№
п/п
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Основные виды
учебной
деятельности
| Планируемые предметные результаты освоения
материала
| Универсальные
учебные действия
|
Повторение (11 часов)
|
| 01.09
| Знакомство с учебником «Русский язык» Наша речь и наш язык.
| Урок повторения и систематизации
| Анализировать высказывания о русском языке.
Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.
Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога
| Различать язык и речь.
Различать диалогическую и монологическую речь.
Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке.
Составлять текст по рисунку с включением в него диалога.
Писать правильно слова: «человек», «пожалуйста»
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера
|
| 02.09
| Язык и речь. Формулы вежливости
| Урок развития умений и навыков.
| Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.
| Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др.
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); постановка и формулирование проблемы
|
| 03.09
| Текст. План текста
| Урок развития умений и навыков
| Определять тему и главную мысль текста.
Подбирать заголовок к тексту.
Соотносить заголовок и текст.
Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Составлять план текста.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».
Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы
| Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста.
Составлять планы к данным текстам.
Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Писать правильно слово «каникулы»
| Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности
|
| 04.09
| Развитие речи.
Обучающее изложение повествовательного текста
| Урок развития умений и навыков
| Самостоятельно подготовиться к написанию изложения.
Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного
| Излагать содержание повествовательного текста
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 07.09
| Анализ изложения.
Типы текстов.
| Урок развития умений и навыков
| Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.
Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».
Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой
| Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи
| Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами
|
| 08.09
| Предложение как единица речи.
| Урок повторения и систематизации знаний
| Составлять из каждой группы слов предложение.
| Составлять из слов предложения
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. Самооценка на основе критерия успешности
|
| 09.09
| Виды предложений по цели высказывания и по интонации
| Комбинированный урок
| Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.
Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.
Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения
| Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.
Писать правильно слова: «хозяин», «хозяйство»
| Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 10.09
| Диалог. Обращение
| Комбинированный урок
| Находить в предложении обращения в начале, середине, конце.
Составлять предложения с обращением.
Выделять обращения на письме
| Находить обращение в предложении.
Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями
| Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 11.09
| Главные и второстепенные члены предложения.
Основа предложения
| Комбинированный урок
| Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.
Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.
Различать главные и второстепенные члены предложения
| Находить главные и второстепенные члены предложения.
Различать главные и второстепенные члены предложения
| Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма
|
| 15.09
| Входной контрольный диктант.
| Контроль знаний, умений и навыков
| Применять полученные умения и навыки на начало учебного года.
| Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса.
Писать правильно слово «горизонт»
| Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
| 16.09
| Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Словосочетание.
| Комбинированный урок
| Правильно составлять словосочетания, уметь устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому, выделять словосочетания из предложения.
| Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв
| Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи
|
Предложение (9 часов)
|
| 14.09
| Однородные члены предложения (общее понятие)
| Урок изучения нового материала
| Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.
Определять, каким членом предложения являются однородные члены.
Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.
Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами
| Находить в предложении однородные члены предложения.
Писать правильно слова: «комбайн», «комбайнёр»
| Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 17.09
| Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
| Урок изучения нового материала
| Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение
| Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления
| Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
|
| 18.09
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
| Урок формирования умений и навыков
| Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).
Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.
Продолжать ряд однородных членов
| Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью союзов.
Писать правильно слово «багаж»
| Планирование своих действий при постановке запятых в предложении с однородными членами
|
| 21.09
| Развитие речи.
Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»
| Урок развития умений и навыков
| Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.
Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану
| Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами
| Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
| 22.09
| Наши проекты
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Обобщение знаний о знаках препинания в русском языке.
| Создание алгоритмов деятельности при при решении задач
|
|
| 23.09
| Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.
| Урок формирования умений и навыков
| Сравнивать простые и сложные предложения.
Выделять в сложном предложении его основы
| Различать простое и сложное предложения
| Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 24.09
| Развитие речи.
Обучающее изложение повествовательного текста.
| Урок развития умений и навыков
| Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану
| Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного
| Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
| 25.09
| Анализ изложения. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
| Урок формирования умений и навыков
| Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.
Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного
| Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами.
Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.
Писать правильно слово «прекрасный»
| Планирование своих действий при постановке знаков препинания в сложном предложении на основе заданного алгоритма
|
| 29.09
| Контрольный диктант по теме: «Предложение»
| Контроль знаний умений и навыков.
| Проверить знания, умения и навыки по теме: «Предложение».
| Различать сложные, простые и с однородными членами предложения, ставить запятые в предложениях.
| Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
Слово в языке и речи (19 час)
|
| 28.09
| Слово и его лексическое значение.
| Урок развития умений и навыков
| Анализировать высказывания о русском языке.
Выявлять слова, значение которых требует уточнения.
Объяснять принцип построения толкового словаря.
Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).
Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.
Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи
| Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове.
Писать правильно слова: «библиотека», «библиотекарь»
| Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
| 30.09
| Анализ работ и работа над ошибками.
Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
| Урок развития умений и навыков
| Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.
Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении.
Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.
Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.
Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове
| Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов.
Писать правильно слово «шофёр»
| Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 01.10
| Синонимы. Антонимы. Омонимы
| Урок развития умений и навыков
| Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове.
Подбирать к слову синонимы, антонимы.
Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.
Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи
| Распознавать синонимы, антонимы, омонимы.
Писать правильно слово «ещё»
| Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
| 02.10
| Фразеологизмы.
Обобщение знаний о лексических группах слов.
| Урок развития умений и навыков
| Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио.
Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове.
Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму
| Распознавать фразеологизмы, устаревшие слова
| Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
| 05.10
| Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
| Комбинированный урок
| Различать изученные части слова.
Анализировать таблицы и составлять по ним сообщения.
Подбирать примеры слов к схемам.
| Называть изученные части слова, Писать правильно слово «двенадцать»
| Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 06.10
| Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
| Урок развития умений и навыков
| Различать изученные части слова и выделять их.
| Объяснять алгоритм м разбора слова по составу.
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 07.10
| Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
| Урок развития умений и навыков
| Различать изученные части слова и выделять их.
| Объяснять алгоритм м разбора слова по составу.
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 08.10
| Правописание гласных и согласных в корнях слов
| Урок развития умений и навыков
| Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.
Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.
Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.
Анализировать разные способы проверки орфограмм.
Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы
| Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку.
Писать правильно слово «железо»
| Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 09.10
| Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных слов.
| Урок развития умений и навыков
| Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова».
Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов
| Выполнять звуко-буквенный анализ слова.
Писать правильно слова: «вокзал», «пассажир», «пассажирский»
| Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
|
| 12.10
| Правописание приставок и суффиксов
Словарный диктант
| Урок развития умений и навыков
| Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы
| Объяснять написание приставок и суффиксов
| Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 13.10
| Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.
| Урок формирования умений и навыков
| Работать с орфографическим словарём.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.
Оценивать результат выполнения орфографической задачи.
Сочинять объявление
| Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации
|
| 14.10
| Обучающее изложение повествовательного текста.
| Урок развития умений и навыков
| Самостоятельно подготовиться к написанию изложения.
Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного
| Излагать содержание повествовательного текста
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 15.10
| Анализ изложения. Части речи Морфологические признаки частей речи.
| Комбинированный урок
| Различать изученные части речи.
Анализировать таблицы и составлять по ним сообщения.
Подбирать примеры слов к изученным частям речи.
| Называть изученные части речи, различать их по морфологическим признакам.
| Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 16.10
| Склонение имён существительных.
| Урок развития умений и навыков.
| Актуализировать знания об одушевлённых и неодушевлённых, собственных и нарицательных именах существительных, развивать умения распознавать части речи и определять их признаки.
| Склонять имена существительные, изменять их, выделять морфологические признаки.
| Классификация объектов по выделенным признакам, поиск и выделение необходимой информации.
|
| 19.10
| Имя числительное. Глагол.
| Урок развития умений и навыков.
| Вспомнить признаки числительного и глагола, развивать умение изменять глаголы по временам, повторить правила написания приставок, предлогов со словами, частицы не с глаголами.
| Находить в тесте глаголы, числительны, правильно изменять глаголы по временам.
| Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 20.10
| Наречие как часть речи.
| Урок изучения нового материала
| Находить наречия среди данных слов в тексте.
Анализировать грамматические признаки наречия.
Определять роль наречий в предложении и тексте
| Находить в тексте наречия.
Писать правильно слова: «впереди», «медленно»
| Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
| 21.10
| Развитие речи.
Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
| Урок формирования умений и навыков
| Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника
| Составлять предложения и текст по репродукции картины
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
|
| 22.10
| Правописание наречий.
| Урок развития умений и навыков
| Классифицировать наречия по значению и вопросам.
Образовывать наречия от имён прилагательных
| Находить в тексте наречия.
Образовывать наречия от прилагательных.
Писать правильно слова: «вчера», «теперь», «медленно»
| Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
| 27.10
| Контрольный диктант по теме: «Части речи»
| Контроль знаний, умений и навыков
| Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации
| Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами
| Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы
|
Имя существительное (41 часа)
|
| 23.10
| Распознавание падежей имён существительных.
| Урок изучения нового материала
| Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.
Изменять имена существительные по падежам
| Изменять имена существительные по падежам
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
| 26.10
| Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных.
| Урок формирования умений и навыков
| Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».
Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.
Различать имена существительные в начальной и косвенной формах
| Определять падеж, в котором употреблено имя существительное
| Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
|
| 28.10
| Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.
| Урок формирования умений и навыков
| Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой.
Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим.
Различать именительный и винительный падежи
| Определять падеж, в котором употреблено имя существительное
| Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
|
| 29.10
| Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах.
| Урок-практика
| Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой
| Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.
Писать правильно слова: «телепередача», «телефон»
| Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
| 30.10
| Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
| Урок формирования умений и навыков
| Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных
| Называть имена существительные, которые употребляются в одной форме.
Писать правильно слово «аллея»
| Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
|
| Три склонения имён существительных.
1-е склонение имён существительных
| Урок изучения нового материала
| Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.
Подбирать примеры существительных 1-го склонения
| Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению.
Писать правильно слова: «беседа», «беседовать»
| Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
| Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения.
| Урок формирования умений и навыков
| Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения
| Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению.
Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Развитие речи.
Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег»
| Урок развития умений и навыков
| Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя)
| Составлят ь текст-описание.
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
|
|
| 2-е склонение имён существительных
| Урок изучения нового материала
| Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.
Классифицировать имена существительные по склонениям
| Сравниват ь имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходство и различие
| Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
| Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения
| Урок развития умений и навыков
| Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения
| Определять, относится ли имя существительное к 2-му склонению.
Называть падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Писать правильно слово «агроном»
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| 3-е склонение имён существительных
| Урок изучения нового материала
| Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.
Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.
Классифицировать имена существительные по склонениям
| Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие
| Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
| Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения
| Урок развития умений и навыков
| Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения
| Определять, относится ли имя существительное к 3-му склонению.
Называть падежные окончания имён существительных 3-го склонения.
Писать правильно слово «пейзаж»
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.
| Урок развития умений и навыков
| Определять склонение имён существительных по алгоритму, различать три типа склонения.
| Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений.
Писать правильно слово «портрет»
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Обучающее изложение повествовательного текста по составленному плану.
| Урок развития умений и навыков
| Передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями. Определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст
| Составлят ь текст.
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
|
|
| Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.
Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных
| Урок формирования умений и навыков
| Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.
Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова
| Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений.
Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
Писать правильно слово «портрет»
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Именительный и винительный падежи
| Урок формирования умений и навыков
| Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного.
Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах
| Определять именительный и винительный падежи имени существительного.
Различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа)
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже
| Урок формирования умений и навыков
| Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.
Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.
Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже.
| Определять родительный падеж имени существительного.
Писать правильно слово «инженер»
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных
| Урок формирования умений и навыков
| Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения
| Находить в предложении одушевлённыеимена существительные в родительном и винительном падежах.
Писать правильно слово «хлебороб»
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже
| Урок формирования умений и навыков
| Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.
Обосновывать написание безударного падежного окончания.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки
| Определять дательный падеж имени существительного.
Составлять словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных
| Урок развития умений и навыков
| Определять падеж имени существительного.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями
| Находить в предложении одушевлённыеимена существительные в родительном и винительном падежах.
Писать правильно слово «овца»
| Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
| Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных
| Урок развития умений и навыков
| Определять падеж имени существительного.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями
| Находить в предложении одушевлённыеимена существительные в родительном и винительном падежах.
Писать правильно слово «овца»
| Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
| Правописание имён окончаний имён существительных в творительном падеже.
Словарный диктант.
| Урок формирования умений и навыков
| Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного.
Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц
| Определять творительный падеж имени существительного.
Писать правильно слова: «вчера», «сегодня»
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже
| Урок развития умений и навыков
| Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями
| Доказывать правильность написания падежного окончания
| Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.
| Урок формирования умений и навыков
| Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного.
Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и
| Определять предложный падеж имени существительного
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже
| Урок развития умений и навыков
| Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями
| Доказывать, что имена существительные стоят в творительном падеже
| Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах
| Урок развития умений и навыков
| Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа
| Определять падеж имён существительных в единственном числе
| Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
|
|
| Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных
| Урок развития умений и навыков
| Указывать падеж и склонение имён существительных
| Определять падеж имён существительных в единственном числе
| Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
| Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных
| Урок развития умений и навыков
| Составлять и записывать словосочетания, употребляя имена существительные с предлогом
| Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании.
Писать правильно слово «костёр»
| Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
| Сочинение по репродукции картины В.А.Тропинина «Кружевница»
| Урок развития умений и навыков
| Составить текст по картине В.А.Тропинина «Кружевница»
| Составлят ь текст.
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
|
|
| Проверочная работа по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
| Контроль знаний, умений и навыков
| Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки
| Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами
| Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы
|
|
| Повторение.
| Комбинированный урок
| Объяснять написание пропущенных падежных окончаний имён существительных
| Определять падеж имени существительного в единственном числе
| Строить сообщения в устной и письменной форме. Формулировать собственное мнение и позицию.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|
| Склонение имён существительных во множественном числе
| Урок изучения нового материала
| Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе.
Определять склонение имён существительных
| Находить в тексте имена существительные во множественном числе.
Ставить имя существительное во множественном числе в начальную форму с целью определения начальной формы.
Писать правильно слова: «путешествие», «путешественник»
| Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
| Именительный падеж множественного числа
| Урок изучения нового материала
| Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.
Определять границы предложений
| Писать правильно слово «директор».
Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном падеже
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Родительный падеж множественного числа
| Урок изучения нового материала
| Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки
| Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (нет яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже.
Писать правильно слова: «килограмм», «грамм», «газета»
| Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
| Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падеж множественного числа.
| Урок изучения нового материала
| Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки
| Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации
|
|
| Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа
| Урок изучения нового материала
| Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки
| Определять падеж имени существительного во множественном числе
| Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
| Развитие речи.
Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану
| Комбинированный урок
| Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.
Проверять письменную работу (изложение)
| Излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.
Оценивать результаты выполненного задания
| Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
|
|
| Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.
| Урок обобщения и систематизации.
| Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном и единственном числе.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки
| Определять падеж имени существительного во множественном и единственном числе
| Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
| Контрольный диктант за первое полугодие
| Контроль знаний, умений и навыков
| Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации
| Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами
| Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы
|
|
| Анализ контрольного диктанта.
Повторение пройденного.
| Комбинированный урок.
| Проанализировать и исправить ошибки, допущенные в диктанте.
Упражняться в определении падежей имён существительных, правописании падежных окончаний имён существительных.
| Правильно писать безударные падежные окончания имён существительных, определять падеж имён существительных.
| Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|
| Наши проекты «Говорите правильно!»
| Урок-проект
| Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже
| Проводить исследование, делать выводы, представлять работу
| Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
Имя прилагательное (31 час)
|
|
| Имя прилагательное как часть речи.
| Урок формирования умений и навыков
| Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.
Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.
Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов
| Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов.
Писать правильно слово «автомобиль»
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации
|
|
| Род и число имён прилагательных
| Урок формирования умений и навыков
| Определять род и число имён прилагательных.
Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).
Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное»
| Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).
Писать правильно слова: «семена», «электростанция», «электровоз», «электричество», «электрический»
| Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|
| Развитие речи.
Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»
| Комбинированный урок
| Различать начальную форму имени прилагательного.
Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».
Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста».
Сочинять текст о любимой игрушке
| Определять тему и главную мысль текста.
Составлять рассказ по заданной теме.
Писать правильно слово «сейчас»
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
|
|
| Склонение имён прилагательных
| Урок изучения нового материала
| Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе».
Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин).
Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных».
Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения
| Изменять по падежам имена прилагательные в единственном числе.
Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации
|
|
| .Развитие речи.
Сочинение на тему: «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов»»
| Урок развития умений и навыков
| Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения».
Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины
| Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного
| Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
|
|
| Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
| Урок изучения нового материала
| Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице
| Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже
| Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
|
|
| Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
| Урок формирования умений и навыков
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного
| Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.
Писать правильно слово «правительство»
| Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|
| Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.
| Урок формирования умений и навыков
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, проверять правильность написанного
| Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
Писать правильно слово «аппетит»
| Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|
| Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода
| Урок формирования умений и навыков
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного
| Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже
| Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|
| Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода
| Урок формирования умений и навыков
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного
| Называть падеж имён прилагательных, выделять окончания имён прилагательных
| Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|
| Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода
| Урок формирования умений и навыков
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного
| Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах
| Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|
| Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода
| Комбинированный урок
| Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»
| Ставить имена прилагательные в нужном падеже
| Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму
|
|
| Развитие речи.
Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания
Наши проекты «Имена прилагательные в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»»
| Урок формирования умений и навыков
| Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца
| Писать правильно слово «командир».
Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.
Оценивать результаты выполненного задания
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Развитие чувства любви к родному краю – частичке своей большой родины на основе содержания текстов
|
|
| Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
| Комбинированный урок
| Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»
| Ставить имена прилагательные в нужном падеже
| Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму
|
|
| Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе
| Урок изучения нового материала
| Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице
| Склонять имена прилагательные женского рода.
Называть окончания имён прилагательных в каждом из падежей.
Писать правильно слово «экскурсия»
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода
| Урок изучения нового материала
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного
| Выделять окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода
| Урок изучения нового материала
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного
| Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных
| Актуализировать свои знания для решения учебной задачи.
Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных
|
|
| Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода
| Урок формирования умений и навыков
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в винительном, творительном падежах, проверять правильность написанного
| Приводить примеры словосочетаний с именами прилагательными в винительном, и творительном падежах.
Писать правильно слово «вагон»
| Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
|
| Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных.
| Урок формирования умений и навыков
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного
| Называть пропущенные окончания имён прилагательных женского рода
| Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму
|
|
| Развитие речи. Обучающее изложение описательного текста.
| Урок формирования умений и навыков
| Записывать текст по памяти. Определять тему и главную мысль текста, делить его на части.
| Писать по памяти сравнительно-описательный текст.
| Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
|
| Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода.
| Урок формирования умений и навыков
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного
| Называть пропущенные окончания имён прилагательных женского рода
Писать правильно слово «издалека»
| Формирование уважения к национальному достоянию Российского государства, древним архитектурным памятникам, созданным руками русского народа, а также к национальному достоянию других стран
|
|
| Склонение имён прилагательных во множественном числе.
| Урок изучения нового материала
| Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам
| Называть вопросы и окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.
Склонять имена прилагательные, пользуясь таблицей.
Писать правильно слово «салют»
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
|
| Развитие речи.
Сочинение – отзыв по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости»
| Урок развития умений и навыков
| Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».
| Составлять текст по репродукции картины.
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
|
|
| Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа
| Урок изучения нового материала
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного.
Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями
| Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах.
Определять падеж имён прилагательных множественного числа.
Писать правильно слово «ботинки»
| Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
|
|
| Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа
| Урок изучения нового материала
| Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного.
Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями
| Писать правильно слово «богат
|