Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Павел в Малой Азии, Греции и Македонии.






Павел совершил три больших путешествия, проповедуя учение Христа в Малой Азии, Македонии и Греции. Он посещал большие города, где имелось еврейское население, занимавшееся ремеслом и торговлей. В каждом городе он сначала шел в синагогу и доказывал своим соплеменникам, что Христос — это Мессия. Иудеи, как правило, прогоняли его, иногда избивая до полусмерти, а язычники, слышавшие проповедь Павла, принимали ее всем сердцем. Появление апостола везде сопровождалось борьбой и раздором. Так, например, в македонском городе Филиппах противники натравили на Павла городских начальников, которые приказали бить его палками и бросить в тюрьму; лишь когда выяснилось, что Павел — римский гражданин, его с извинениями отпустили. В греческом Коринфе иудеи и крещенные Павлом христиане устроили между собой драку перед трибуналом (судилищем) римского наместника Галлиона — брата философа Сенеки. Наместник-проконсул сказал им: “Когда идет спор об учении и о именах, и о законе вашем — разбирайтесь сами, я не хочу быть судьею в этом”, — и прогнал их от судилища.

 


Андрей Рублёв, Святой Апостол Павел, около 1410

 

Только в Афинах проповедь Павла прошла мирно. Любознательные афиняне пригласили странствующего проповедника в Ареопаг и с любопытством выслушали его речи, но подняли на смех рассказ о воскресении из мертвых.

В городах, через которые проходил Павел, образовывались новые христианские церкви. Самые многолюдные общины возникли в Коринфе, где апостол жил полтора года, и в Эфесе, где он учил два года. В этих церквах было уже больше язычников, чем иудеев. Крещеные жители Эфеса перестали покупать изделия ремесленников из храма Артемиды Эфесской, из-за чего в городе поднялся большой мятеж: ремесленники сбежались в городской театр и целых два часа кричали: “Велика Артемида Эфесская! ” Сильные христианские церкви образовались и в других городах Малой Азии.



Проповедь Петра и Андрея. Двенадцать апостолов, как и Павел, тоже проповедовали христианство в дальних краях. Примечательные путешествия совершили братья Андрей и Петр, которых именуют “первозванными” за то, что они были первыми учениками, призванными Иисусом.

Андрей обращал в христианство язычников на Севере, где жили предки славян. Согласно русской летописи, он поднялся по Днепру до холмов, на которых позже возник Киев, и благословил это место, предсказав, что оно украсится многими христианскими храмами. Вот почему у нас был в старину Андреевский флаг и орден Андрея Первозванного.

Петра Христос особо выделял среди 12 апостолов. “Ты Петр, — сказал он однажды, — и на этом камне [по-латински петрус ] я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного”. Когда Павел учил в Греции, Петр отправился в Италию и основал первую христианскую общину в Риме. Поэтому римские епископы, папы римские, считаются преемниками апостола Петра и претендуют на первое место во всем христианском мире. И главный собор в Риме называется собором Святого Петра.

 

 

Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских.

Николай Ломтев, фрагмент

Нероново гонение. Христианина сразу можно было узнать среди язычников, потому что он переставал посещать языческие храмы и не участвовал в общенародных праздниках, которые устраивались в честь языческих богов: поклонение иному богу, кроме Христа, считалось у христиан величайшим грехом. Когда число их в городах Империи возросло, соседи-язычники обратили на них внимание. Эти странные люди, христиане, вызывали у них неприязнь: они держались вместе, отгораживаясь от чужаков; они не принимали участия в служении богам; они собирались по ночам, чтобы, по слухам, пить чью-то кровь и есть чью-то плоть. О христианах стали распространяться мрачные рассказы: их обвиняли в ненависти к роду людскому, в человеческих жертвоприношениях и других тайных преступлениях. Римские чиновники тоже с опозданием заметили, что христиане создают тайные, не разрешенные правительством общества и что они не воздают положенных божеских почестей императорам.

Сразу после большого римского пожара этими слухами воспользовался император Нерон. Стремясь отвести от себя подозрение в поджоге Рима, он обвинил в этом преступлении ненавистных народу христиан. Ни в чем не повинных людей стали хватать по всему городу. Несколько дней продолжались в Риме жестокие казни, устроенные в виде развлекательных зрелищ. Христиан отдавали на растерзание зверям на арене амфитеатра, сжигали заживо в императорском саду, распинали на крестах. Они проявляли удивительное мужество, не только не отрекаясь от своего Бога — Христа, но открыто прославляя его. Их поведение вызвало в конце концов сочувствие в зрителях. Римский народ стал роптать на чрезмерную жестокость наказаний. Многие восхищались стойкостью христиан и задумывались над ее причиной. В результате после спада преследований число сторонников новой религии не уменьшилось, а возросло.

По преданию, во время Неронова гонения погибли в Риме апостолы Петр и Павел: Петр как безродный иудей был распят на кресте, а Павел как римский гражданин был обезглавлен мечом.

Так в 64 г. н.э. появились христианские мученики — люди, пострадавшие за веру. После Нероновых казней началась долгая борьба между Империей и Церковью. Второе гонение происходило в правление Домициана, дальше они шли с перерывами одно за другим на протяжении примерно 250 лет.

 

Светочи христианства (Факелы Нерона).

Картина Генриха Семирадского, 1882, фрагмент

 

Христианская Церковь в первый век своего существования. Христианская Церковь I в. н.э. состояла в основном из простых и малообразованных горожан: ремесленников, купцов, служилых людей (мелких чиновников, тюремных стражей, солдат). Среди христиан были и зажиточные, и бедные люди. По свидетельству очевидцев, у тюрем, где томились мученики, постоянно толпились бедные женщины и детишки — вдовы и сироты, получавшие помощь из церковной казны. Богатые христиане крестились со всем домом своим, т.е. вместе с рабами. Рабы становились полноправными членами христианской Церкви.

У первых христиан не было богослужебных зданий. Они собирались в богатых домах, а во время гонений — в каменоломнях (катакомбах), где образовались подземные храмы и кладбища. На многие километры протянулись христианские катакомбы в окрестностях Рима. Христианскую Церковь первых трех веков нашей эры называют Церковью подземной.

Места обитания древних христиан можно распознать по изображениям креста и рыбы. Греческое слово ихтиоз(“рыба”) состоит из букв, с которых начинается каждое слово фразы: Иисус Христос Сын Божий.

На исходе I в. н.э. христианская Церковь приобрела стройную организацию: люди, совершавшие богослужение (евхаристию и другие обряды), отделились от массы верующих. Священнослужители назывались пресвитерами и епископами, а их помощники и хранители церковной казны — диаконами. Пресвитеры руководили мелкими христианскими общинами, епископы — церквами крупных городов. Выбирали епископов обычно из богатых и влиятельных людей — они должны были помогать единоверцам и защищать их от языческих властей. Но среди первых епископов встречались также люди простые и бедные.

Во II в. н.э. в христианскую Церковь потянулось множество людей из всех сословий: философы, писатели, офицеры, сенаторы, царедворцы. Один христианский писатель говорил, обращаясь к язычникам: “Мы существуем со вчерашнего дня и уже наполняем все: ваши города, замки, советы, лагери, двор, сенат, форум. Оставляем вам одни только ваши языческие храмы”.

 

 

Раннехристианское богослужение в катакомбах святого Каллиста

(гравюра XIX века)

§21. “Золотой век” Римской империи (II в. н. э.)

“Золотой век” Империи. После жестоких императоров- деспотов в Риме надолго воцарилась мирная династия Антонинов, оставившая по себе добрую память. Время правления Антонинов называется “золотым веком” Империи, этот “век” занимает почти все второе столетие новой эры. Самыми знаменитыми императорами “золотого века” были полководец Траян и философ Марк Аврелий.

Во II в. н.э. Империя наслаждалась внутренним покоем. Императоры Антонины не вели завоевательных войн, но крепко оберегали главные границы Римской державы, которые проходили по рекам Евфрату, Дунаю и Рейну. За Евфратом простиралось великое Парфянское царство (бывшая Персия); на берегах Дуная в нынешней Румынии возникло царство воинственных даков; Рейн отделял римскую Галлию от диких германских племен. Не раз в этих районах вспыхивали пограничные войны, во время которых римские легионы вторгались на вражескую территорию.

При Антонинах установились нормальные отношения между императорами и сенатом, прекратились казни и гонения, люди получили возможность свободно высказывать свои мысли. Историк Тацит, доживший до этого времени, писал: “Настали годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает”.

При Антонинах изменилось положение провинций: они стали постепенно уравниваться в правах с Италией. Многие провинциалы сделались римскими гражданами, самые знатные из них вошли в римский сенат. Греческий писатель II в. Элий Аристид говорил, обращаясь к римлянам: “При вас все для всех открыто. Всякий, кто достоин государственной должности, перестает считаться чужеземцем. Имя римлянина стало достоянием всего культурного человечества. Вы установили такое управление миром, как будто он является одной семьей”. Вскоре после того как прервалась династия Антонинов, завершилось единение Римской державы, осуществлявшееся при ее правлении: в 212 г. н.э. по эдикту императора Каракаллы все население Империи получило римское гражданство.

Траян. Марк Ульпий Траян царствовал в начале династии Антонинов. Родился он в знатной римской семье, проживавшей в Испании. С юных лет Траян служил в армиии под руководством отца прошел путь от подчиненного офицера до командующего рейнскими легионами. Когда ему было 45 лет, старый император Нерва усыновил его, видя в нем самого достойного гражданина и преемника своей власти. В 98 г. н.э. Траян стал императором.

Новый глава Римского государства обладал выдающимися качествами воина: он был очень силен, великолепно владел оружием, без страха схватывался в лесной чаще с хищными зверями, любил плавать в бурном море.

Ел он всегда простую солдатскую пищу, в походе шел пешком впереди войска. С этими мужественными качествами соединялись скромность, справедливость, трезвый ум, жизнерадостный нрав.

Когда Траян стал императором, его личная жизнь и привычки мало переменились. Он ходил по Риму пешком и был доступен просителям. Заговорщиков он не боялся, а доносы совершенно уничтожил тем, что не обращал на них внимания. Он говорил, что хочет быть таким правителем, какого сам пожелал бы себе, если бы оставался простым подданным. Вручая меч начальнику дворцовой гвардии, он торжественно провозгласил: “Бери этот меч, чтобы пользоваться им для моей защиты, если я буду править хорошо, и чтобы воспользоваться им против меня, если я буду править плохо”. Сенат официально признал Траяна наилучшим императором. Впоследствии при вступлении правителей Рима на престол им желали быть счастливее Августа и лучше Траяна.

В правление Траяна велись большие войны на Евфрате и Дунае. В двух походах император разгромил царство даков, угрожавшее северной границе Империи, и вывел римских поселенцев на левый берег Дуная. В память об этих победах в Риме была воздвигнута величественная колонна Траяна, украшенная рельефами с изображением Дакийской войны.

Поход за Евфрат против парфян закончился захватом парфянской столицы. Римляне дошли до берегов Персидского залива, но восстания, вспыхнувшие в тылу, заставили Траяна отвести легионы назад. На обратном пути домой он внезапно заболел и умер (117 г. н.э.).

Марк Аврелий. Правлением Марка Аврелия заканчивался “золотой век” Империи.

С давних пор выдающиеся мыслители мечтали видеть во главе государства мудреца, “философа на троне”. Марк Аврелий оказался воплощением этого идеала: он был императором и знаменитым философом-стоиком. Наукой он начал заниматься с 12 лет и продолжал эти занятия всю жизнь. После него осталось большое философское сочинение на греческом языке под названием “К самому себе”. В нем высказаны самые задушевные мысли императора о жизни, о душе, о долге.

Мировоззрение Марка Аврелия было довольно мрачным. Время человеческой жизни, писал он, один миг, тело — смертно, судьба — непонятна; жизнь — это борьба и странствие по чужбине, посмертная слава — забвение. Несмотря на такие мысли, Марк Аврелий наставлял самого себя в бодрости. Он считал, что божественное начало, обитающее в нашей душе, велит нам жить в согласии с природой, выполняя все требования жизни. Главное — любовь к людям и исполнение долга перед ними.

Марк Аврелий жил в полном соответствии со своими правилами. Он тяготился императорской властью, но добросовестно и хорошо выполнял все обязанности правителя, даже такое тяжелое дело, как командование войском. С посторонними людьми он был приветлив и справедлив, близких — почитал и любил. С удивительным терпением сносил он дурной нрав своей красивой жены, ее постоянные измены. Выражение лица его было всегда спокойным.

При Марке Аврелии на Империю обрушились многочисленные беды, предвещавшие конец благополучных времен: мавры нападали на южные границы, парфяне — на восточные, германцы и сарматы перешли Дунай. В довершение несчастий по всей Империи прокатилась эпидемия чумы.

Император лично предводительствовал войском в двух больших и победоносных войнах на Дунае против германцев и сарматов. Здесь настигла его чума. В 180 г. н.э. последний достойный император династии Антонинов скончался от эпидемии в военном лагере Виндобоне (современная Вена). Сын его, возобновивший дурные обычаи императоров-деспотов, процарствовав 12 лет, стал жертвой дворцового заговора. Его бесчинствами и гибелью завершилась почти столетняя счастливая эпоха Антонинов.

В Риме сохранились два памятника Марку Аврелию: великолепная конная статуя императора и колонна, воздвигнутая в честь победы его над сарматами и германцами:

 

Расцвет имперских городов во II в. н.э. В западных странах — Испании, Франции, Германии, Британии — часто встречаются полуразрушенные временем, но все еще величественные римские сооружения: храмы, амфитеатры, арки, валы. Некоторые римские дороги и водопроводы служат людям до сих пор. Большинство этих сооружений относится к веку Антонинов. Именно во IIв. н.э. города римских провинций, как западных, так и восточных, умножались в числе и благоустраивались. Их форумы освобождались от торговых лавчонок, превращаясь в парадные площади, украшенные храмами, базиликами (судебными зданиями), статуями. Появились колоннадные улицы — проспекты, по обеим сторонам которых стояли колонны, поддерживавшие крыши над пешеходными дорожками. В начале и конце этих улиц нередко ставились триумфальные арки. Многие города по Рейну и Дунаю возникли на месте римских военных лагерей — от них произошли такие знаменитые современные столицы, как Бонн, Вена, Будапешт. Постепенно романизировались, т.е. превращались в города римского типа, поселения западных туземных племен; например, центр галльского племени паризиев стал городом с латинским именем Лютеция, а впоследствии получил название Парижа. Земли вокруг романизированных городов покрывались оливковыми садами и виноградниками. Некогда дикие страны — Галлия и Испания — начинали торговать собственным вином и оливковым маслом. Упоминавшийся выше Элий Аристид писал: “В наше время все города соперничают между собой в красоте и привлекательности. Везде множество площадей, водопроводов, торжественных порталов, храмов, ремесленных мастерских, школ. Города сияют блеском и красотой, и вся земля цветет, как сад...”

Акведуки. Среди архитектурных памятников Империи особенно большое впечатление производят водопроводы- акведуки. Они стоят в низменных местах, где водопроводные желоба, ради сохранения единого уровня над землей, были подняты на высокие, мощные аркады, протянувшиеся на десятки километров.

Пон-дю-Гар — самый высокий сохранившийся древнеримский акведук:

длина 275 метров, высота 47 метров.

 

Самый большой в мире акведук, Карфагенский (II в. н.э.), имеет протяженность 132 км, высота его двухъярусной аркады достигает 40 м. Акведук в Испанском городе Сеговия (II в. н.э.) работает до сих пор. Во всей Империи около 100 городов снабжались водой с помощью акведуков.

 

Термы. По акведукам поступала вода в общественные бани, или термы, распространившиеся по Империи от Британии до Евфрата. Римляне заимствовали идею греческого гимназия, прибавив к паркам и спортивным площадкам банные помещения. Собственно бани состояли из трех отделений с холодной, теплой и горячей водой. Отапливались они полыми керамическими трубами, через которые проходил горячий пар. В целом же термы включали в себя плавательные бассейны, помещения для отдыха и беседы, библиотеки, беговые дорожки, спортивные площадки, цветники. Огромными размерами и роскошью отличались императорские термы, сооружавшиеся в дар римскому народу. Их посещали средние городские слои и бедняки. Знатные и богатые люди предпочитали маленькие домашние баньки. Самыми знаменитыми термами II в. н.э. были термы Траяна в Риме.

 


 

Термы

 

Лимесы. До сих пор внушительное зрелище являют римские пограничные укрепления, называемые лимесами (лимес в переводе с латыни — “межа”, “граница”). Хорошо укрепленный лимес представлял собой земляной вал или каменную стену длиною в сотни километров. Иногда перед валом выкапывали еще ров и ставили частокол. Вдоль вала, недалеко друг от друга, располагались башни со сторожевыми отрядами. Через несколько башен стояли крепости, примыкавшие к валу. В тылу этих укреплений располагался большой легионный лагерь, связанный с ними военными дорогами. Более простые лимесы состояли из одних укреплений, соединенных удобными путями. Остатки лимесов хорошо видны в Британии, на Рейне, на Дунае. Часть Траянова вала проходит по территории Молдавии, входившей в состав Дакийского царства. Мощный Антонинов вал сохранился на севере Англии.

 


Реконструированный лимес в Вельцхайме

Знаменитые сооружения Рима. Во II в. в Риме были возведены знаменитые на весь свет сооружения — это Пантеон и Форум Траяна. Пантеон, храм всех богов, представляет собой круглое здание, перекрытое огромным куполом (одним из самых больших в мире). В отличие от греческих храмов Пантеон похож не на дом бога, а на круг земель, осененный небесным сводом. Из отверстия в потолке в центр храма льется поток света, рассеивающийся по краям обширного внутреннего пространства. Контраст света и полумрака создает таинственное, молитвенное настроение.

 


Пантеон

 

Форум Траяна был сооружен в память о победе императора над даками. Через триумфальную арку посетитель входил на широкую площадь, в центре которой стояла конная статуя императора. Вдали за статуей на высоком постаменте возвышалась роскошная мраморно-гранитная базилика, над ее позолоченной крышей виднелась верхушка стоящей за нею триумфальной колонны. Поднявшись по ступеням и пройдя насквозь базилику, полную серых и золотистых колонн, путник оказывался на второй, полукруглой площади. По бокам ее стояли библиотеки для латинских и греческих рукописей, а между ними возносилась колонна, обвитая, как лентой, раскрашенными рельефами с изображением военных сцен. В постамент колонны был замурован прах Траяна, на вершине ее стояла в древности статуя императора.

Форум Траяна и Пантеон построил гениальный греческий архитектор Аполлодор Дамасский. В обоих сооружениях выразился светлый дух как греческого искусства, так и того времени, когда они были созданы.

 

Форум Траяна

 

Западные и восточные провинции. Хотя огромная Римская империя была единым государством, по ней как бы проходила невидимая граница между восточными и западными Провинциями. Восток говорил на греческом языке, строил сооружения из камня и сохранял старинную греческую и греко-восточную культуру. Запад перенял латинский язык, римскую культуру и римские строительные материалы — бетон и обожженный кирпич. Греки, становясь римскими гражданами, продолжали считать себя греками. Испанцы и галлы, говорившие по-латыни, считали себя римлянами. Ныне эти народы говорят на романских языках, произошедших от латыни.

Галльские мученики. В середине II в. н.э. война между Империей и христианской Церковью приутихла. В это время христианская религия, завоевав города, проникла в училища, во дворцы сенаторов, в армию. Но в начале и в конце “золотого века”, при Траяне и Марке Аврелии, в Риме и провинциях происходили преследования христиан. Особенно жестокое гонение вспыхнуло в Галлии во времена Марка Аврелия.

В галльском городе Лугдуне (Лионе) и в соседнем с ним городе Виенне языческое население долго травило христиан, изгоняя их из всех общественных мест — из бань, с рынков, площадей; их принимали за людей, совершающих тайные преступления. Наконец вспыхнул погром: христиан хватали, били, волокли на судилище к городским властям. Начальник города, учиняя допрос, приказывал бросать исповедников веры в тюрьму. Заключенных набралось так много, что они умирали в темницах от духоты, но только 10 человек отреклись от веры в Христа. Упорных подвергали пыткам: их бичевали, растягивали им ноги, сажали их на раскаленный металлический стул. Мученики, вынося все страдания, продолжали твердить: я христианин. Удивительную твердость проявили женщины, особенно молодая хрупкая рабыня Бландина; тело ее превратилось в сплошную рану, даже палачи устали от пыток, а она, словно не чувствуя боли, повторяла: “Я христианка, у нас не делается ничего плохого”. Расправа завершалась в городском амфитеатре, где христиан бросали на растерзание диким зверям или убивали какими-нибудь другими способами.

Рассказ о галльских мучениках сохранился в письме, которое написали уцелевшие христиане своим собратьям по вере в Малую Азию. (см. дополнение к §21)

 

 

Римская империя во II в н.э.

 

§22. Поздняя Империя (IV — V вв. н.э.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.