Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логика и выразительность речи.






В.р.- дает возможность проникнуть в самую суть произведения, учит понимать внутренний мир героев, мотивы их поступков…углубляет понимания красоты и музыкальности устного языка.

Овладев умением выразительной речи учитель приобретает сильнейшее средство воспитательного воздействия на детей…

Дети эмоциональны и рассказ может так глубоко воздействовать на них, что идея, заложенная в рассказе, часто становится для них прочным жизненным правилом, руководством к действию.

(Л.А.Горбушина «Выразительное чтение и рассказывание учителя» стр.146 «Импровизационный рассказ»

Интонация- совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых- фразовые и логические ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса.

Фонетическая транскрипция текста. Речевая партитура.

Фразовые и логические ударение – «Ударение указательный палец, отмечающий самое главное…любовное, злобное, хитрое, презрительное, открытое или двусмысленное слово в фразе…» сказал К. С. Станиславский.

Обозначаются горизонтальным подчеркиванием, как правило в простом предложении бывает одно (С августа в воздухе начинает холодать)или несколько (Блеснули долы, холмы, нивы.)

Ударение ставятся на именах существительных и глаголах, при повторах с возрастающим усилением.

(Во мне всё кипит, волнует, бесит)

При перечислении- (Я встал, умылся, оделся и выпил чай)

При объединении авторских слов и прямой речи-

А я не генерал - продолжал Чапаев, облизнувшись и щипнув себя за ус.

Если логическое ударение неправильно, то и весь смысл фразы может быть затемнён.

Практическая работа И.Тургенев (поставить ударения):

Около полудня, обыкновенно появляются множество круглых высоких облаков, золотисто-серых с нежными белыми краями.

Например: Вы сегодня будите в театре? Вы сегодня будите в театре?

Вы сегодня будите в театре? Вы сегодня будите в театре?

Пауза логическая и психологическая. Темп и ритм речи.

Логические паузы- оформляет речь, придают ей законченность.

(На примере «В мучном амбаре- пауза- КОТ!!! - пауза….)

Психологическая пауза («красноречивое молчание» К.С. Станиславский)-- это остановка, которая усиливает, выявляет особое психологическое значение слова или фразы.

Паузы могут быть разной длительности в зависимости от высказываемой мысли, от содержания.

Иногда место логической паузы определяется знаками препинания.

Минимальная пауза- обозначается вертикальной пунктирной линией, небольшая пауза- одной вертикальной линией, длительная- двумя вертикальными линиями.

Подтекст- внутренний психологический двигатель., главная идея произведения. (скрытый- в баснях и сказках)

Темпо-ритм. Мелодия текста.

Если необходимо привлечь внимание слушателя, текс или часть его произносится с замедленно, с напором, подчеркнуто, вводные слова или предложения, второстепенные мысли высказываются как бы между прочим..

Мелодика тона- подъем (повышение) голоса на ударном слоге означают значком /, падение (понижение) голоса\.

Пример: И всё?! -Да, всё. Разбор- И всё / Да/ всё\

Словестные замечания о темпе чтения ставятся на полях справа: быстро, медленно, ускоряя и т.п.

Нумеруются смысловые части развития действия: 1 часть- подготовка зрителя, экспозиция.

2 часть- оживление.

3 часть- главная, основная.

4 часть- самая напряженная, кульминация.

5 часть- переломный момент, движение к развязки

6 часть- развязка, финал.

Пример: Ф Тютчев «Конец зимы»

Средний темп - Зима недаром злится

Пришла ее пора

Весна в окно стучится

И гонит со двора

Ускоренно- И всё засуетилось

Всё гонит зиму вон

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон

Замедляя- Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит

Та ей в глаза хохочет

Ускоренно- И пуще лишь шумит!

Быстро- Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя

Пустила, убегая,

Замедляя- В прекрасное дитя

Средний темп- Весне и горя мало

Умылась в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Подтекст

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.