Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Секвенции






Восходящее или нисходящее перемещение мелодического материала называется секвенцией. Первое звено секвенции называется мотивом. Секвенция является простейшим приемом в развитии мелодии. Если секвенция не выходит за пределы начальной тональности, то она называется диатонической (рис. 1.87).

Рис. 1.87. Диатоническая секвенция

Если мелодическая секвенция сопровождается секвенционным движением остальных голосов, то она называется гармонической (рис. 1.88).

Гармонические секвенции могут состоять из аккордов любого вида, т. е. трезвучий, их обращений, септаккордов и их обращений, альтерированных аккордов и аккордов нетерцового строения. Количество звеньев секвенции не может быть менее двух, чаще три, четыре. Звенья секвенции могут отстоять друг от друга на какой-либо определенный интервал или между ними может быть переменный интервал.

Рис. 1.88. Гармоническая секвенция

Наряду с диатоническими секвенциями в гармонии очень часто применяются хроматические секвенции. Эти секвенции образуются применением побочных субдоминант и доминант. Побочной субдоминантой или доминантой называется аккорд, находящийся в отношении субдоминанты или доминанты к одному из аккордов данной тональности. Например: С — F, где С — побочная доминанта к F, или последовательность С — G, где С — побочная субдоминанта к G.

Трезвучие, в которое разрешается побочная доминанта или субдоминанта, приобретает значение временной тоники (рис. 1.89).

Рис. 1.89. Модуляция

Модуляцией называется переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения или его части. Модуляция является одним из важнейших гармонических факторов развития музыкального произведения, ибо однотональными бывают либо части произведения, либо музыкальное произведение небольшой протяженности. Соотношение тональностей, появляющееся в процессе развития музыкального произведения, аналогично соотношению аккордов в однотональном построении. Иначе говоря, есть главная тональность и есть тональности побочные. Тональности различаются по степени родства, чем больше общих звуков и аккордов, тем тональности ближе. На этом основании наиболее близкие тональности — те тональности, тоники которых входят в диатонику данной исходной тональности. Такое диатоническое родство тональностей образует первую степень родства.

Для мажора в первой степени родства находятся тональности его доминанты, субдоминанты и все три побочные параллельные, а также тональность минорной субдоминанты (рис. 1.90).

Рис. 1.90. Тональности первой степени родства для мажора

Для минора в первой степени родства находятся тональности его доминанты, субдоминанты, три побочные параллельные и тональность мажорной доминанты (рис. 1.91).

Рис. 1.91. Тональности первой степени родства для минора

Общий аккорд для двух тональностей, через который и происходит модуляция, называется посредствующим. Число посредствующих (общих) аккордов между тональностями первой степени родства колеблется от семи до двух. Вслед за посредствующим аккордом появляется модулирующий аккорд, роль которого заключается в более ярком выявлении новой тональности. В качестве модулирующего аккорда желательны неустойчивые созвучия различных функций: S, SII7, D7, K46 и их альтерированные варианты с более выраженным стремлением к разрешению. С модулирующего аккорда начинается заключительная каденция в новой тональности.

В музыкальной практике различаются четыре степени родства тональностей. В данной книге мы не будем вдаваться в дебри теории и ограничимся общими правилами построения модуляции, которые применимы для любой степени родства. Модуляция в любую тональность этих четырех степеней родства осуществляется:

  • через общий аккорд между тональностями;
  • через отклонение (временную модуляцию) в тональность общего аккорда;
  • через многократную модуляцию из данной тональности в наиболее далекую из тональностей первой степени родства, образующих цепочку, ведущую к нужной тональности;
  • через внезапную модуляцию — на слабой доле берется диссонирующий аккорд, требующий непосредственного разрешения в тонику новой тональности, далее — заключительная каденция;
  • с помощью модулирующей секвенции, например D7 Т, с шагом наиболее подходящим для данного случая.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.