Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письмо личного характера;

Особенности обучения письменной речи школьников при подготовке к ЕГЭ

Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Письменная речевая деятельность – это целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности, поэтому необходимо уделить особое внимание формированию письменной коммуникативной компетенции, особенно в рамках подготовки школьников старших классов к сдаче Единого государственного экзамена по иностранному языку [Гальскова, 2004: 153].

Письменное задание представляет собой самую трудную часть Единого государственного экзамена, но наиболее адекватно демонстрирующую владение языком учащимися. Письмо показывает умение выражать себя на иностранном языке, включая знания грамматики, лексики и правописания.

Письменная часть ЕГЭ состоит из двух заданий разного уровня сложности:

Письмо личного характера;

2.Письменное высказывание с элементами рассуждения.
Письменное высказывание – это монолог, построенный достаточно полно. В отсутствии непосредственного общения пишущий развертывает высказывание, чтобы избежать непонимания своих мыслей. В связи с этим письмо содержит дополнительные сведения, определения, конкретизирующие признаки. Пишущий стремится излагать информацию последовательно и логично, ясно и сжато, т.к. в дальнейшем в условиях ограниченного времени у него не будет возможности что-то изменить, повторить и разъяснить написанное. Поэтому именно письменная речь тщательно продумывается, оттачивается; автор что-то переделывает, переформулирует, пытается правильно оформить написанное [Маслыко, 1996: 60].

Содержание письменного речевого произведения определяется его деятельностной целью и задачами, такими, как эмоциональное воздействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого потенциала человека.

Особенность письменной речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя. Но в тех случаях, когда письменная речь направлена на уточнение понятия, она не имеет никакого собеседника, человек пишет только для того, чтобы уяснить мысль, чтобы вербализовать свой замысел, развернуть его без какого-либо даже мысленного контакта с лицом, которому адресуется сообщение [Колкер, 2000: 139].

Письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, ни контакта, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль «семантических маркеров» в монологической устной речи, и только частичным замещением этих последних являются приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, поэтому письменная речь должна быть максимально информативной, и грамматические средства, которые она использует, должны быть полностью достаточными для выражения передаваемого сообщения.

Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста [Шатилов, 1977: 114].

Основной действующей силой при составлении письменного текста считается его упреждение, т. е. наличие у автора представления о том, что будет написано, еще до момента написания.

В результате такого тщательного обдумывания появляется письменный текст, обладающий рядом качеств, как по содержанию, так и по форме, а именно:

- текст состоит из предложений, соответствующих узуальным моделям изучаемого языка;

- эти модели наполнены языковым материалом в соответствии с нормами его употребления (лексическими, грамматическими, орфогра­фическими);

- письменный текст содержит речевые клише, формулы, обороты, типичные для той или иной формы письменной коммуникации:

- изложение развертывается последовательно, логично:

- в тексте имеется (при необходимости) либо избыточная, либо скромпрессированная информация, как на языковом, так и на смысло­вом уровнях;

- изложение характеризуется точностью, выразительностью, доступностью для адресата [Соловова, 2003: 190].

Задача обучения письменной речи, порождению различных тек­стов, отвечающих перечисленным качествам, сводится, таким об­разом, к формированию у обучаемых определенных речевых уме­ний. Детальное изучение специфики порождения того или иного тек­ста - продукта письменной речи позволяет выявить реестр умений, многие из которых функционируют при создании почти всех форм письменного сообщения. Эти умения, расположенные в порядке их усложнения, можно представить в виде следующей иерархии:

1)передача основной информации (основного содержания прочи­танного/прослушанного текста):

2) передача главной идеи/главной мысли (прочитанного/прослу­шанного текста);

3) описание (краткое/детальное), сравнение, сопоставление описы­ваемых фактов;

4) доказательство (с приведением аргументов, иллюстрирующих примеров);

5) обзор, комбинирование, объединение фактов;

6) характеристика, выражение оценки, собственного отношения к излагаемому (согласия/несогласия, одобрения/неодобрения, порица­ния, удивления, восторга, радости, печали и др.);

7) реферативное изложение, аннотирование;

8) рассуждение, комментирование и др. [Леонтьев, 1991: 95].

Таким образом, для эффективного достижения программного уровня овладения иностранным языком как способом общения, познания и творчества необходимо уделять большее внимание работе над письменной речью учащихся.

Список литературы:

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб.пособие для студ.лингв.ун-тов и фак.ин.яз.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

2. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб.пособие. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. - 264с.

3. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Леонтьев А.А. – М.: Рус. яз., 1991 (Методика и психология обучения иностранным языкам). – 360 с.

4. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Пертова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Пособие для студентов педвузов и учителей. – Минск: Высшая школа, 1996. - 350 с.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей / Е.Н.Соловова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2003. - 239 с.

6. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие для студентов фак. и ин-тов инстр. яз.- Л.: Просвещение, 1977. - 295с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве | Особенности физического развития дошкольников




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.