Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вечерня Великой пятницы.




Начинается по Уставу о десятом Часе дне (т.е. в 4 часа дня), бывает обычно часа в два дня. Начинается Обычным началом (Предначинательный псалом, Мирная ектинья) и сразу «Господи воззвах» (кафизм нет, т.к. на Страстной и Светлой седмицах кафизм не бывает) и стихиры на Господи воззвах на 6. Вход с Евангелием, поскольку на Вечерне читается Евангелие. Свете тихий и прокимен «Разделиши ризы Моя …» (тот же, что и на Утрени), чтение Исхода и чтение Иова. Обычные две паремии навечерия Страстной седмицы (Исход и Иов). Но к этим двум паремиям прибавлена третья: пророчество Исайи о страждущем Мессии. Знаменитые слова: «Как овча…». Затем прокимен и Апостол (Кор., 125 зачало): о смысле Креста для христиан. Далее Аллилуарий (большее, чем обычно число стихов). Евангелие от Матфея (составное, как на Вечерне в Великий четверг), рассказ о Страстях - уже третий способ рассказа. На этот раз одно целое Евангелие, в котором кусочки из разных евангелистов объединены последовательно. Тремя способами Церковь напоминает нам о Страстях. Мы читаем 12 отдельных Евангелий о Страстях, затем читаем каждого евангелиста по очереди и, наконец, читаем продолжительное составное Евангелие… С этим Евангелием связаны некоторые проблемы вот такого рода. Согласно одному из евангелистов разбойники сначала хулили Распятого, потом один разбойник раскаялся. А в другом почему-то наоборот: сначала рассказывается о покаянии этого разбойника, а потом из другого уже евангелиста читается фрагмент, где говорится «также и распятый с Ним поношал Его». Это двойственное число и сомнений быть не может - два разбойника. Получается ерунда – покаялся, а потом обратно покаялся. На эту ерунду уже давно обратили внимание всякие богослужебные комиссии, и давным-давно уже собор предписал исправить этот недочет, просто переставить эти два фрагмента местами. Это очень легко сделать без всякого ущерба для Евангелия. Но почему-то никак не могут напечатать.

Затем читается Сугубая ектинья «Рцем вси…». Сподоби Господи, Просительная ектинья. И поют стихиры на стиховне «Егда от древа Тя…». На Славу и ныне этих стихир специальная стихира «Тебе, одеящемуся светом, яко ризою…». Эта стихира поется на очень продолжительную мелодию, обычно болгарскую или греческую. Дело в том, что в практике греческих церквей во время этой стихиры бывает изнесение Плащаницы из Алтаря. Плащаница полагается на Престол заблаговременно уже в начале Вечерни и там лежит. Во время этой стихиры совершается каждение и износят Плащаницу из Алтаря на середину храма, что изображает снятие Господа со Креста и погребение Его. Поэтому такие продолжительные напевы. У нас в России во время этой стихиры Плащаницу не износят, а лишь совершают каждение вокруг Престола. Износят же ее несколько позже. Давайте прочтем ее текст. «Тебе, одеющемуся светом, яко ризою, сняв Иосиф с древа с Никодимом и видят мертва, нага, непогребенна, благосердный плач устремив, рыдая, глаголаша…». Затем Ныне отпущающе, Трисвятое по Отче на. Поются тропари Великой субботы «Благообразный Иосиф…» и «Мироносицам женам…». У нас во время пения этих тропарей бывает изнесение Плащаницы. В тропаре «Благообразный Иосиф» неправильно стоит знак препинания. Читается текст. «Благообразный Иосиф, с древа сняв Пречистое Тело Твое, Плащаницею чистой обвив и вонями…» (Плащаницею и благоуханиями обвив) и дальше уже «во Гробе нове, покрыв, положил». Запятая стоит неправильно после слова «обвив». Не соответствует исторической действительности, потому что сначала помазывают благоуханиями. Затем обертывают плащаницей и затем только полагают во гроб, а не наоборот – сначала полагают во гроб, а потом сверху поливают благовониями. А второе, этот текст просто не соответствует греческому тексту. По-гречески здесь однозначно «Плащаницею чистой обвив и вонями». И отпуст.

Повечерие в этот день поется в келиях поскору ради продолжительных служб, которые совершались всю ночь. Пелась Утреня, длинные Царские часы, Вечерня. И на этом Повечерии поется канон (вовсе не Андрея Критского, как следовало бы ожидать, всю Страстную мы поем на Повечерии канон Андрея Критского) гораздо более позднего автора Симеона Логофета, все равно очень древнего. Это свидетельствует о позднем происхождении этого канона и позднем происхождении этой службы. Первоначально, видимо, Повечерие в этот день отменялось ради отдохновения.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.