Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы антиинфляционной политики






Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежные реформы. Они проводились в условиях металлического денежного обращения — при серебряном или золотом стандарте, а также после второй мировой войны, когда действовал золотодевизный, или золотодолларовый стандарт.

После окончания войн и революций стабилизация денежного обращения как один из важнейших способов восстановления экономики проводилась при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.

Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введении новой валюты. Так, в Германии в результате послевоенной гиперинфляции и значительного обесценения рейхсмарки введенная в обращение в 1924 г. марка обменивалась в соотношении 1: 1 триллиону старых рейхсмарок. Прежняя марка была аннулирована.

Реставрация — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. Например, после первой мировой войны во время денежной реформы 1925 — 1928 гг. в Англии было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов. После второй мировой войны реставрация, или ревальвация, проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару, а затем Международный валютный фонд регистрировал повышение золотого содержания денежной единицы. Например, ФРГ провела в рамках Бреттон-вудской валютной системы три ревальвации (в 1961, 1969 и 1971 гг.).

Девальвация — снижение золотого содержания денежной единицы, а после второй мировой войны — официального валютного курса к доллару США. Так, золотое содержание доллара США было снижено в декабре 1971 г. на 7, 89%, а в феврале 1973 г. — на 10%. После введения плавающих валютных курсов в 1973 г. девальвация проводится лишь в группировке с регулируемыми валютными курсами — в Европейской валютной змее, на базе которой была создана Европейская валютная система.

Деноминация — метод " зачеркивания нулей", т.е. укрупнения масштаба цен. Так, в Бразилии, где темпы ежегодного обесценения достигли 933, 6 %, в 1988 г. был принят " Летний план", по которому введена денежная единица " нокрузадо", эквивалентная 1000 прежних крузадо.

Особенности денежных реформ в условиях " шоковой терапии". Методы " шоковой терапии" использовались во многих странах после второй мировой войны, причем они сопровождались таким антиинфляционным средством, как конфискационная денежная реформа. С конца 1944 г. до середины 1952 г. в Европе были проведены 24 реформы такого типа.

По методам проведения все денежные реформы делятся на три типа:

обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег. Например, в ноябре 1944 г. в Греции обмен производился в соотношении 1 новая драхма на 1 млрд. старых;

временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей. Подобные реформы проводились во Франции (июнь 1945 г. и январь 1948 г.), Бельгии (октябрь 1944 г.), Австрии (июль и ноябрь 1945 г.) и др.;

сочетание первого и второго методов денежных реформ. Этот метод был использован в Западной Германии в июне 1948 г. при переходе от военно-государственной к рыночной экономике и получил название " шоковой терапии".

Методы " шоковой терапии" широко применялись в международной практике и в прошлом, и в настоящем при переходе от государственной к рыночной экономике. Несмотря на существенные отличия отдельных ее вариантов, все они заключают три основные идеи.

Первая идея — рыночные отношения являются единственным средством по излечению всех недостатков и бед государственной экономики. Поэтому провозглашается необходимость как можно более быстрого перехода к рыночной экономика, несмотря на все трудности и социально-экономические издержки

Вторая, и центральная, идея — широкое использование свободного ценообразования должно стимулировать создание рыночных структур и институтов, прежде всего системы независимых производителей и конкурентных рынков, составляющих базу рыночной экономики.

Третья идея — переход от огосударствленной к рыночной экономике — неизбежно связана с заметным снижением жизненного уровня населения, главным образом в результате инфляции и безработицы.

Эффективность методов " шоковой терапии" в решающей степени зависит от того, насколько далека экономика той или иной страны в период ее огосударствления от рыночных структур, особенно от системы независимых производителей. Только в условиях существования относительно подготовленных рыночных структур или их быстрого становления срабатывает стимулирующая роль механизма ценообразования. Возникающий первоначально рост цен стимулирует увеличение производства товаров и услуг, быстро ликвидирующее дефицита. В результате происходят параллельное насыщение рынков и относительная стабилизация цен. При чрезмерно разрушенных рыночных структурах рост цен не ведет к адекватной перестройке и развитию производства, а принимает характер длительной и высокой (вплоть до гиперразмеров) инфляции. В данных случаях при " шоковой терапии" применяются дополнительные жесткие меры: замораживание заработной платы, сокращение производства, увеличение безработицы, проведение денежной реформы и проч. Все это заметно поднимает социально-экономические издержки " шоковой терапии".

Антиинфляционная политика. Это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики — дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов.

Дефляционная политика — это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Поэтому большинство правительств при ее проведении в 60 — 70-х годах проявляло сдержанность или даже отказывалось от нее.

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко. В тоже время опыт использования политики доходов в США при президенте Никсоне, в Великобритании при лейбористских Правительствах, в скандинавских странах свидетельствует об ограниченности ее результатов. Во-первых, замедление роста цен вызывало дефицит на некоторые товары, во-вторых, рост цен сдерживался лишь на определенное время, а с отменой ограничений снова ускорялся.

Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики.

Индексация (полная или частичная) означает компенсацию потерь в результате обесценения денег. Сначала данный метод применялся в конце 40-х — начале 50-х годов при инфляции, вызванной переходом от военной экономики к нормальным рыночным условиям. Вновь индексация стала применяться в 70-е годы в связи с развертыванием галопирующей инфляции. В большинстве ведущих промышленно развитых стран она распространялась на меньшую часть трудового населения (например, в США приблизительно на 10%). Исключением была Италия, профсоюзы которой добились введения в стране полной системы индексации.

Формы сдерживания контролируемого роста цен проявляются, во-первых, в " замораживании" цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах. Подобный контроль сохранился во всех ведущих развитых странах. Так, в ФРГ он охватывает примерно половину розничного товарооборота, включая продовольствие.

Еще большее значение этот контроль имеет для развивающихся стран, где стабильный уровень розничных цен на потребительские товары поддерживается государственными субсидиями, что обеспечивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения. Перевод этих товаров на свободно рыночную основу, как правило, сопровождается бурными социальными потрясениями.

В конце 70-х — начале 80-х годов в борьбе с галопирующей инфляцией в промышленно развитых странах кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были заменены консервативными вариантами с применением дефляционных мер: более жесткого ограничения государственных расходов, особенно хозяйственных и социальных; сдерживания роста бумажно-денежной массы путем проведения политики таргетирования денежного обращения, т.е. жесткого сдерживания денежной массы в пределах установленных ориентиров.

Правда, в конкретных условиях происходило некоторое отступление от жесткого сдерживания, особенно при снижении социальных расходов. В качестве примера можно привести США, где не только не была достигнута сбалансированность федерального бюджета, но и произошел невиданный ранее рост дефицита (до 200 млрд. долл.). Это явилось результатом уменьшения доходной части бюджета вследствие сокращения налогов и огромного роста военных расходов. Однако администрация Рейгана смогла перекрыть инфляционное воздействие дефицита федерального бюджета за счет денежного рынка (т.е. сбережений предприятий и населения), а также путем взвинчивания процентных ставок и привлечения иностранного капитала.

Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).

Вместе с тем стали применяться меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие ее воздействие на цены и спираль " цены — заработная плата". Например, в США администрация Рейгана отказалась от государственной поддержки таких малоконкурентных отраслей, как черная металлургия, автомобилестроение, текстильная, обувная промышленность, что вызвало волну слияния крупных компаний. В результате резко возросшая конкуренция способствовала уменьшению инфляции до " ползучих" форм, а также ослаблению инфляционной спирали " цены — заработная плата".

 

Тема. Основы международных валютно-кредитных отношений.

Валютная система: сущность, виды, элементы

Валютная система — это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы).

Валютные отношения представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.

Различают национальную, мировую и региональную валютные системы.

Национальная валютная система сформировалась в рамках национальной денежной системы, которая регламентировала порядок денежных расчетов данной страны с другими государствами. Постепенно она обособилась от денежной системы.

Основные элементы национальной валютной системы:

• национальная валюта;

национальное регулирование международной валютной ликвидности;

• режим курса национальной валюты;

• национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты;

• режим национальных рынков валюты и золота;

• национальные органы, осуществляющие валютное регулирование (законодательные органы, центральный банк, Минфин, Минэкономики, таможенный комитет и др.).

По мере интернационализации хозяйственных связей на основе национальных валютных систем формируются механизмы межгосударственного регулирования международных и валютных отношений - мировая и региональная валютные системы. Их основные принципы юридически закреплены межгосударственными соглашениями.

Основные элементы мировой и региональной валютных систем:

§ виды денег, выполняющих функции международного платежного и резервного средства;

§ межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности;

§ межгосударственная регламентация режимов валютного курса;

§ межгосударственное регулирование валютных ограничений и условий валютной конвертируемости;

§ режим мировых рынков валюты и золота;

§ международные валютно-кредитные организации, осуществляющие межгосударственное регулирование валютных отношений (Международный валютный фонд (МВФ), Европейский валютный институт).

Национальная валютная система базируется на национальной валюте. Национальная валюта - денежная единица страны. Она существует в наличной форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки на банковских счетах). Ее эмитентами являются национальные коммерческие и центральные банки. В послевоенный период главными формами мировых денег стали резервные валюты и международные денежные единицы – СДР и евро.

Первоначально единственным видом мировых денег было золото, причем в форме слитков. Золотые монеты для использования в международных расчетах нужно было отлить в слитки, а затем перечеканить в монеты другой страны. Постепенно с целью снижения издержек обращения в международных расчетах стали использоваться национальные золотые монеты и кредитные орудия обращения.

С 20-х гг. XX в. в функции мировых денег наряду с золотом стали выполнять национальные валюты Англии и США. Они получили название резервных валют. Под этим термином понимается конвертируемая национальная валюта, выполняющая функции международного платежного и резервного средства.

Вначале главной резервной валютой был фунт стерлингов, но постепенно его позиции начали ослабевать, и стала повышаться роль доллара США. Выполнение той или иной валютой функций международного платежного и резервного средства зависит от позиций, которые занимает страна — эмитент валюты на международном рынке товаров и капиталов. Изменение этих позиций привело к утрате фунтом стерлингов роли резервной валюты в конце 60-х гг., к относительному снижению роли доллара США и повышению роли немецкой марки и японской йены в 80-90-х гг.

В 70-е гг. МВФ выпустил новый вид международных ликвидных активов — международную денежную единицу СПЗ (специальные права заимствования), или СДР (SDR- Special Drawing Rights). В рамках Европейской валютной системы, созданной в 1979 г., стала выпускаться международная денежная единица — ЭКЮ (европейская валютная единица)(ECU – Europan Currecy Unit). В настоящее время на смену ЭКЮ пришла новая единица – евро.

Международные денежные единицы являются национальными коллективными валютами, особым видом мировых кредитных денег. Они отличаются от национальных валют, во-первых, по, эмитенту (выпускаются не национальными банками, а международными валютно-кредитными организациями); а во-вторых по форме (выпускаются только в безналичной форме записей на счетах (СДР, ранее также ЭКЮ, первоначально также евро).

Золото выполняет функцию международного резервного средства.

Важный элемент валютной системы — регулирование международной валютной ликвидности на национальном и межгосударственном уровне. Под международной валютной ликвидностью понимается способность отдельной страны или всех стран своевременно погашать свои международные обязательства.

Компоненты международной валютной ликвидности:

• официальные золотовалютные резервы (запасы золота и резервных валют, принадлежащих государству);

• счета в СДР и евро;

• резервная позиция в МВФ.

Резервная позиция в МВФ означает право страны — члена МВФ на автоматическое получение у него безусловных кредитов в иностранной валюте (в пределах 25% от квоты страны в МВФ).

Следующий элемент валютной системы характеризует порядок установления курсовых соотношений между валютами, т.е. режим валютного курса. Различают фиксированный, «плавающий» курсы валют и их варианты, объединяющие в различных комбинациях отдельные элементы фиксированного и «плавающего» курсов. Такая классификация курсовых режимов в целом соответствует принятому МВФ делению валют на три группы.

• валюты с привязкой (к одной валюте, «валютной корзине» или международной денежной единице);

• валюты с большой гибкостью;

• валюты с ограниченной гибкостью.

При режиме фиксированного валютного курса центральный банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой «привязана» валюта данной страны, к «валютной корзине» (обычно в нее входят валюты основных торгово-экономических партнеров) или к международной денежной единице. Особенность фиксированного курса состоит в том, что он остается неизменным в течение более или менее продолжительного времени (нескольких лет или нескольких месяцев), т.е. не зависит от изменения спроса и предложения на валюту. Изменение фиксированного курса происходит в результате его официального пересмотра (девальвации — понижения или ревальвации — повышения). [«Валютная корзина» — метод измерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору («корзине») других валют].

При фиксированном курсе центральный банк нередко устанавливает различные курсы по отдельным операциям - режим множественности валютных курсов. Например, такой режим действовал в России с ноября 1989 года по июль 1992 г. Режим фиксированного валютного курса обычно устанавливается в странах с жесткими валютными ограничениями и неконвертируемой валютой. На современном этапе его применяют в основном развивающиеся страны.

Для стран, где валютные ограничения отсутствуют или незначительны, характерным является режим «плавающих», или колеблющихся, курсов. При таком режиме валютный курс относительно свободно меняется под влиянием спроса и предложения на валюту. Режим «плавающего» курса не исключает проведение центральным банком тех или иных мероприятий, направленных на регулирование валютного курса.

К промежуточным между фиксированным и «плавающим» вариантами режима валютного курса можно отнести:

• режим «скользящей фиксации» — центральный банк ежедневно устанавливает валютный курс исходя из определенных показателей: уровня инфляции, состояния платежного баланса, изменения величины официальных золотовалютных резервов и др.;

• режим «валютного коридора» — центральный банк устанавливает верхний и нижний пределы колебания валютного курса. Режим «валютного коридора» называют как режимом «мягкой фиксации» (если установлены узкие пределы колебания), так и режимом «управляемого плавания» (если коридор достаточно широк). Чем шире «коридор», тем в большей степени движение валютного курса соответствует реальному соотношению рыночного спроса и предложения на валюту;

• режим «совместного», или «коллективного плавания» валют — курсы валют стран — членов валютной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах «валютного коридора» и «совместно плавают» вокруг валют, не входящих в группировку.

Объектом национального и межгосударственного регулирования являются валютные ограничения и режим конвертируемости валют.

Валютные ограничения — это введенные в законодательном и административном порядке ограничения операций с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями.

Различают ограничения платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса и по финансовым операциям, т.е. операциям, связанным с движением капиталов и кредитов по операциям резидентов и нерезидентов.

На межгосударственном уровне осуществляется регулирование валютных ограничений по текущим операциям. Страны — члены МВФ могут взять на себя обязательство по ст. VIII Устава МВФ не вводить ограничения по текущим международным операциям, либо присоединиться к ст. XIV, допускающей сохранение таких ограничений на «переходный период», т.е. на период до подписания ст. VIII.

От количества и вида практикуемых в стране валютных ограничений зависит режим конвертируемости валюты. Валютная конвертируемость (обратимость) — это возможность конверсии (обмена) валюты данной страны на валюты других стран. Различают свободно, или полностью, конвертируемые (обратимые) валюты, частично конвертируемые и неконвертируемые (необратимые).

Полностью конвертируемыми «свободно используемыми» согласно терминологии МВФ являются валюты стран, в которых практически отсутствуют валютные ограничения по всем видам операций для всех держателей валюты (резидентов и нерезидентов). Таких стран на современном этапе примерно 20, к ним относятся, в частности, США, ФРГ, Япония, Великобритания, Канада, Дания, Нидерланды, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия, Гонконг, арабские нефтедобывающие страны.

При частичной конвертируемости в стране сохраняются ограничения по отдельным видам операций и/или для отдельных держателей валюты. Если ограничены возможности конверсии для резидентов, то конвертируемость называется внешней, если нерезидентов — внутренней. Наибольшее значение, с точки зрения связи внутреннего рынка с мировым, имеет конвертируемость по текущим операциям платежного баланса, т.е. возможность без ограничений осуществлять импорт и экспорт товаров. Большинство промышленно развитых стран перешли к данному типу частичной конвертируемости в середине 60-х гг.

Валюта называется неконвертируемой, если в стране действуют практически все виды ограничений и прежде всего запрет на покупку-продажу иностранной валюты, ее хранение, вывоз и ввоз. Неконвертируемая валюта характерна для многих развивающихся стран.

Характеристика видов валютных систем

Особенность и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия принципов построения ее структуры принципам построения структуры мирового хозяйства, расстановке сил на мировой арене и интересам ведущих стран. При несоответствии этих принципов периодически возникает кризис мировой валютной системы, завершающийся ее развалом и созданием новой валютной системы.

Первая мировая валютная система была основана на золотомонетном стандарте и юридически оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции ведущих стран в 1967 году.

Валютный кризис, разразившийся в период первой мировой войны и после нее, завершился оформлением соглашением стран на Генуэзской международной экономической конференции (1922 г.). Генуэзская валютная система, как и денежная система 30 стран, была основана на золото-девизном стандарте. Девизы – иностранная валюта в любой форме. С 1920-х годов национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежных резервных средств. В период между войнами до Бреттон-Вудской системы статус резервной валюты – особой категории конвертируемой валюты – не был закреплен официально ни за одной валютой, а фунт стерлингов и американский доллар оспаривали лидерство в ходе острой конкурентной борьбы.

Третья мировая валютная система получила название Бреттон-Вудской, так как ее основные принципы были определены в Статьях Соглашения об МВФ, принятого на международной валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. Указанное соглашение выполняет роль Устава МВФ. Данная система также базировалась на золото-девизном стандарте.

Основные элементы этой мировой валютной системы сложились к началу Второй мировой войны. Золото выполняло функцию мировых денег в качестве окончательного средства погашения международных долговых обязательств и международного резервного средства. Помимо золота в качестве мировых денег использовались доллар США и фунт стерлингов. Международные резервы хранились на счетах в банках США и Великобритании или в виде краткосрочных ценных бумаг правительств этих стран.

§ Доллар США разменивался на золото для иностранных центральных банков по официальному золотому содержанию, установленному в 1934 г.

§ Бреттон-Вудское соглашение впервые закрепило официально статус резервных валют за долларом США и фунтом стерлингов. Это позволило США и Великобритании погашать международную задолженность своей национальной валютой. Бреттон-Вудскую систему называют системой золотодолларового стандарта, так как связь всех валют с золотом осуществлялась через размен на него доллара.

§ Все страны — члены МВФ устанавливали паритеты своей валюты в золоте или долларах США и не могли изменять их без согласия МВФ более чем на 10%. Рыночные курсы валют жестко привязывались к доллару США: не могли отклониться от долларовых паритетов более чем на + 1%, а в Западной Европе - + 0, 75%. Поддержание валютных курсов в этих пределах обеспечивалось центральными банками с помощью покупки-продажи долларов за свою национальную валюту.

В построении данной валютной системы нашли отражение господствующие позиции США в мировой экономике. Противоречия Бреттон-вудской валютной системы, прежде всего между национальным характером доллара и фунта стерлингов и их использование как международного платежного средства, постепенно расшатали ее по мере укрепления позиций Западной европы, Японии. С конца 1960-х годов разразился кризис этой системы, который привел к ее постепенному развалу.

Ныне действующая четвертая мировая валютная система, получившая название Ямайской, была оформлена Соглашением стран - членов МВФ, заключенным на международной конференции в Кингстоне (Ямайка) в 1976 г.

В соответствии с ямайскими поправками к Уставу МВФ ни одна из национальных валют не получила де-юре статус резервной валюты. Роль главного международного платежного и резервного средства была закреплена за коллективной валютой СДР.

К моменту принятия Ямайского соглашения в «корзину» СДР входили валюты 16, с 1981 г. - пять стран. Доля каждой валюты определяется экономическим потенциалом страны и подлежит пересмотру каждые пять лет. Эволюция структуры «корзины» СДР отражает изменение роли отдельных валют на мировом рынке.

Несмотря на утрату юридического статуса резервной валюты, доллар США де-факто остался главной резервной валютой. Наряду с долларом функции международного платежного и резервного средства выполняют евро, японская иена. В этом отражаются ведущие позиции США, ФРГ и Японии.

МВФ заменил немецкую марку и французский франк в качестве составляющих валютной корзины для определения стоимости СДР эквивалентными суммами в евро.

Последние основаны на объявленных Европейским советом фиксированных коэффициентах пересчета между евро и указанными двумя валютами. Денежные единицы Японии, Великобритании и США остаются в корзине. Начиная с 1 января 1999 г. - даты введения единой валюты в одиннадцати странах, являющихся первыми участниками Экономического и валютного союза, - стоимость СДР определяется как сумма следующих валютных составляющих:

Евро (Франция) - 0, 1239
Евро (Германия) - 0, 2280
Японская иена - 27, 200
Фунт стерлингов - 0, 1050
Доллар США - 0, 5821

Валютные составляющие корзины СДР округлены в соответствии с принципами, изложенными в установленных советом директоров МВФ правилах расчета этих показателей. На сегодняшний день стоимость СДР, исчисленная в валютных составляющих, одинакова как по существующей (с немецкой маркой и французским франком), так и по пересмотренной (с евро) корзинами валют.

Ямайское соглашение впервые юридически оформило демонетизацию золота. Это выразилось в отмене;

• официальной цены на золото;

• фиксации золотого содержания валют, а значит, золотых паритетов (формально основой валютных паритетов в Уставе МВФ объявлены СПЗ);

• взносов золота странами — членами МВФ в его капитал. Однако несмотря на юридическое устранение золота из мировой валютной системы, оно продолжает выполнять такую функцию мировых денег, как международное резервное средство.

В соответствии с измененным Уставом МВФ каждая страна имеет право выбрать любой режим валютного курса.

 

Региональная валютная система, получившая название Европейская валютная система (ЕВС) была сформирована в 1979 г. в рамках Европейского экономического сообщества с целью содействия развитию интеграционных процессов стран Западной Европы. Эту систему можно рассматривать как составную часть мировой валютной системы, поскольку страны, входящие в ЕВС, являются членами МВФ. Тем не менее она имеет ряд особенностей, отличающих ее от Ямайской системы.

Прежде всего она базировалась не на СДР, а на ЭКЮ, которая выпускалась Европейским валютным институтом (до 1994 г. — Еропейским фондом валютного сотрудничества — ЕФВС). Стоимость ЭКЮ, как и СДР, определялась на базе «валютной корзины», в которую входили в настоящее время валюты 12 стран. Более 32% «корзины» приходилось на долю немецкой марки.

Важным этапом в развитии ЕВС явилось подписание в ноябре 1994 г. Маастрихтского договора о формировании валютного союза, конечной целью которого стало создание Европейского центрального банка. Созданный в 1998 году ЕЦБ ведет единую европейскую денежно-кредитную политику, осуществляет эмиссию коллективной валюты — евро (с 1999 г. – в безналичной, с 2002 года – также и в наличной формах).

Валютная система России после ее вступления в 1992 г. в МВФ формируется в соответствии с Уставом МВФ. Основные элементы системы оформлены в законах РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9.10.1992 г., «О Центральном банке», указах Президента РФ, нормативных актах ЦБ РФ и Правительства РФ.

Национальная валюта Российской Федерации — российский рубль. Международные ликвидные активы (международные резервы) включают в себя золотовалютные резервы (на которые приходится более 99% всех международных резервов), резервную позицию страны в МВФ и СДР на счетах МВФ

В июле 1992 г. Центральный банк РФ отказался от режима множественности валютных курсов и установил режим «плавающего» валютного курса. С середины 1995 г. режим «плавающего» курса был заменен режимом «валютного коридора». В 1995—1997 гг. Банк России устанавливал абсолютные значения верхних и нижних границ колебания валютного курса, на 1998—2000 гг. введен «горизонтальный валютный коридор» с центральным курсом 6, 2 руб. за 1 долл. США с возможными отклонениями от него в пределах ± 15%. Этот «коридор» был расширен 17 августа 1998 г., а с сентября 1998 г. курс рубля находится в режиме «свободного плавания».

Официальный курс рубля с июля 1992 г. по май 1996 г. устанавливался Банком России на уровне курса ММВБ (во вторник и четверг). С 17 мая 1996 г. по 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ определил официальный курс ежедневно исходя из ряда показателей: спроса и предложения на иностранную валюту в России, ситуации на международных валютных рынках, уровня инфляции, величины государственных золотовалютных резервов, состояния платежного баланса.

Важным этапом в развитии валютной системы России стало принятие Правительством и Банком России в июне 1996 г. международных обязательств по снятию ограничений по текущим операциям платежного баланса в рамках VIII статьи Устава МВФ. Присоединение к VIII статье означает де-юре введение конвертируемости рубля по текущим международным операциям. Из наиболее существенных ограничений по текущим валютным операциям в России сохраняется, по сути, лишь требование об обязательной репатриации экспортных поступлений и продажи 50% экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке. Следует, однако, отметить, что с 1993 г. отменена обязательная продажа части экспортной валютной выручки Банку России по официальному курсу, она осуществляется по рыночном курсу. Практически все текущие валютные операции производятся без ограничений как резидентами, так и нерезидентами.

Операции, связанные с движением капиталов, осуществляются при наличии специальных разрешений Центрального банка РФ. В 1996 — 1997 гг. был расширен допуск нерезидентов на российский рынок ценных бумаг, либерализован порядок проведения резидентами некоторых финансовых операций.

В соответствии с российским законодательством сделки купли-продажи иностранной валюты осуществляются через банки, получу жившие лицензии Банка России на проведение валютных операций (уполномоченные банки), а также через валютные биржи.

Основным органом валютного регулирования Российской Федерации является Центральный банк РФ. Он определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами России операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами операций с рублями и ценными бумагами в рублях; устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ; устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками.

Валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк и Правительство РФ. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами могут осуществлять функции валютного контроля, в частности Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю и уполномоченные банки.

Основными направлениями валютного контроля являются:

• определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

• проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ, обоснованности платежей в иностранной валюте, полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентами в рублях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.