Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития мышления ребенка






Младенчество

· Мышление не является самостоятельным процессом: оно функционирует «внутри» восприятия, включено в практические манипуляции с предметами.

· Предпосылки развития мышления складываются в манипулировании с предметами к концу 1-го года жизни.

· 1, 5 - 2, 5 мес. наблюдается сенсорная активность – рассматривание, прислушивание. По Пиаже, вступают в действие врожденные схемы интеллекта.



· 4 – 4, 5 мес. – «преддействие» (ребенок ощупывает и рассматривает случайно задетый предмет).

· С 3-4 мес. появляются обследовательские действия через рот.

· С появлением акта хватания ребенок от зрительной ориентировки переходит к практической ручной и осязательной с помощью губ и языка.

· С 4 до 7 мес. появляется «результативное» действие (бросает игрушку, чтобы извлечь звук, наблюдает за падением).

Данный период характеризуется неспецифическими манипуляциями

· Опыт манипулирования (способ изучения объектов) приводит к установлению новых простейших причинно-следственных связей, что ведет к фиксации результата в сознании и стремлению повторить его.

· С 7 – 10 мес. развиваются «соотносящие» действия (ребенок соотносит предмет с определенным местом в пространстве, части с целым) – катает шарики, открывает / закрывает коробочки.

· К концу года ребенок переносит знакомый способ с предметов, с помощью которого этот способ показали, на всевозможные другие (катает в коляске не только куклу, но и мишку).

Таким образом, манипулирование с предметами на протяжении 1-го года жизни качественно изменяется: ребенок переходит от общей ориентировки в окружающем к ориентировке в свойствах объектов, что способствует возникновению и развитию любознательности. Решающую роль в данном процессе играет овладение ходьбой и понимание речи взрослого.

Ранний возраст

· Самостоятельно передвигаясь, ребенок действует с предметами, изучает их, выделяет признаки.

· Характерно практическое решение задач с помощью предметных действий, т.к. ребенок еще не умеет действовать в плане представлений.

· Мышление носит наглядно-действенный характер.

· Интенсивно развиваются соотносящие действия (особенно в дидактических играх). Действия с дидактическими игрушками предполагают решение умственной задачи (младенец просто нанизывает кольца на штырь; ребенок раннего возраста собирает пирамидку в соответствии с величиной колец, стремится получить правильный результат).

· Появляются орудийные действия, которые протекают на основе установления отношения «ребенок – орудие – цель»:

· Мышление характеризуется отвлеченностью (выделяет признак, который позволяет использовать орудие соответствующим образом) и обобщенностью (использование одного и того же орудия для решения целого класса задач)

· На основе практических предметных действий складывается действование на основе образов.

· Речь придает мышлению ребенка целенаправленность и организованность.

· Овладение речью перестраивает процесс мышления (возникновение первых вопросов, направленных на установление скрытых связей и отношений при столкновении с трудностями).

· В раннем детстве начинают складываться мыслительные операции в различении и сравнении признаков цвета, формы, величины. Поэтому ребенок переходит к обобщениям, общим представлениям.

· К концу раннего возраста возникает знаково-символическая функция сознания и ребенок начинает осваивать функцию замещения (предметы-заместители).

Дошкольный возраст является периодом расцвета детской познавательной активности.

Представления ребенка о мире

На 4-м году жизни появляются попытки упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить связи и закономерности. С 5 лет возникает первый абрис детского мировоззрения. Восприятие ребенком мира отличается от восприятия взрослого. Ребенок рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т.е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Это восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным. Ж.Пиаже назвал это явление реализмом, который не позволяет рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи.

Ребенок не умеет различать свой субъективный и внешний мир. С одной стороны, ребенок находится ближе к непосредственному восприятию вещей, чем взрослый, с другой, - больше удален от реальности. Вследствие этого ребенок не различает психический и объективный мир.

Особенности детского мышления

1. Анимизм (одушевление всего неживого. Неодушевленные предметы обладают сознанием и душой).

2. Артификализм (рассмотрение природных явлений как результата сознательной деятельности людей).

3. Для ребенка центр всего мира – человек (вернее, он сам). Все вещи и явления «сделаны» для человека им самим, и «хотят» обеспечить ему счастливую жизнь. Данные особенности детских представлений сохраняются и у современных детей, несмотря на технический прогресс и поток теле- и радиопередач.

4. «Овеществление» психики – психические явления обладают свойствами вещей (мысль находится во рту или голове. Сон – картинка из воздуха и света, который входит в глаза извне, может выйти из комнаты).

5. Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира, он как бы растворен в нем. Эта особенность детского мировоззрения, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, Ж.Пиаже назвал эгоцентризмом. Но это не гипертрофия своего Я, а, наоборот, непосредственное отношение к миру, где субъект игнорирует свое Я, не может выйти за его пределы. Феномены Пиаже показывают, что ребенок доверяет только своему непосредственному восприятию, рассматривает вещи со своей субъективной позиции, которая выступает как единственная и абсолютная.

Умственное развитие заключается в преодолении центрированной позиции.

Л.С.Выготский отмечает, что позиция ребенка, его отношение к миру вещей и людей с самого начала формируются под влиянием взрослого, т.е. с самого начала социально. В мире, обществе, где живет ребенок, уже существуют определенные представления о реальности. Ребенок не конструирует своего собственного знания о реальности, а усваивает его от тех, кто эти знанием уже владеет.

Феномены Пиаже Выготский объясняет как непосредственность восприятия и суждения. Преодоление центрации заключается в присвоении средств (эталонов, мер, ориентировочных действий). Суть децентрации: переход с непосредственной позиции на новую, объективно-общественную, которая всегда имеет опосредованный характер. Для преодоления детского эгоцентризма важна сюжетно-ролевая игра, в которой дети при реализации ролей становятся на различные точки зрения; использование мер и меток.

Особенности мыслительной деятельности дошкольников

1. В отличие от раннего детства в дошкольном возрасте мышление опирается на представления (то, что знает по прошлому опыту). Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольников внеситуативным, что значительно расширяет границы познания.

2. Более тесная взаимосвязь с речью, что приводит к появлению развернутого мыслительного процесса (рассуждение); к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности (речь выполняет планирующую функцию); к бурному росту мыслительных операций.

Рассуждение начинается с постановки вопроса (что свидетельствует о развитии любознательности, стремлении постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность процесса).

Как появляются вопросы:

1) В результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять, стремится найти ему место среди своего прошлого опыта, знаний.

2) При нарушении сложившихся представлений. Если новое представление совпадает со сформированным только по некоторым признакам, а по остальным различается, возникает вопрос.

3) Стремление утвердиться в правильности своего вывода.

Отношение взрослого к детским вопросам определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность найти ответ, может быть, с помощью взрослого или сверстников. Взрослый должен развить у ребенка самостоятельность мышления, любознательность.

Характер детских вопросов как показатель развития словесно-логического мышления

3-4 года 4-5 лет 5-7 лет
Активность без познавательной направленности Познавательная активность Познавательная активность возрастает
- Цепной характер вопросов - Ответы не дослушивают «КТО?» «ЧТО?» «КАКОЙ?» - Вопросов много, но они бессистемные - Разнообразные по форме и содержанию - Ответы чаще не дослушивают «ПОЧЕМУ?» - Разнообразие вопросов по содержанию - Ответы выслушивают и сопоставляют со своим опытом - Сомневаются, возражают, вступают в спор «ЗАЧЕМ?»
«Какая это машина?» «Почему деревья шумят?» «Как тетя Валя поместилась в телевизоре?» «Зачем косточки в вишне? Все равно надо выплевывать!» Услышав название «Железное дерево», ребенок спросил: «Что оно разве сделано из железа?» - Ты на чем приехал? - На велосипеде. А ты на чем? - На собаке. - На собаке нельзя, у нее пидалев нет!

3. Ребенок начинает строить свои собственные «теории». Возрастает тенденция к независимости, оригинальности мышления (объединение объектов, признаков и свойств, несоединимых на взгляд взрослого).

4. Мышлению присуща конкретная образность. В объектах ребенок выделяет наиболее яркие, не всегда существенные признаки, что приводит к необычным умозаключениям.

5. Своеобразие умозаключений объясняется:

- отсутствием, нехваткой знаний или их ограниченностью; недостатком опыта;

- несформированностью способов умственной деятельности;

- недостаточной критичностью мышления.

Рассуждения хотя и противоречивы, в то же время оригинальны. Для них характерно не отсутствие логики, а ее своеобразие, когда происходит движение от частного к частному, минуя общее.

6. Мышление ребенка направлено на осмысление не только природных, но и социальных явлений, моральных проблем.

7. Изменение соотношения между практическими и умственными действиями. Ребенок проводит простейшие опыты, экспериментирует, что подводит его к выводам, обобщенным представлениям. Постепенно речь включается в решение задач. Постепенно ребенок научается заранее составить план действий; подходит к решению задачи во внутреннем плане, выдавая готовое словесное решение.

8. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности мыслительные операции – анализ и синтез. Изменяется характер обобщений, что позволяет освоить операцию классификации (отнесение объекта к группе на основе родо-видовых признаков: игрушки, мебель, одежда).

9. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

10. К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на понятия. Предпосылкой формирования понятий являются представления – обобщенные образы предметов и явлений.

Н.Н.Поддъяков исследовал особый тип мышления ребенка, который представляет единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых свойств и связей предмета. Детское экспериментирование строится самим ребенком. В процессе экспериментирования у ребенка возникают новые, неясные знания. Процесс мышления может развиваться от понятного к непонятному. В экспериментировании лучше развивается способность строить догадки, задавать вопросы. С точки зрения Н.Н.Поддъякова, взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка составляют суть саморазвития детского мышления.

Понятие о государственном образовательном стандарте. Государственная политика в области образования. Типы образовательных организаций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.