Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему в Библии два рассказа о сотворении человека?






Первый рассказ – Быт.1: 1 до Быт.2: 3, второй рассказ от Быт.2: 4 до Быт.3: 24. Ответ дает П.Полонский в работе " Две истории сотворения мира". Он пишет: " Эти рассказы не могут, в смысле хронологии, рассматриваться как последовательные, ибо в них параллельно разворачиваются одни и те же события – создание мира и человека... И причина того, что есть два рассказа о сотворении, состоит в том, что у мира и у человека есть две стороны, сотворение которых и описывается в каждом из рассказов.

Каждый из этих рассказов дает как бы свою " плоскую проекцию" сложного и многомерного человека. Суть человека – это конфликт между двумя сторонами в нем (материальной и духовной, метафизической). Чтобы понять и осознать этот конфликт, мы должны рассмотреть различия между двумя рассказами о сотворении, а затем объединить оба рассказа в себе, научиться видеть в человеке (в том числе и в себе самом) как ту, так и другую сторону".

В первом рассказе человек называется " человеком природным (ибо в первом рассказе человек представлен как часть природы и как царь над природой), а человека, описанного во втором рассказе, " человеком метафизическим", противоположным природе. При этом рассмотрении следует помнить, что два описания сотворения мира – это два параллельных рассказа, которые относятся к одному и тому же событию, освещая его с разных сторон; и эти два Адама – один и тот же человек". При этом, говорит П.Полонский, если в первом рассказе говорится – Бог, то во втором – Господь Бог. Этим подчеркивается разница в отношениях человека и Бога.

Когда говорится о создании человека, то говорится не о создании одного человека, а определенного количества людей: " И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею" (Быт.1: 26). Также говорится, что у животных тоже есть душа: " всем зверям лесным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая" (Быт.1: 30).

В Библии говорится о шести днях Творения, в то же время имеющиеся научные данные говорят о нескольких миллиардах лет существования Вселенной. Например, считается, что Земле около 4, 7 миллиардов лет. Как избавиться от этого противоречия? Еврейское слово " йом", переведенное в тексте Библии как " день", можно перевести и как " определенное время", промежуток времени, или время, в течение которого что-то произошло. Значит, когда говорится, например, о первом дне, то нужно понимать – в первый период, или в первый цикл, или в первое время. То же самое можно сказать о втором " дне", или втором цикле, периоде, и т.д.

 

Как понимать слова, сказанные Богом Адаму: " от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт.2: 17). Может показаться, что Бог не позволяет Адаму познавать природу, добро и зло, хотя для этого он и был создан и для этого пришел в этот мир.

Есть поговорка: " на ошибках учатся". Но что бывает следствием ошибок? Во-первых, ошибки бывают разные. Если ошибся ученик, решая математическую задачу – то это одно, а если ошибся политик, или конструктор, или ученый, или президент? Ошибочное понимание истории как цепи случайных событий приводит к тому, что на протяжении тысяч (!) лет продолжаются войны, восстания, революции и многие другие бедствия.

В данном же случае Адаму было сказано: " не учись на ошибках; сначала подумай – потом сделай; ошибки приведут к проблемам и болезням". Что мы и имеем сейчас в точном соответствии со сказанным – наши ошибки приводят к проблемам и болезням, а накопление их в течение жизни приводят к тому, что мы " смертию умираем". Таким образом, слова " не ешь от него" являются не запретом, а предупреждением. Предупреждением, относящимся и к каждому из нас.

В чем смысл изгнания Адама? Считается, что смысл изгнания – наказание за грех. Есть еще такая точка зрения: изгнание – это не наказание, а исправление. Но это примерно то же самое – исправление через наказание. А если Адам не захочет возвращаться? А если он скажет: мне и здесь в принципе неплохо? Многие люди так считают и так говорят.

История об Адаме написана не столько для Адама, сколько для нас. Мы же можем оказываться в роли Адама даже в течение дня несколько раз. И, совершая разные ошибки, мы как бы удаляемся от лучшей жизни, создавая себе и другим людям проблемы. Рай, Эдемский сад – это не какой-то определенный ограниченный объем пространства, а другое состояние. Можно разделить Рай на два плана – ближний Рай как жизнь без проблем и болезней здесь и сейчас, и окончательный Рай, как окончание истории, как полное освобождение от всех проблем. Именно о нормальной жизни " здесь и сейчас" и идет речь в этой книге.

А смысл изгнания в том и состоит, что мы сами изгоняем себя из Сада, совершая ошибки, и, в конце концов, " смертию умираем". Чем больше ошибок, тем дальше мы от Сада, но это расстояние измеряется не метрами, а нашим несовершенством.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.