Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Греко-римский пантеон. Циклы древнегреческой мифологии.






ПАНТЕОН древний храм в Риме. Название храма греческое и означает " храм всех богов".

Пантеон - одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до 19 в. строительное искусство не смогло создать купола большего диаметра.

Пантеон — памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 году н.э.

Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам. Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое возвел на этом месте Марк Агриппа, сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э.

Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами (четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход. Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше. Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (окулус) диаметром около 9 м, через которое и проникает свет. В период полдня через это отверстие проникает наиболее сильный световой столб. Свет “не растекается”, а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

Ротонда Пантеона, выложенная из кирпича и облицованная мрамором, в своей структуре обозначает сложную символику космоса, а “око” на вершине купола — символ солнечного диска, единственный источник света в здании. Есть легенда, что отверстие в куполе пробили злые духи, заметавшиеся в поисках выхода при звуках первой мессы.

Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют еще Санта Мария Ротонда, или просто Ротонда).

В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, в одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль; впоследствии здесь же похоронили первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II, и короля Умберто I.

Периоды мифологии:
1) доолимпийские - основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата (все окружающее человек мыслит движимым непонятными силами, земля - основа мифологии, источник и кормилец всего мира - хтонизм, фетишизм, анимизм). В развитом анимизме трансформация демона или бога приводит к антропоморфизму.

2) олимпийские - связанный с централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к строгому героизму (ранняя классика и поздний героизм). Один главный бог - Зевс. Появляются боги нового типа, женские божества получили новые функции в связи с эпохой патриархата. Остаются, правда, фетишистские элементы - волоокая Гера и т.д. Возрастает роль людей в мифах: Ахилл ругает Аполлона за укрывательство Гектора.


 

5. Героический эпос Древней Греции: происхождение, особенности, эпический стиль. Гомеровский вопрос.

Из догомеровского прошлого до нас не дошло ни одного цельного произведения. Однако они представляли собой огромное, безбрежное творчество греческого народа. Как и у других народов, песни, посвященные героям, первоначально были связаны с погребальными плачами по герою. Героическая надгробная песнь - это эпитафий.

С течением времени эти плачи развивались в целые песни о жизни и подвигах героя, получали художественное завершение и в меру общественно-политической значимости героя даже становились традиционными. Так, эпический поэт Гесиод в произведении " Труды и дни" рассказывал про себя, как он ездил в Халкиду на празднества в честь героя Амфидаманта, как он исполнял там в его честь гимн и как он получил за это первую награду.

Постепенно песнь в честь героя получила свою самостоятельность. Уже не надо было обязательно на празднествах в честь героя исполнять подобного рода героические песни. Они исполнялись на пирах и собраниях обыкновенным рапсодом или поэтом, вроде гомеровских Демодока и Фемия. Эти " славы мужей" мог исполнять и непрофессионал, как, например, в произведении Эсхила " Агамемнон" Ифигения на пирах своего отца Агамемнона воспевает его подвиги.

Воспевались не только положительные герои. Певцов и слушателей стали интересовать герои отрицательные, о злодеяниях которых также слагались легенды. Например, гомеровская " Одиссея" прямо говорит в песнях о дурной славе Клитемнестры.

Таким образом, даже скудные сведения о догомеровском героическом эпосе дают возможность назвать его виды:

- эпитафий (надгробный плач);

- агон (состязание на могиле);

- " слава" героя, торжественно исполняемая на специально посвященном ему празднестве;

- " слава" героя, торжественно исполняемая на пирах военной аристократии;

- энкомий героям в гражданской или домашней жизни;

- сколий (застольная песнь) тем или другим выдающимся личностям, но уже не древним героям, а как простое увеселение на пирах

Подобное и в эпосе о богах. Только здесь процесс развития эпоса начинается не с культа умершего героя, а с жертвоприношения тому или иному божеству, сопровождаемого словесными высказываниями, достаточно лаконичными. Так, жертва Дионису сопровождалась выкрикиванием одного из его имен - " Дифирамб". " Гомеровские гимны" (первые пять гимнов), представляющие развитой эпос о богах, ничем не отличаются от гомеровского эпоса о героях.

Гомеровский вопрос — совокупность проблем, относящихся к авторству древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» и личности Гомера.

Многие ученые, названные «плюралистами», доказывали, что «Илиада» и «Одиссея» в настоящем виде не являются творениями Гомера (многие даже полагали, что Гомера вообще не существовало), а созданы в VI в. до н. э., вероятно, вАфинах, когда были собраны воедино и записаны передаваемые из поколения в поколение песни разных авторов. Так называемые «унитарии» отстаивали композиционное единство поэмы, а тем самым и единственность ее автора.

Новые сведения об античном мире, сравнительные исследования южнославянских народных эпосов и детальный анализ метрики и стиля предоставили достаточно аргументов против первоначальной версии плюралистов, но усложнили и взгляд унитариев. Историко-географический и языковой анализ «Илиады» и «Одиссеи» позволил датировать их примерно VIII в. до н. э., хотя есть попытки отнести их к IX или к VII в. до н. э. Они, по-видимому, были сложены на малоазийском побережьеГреции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов.

Разные ученые по-разному оценивают, насколько велика была роль творческой индивидуальности в окончательном оформлении этих поэм, но превалирует мнение, что Гомер ни в коем случае не является лишь пустым (или собирательным) именем. Неразрешенным остается вопрос, создал ли «Илиаду» и «Одиссею» один поэт или это произведения двух разных авторов, хотя современный компьютерный анализ текста обеих поэм показал, что у них один автор.

Этот поэт (или поэты) был, вероятно, одним из аэдов, которые, по меньшей мере, с микенской эпохи (XV—XII вв. до н. э.) передавали из поколения в поколение память о мифическом и героическом прошлом. Существовали, однако, не пра-Илиада или пра-Одиссея, но некий набор устоявшихся сюжетов и техника сложения и исполнения песен. Именно эти песни стали материалом для автора (или авторов) обеих эпопей. Новым в творчестве Гомера была свободная обработка многих эпических традиций и формирование из них единого целого с тщательно продуманной композицией. Многие современные ученые придерживаются мнения, что это целое могло быть создано лишь в письменном виде.


 

6. «Илиада» Гомера как воинский эпос: историческая и мифологическая основа, художественное своеобразие, стиль. Героические ценности в поэме.

«Илиада» - произведение, приписываемое поэту Гомеру и созданное предположительно в 8 веке до н.э. Это воинская поэма: адресатом (слушателем) подразумевается высшая военная знать, которая и описывается в произведении.

Мифологической основой Илиады является часть мифов «Троянского цикла», а именно те, которые описывают осаду Трои, битву Ахилла с Гектором и похороны Гектора. Другие мифы этого цикла, описывающие предысторию конфликта ахейцев с троянцами, а также разрушение Трои и возвращение героев домой, в Илиаду не вошли.

Историческая основа Илиады долгое время подвергалась сомнению, пока в 1873 году археолог-самоучка Шлиман не раскопал на холме Гесарлык остатки поселения, которое могло быть древним Илионом (Троей).

Стиль поэмы отвечает традициям эпоса, а именно:

Монументальность – изображение всех действий (особенно битв) с высоты «птичьего полёта», повествователь моментально переносится от одной сцены к другой;

Объективность и беспристрастность изложения – рассказчик не проявляет особых симпатий ни к троянцам, ни к ахейцам, они все герои и достойны восхищения;

Эпическое спокойствие – размеренный темп повествования с азличными распространёнными отступлениями;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.