Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н. Л. Смирнова 3 страница






I

312 _____________________________________________________ Н Л Смирнова

может быть сведен к простой формуле. Он — сосуд, который никогда нельзя ни опустошить, ни наполнить. Он существует в себе только потенциально, и будучи преосуществлен в мате­риале, он уже более не то, чем был только что. Он пребывает косным на протяжении тысячелетий и тем не менее всегда жаждет нового толкования. Архетипы — непоколебимые эле­менты бессознательного, но они постоянно изменяют свой об­лик» [16, с. 70].

Литература

1. Боснак Р. В мире сновидений. М., 1991.

2. Джонсон Р. А. Он, Глубинные аспекты мужской психологии. М.,

1996.

3. Мершавка В. Иван-Дурак и Король Рыбак. Послесловие к кн.: Джонсон Р. А, Он. Глубинные аспекты мужской психологии. М., 1996.

4. Наранхо К. Песни просвещения. Эволюция сказания о герое в за­падной поэзии. С.-П., 1997.

5. Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.

6. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. sm

7. Русская волшебная сказка: Антология. М., 1992. -ц.

8. Сэмыоэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналити- ческой психологии К. Юнга. М., 1994. у

9. Фон Франц М.-Л. Процесс индивидуален. // Структура и психики f t

и процесс индивидуации. М., 1996.,

10. Хорни К. Женская психология. С.-П. 1993. |

11. Шлир Д, Психология Юнга. // Структура психики и процесс ин­дивидуации. М., 1996.

12. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994. \

13. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее

теория и практика. Киев., 1995. " *"

14. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1995.

15. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев., 1996.

16. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ: ОСОЗНАВАЕМЫЕ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АСПЕКТЫ1

Г. Н. Березина

Жизненный путь человека не сводится к его биографии, ибо история жизни человека откладывается не только в собы­тия или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность. Ту личность, которая согласно представлениям С. JI. Рубинштейна, и является субъектом своего жизненного пути, активным творцом своей жизни [8].

Изучение жизненного пути личности неотделимо от изуче­ния личностной организации времени. Теория личностной ор­ганизации времени в нашей стране разрабатывается К. А. Абульхановой-Славской и ее школой [1, 2]. Именно в лично­сти сходятся воедино прошлое, настоящее и возможное буду­щее, ибо «личность... опосредует зависимость предшествую­щего и последующего этапа в ходе жизни» [2, с. 20.]

В нашем исследовании была сделана попытка проанализи­ровать пласт сознательных и неосознаваемых особенностей личности, связанных с ее жизненным путем, или особенностей личностной организации времени жизни.

Наиболее сложно, конечно, адекватно оценивать неосозна­ваемый уровень личностной организации времени. Для этого была специально разработана оригинальная методика на основе синтеза многих интересных техник. Для получения характери­стик неосознаваемого пласта личностной организации времени мы обратились к образной сфере личности. В глубинной психо­логии прослеживается связь образной сферы (сновидения, гал­люцинации, дневные грезы и т. п.) с предсознательными пси­хическими процессами. В подходе, который называется нейро-лингвистическим программированием, предполагается, что в образах в скрытой форме присутствуют все психологические ха­рактеристики личности [3]. Роль наглядно-образных элементов

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта 94-06-19751.

314 _____________________________________________________ Т. Н Березина

в мышлении человека именно на «начальных стадиях формиро­вания мысли» отмечал С. Л. Рубинштейн [9]. А. А. Гостев вы­разился еще более определенно: «Образы — язык неосознавае­мого» [5, с. 47].

Нами была разработана специальная методика, позволяю­щая представить жизненный путь личности в виде череды мысленных образов прошлого, настоящего и возможного бу­дущего (трансспективы времени). Термин трансспектива вве­ден в психологическую науку В. И. Ковалевым, он «означает такое психологическое образование, в котором органически объединяются, интегрируются прошлое, настоящее и будущее личности» [7, с. 183]. В нашей работе мы использовали не­сколько иное понимание трансспективы: предлагали испытуе­мому другой способ ее построения и иначе анализировали по­лученные данные. Поскольку трансспектива — это ряд мыс­ленных образов, возникающих у испытуемого, в которых пред­ставлены индивидуальные особенности его восприятия, пере­живания и планирования времени, нам необходимо было нау­читься извлекать неосознаваемую информацию.

Чтобы преодолеть основные недостатки классической ин­троспекции: крайний субъективизм испытуемых в оценке сво­его опыта и невозможность сравнивать данные, полученные двумя разными людьми, — мы применили новую систему ана­лиза образного материала.

Первым принципиальным моментом в нашей работе был подход к образу как к изображению. Основы такого подхода предложены в работе Л. М. Веккера и Б. Ф. Ломова «О чувст­венном образе как изображении» [4]. Определение образа как изображения позволило нам сформулировать второй важный принцип нашего исследования. Мы решили отказаться от ана­лиза содержания сознания, заключенного ао внутреннем обра-зе, потому что именно это содержание наиболее субъективно и изменчиво, а провели анализ формальных характеристик об­раза. Это и особенности его мысленного месторасположения*, расположение образа относительно испытуемого (вверху-внизу, справа-слева, впереди-позади), и субъективно оцениваемая от­носительная величина образа, расстояние до него, четкость-яркость, наличие цвета и движения.

В результате мы могли извлечь следующие характеристики трансспективы:

1. Структурированность трансспективы. Трансспектива счи­талась тем более структурированной, чем более строгой была'

!

Жизненный путь личности: осознаваемые и неосознаваемые аспекты _____ 315

мысленная последовательность образов, чем она более напоми­нала функцию от времени и чем сильнее были связаны образы между собой.

2. Наличие -«разрывов» и своеобразных «перегибов» в ров­ной последовательности образов.

3. Наличие особо выделяющихся образов (более или менее темных, маленьких, неподвижных).

4. Постепенное приближение или удаление образов с тече­нием времени. Многие люди представляют образы прошлого и будущего тем ближе к себе, чем ближе по времени к настоя­щему представляемое в образе событие. Другие — наоборот.

5. Постепенное уменьшение или увеличение величины мыс­ленной «картинки» (образа) с течением времени. Отдельно оце­нивались линии прошлого и будущего.

Для нахождения психологических соответствий между этими формальными характеристиками трансспективы и реаль­ными людьми с их конкретным жизненным путем, личност­ными особенностями, мы использовали, с одной стороны, раз­работанный 3. Фрейдом, в том числе и для анализа образной сферы (сновидения), метод свободных ассоциаций и, с другой стороны, личностные опросники.

С помощью свободных ассоциаций мы исследовали преи­мущественно критические точки трансспективы (разрывы, пе­регибы, выделяющиеся образы) с целью выявления неосозна­ваемой интерпретации образов, относящихся к тому или иному времени жизни испытуемого. Для оценки сознательных пред­ставлений испытуемых о своем жизненном пути мы применили оригинальный опросник жизненного пути личности и опросник планирования будущего В. Ф. Серенковой. Данные опросники представляют собой списки вопросов, частью открвггых, частью закрытых, касающихся особенностей биографии испытуемого. Полученную с их помощью информацию можно объединить в 4 блока: прошлое, настоящее, будущее и активность субъекта.

В настоящей работе подробно анализируются осознанные и неосознаваемые особенности прошлого я настоящего времени жизни личности.

Прошлое. Этот блок включал в себя следующие сведения:

а) этапы жизненного пути. Испытуемому предлагалось раз­делить свою жизнь на этапы и кратко охарактеризовать каж­дый этап;

б) наиважнейший временной период. Испытуемому предла­галось уточнить, какой период в его жизни был наиболее важным

316 _____________________________________________________ Т И Березина

для становления его личности (детские, школьные, юношес­кие, зрелые годы);

в) важнейшие события жизни. Испытуемому предлагалось назвать наиболее важные события, перевернувшие его жизнь, в том числе, связанные с угрозой для жизни, потерей близких, психологическими травмами.

Настоящее. Этот блок включал сведения по одной теме:

а) временные ориентации. Испытуемому предлагалось оце­нить, на какое время жизни он ориентирован: прошлое, на­стоящее, будущее.

Все эти вопросы обращены к сознательной части личности. От испытуемого требовалось предварительно осознать те или иные собственные особенности, и только после этого он мог их охарактеризовать. Оценка была, естественно, субъективной и максимально осознанной.

В исследовании приняло участие 50 человек, мужчин и женщин, в возрасте 25-35 лет. Этот возраст нами был выбран специально. С одной стороны, за плечами наших испытуемых уже был определенный жизненный опыт, часть жизненного пути ими уже была пройдена, при этом они уже имели воз­можность проявить себя как субъекты выбора (выбор специаль­ности, выбор брачного партнера) и даже успели вкусить какие-то плоды этого выбора. С другой стороны, впереди было еще достаточно времени, чтобы строить планы относительно буду­щего и воплощать их.

В. Ф. Серенкова [10], анализируя масштабность планиро­вания личностью времени, его длительность, стратегичность, прогнозируемость, выделила два способа планирования време­ни: оптимальный (у испытуемых с долговременной регуляцией) и неоптимальный. В. И. Ковалев также описал два временных стиля: пролонгированный и ситуативный. Исходя из этой важнейшей характеристики организации личностью своего времени, мы разделили испытуемых на две группы, резко различные по своему жизненному пути.

Первая группа — аспиранты — 25 человек. Предшествую­щий жизненный путь у них был достаточно насыщенным {поступление в ВУЗ, защита диплома, поступление в аспиран­туру), от них требовалось проявить свои способности, работо­способность.

Вторая группа — лица без высшего образования. Общая психологическая характеристика представителей этой группы была весьма своеобразной. Все они пришли на краткосрочные

Жизненный путь личности осознаваемые и неосознаваемые аспекты _____ 317

курсы для приобретения «современной, высокооплачиваемой специальности» (менеджмент, бух. учет, массаж). В недале­ком прошлом часть из них лишились работы или работа пе­рестала устраивать их материально, другие были на содер­жании родителей или супругов, и это перестало удовлетво­рять последних.

Налицо две резко отличающиеся временные стратегии. В первом случае (аспиранты) мы видим ориентацию на деятель­ность, требующую значительных временных затрат, возмож­ные плоды которой отнесены в неопределенное, достаточно далекое будущее. Испытуемые строят и пытаются воплотить долгосрочные планы, по крайней мере в области выбора спе­циальности и приобретения соответствующего образования. Подобные качества обычно свойственны людям с пролонгиро­ванным способом организации времени жизни. Во втором слу­чае испытуемые ориентируются на небольшой промежуток вре­мени, соотносимый с настоящим. В их прошлом отсутствуют реализованные долгосрочные планы, типа получения высшего образования. В настоящем же, решив сменить профессию, они также не склонны тратить на это много времени. Из множества ныне существующих вариантов приобретения новой специаль­ности они предпочли 2—3-х недельные курсы. Таким образом, в реальной жизни эти испытуемые показали ситуативный спо­соб организации времени.

Исследования жизненного пути личности по классифика­ции В. Н. Дружинина [6] относятся к уровню изучения уни­кальной индивидуальности и это требует от исследователя ос­торожного подхода к анализу полученных результатов, чтобы за выявлением общих закономерностей не проглядеть индиви­дуальность, В своей работе «Структура и логика психологиче­ского исследования» В. Н. Дружинин рекомендует в качестве наиболее адекватных методов исследования в таких случаях установление сходств (построение размытых классификаций) и описание отдельных случаев.

Исходя из вышеизложенного и сложности нашего объекта изучения, в данной работе мы ограничимся качественным описанием полученных результатов.

Как мы предположили, важнейшие события жизненного пути личности, начала и концы определенных этапов на бес­сознательном уровне могут отразиться в образной сфере чело­века. На трансспективе в возрастных точках, соответствую­щих этим временам, могут наблюдаться разрывы и перегибы в

318 _______________________________________________ Т. Я. Березина

общей последовательности картин; или отдельные образы бу­дут выпадать из общей закономерности.

Отвечая на вопросы опросника, испытуемые на сознатель­ном уровне выделили этапы своей жизни и указали самые значительные события, по большей части совпадающие с на* чалами и концами определенных этапов.

Большая часть испытуемых (54%) выделяла этапы своей жизни, ориентируясь на существующие в обществе социальные представления о том, на какие этапы должна делиться жизнь (детство, отрочество, юность). При таком делении испытуемые также опирались на социально заданные внешние ориентиры, преимущественно деятельного характера (детство до школы; школа, армия, поступление в техникум-ВУЗ — это юность; работа после ВУЗа — зрелые годы).

16% участников нашего эксперимента выделяли этапы своей жизни, ориентируясь на события социальной, эмоцио­нальной жизни (встреча со значимым другим, расставание; дружба, брак, рождение детей).

Другие испытуемые делили свою жизнь на этапы, ориен­тируясь на свой личностный рост (*в 5 лет научился читать, а в 12 написал первое стихотворение»), на переезды из города в город («до 10 лет мы жили в одном городе, потом переехали в другой») или же не делили вообще.

Особенно значимых результатов между представителями обеих групп испытуемых отмечено не было. Хотя аспирантам в своем делении жизненного пути более свойственно опираться на внешние деятельные ориентиры (школа, ВУЗ, аспиранту­ра), вероятно, потому что у них есть основания для этого. Ис­пытуемые из второй группы, перейдя порог школы, чаще про­сто не имели перед собой значительных деятельных ориенти­ров (достижений), поэтому далее они делили свою жизнь на этапы, опираясь на события личной, эмоциональной и т. п. жизни.

При исследовании неосознаваемого пласта личностной ор­ганизации времени испытуемому предлагалось представить мысленно картину того, как он проделывает какое-нибудь не­хитрое действие (умывание, одевание, прием пищи и т. д.) в разные времена своей жизни (в прошлом это 20, 10, 5 и 1 го­ды назад). При необходимости испытуемый представлял образ 30 лет назад и промежуточные образы с интервалом в 1 год. Если представить череду временных образов как линию, то критическими точками в такой линии будут точки разрывов и

Жизненный путь личности: осознаваемые и неосознаваемые аспекты _____ 319

перегибов. Важную информацию могут вести точки, в которых образ значительно отличался от соседних (был меньше-боль­ше, ярче-темнее и т. п.). Образы, находящиеся в таких точках, исследовались с помощью свободных ассоциаций. Таким обра­зом были установлены следующие соответствия.

Точки разрывов и перегибов трансспективы приходились на следующие события:

Дата ожидаемого конца жизни (или планируемого): «Тогда я считал, что буду жить до 30 лет и все» — 2 случая.

Физическое насилие со стороны других лиц — 3 случая.

Гибель близкого человека (обычно родителей) — 5 случаев.

Распад семьи — 2 случая.

Вступление в брак, рождение ребенка — 4 случая.

Глубокие психологические травмы 3 случая.

События, являющиеся угрозой для жизни — 3 случая.

Поступление (окончание) в ВУЗ, школу — 2 случая.

Нахождение новых друзей, значимых других — 2 случая.

Этап личностного роста — 1 случай.

Причины не определены — 3 случая.

Изменение отдельного образа (относительно соседних мень­ше-больше, ярче-тусклее и т. д,) — в наших опытах встреча­лось 7 раз. Все семь изменений испытуемые связывали с раз­личными психологическими переживаниями. При этом увели­чение размера мысленной картинки, появление в ней цвета и движения говорят о положительных изменениях (личностный рост, встреча со значимым другим), и наоборот: уменьшения размера, яркости, исчезновение цвета и движения — о психи­ческих травмах.

Отвечая на вопрос о наиболее важных, поворотных собы­тиях в своей жизни, испытуемые также указывали события преимущественно общественной жизни: поступление в инсти­тут, вступление в брак. Однако при сравнении таковых собы­тий, выделенных сознательно, с отраженными на характере трансспективы, соответствия наблюдаются только в случае сильной эмоциональной значимости события для испытуемого или наличия угрозы физическому существованию.

Переезды: из двух сознательных — два есть на трансспек-тиве.

Гибель близкого человека: из двух — два.

Авария, болезнь: из двух — два.

Рождение ребенка: из 2 — 2.

Личностный рост: из 4 — 2.

320 _____________________________________________________ Г И Березина

Поступление в ВУЗ, аспирантуру (окончание оных): из 9 — 2.

Встреча со значимыми другими: из 8 — 2.

Две других важнейших характеристики линии прошлого на трансспективе — это общая тенденция к увеличению или уменьшению размера образа с приближением его по времени к настоящему (расходящаяся или сходящаяся линия) и тенден­ция к увеличению или уменьшению представляемого расстоя­ния до образа также с приближением его по времени к на­стоящему (приближающая или удаляющаяся). Этим качествам трансспективы мы пока не нашли надежных психологических или личностных соответствий.

У большинства испытуемых линия прошлого расходящаяся и приближающая к настоящему. Это совпадает с мнением испы­туемых о том, что самые важные периоды жизни — это юность и зрелые годы (24%), школьные годы, юность и зрелые годы (46%), то есть возраст, также приближенный к настоящему. С другой стороны, практически все испытуемые отмечали у себя ориентацию на настоящее и будущее, строгую ориентацию только на прошлое не отметил никто. Считается, что значительные со­бытия своей жизни человек обычно представляет больше по размеру, ярче и ближе к себе. Возможно, ориентация испытуе­мых на настоящее и будущее, подчеркивание ими важности бо­лее позднего возраста, отразились на трансспективе, воспроиз­ведя расходящиеся и приближающиеся линии прошлого.

Испытуемые двух групп значительно отличались между собой по степени структурированности трансспективы. Лица с пролонгированным характером организации времени жизни, имеющие насыщенный внешними деятельными достижениями жизненный путь (1 группа), имели высокоструктурированные и структурированные трансспективы, а часть испытуемых из 2 группы с преимущественно ситуативным способом организа­ции времени — малоструктурированные.

Таким образом, подведем итог этой части нашей работы. Здесь мы описывали ту часть жизненного пути, которая уже пройдена испытуемым. Если проанализировать ее сознатель­ное восприятие и неосознаваемое отображение, то мы видим отчетливую разницу. На сознательном уровне человек пре­имущественно ориентируется на бытующие в обществе пред­ставления о себе и своем жизненном пути, на социально при­нятые ориентиры и подчеркивает в качестве этапных в своей жизни моменты приобщения себя к тем или иным социальным институтам. Подобный тип социальных представлений (пред-

Жизненный луди» личности осознаваемые и неосознаваемые аспекты 321

ставления о взаимоотношении Я-общество, об ответственности и деятельности) К. А. Абульхановой-Славской назван личносг-но-ориентированным.

Однако на более глубоком уровне человек реагирует не на социально заданные представления, а на вещи более экзистен­циальные и даже физиологические. В наших опытах на транс-спективе стандартно отображались все события, представ­ляющие угрозу для жизни (болезнь, авария, возможный конец жизни), периоды сексуального созревания, рождение ребенка, насилие со стороны других лиц. С другой стороны, человек бес­сознательно закрепляет в своей образной сфере все события, связанные с сильными эмоциональными переживаниями, осо­бенно отрицательными — Еотеря близкого человека, психоиче-ские травмы. Й с третьей стороны, в трансспективе могут отра­зится события личностно значимые, являющиеся этапными в личностном развитии. Например, у одного испытуемого на трансспективе был четкий перегиб в год, который он называл *годом моего просветления». В то же время социально значи­мые события, такие как поступление в ВУЗ, на работу, на уров­не подсознания остаются почти не замеченными.

Таким образом, на основе анализа прошлого и настоящего, нами установлен принцип соотнесения осознанных и неосозна­ваемых особенностей личностной организации времени. В дальнейшем мы предполагаем использовать полученные зако­номерности для анализа планирования и организации лично­стью своего возможного будущего.

Литература

1. Абульхаиова-Славская К. А. Стратегии жизни. М., 1991.

2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизне­деятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981, с. 19-45.

3. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новосибирск, 1993.

4. Веккер Л. М,, Ломов Б. Ф. О чувственном образе как изображении // Вопр. филос, 1961, № 4, с. 47-59.

5. Гостев А. А. Образная сфера человека. М., 1992.

6. Дружинин В. Н, Структура и логика психологического исследова­ния. М., 1994.

7. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жиз­ни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995, с. 179-185.

8. Рубинштейн С. Л. Мышление. Язык. Речь // Вопр. языкознания, 1957, № 2.

322 ______________________________________________________ Г. Н. Березина

9. Рубинштейн С, Л. Основы общей психологии, М., 1989, т. 1.

10. Серенкова В. Ф. Типологические особенности планирования лич­ностного времени // Гуманистические проблемы психологической теории. М„ 1995, с. 192-204.

МЕНТАЛЬНОСТЬ РОССИЙСКАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ (ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ)

А. В. Брушлинский

В течение последних 10—12 лет в нашей стране почти не­прерывно происходят очень резкие и часто непредсказуемые изменения в экономике, политике, духовности — во всей на­шей жизни. Сознание и бессознательное десятков миллионов людей, промышленное и сельскохозяйственное производство, собственность, власть... — все это находится в процессе ост­рейших противоречий, преобразований и потрясений, в со­стоянии постоянной нестабильности и неопределенности. С одной стороны, история предоставила нам реальный шанс преодолеть тяжелейшие последствия всевластия бывшей пар­тийно-государственной верхушки, ее бездуховности, безответ­ственности и некомпетентности. Мы обрели свободу слова, мысли, творчества и отчасти действия. Появились некоторые возможности для свободной инициативы, предпринимательст­ва, независимости от чиновничьего произвола и т. д. Но, с другой стороны, многолетний спад в промышленности, сель­ском хозяйстве и строительстве, почти полное отсутствие ин­вестиций в производство несмотря на бурный рост торгового и финансового капитала, массовое обнищание россиян в опас­нейшем контрасте со сверхвысоким уровнем жизни примерно 7-10% населения («новые русские» и т. д.), распад СССР, ни­щенствующие культура и наука, «мафизация» и криминали­зация политики, экономики и т. д. вызывают у многих чувст­ва глубокого унижения и беспокойства за судьбы России и каждого ее гражданина. Это относится ко всей стране в целом и к ее различным регионам, о чем свидетельствуют многочис­ленные эмпирические данные, полученные социологами, этно­графами, психологами и др.

Например, согласно опросам ВЦИОМ'а (Всероссийского центра изучения общественного мнения — Ю. А. Левада и его сотрудники), рост поддержки реформ, проводимых в России, совпадает с финалом предвыборной президентской кампании (июль 1996 г.), после чего нарастают негативные тенденции:

МегипСАЬносшь российская и региональная (провинциальная) 39

резко уменьшаются надежды на улучшение экономического и политического положения, очень сильно выражены чувства раздражения, страха и потенциал протеста против политики правящих кругов, у большинства населения нет уверенности в завтрашнем дне [8, с. 3-5]. Печально традиционный для поч­ти всей истории России разрыв между властью и народом вы­ражается сейчас в том, что большинство населения не доверя­ет общественным структурам и институтам власти (по данным Института социально-политических исследований РАН — Г. В. Осипов и его сотрудники [7, с. 156]). Примерно к таким же выводам приводят и социологические исследования, вы­полненные под руководством Б. А. Грущина, Н. И. Лапина, В. А. Ядова и мн. др.

Резкое ослабление еще недавно централизованной эконо­мики и «партии власти» существенно уменьшает возможности федеральных органов управления нормализовать обстановку в регионах и поддержать инициативу активных групп населения на местах. Люди все больше доверяют местной, а не федераль­ной (центральной) власти; усиливаются автономизация регио­нов и региональная идентификация населения, когда многие особенно эмоционально переживают свою связь именно с «ма­лой родиной», где они родились и живут. Возрастает влияние местных элит и властных структур. В общем итоге крепнет на­циональное, этническое, региональное самосознание (что, впро­чем, нередко осложняется ухудшением межэтнических отно­шений). Все это создает весьма противоречивую ситуацию. Уходит в прошлое безудержная централизация всей политиче­ской, духовной и экономической жизни, столь характерная для советской власти, которая в большинстве случаев не же­лала считаться с интересами местного населения и региональ­ными органами управления. Диктатура Центра была очень сильна. Например, в ЗО-е годы запретили или свели к мини­муму даже краеведение, могущее поддержать духовную авто­номию местных жителей. Сейчас положение резко меняется к лучшему. Набирает силу процесс автономязации регионов и Даже отдельных личностей (в последнем случае возрастает ин­дивидуализация людей). Например, регионы теперь совершен­но самостоятельно выбирают своих президентов, губернаторов, мэров и т. д. и даже выходят на прямые связи с зарубежными Деловыми партнерами, не прибегая к посредничеству феде­рального Центра, что раньше было абсолютно невозможно. Т самостоятельность местных органов власти — большое

40 А В Ерушлинский

достижение на данном этапе реформирования Российской Фе­дерации. Вместе с тем подобные тенденции в их крайнем вы­ражении могут привести и нередко уже приводят к атомиза-ции общества и государства, к ослаблению нормальных взаи­мосвязей между Центром и регионами. В результате у нас сейчас очень мало государственных деятелей, которые бы ис­кренне и действенно переживали, выражали и реализовывали подлинные интересы и цели всей нашей страны как целост­ного единого субъекта. Именно отсюда, на мой взгляд, проис­текают самые большие трудности в реформировании Российс­кой Федерации.

Субъект — это человек, люди на высшем (для каждого из них) уровне активности, целостности, автономности и т. д. Субъектами являются личности, различные группы и общно­сти людей, все человечество в целом. Индивидуальное и обще­ственное сознание в сложнейшей взаимосвязи с бессознатель­ным — важнейшее качество любого из субъектов (индиви­дуального, группового, регионального и т. д.).

В течение последних нескольких лет вместо привычных терминов «сознательное», «психическое», «душа» (например, «русская душа») и т. д. или вместе с ними у нас стали широко использовать иностранный термин «менталитет*, «менталь-ность» и др. Это калька с английского слова mentality, озна­чающего ум, интеллект, умственное развитие, склад ума, умо­настроение и т. д. Появились уже и дефиниции нового терми­на. Бот, например, одна из них: «Менталитет — обобщенное понятие, отчасти образно-метафорическое, политико-публицис­тическое, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад раз­личных психических свойств и качеств, особенностей и прояв­лений. Используется главным образом для обозначения ори­гинального способа мышления, склада ума и даже умонаст­роений» [4, с. 174]. Например, национальный, региональный, мелкобуржуазный, демократический и т. д. склад ума. Следо­вательно, для разных субъектов — региональных, этнических и т. д. — характерен соответствующий менталитет. В частнос­ти, для российской ментальности свойственно единство (но не тождество) общероссийского и регионального умонастроений. Последнее часто называют еще провинциальным. Слово «про­винция» (не периферия!) употребляется в русском языке, по меньшей мере, в 3-х значениях: 1) административно-террито­риальная единица в России в XVIII в.; 2) единица админист-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.