Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как вы оцениваете систему нашего высшего образования, его качество? Выиграла ли она с разделением на ступени - бакалавриат и магистратура?






Имитация высшего образования

Александр Запесоцкий: Науку в стране уничтожают ударными темпами

 

 

В отечественном высшем образовании продолжаются реформы. Сокращение магистратур и аспирантур, ликвидация вузов и их укрупнение проходят на фоне заявлений чиновников о ненужности высшего образования для двух третей россиян. К чему это может привести, газете “Солидарность” рассказал ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий.

Александр Сергеевич, как недавно заявила вице-премьер Ольга Голодец, высшее образование не нужно 65% россиян. Вы согласны с этим? И в чем причина - реальная структура российской экономики, при которой специалисты с высшим образованием уже не так востребованы? Или демографическая ситуация, когда число абитуриентов практически равно количеству мест в высших учебных заведениях?

- Высказывание Ольги Юрьевны вырвано из контекста. Что она реально имела в виду, не знаю. Как бы то ни было, сегодня по-настоящему высшее образование в действительности получают несколько процентов студентов вузов. Все остальное - имитация, сопровождающаяся выдачей дипломов. Госструктуры проводят бурную деятельность по проверке качества образования, но проверяют его по бумагам. Так, если студенты, к примеру, не ходят на занятия, это никого не волнует. А они, как правило, не ходят…

Огромная масса молодежи не хочет учиться всерьез. Да и не может. Система образования практически полностью разрушена, начиная с детских садов и заканчивая аспирантурой. Образование должно состоять из обучения и воспитания. Но функцию воспитания государство у образовательных учреждений изъяло. Им теперь предписано заниматься коммерцией, обслуживанием - по образцу парикмахерских. Теперь молодежь воспитывают СМИ. Уже выросло несколько поколений россиян, сформированных телевидением: “Дом-2”, реклама “энерджайзера” и т.д. С ранних лет людям навязывается потребительская идеология: зачем изнурять себя учебой, когда можно пожевать жвачку, и все девочки тут же бросятся тебя целовать?

В СПбГУП традиционно высочайший конкурс. В прошлые годы достигал пятидесяти человек на место по самым популярным специальностям, в этом году перевалил за сто. Поступают люди с очень высоким баллом ЕГЭ. Но даже у нас сегодняшний отличник по уровню школьной подготовки не дотягивает до хорошиста 90-х. А хорошист - до троечника. И исправлять школьные недоработки с каждым годом все труднее.

Чиновники в большинстве своем непрерывно имитируют деятельность и не хотят видеть ее реальные результаты. Голодец, кстати, одна из немногих, занимающихся делом. Но таких, как Ольга Юрьевна, в наших структурах власти мало. Громадное число сановников занимается самопиаром и мешает работать подведомственным учреждениям.

Действительно ли в России переизбыток специалистов с высшим образованием? В каких сферах? Возможно, тут дело в географическом перекосе, и нужно лишь умело направлять потоки специалистов в те регионы, где их дефицит?

- Образованных людей, способных решать серьезные задачи, катастрофически не хватает практически во всех сферах жизнедеятельности страны. По мере старения и ухода профессиональной элиты, сформированной в СССР, быстро обнажается катастрофическая ситуация с кадрами. Проблема приобретает чудовищный характер, а как ее решать - начальство не знает. Некоторые с удовольствием завезли бы сюда миллионы западных специалистов, но это невозможно и бессмысленно. Так что, кадровый кризис будет усугубляться.

Как вы оцениваете систему нашего высшего образования, его качество? Выиграла ли она с разделением на ступени - бакалавриат и магистратура?

- Я крайне отрицательно отношусь практически ко всем “реформам” последних пятнадцати лет. Бакалавриат - это пятилетний специалитет советского времени, сокращенный на один год. Огромные деньги выплачены “знатокам”, покромсавшим прекрасные образовательные программы, сократившим их на 20% аудиторных занятий. Что от этого может улучшиться? Магистратура - жуткая пародия на аспирантуру. Аспирантуру же в реальности ликвидировали, превратив из научной деятельности в учебную.

На что ни посмотришь - ужасные ошибки. Вот ЕГЭ: ближайший аналог того, что у нас сделано, - в Египте. В старших классах наши дети вместо развития креативных качеств вынуждены натаскиваться на решение тестов. Важнейшие для развития творческих начал годы тратятся на вредные занятия. Зачем это нужно? Сказал бы, что хуже ЕГЭ трудно что-то придумать, но боюсь сглазить.

Какие факторы повлияли на ухудшение качества высшего образования? Подготовка абитуриентов ослабла вследствие снижения качества среднего образования? Или ухудшилось качество преподавания в вузах?

- Слабое звено - федеральные органы власти, управляющие образованием. Их деятельность антинаучна и противоречит здравому смыслу. В образовании государство воплощает фундаментальные теоретические просчеты так называемых “либералов-западников”. Чиновники всерьез думают, что школы и вузы могут быть коммерческими структурами, что образование - это услуга, что можно автоматически переносить в Россию западные механизмы деятельности, что у нас можно полноценно заменить академическую науку вузовской, и так далее. И на основе ложных представлений руководят сложнейшей отраслью.

Народ, видевший раньше, каким должно быть образование, понимает, что теперь происходит что-то не то. Но поделать ничего не может. А СМИ прославляют “реформы”, радостно бьют в литавры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.