Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Види експертного опитування.






Методики опроса можно различать по разным критериям, но основными являются два: характер взаимосвязи между экспертами и количество туров опроса. В соответствии с первым критерием различают 1) очные и 2) заочные опросы, в соответствии со вторым — одноразовые и многоразовое (итеративные).

1.1. Одной из главных разновидностей очного (и, как правило, одноразового опроса) является так называемая «мозговая атака», или «коллективная генерация идей». Но она может быть как разовая, так и многоразовая. В основе этой методики лежит организация коллективного обсуждения проблемы таким образом, чтобы стимулировать творческую активность экспертов, их взаимное влияние друг на друга, вызвать своеобразную " цепную реакцию идей". Ключевое, звено такой организации работы - категорический запрет на критику любых мнений, оценок, рекомендаций, высказанных во время заседаний экспертов, какое бы негативное впечатление на первый взгляд они не производили. Напротив, требуется развитие высказанной партнером мысли независимо от своего первоначального отношения к ней, поиск альтернативных решений, выявление принципиальное новых подходов и т.п. Кроме этого сюда относятся также следующие требования: подбор специалистов примерно равного научного и должностного статуса, чтобы избежать " давления авторитетом", ущерба для репутации, престижа экспертов; максимальная краткосрочность сессии (не более полутора—двух часов, учитывая крайнюю напряженность умственного труда экспертов при такой Организации работы); четкая формулировка поставленной на обсуждение проблемы во избежание отклонения от нее по ходу дискуссии; скрупулезная регистрация всех высказываний, сравнительная ценность которых в полной мере обнаруживается позднее; предоставление экспертам возможности дополнительных высказываний после завершения сессии, чтобы снять психологическое давление " последнего слова" и получить содержательную информацию, которая рождается нередко под впечатлением уже завершившейся дискуссии.

1.2. Другая разновидность очного опроса экспертов – «традиционная дискуссия». Это обычный обмен мнениями, в ходе которого каждый участник имеет право задавать вопросы выступающему, критиковать или поддерживать любую точку зрения, сам выступать неограниченное число раз, изменять или уточнять свою точку зрения с учетом полученной информации. Такой метод обеспечивает мгновенную обратную связь и быстрое самообучение экспертов, плюс – он понятен и не требует специальной подготовки.

1.3. Третья разновидность очного опроса экспертов — " метод отнесенной оценки. Данная процедура используется для того, чтобы в сжатые сроки получить согласованное мнение по какой-то конкретной проблеме. В основу кладется процедура итерации, т.е., в данном случае, повторение нескольких циклов дискуссии с выяснением сущности наметившихся разногласий и постепенной выработкой единого мнения всех или большинства участников экспертизы с оставлением за несогласными права на частное заключение. Такая процедура требует детально разработанного сценария обсуждения, в котором необходимо запрограммировать направленность дискуссии, распределение внимания в отношении отдельных вопросов, регламент выступлений, логику обсуждений с учетом целей и задач экспертизы и т.п.

2.1. Элементарным способом заочного опроса экспертов является свободное интервью. Исследователь лично обращается к известным ему специалистам за консультацией без какого-либо заранее составленного жесткого плана беседы. Интервью имеет разведывательную цель, помогает более полно и всесторонне представить проблему, уточнить некоторые теоретические моменты, четче интерпретировать употребляемые понятия и наметить основные направления исследования. Число интервьюируемых экспертов, как правило, невелико (10—15 человек). При работе методом свободного интервью большое значение имеет подбор опрашиваемых экспертов. Желательно, чтобы они были представителями различных в профессиональном и научном отношении точек зрения, это особенно важно при разработке комплексных проблем.

2.2. Другим способом заочного опроса экспертов является сбор мнений. Эта методика состоит в том, что экспертам рассылаются (раздаются) специально подготовленные опросные листы-анкеты, в которых они должны (как правило, в развернутой форме) изложить свое мнение по существу поставленных вопросов. Сбор мнений подобен свободному интервью и отличается от него лишь письменной формой опроса.

2.3. «методика Дельфи» – в основу этой методики положена идеи о потенциальной возможности самообучения экспертов при проведении заочного опроса а несколько туров. Гарантируется соблюдение анонимности респондента. Респондентам представляется возможность знакомиться с материалами предыдущего тура и последовательно уточнять свои оценки по мере изучения новых аргументов.

Процедура опроса экспертов по методике Дельфи заключается в анкетировании экспертов с помощью опросных листов или внешних устройств ЭВМ в несколько туров с обработкой результатов анкетирования в каждом туре и информированием экспертов об этих результатах. На практике обычно ограничиваются четырьмя турами. В первом туре опроса эксперты дают свои ответы без аргументирования. Ответы обрабатываются с целью выделения среднего и крайних мнений. Экспертам сообщаются эти мнения и проводится второй тур опроса, в ходе которого они пересматривают и, при желании, изменяют ответы, данные в первом туре. Кроме того, эксперты должны объяснить, почему они изменили или не изменили ответы. Полученные после второго тура новые средние и крайние мнения, а также вся аргументация с сохранением анонимности сообщается экспертам и проводится третий тур опроса, в ходе которого эксперты снова пересматривают ответы и аргументируют свое решение. Последующие туры аналогичны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.