Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Урок математики






    Тема урока: дальнейшее развитие познавательного интереса и положительного отношения к учению на материале математики.

    Материал урока: математические задания на внимательность; примеры на дополнение однозначного числа до 10 и двузначного до 20; способ сложения и вычитания с переходом на десяток; задание на самостоятельное составление примеров.

    I. Приветствие.Беседа с учениками о том, что их волнует сегодня. (Не спеша, доброжелательно.) Время - 3 - 5 минут.

    - Здравствуйте, дети! Что у вас нового?

    Выслушиваю рассказы детей о новых событиях, впечатлениях, радостях, огорчениях.

    Выражаю радость или сопереживание, свою оценку всему, что волнует детей, проявляю чуткость и отзывчивость к каждому ребенку, поделившемуся со мной и товарищами своими переживаниями. Если желающих высказаться и довериться окажется много, то тактично предлагаю детям продолжить этот разговор на перемене, на следующем уроке или после уроков.

    II. Постановка учебных задач. (В деловом темпе, серьезно, в тоне содружества.) Время - 2 минуты.

    - Хотите знать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Во-первых, я помогу вам развить наблюдательность. Смотрите, какие задачи я приготовил!

    Показываю записанные на доске задачи и сразу же закрываю запись занавеской.

    - Во-вторых, вы должны проверить правильность решения примеров.

    Показываю примеры на дополнение однозначных чисел до 10 и двузначных до 20 и прикрываю их занавеской.

    - В-третьих, вы должны отгадать, каким способом я решил примеры на сложение и вычитание, и определить, правильно ли я их решил!

    Показываю на доске запись решенных мною примеров и тоже прикрываю их занавеской.

    - В-четвертых, вы поможете мне: придумаете сами и запишете на листках бумаги примеры. Я отберу из них самые интересные и сложные, а завтра будем решать их все вместе!

    В конце урока мы подытожим нашу работу: кто чему научился и какой у нас получился урок!

    III. Развитие наблюдательности. (В ускоренном темпе. Интригующе и живо.) Время - 5 минут.

    Раскрываю часть доски и показываю детям рисунок.

    - Посмотрите внимательно и запомните, какие здесь нарисованы фигуры и как они расположены. Кое-что я изменю в них, а вы постарайтесь узнать, что изменилось!

    Время запоминания - 4 - 5 секунд.

    Решительно:

    Опустите головы! Закройте глаза!..

    Поворачиваюсь к доске и за 2 - 3 секунды делаю изменения в рисунке.

    Варианты упражнения:

    не производить никаких изменений;

    заменить цифру 9 цифрой 6;

    луч превратить в отрезок;

    изменить расположение двух фигур;

    добавить новую фигуру.

    Предлагаю детям 2 - 3 варианта. После каждого из них произношу решительно, отходя от доски:

    - Поднимите головы! Шепните мне на ухо, какое изменение я внес в рисунок! - Быстро подхожу к каждому, кто хочет шепнуть мне на ухо свой ответ, тут же даю оценку - тоже шепчу на ухо ребенку. Потом прошу весь класс сказать ответ хором.

    После выполнения первого задания переходим к следующему.

    - Посмотрите на этот рисунок!

    Отодвигаю занавеску на другой части доски и показываю детям рисунок.


    Рисунок

    - Надо определить, какие фигуры здесь нарисованы и сколько их. Вы считайте про себя, и я - про себя, ведь я тоже не знаю, сколько фигур нарисовано! Сосчитаем сначала треугольники...

    Демонстрирую детям, что я тоже считаю фигуры на рисунке.

    - Я насчитал пять треугольников! А вы?

    Ответы могут быть разными: большинство детей, надо полагать, тоже скажет, что там действительно пять треугольников; кое-кто, наверное, обнаружит, что на рисунке не пять, а шесть треугольников, так как надо сосчитать и большой треугольник, в котором нарисованы все фигуры.

    Выражаю благодарность тому, кто находит ошибку.

    - Сосчитаем теперь точки... Короткая пауза.

    - По-моему, их там три... нет, четыре! Правда?

    И так далее.

    По мере решения каждого примера справа от рисунка записываю.


    Справа от рисунка идет запись

    В одном случае делаю «ошибку»: «Итак, здесь четыре прямоугольника!» - и вместо цифры 4 пишу цифру 5 или 6. Даю детям возможность заметить и исправить допущенную мною «ошибку», благодарю того, кто первый поправит меня.

    После выполнения второго упражнения:

    - А теперь решим более сложную задачу! Хотите?.. Я вам покажу два множества только на две секунды, а вы попытайтесь определить, в каком из них больше элементов. Вы готовы?

    Раскрываю следующую часть доски с записями множеств:


    Записи множеств

    Две секунды оставляю эти записи открытыми и сразу прикрываю их занавеской.

    - В каком множестве, по-вашему, больше элементов?

    Возможные ответы: множество В больше множества А (предположение большинства детей); множество В длинное, но надо проверить, действительно ли в нем больше элементов, чем во множестве А (предположение меньшинства).

    Присоединяюсь к мнению большинства:

    - Я тоже считаю, что во множестве В больше элементов. Пусть встанут все, кто согласен со мной!.. Видите, как нас много! Разве все мы могли ошибиться?

    Даю возможность меньшинству отстоять свою точку зрения:

    «Так говорить нельзя, надо проверить!»

    - Как проверить?

    Помогаю детям вспомнить способ проверки: каждый элемент одного множества соединить линией с тем же элементом другого множества. Эти соединения проделываю на доске. Один-два раза неправильно соединяю элементы, чтобы дети «поправили» меня.

    На доске получаем следующую схему:


    Схема

    Вывод: множества А и В равны.

    Обращаюсь к детям, вместе со мной считающим, что множество В больше множества А:

    - Что же нас ввело в заблуждение?

    Помогаю детям понять, что не следует поддаваться только внешним признакам (множество В занимало более длинный ряд, чем множество А).

    IV. Решение примеров на дополнение однозначных чисел до 10 и двузначных до 20. (Резкий переход к быстрому темпу.) Время - 5 минут.

    - Скажите хором, со взмахом руки... Какое число нужно прибавить к 5, чтобы получить 10?

    - Какое число нужно прибавить к 7, чтобы получить 10?..

    - Какое число нужнб прибавить к 8, чтобы получить 10?..

    - Какое число нужно прибавить к 5, чтобы получить 10?.. Спасибо! А теперь посмотрите на эти примеры!

    Приоткрываю занавеску на доске:

    14 - 4 =

    15 - 3 =

    16 - 5 = 10

    17 - 9 =

    18 - 7 =

    19 - 2 =

    - Проверьте, пожалуйста, не ошибся ли я при решении этих примеров?

    - Во втором примере? Вместо 3 должно быть 5?.. Спасибо!.. В третьем примере? Вместо 5 должно быть 6? Спасибо!

    И так далее, убыстряя темп.

    V. Усвоение нового способа сложения и вычитания. (В деловом темпе.) Время - 8 - 10 минут.

    - Раз вы справились с такими примерами, то, надеюсь, вы сможете усвоить новый, не знакомый еще вам способ сложения и вычитания! Посмотрите внимательно на эти записи.

    Открываю следующую часть доски.


    Задания с примерами


    Задания с примерами

    - Как вы думаете, как я решил эти примеры: «8 + 7» и «18 - 9»? Что означают эти стрелки и цифры в квадратиках?

    Даю детям возможность высказать свои соображения.

    Если они обнаружат способ разложения второго слагаемого (в примере на сложение) и вычитаемого (в примере на вычитание), то можно объяснить им смысл этого способа при решении подобных примеров (для разбора можно дать и другие примеры).

    Если же детям будет трудно понять смысл этого способа, то прекращаю работу и говорю:

    - Хорошо... Мы еще вернемся к этому способу, и вы обязательно все поймете! А теперь... - и предлагаю следующую учебную задачу.

    VI. Задание на самостоятельное составление примеров. (В умеренном темпе, в тоне содружества.) Время - 3 - 4 минуты.

    - Можно вас попросить помочь мне?.. Я положил каждому на парту лист чистой бумаги. Составьте, пожалуйста, 1 - 2 примера на сложение и вычитание. Я отберу из них самые интересные и сложные, а завтра будем решать их всем классом. Этим вы поможете мне подготовиться к уроку.

    Первая перемена (10 мин.)

    Веду наблюдение за свободной деятельностью, общением, играми и развлечениями детей на перемене.

    На доске записываю задания для урока родного языка. Одновременно слушаю рассказы детей о том, о чем они сами хотят говорить. Рассказываю им о разных вещах, вызывающих их интерес. Слежу за детьми, занятыми у доски в коридоре, за их играми и развлечениями.

    Темп свободный, тональность - мажорная.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.