Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Защита животных






Рекомендательный список нормативно-правовых актов (по состоянию законодательства на 05.03.2012 г.)

В 1931 году во Флоренции на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы было принято решение о праздновании Всемирного дня защиты животных. С тех пор 4 октября во всем мире отмечается Всемирный день защиты животных (World Animal Day).

Этот день был выбран неслучайно: 4 октября — день памяти одного из самых почитаемых католических святых, покровителя животных Франциска Азисского.

В Российской Федерации этот день широко отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных.

Сегодня проблем, связанных с животными, становится все больше. Цель Дня — обратить внимание на эти проблемы. Ежедневно в средствах массовой информации, в Интернете появляются новости о безжалостном, антигуманном обращении человека с животными. Многие преступления в сфере защиты животных остаются безнаказанными. Подобная ситуация не может не беспокоить общественность, и в особенности правозащитные организации.

Началом борьбы за защиту животных от жестокости следует считать время, когда для этой цели были организованы специальные общества и стало создаваться законодательство в защиту животных.

История защиты животных берет свое начало еще с древних времен. Так, Пифагор одним из первых поднял вопросы об уважении к животным и жестоком отношении к ним.

Первая организация по защите животных была создана в 1824 году в Великобритании и имела название «Общество по предотвращению жестокого обращения с животными» (Society for the Prevention of Cruetly to Animals). После 1824 года общества защиты животных начали создаваться в разных странах Европы: в Скандинавских странах, в Германии, Швейцарии и др. В 1877 году американские общества по защите животных объединились и образовали Американскую гуманную ассоциацию.

Первая международная организация по защите животных была создана в 1959 году — Международное общество защиты животных, которое в 1981 году объединилось со Всемирной федерацией защиты животных и было преобразовано во Всемирное общество защиты животных (World Society for the Protection of Animals, WSPA).

На сегодняшний день на международном уровне, помимо вышеупомянутой организации, действует разветвленная система организаций, ведущих борьбу за права животных. Особое место среди них занимает People for the Ethical Treatment of Animals, PETA (Люди за этичное обращение с животными) — организация, проводящая беспрецедентные акции в целях защиты животных 1.

В России первая организация по защите животных появилась в 1865 году, имела название «Российское общество покровительства животным» и курировалась супругами российских императоров. В Советском Союзе движение в защиту животных началось значительно позднее, чем в других странах.

На современном этапе в России осуществляют зоозащитную деятельность ряд организаций, пропагандирующих гуманное отношение к животным, осуществляющих помощь бездомным животным, их защиту. Среди них выделяется Центр защиты прав животных «Вита», деятельность которого направлена на осуществление стратегических, глобальных проектов, способных привести к кардинальному улучшению положения животных. Самыми громкими акциями «Виты» являются: запрет корриды в Москве и Ярославле (2001 г.), «кетаминовое дело», первый в России фильм о вегетарианстве, запрет зверобойного промысла детенышей тюленя на Белом море и др. 2

Международное законодательство по защите животных представлено конвенциями и соглашениями. Российская Федерация является участником некоторых из них. Среди правовых актов, к которым Россия не присоединилась до настоящего времени, находятся: Европейская конвенция о защите позвоночных животных, используемых для экспериментов или в иных научных целях 3, Европейская конвенция о защите содержащихся на фермах животных 4, Европейская конвенция о защите животных, предназначенных на убой 5.

Большинство стран мира имеют законы, запрещающие жестокое обращение с животными в различных сферах. Стоит отметить, что первый закон в защиту животных от жестокости был принят в 1822 году в Великобритании. Затем подобные законы появились в большинстве европейских стран.

Сегодня европейское законодательство по защите животных очень прогрессивно в отличие от законодательства российского. Самым наглядным примером является Германия, которая стала первым в мире государством, закрепившим права животных в Конституции, произошло это в 2002 году.

В Российской Федерации не принят закон, который бы прямо защищал права животных. В 1999 году была сделана попытка принятия Федерального закона «О защите животных от жестокого обращения» 6, текст данного закона прошел все чтения в Государственной Думе РФ и был одобрен Советом Федерации РФ, но 3 января 2000 года Президент РФ В. В. Путин наложил вето на закон с формулировкой «закон не имеет собственного предмета правового регулирования» 7. Дальнейшие попытки инициирования принятия закона были предприняты в 2004 и 2008 годах 8. В обоих случаях представители российской интеллигенции обращались к Президенту РФ с просьбой принять Федеральный закон «О защите животных от жестокого обращения». В обращении от 2008 года инициативная группа указывала на отсутствие в российском законодательстве правовых норм, регламентирующих гуманное обращение с животными, что приводит к многочисленным случаям жестокого обращения по отношению к ним. Федеральный закон «О защите животных от жестокого обращения» был снят с рассмотрения Постановлением Государственной Думы ФС РФ от 21.03.2008 г. № 234-5 ГД 9.

Данный рекомендательный список содержит перечень нормативно-правовых актов, среди которых: международные конвенции и соглашение, федеральные законы, приказы министерств, регулирующих складывающиеся правовые отношения в сфере охраны и защиты животных. Рекомендательный список содержит и список сайтов, с помощью которых Вы можете получить полную и достоверную информацию о деятельности ряда зоозащитных организаций.

Документы в рекомендательном списке расположены в порядке значимости.

С перечисленными документами, а также с нормативно-правовыми актами по данной тематике, не отраженными в списке, вы можете ознакомиться в Публичном центре правовой информации Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В.И. Ленина (Нижний Новгород, ул. Варварская, д. 3, ком. 3. Тел.⁄ факс (8-831) 411-85-54).

Нормативно-правовые акты

Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией [Электронный ресурс]: заключено в г. Брюсселе 15.12.1997 г. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Целями данного Соглашения являются:
- установление Стандартов на гуманные методы отлова диких животных;
- улучшение связи и расширение сотрудничества между договаривающимися сторонами в целях применения и развития Стандартов;
- содействие торговле между сторонами.
Целью Стандартов является обеспечение достаточно хорошего состояния отловленных животных и его дальнейшее улучшение. Гуманными методами отлова являются методы, соответствующие пороговым требованиям, описанным в Соглашении.
Соглашение вступило в силу для России 22.07.2008 г.

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения [Электронный ресурс]: заключена в г. Вашингтоне 03.03.1973 г. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Одной из целей Конвенция признает международное сотрудничество, необходимое для защиты некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации в международной торговле.
Конвенция содержит Приложения (№ I, II, III), каждое из которых включает в себя перечень видов живых организмов, экспорт, реэкспорт и импорт которых, а также их частей или дериватов, регулируются в соответствии с ней же.
Для СССР Конвенция вступила в силу 08.12.1976 г.

Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке (ETC № 15) [Электронный ресурс]: заключена в г. Париже 13.12.1968 г. (с изм. от 1 0.05.1979 г.). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Устанавливает положения, регулирующие международную перевозку животных. Животные, в отношении которых применяется Конвенция, разделены по группам, каждая из которых имеет определенные условия перевозки.
Конвенция вступила в силу для СССР 14.05.1991 г.

О животном мире [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания.
В целях обеспечения охраны осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира. Предусматривается установление лимитов использования объектов животного мира, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира.
Законом регламентирован порядок лицензирования, определены виды, способы и условия пользования животным миром.

О ветеринарии [Электронный ресурс]: закон РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 (ред. от 18.07.2011 г.). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Статья 60 Закона посвящена вопросу охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов. Указанная цель достигается с помощью ряда подчиненных целей, среди которых называется установление: специальной формы учета охраняемых объектов — Красной книги РФ и Красных книг субъектов РФ; запретов, обязанностей, ограничений, особых порядков.

Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов [Электронный ресурс]: приказ Министерства природных ресурсов РФ от 06.04.2004 г. № 323. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Стратегия является документом долгосрочного планирования и определяет цель, задачи, приоритеты и основные направления деятельности в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.
Цель Стратегии — создание и внедрение механизмов для сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов и их внутривидового разнообразия в объеме, обеспечивающем их устойчивое существование. Эта цель достигается через комплексные действия в научной, правовой, экономической, организационной и технологической сферах.

О мерах по дальнейшему совершенствованию организационных форм работы с использованием экспериментальных животных [Электронный ресурс]: приказ Министерства здравоохранения СССР от 12.08.1977 г. № 755. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Приказом устанавливаются Правила проведения работ с использованием экспериментальных животных, цель которых: повышение качества научных и других видов работ с животными; обеспечение принципов гуманного обращения с животными; упорядочение системы планирования и отчетности в области организации экспериментальной работы и совершенствовании лабораторного животноводства.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012 г.). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Глава 8 Кодекса содержит нормы, определяющие ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Отдельные статьи главы направлены на защиту животных.
Целью статьи 8.35 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений» является охрана административно-правовыми средствами редких и находящихся под угрозой исчезновения животных как одного из наиболее ценных объектов, имеющих особое экологическое значение, а также предупреждение действий, которые могут негативно сказаться на сохранении этого вида животных и среды их обитания.
Статьей 8.37 предусмотрена ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства.

Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. 07.12.2011 г.). — Статья 245 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с животными.
Объективная сторона данного преступления характеризуется жестоким обращением с животными, повлекшим их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских либо корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних.
Глава 26 Кодекса содержит ряд статей, содержащих нормы об ответственности за преступления в сфере правоотношений по охране и рациональному использованию диких животных (ст. 256-259).

 

На данный момент существует два основных философских подхода к вопросу о правах животных: утилитарный и правовой. Первого придерживается профессор биоэтики Принстонского университета Питер Сингер. Второго — почетный профессор философии Университета Северной Каролины Том Реган и профессор права и философииРутжерской школы права Ньюарка Гери Франсион[17][107][108].

Главное их различие заключается в подходе к определению этичности поступка. Сингер придерживаетсяутилитаризма и судит об этичности поступка по его последствиям. Реган и Франсион — деонтологической этики, и считают, что поступок, независимо от его последствий, является либо этичным, либо — нет. К примеру, утилитарист может сказать, что врать плохо, так как ложь сделает кого-нибудь несчастным. А деонтолог, — что врать плохо в принципе.

Во время дебатов Сингер не поддерживает концепцию естественного права и того, что животные могут обладать ими. Вместо этого он считает, что когда мы обдумываем возможные последствия нашего поступка, чтобы определить, будет ли он этичен или нет, первостепенные потребности животных (особенно потребность избежать боли) должны рассматриваться как не менее ценные, чем схожие потребности людей. То есть страдания существ, человеческой они природы или нет, равны между собой. И нет никакого морального обоснования, чтобы считать одни из них важнее остальных. Реган и Франсионе, наоборот, не концентрируются на последствиях. Реган утверждает, что животные — это, как он их называет, «субъекты жизни» и поэтому обладают естественными правами, которые нельзя игнорировать. Франсион — что у животных есть лишь одно право, которое нужно узаконить: право не быть чьей-то собственностью. Все остальное последовательно следует из этой смены парадигмы.

Проблематикой прав животных также занимаются: доктор философии в Техасском университете в Эль Пасо Стивен Бест, английский психолог Ричард Райдер, англиканский священник, теолог и писатель Эндрю Линзи.

 

Питер Сингер — сторонник утилитаризма, а не теоретик права.

Сингер придерживается концепции утилитаризма действия — судит о правоте поступка по его последствиям: как повлиял поступок на существ, на которых был направлен; максимизировал ли удовольствие, минимизировал ли боль

Позиция Сингера заключается в том, что нет никакого морального основания для неравенства в рассмотрении главных потребностей существ человеческой и нечеловеческой природы. Принцип равенства при этом не подразумевает одинакового обращения, но равенство в рассмотрении главных потребностей. Например, мышь и человек имеют одинаковую потребность избежать падения на мостовую, так как при этом оба будут испытывать страдания. И нет никакого морального основания утверждать, что подобные главные потребности одного существа имеют большую ценность, чем другого, считает Сингер. Они равноценны. Сингер цитирует великобританского философа Генри Сиджвика: «Благо каждого индивидуума не обладает большим значением с точки зрения (если можно так сказать) Вселенной, чем благо любого другого». Что также отражает позицию Бентама: «Каждый стоит каждого, и никто не стоит большего».

В отличие от мыши или человека, камень не будет страдать, если его бросить на мостовую, и поэтому не имеет потребности избежать этого. Потребности, утверждает Сингер, основаны на способности испытывать страдания и ни на чём более. И в тот момент, когда у существа появляется такая способность, возникают также и потребности. И подобные потребности существ должны рассматриваться с позиции их равноценности. Поэтому ключевым становится вопрос о том, какие существа способны испытывать страдания.

Аболиционисты придерживаются правового подхода, однако призывают законодательно закрепить за животными только одно право — право не быть чьей-то собственностью[108]. Они считают, что запрет брать в собственность чувствующих существ, может стать ключевым решением для уменьшения страданий животных. Наиболее известный представитель движения — профессор права и философии Рутжерской школы права (Ньюарк, США) Гери Франсион. Он утверждает, что фокусирование на «благополучии животных» может в действительности только ухудшить положение животных, так как укрепляет собственнический взгляд на них, и дает обществу возможность спокойно использовать[108].

Франсион называет организации, придерживающиеся идеи «благополучия животных», например, PETA, «новыми велфаристами» (от welfare англ. — «благополучие»). Утверждая, что у них больше общего с защитниками животных XIX века, чем с движением за права животных. Франсион полагает, что в США не существует полноценного движения за права животных, так как внимание уделяется в основном «их благополучию».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.