определенной категории сходных объектов, иначе говоря, категоризируют.

Покажем, как два ребенка описывали одну и ту же мягкую игрушку с не­определенным внешним видом.

Юля Е. (4 года 3 мес.): Это домовенок, они все такие. У этого зеленые уши, твердые, страшные глазки. Он весь лохматый. Это чтобы легче пугать было. Лапки болтаются на тоненьких веревочках. Он весь серенький.

Антон Д. (5 лет): Похоже на ежика. Он тоже лохматый. Носик полосатенький, ушки зеленые. Голова вся белая. Глаза есть. Они внутри желтые и черные.

Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его ин­теллектуализации. Обследование свойств предметов в дошколь­ном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями - сенсорными эталонами. В ходе обследовательской деятельности происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов.

Ознакомление с ними и способами их использования (начиная с 3 лет) занимает основное место в сенсорном развитии ребенка. Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребенком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними.

Сенсорные эталоны - это представления о чувственно вос­принимаемых свойствах объектов. Эти представления характе­ризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов вы­ражается в соответствующем названии - слове. Эталоны не су­ществуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например решетка фонем родного языка, спектр цве­тов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность (А. В.Запорожец). Ребенок знакомится с сенсорными эталонами в процессе деятельности, предполагающей ориентировку в свойствах предметов и их об­следование. Исследования под руководством Л.А.Венгера по­зволили проследить этапы усвоения эталонов.

На первом году жизни в связи с развитием произвольных движений и передвижениями в пространстве малыш начинает отражать пространственные свойства предметов, фиксируя их в “сенсомоторных предэталонах” - сначала реальных, а затем представляемых особенностях собственных движений, на­правленных на предмет. На 2-3-м году жизни он овладевает предметной деятельностью, которая предполагает практичес­кое соотнесение предметов с учетом их свойств, что приводит к появлению перцептивного соотнесения, когда представления об отдельных знакомых предметах становятся “предметными пред-эталонами”. Они начинают применяться в качестве “меры” свойств других предметов.

После 3 лет решающее значение в развитии восприятия при­обретают продуктивные виды деятельности. Они требуют не просто учета, а воспроизведения предметных свойств и отно­шений, чем способствуют усвоению общепринятых эталонов через свойства используемых материалов. Так, в конструиро­вании устанавливаются представления о форме и величине.

Восприятие, становясь управляемым, осмысленным, интел­лектуальным процессом, опираясь на использование фиксиро­ванных в культуре способов и средств, позволяет глубже про­никнуть в окружающее и познать более сложные стороны дей­ствительности. Усложняется восприятие времени и пространст­ва, развивается художественно-эстетическое восприятие лите­ратурных произведений, живописи, театра, музыки. Речь спо­собствует освоению таких сложных видов восприятия, как про­странство, время.

На первом году жизни малыш овладевает “близким” про­странством, ограниченным пределами его кроватки или мане­жа, практически перемещаясь и совершенствуя манипуляции с предметами. На втором году жизни слово взрослого включает­ся в пространственную ориентировку. Называние педагогом или родителями пространственных отношений позволяет ребенку освоить их достаточно быстро.

В раннем детстве малыш ориентируется в более широком пространстве, перемещаясь и действуя с предметами. Выделяя пространственные отношения в практической деятельности, ребенок их не осознает. Важно, что собственное тело малыша

становится для него точкой отсчета в восприятии пространства и правая рука выделяется как орган, выполняющий действия. Как показало исследование М.В.Вовчик-Блакитной, ребенок ориентируется в направлениях вперед-назад, вверх-вниз, впра­во-влево, либо двигаясь в ту или иную сторону, либо изменяя соответствующим образом положение корпуса, головы, рук и контролируя эти движения зрением. Речь не играет решающей роли в пространственном различении. Генерализованные реак­ции (“тут”, “там”, “здесь” и т.д.), сопровождающие восприятие ребенком ситуации, его указательные жесты свидетельствуют о том, что восприятие направлений пространства ограничивает­ся некоторой практической дифференцировкой этих направлений.

Усвоение слов-обозначений в более старшем возрасте при­водит к пониманию относительности пространственных отно­шений в зависимости от точки отсчета. Первоначально ребенок оценивает пространственные отношения исключительно с точки зрения положения в пространстве его самого. Но неумение аб­страгироваться от собственного положения и определить направ­ление расположенных предметов относительно любых других лиц или предметов обнаруживает конкретность представлений детей, ограниченность их обобщенного знания о пространстве.

Формирование более обобщенных представлений о про­странстве обеспечивает способность ребенка определить направ­ления не только относительно себя, но и в отношении к другим лицам и предметам. Движения и ориентировочные действия по­степенно переходят в план представляемых действий. А речевые акты, освобождаясь от первоначальной связи с движениями тела и рук, приобретают ведущее значение, переносятся во внутрен­ний план, т. е. развиваются как процессы внутренней речи.

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

- зрительное восприятие становится ведущим при ознаком­лении с окружающим;

- осваиваются сенсорные эталоны;

- возрастает целенаправленность, планомерность, управля­емость, осознанность восприятия;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.