Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модерн: 1890—1914






Музей прикладного искусства, Будапешт

Модерн в Венгрии развивался как местное, несколько провинциальное ответвление венского сецессиона. В то же время архитекторы младшего поколения — Э. Лехнер, Б. Лайта т.д. прибегли к поискам венгерского национального стиля в архитектуре.

Основные произведения Е. Лехнера: церковь св. Ладислава в районе Будапешт-Кебан (1894—1906), фасады которой облицевали цветной майоликой; Музей прикладного искусства (1893 — 96 гг), Геологический институт (1896 — 99 гг), Национальный банк (1899—1902), дом почтовой сберегательной кассы (1901) — все в Будапеште.

Другие тогдашние яркие произведения архитектуры: театр им. Я. Арана (1909) и дом Рожевальди начала XX в. (архитектор Б. Лайта), здание банка Османского (1906) — все в Будапеште, а также немало доходных домов и особняков там же.

Отдельные образцы венгерского модерна есть и в других городах — ратуши в Кечкемете и Кишкунфеледьхазе, частные дома (дворцы) и гостиницы в Сегеде и Мишкольце, здание Музея Лайоша Кошута в Цегледе и др.

40. Общая характеристика эклектики (вторая половина XIX века)

Экле́ ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену… — Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», 1831

Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

41. Интерьеры эпохи эклектики (викторианский интерьер, бидермайер и проч.)

 

42. Архитектура Всемирных Выставок

Первой всемирной выставкой была международная промышленная выставка, прошедшая в 1851 году в Лондоне. Выдающимся примером первой всемирной выставки стал Хрустальный дворец архитектора Джозефа Пэкстона. Впервые было воздвигнуто огромное здание из стекла, металла и бетона. Здание длиной 564 м и общей площадью 74 400 кв.м. было построено в небывало короткий срок – менее чем в четыре месяца [1], благодаря тому, что в основе проекта лежал самый рациональный способ строительства – сборка сооружения из серийных стандартных элементов (их произвели на бирмингемских заводах

Вторая по счёту всемирная выставка и первая проведённая в Париже прошла на Елисейских полях с 15 мая по 15 ноября 1855 года под патронажем принца Наполеона и была призвана превзойти по размаху свою лондонскую предшественницу. Павильоны 34 стран занимали территорию в 16 га. В качестве ответа на лондонский Хрустальный дворец в Париже был воздвигнут Дворец индустрии, на месте которого в 1900 году соорудили Гран-шале.

Начиная со всемирной выставки в Париже 1867 года, свои экспозиции страны-участницы стали размещать в специально построенных ими национальных павильонах, при проектировании которых одной из главных целей является создание национального колорита, культуры быта и традиций.

 

В 1873 году всемирная выставка впервые проводилась за пределами Англии и Франции – в столице Австро-Венгрии, Вене. Для размещения экспозиции был выделен парк Партер, в котором был размещен центральный павильон – Ротонда, просуществовшая до 1937 года.(рис. 3).В дальнейшем всемирные выставки проводились и за пределами Европы, в частности, в 1876 году выставка прошла в городе Филадельфия, в 1904 г. в Сент-Луисе, США.

Важным этапом в развитии сооружений ЭКСПО и современных строительных металлоконструкций явилась Всемирная выставка 1889 года в Париже. Крупнейшим сооружением Парижской выставки стала ныне знаменитая Эйфелева башня. Она воплотила в себе весь опыт, накопленный знаменитым французским архитектором и инженером Гюставом Эйфелем в области устройства фундаментов и возведения опор в зависимости от свойств грунта и величины ветровой нагрузки. Башня высотой 321.3 м представляет собой грандиозную решетчатую конструкцию на четырех основных опорах, заанкеренных на большую глубину. Сборка каждого из трех этажей башни требовала своего решения. Три этажа – три усеченные квадратные пирамиды, поставленные одна на другую. По сути, это были четыре ноги, не связанные друг с другом по диагоналям и соединенные между собой на разных уровнях только поясами горизонтальных балок по сторонам квадрата. И если в основании эти ноги образовывали квадрат со стороной 123, 4 метра, то на вершине поперечник был всего 16 метров. Это представляло труднейшую техническую задачу. Демонстрация принципа создания металлического скелета при строительстве высотных зданий и сооружений была настолько убедительна, что произвела настоящий переворот в строительной технике и архитектуре. Примером использования новейших технологий было обустройство лифтов для подъемы на уровни башни. Четыре вместительных лифта с земли по наклонным опорам доставляют посетителей на второй этаж. Со второго этажа на одном лифте можно достигнуть третьего этажа, где со смотровой площадки 18 х 18 м можно обозревать весь Париж. Первоначально лифты были гидравлическими, затем уже в начале ХХ века их сменили электрические [2].

Второй сенсацией после Эйфелевой башни на Всемирной выставке 1889 года в Париже стал павильон машиностроения, так называемая " галерея машин". Ее авторы – инженер В. Контансен и архитектор Ф. Дютер. Стальной цех был почти целиком облицован стеклом. Его стропильные фермы и опоры соединялись в трехшарнирные стальные арки, каждая из которых была составлена из двух Г-образных элементов. Эти арки образовывали пролет шириной 110 м и высотой до 45 м. Это был самый большой пролет в здании среди построенных к тому времени во всем мире. Прежде архитекторы в своих проектах использовали две конструктивные системы – стоечно-балочную и сводчато-купольную. Кроме того, если в прежних конструкциях вертикальные опоры делались более мощными в нижней части, то в данном проекте они, наоборот, книзу становились тоньше. Новые конструктивные формы создали переворот в архитектурно-эстетических представлениях конца 20 века.

Хрустальный дворец, Эйфелева башня и Галерея машин явились важнейшими вехами в развитии архитектуры выставочных сооружений, основанных на технических достижениях века. Их влияние на последующую архитектуру зданий ЭКСПО было огромным, хотя в ХІХ в. подобные здания были единичными, являясь в основном плодом инженерной деятельности [3].

43. Стиль боз-ар

Стиль боз-арт появился во второй половине 19 столетия в парижской Школе изящных искусств, проявился он в архитектуре, дизайне интерьеров, мебели и тканях. Этому направлению присущи упорядоченность, симметрия, торжественность, величественность и изысканная орнаментация. Он соединяет в себе традиции древнегреческой и древнеримской архитектуры с чертами Ренессанса. Это эклектический неоклассический стиль, для боз-арта свойственно использование парных колонн, узоров внутри узора, высоких парапетов, куполов, выступающих фасадов, балюстрад, пилястр и павильонов. Чаще всего в стиле боз-арт были выполнены общественные здания: музеи, железнодорожные станции, библиотеки, банки, хотя в самом начале XX века богатые промышленники заказывали и частные особняки в этом же стиле. В результате в США появились районы с различными государственными зданиями, большими роскошными домами, широкими бульварами и просторными парками. Сама по себе Школа изящных искусств, основанная в 1819 г., была государственным учебным заведением в области искусства и дизайна и объединяла в себе несколько ранее существовавших во Франции королевских академий искусств. Она считалась лучшей в своем роде школой архитектуры, куда стремились попасть будущие архитекторы со всего мира.

Многие американские архитекторы, включая Раймонда Худа, Чарлза Фоллена МакКима, Луиса Салливана и Джона Рассела Поупа, были студентами этой легендарной школы, где изучали эстетические принципы классического дизайна. Студенты объединялись по мастерским и работали под руковосдством прославленных архитекторов, среди которых были Чарлз Гарнье, построивший здание Гранд-Опера в Париже, Генри Лабруст, строивший в Париже библиотеки из железа и стекла, и Виктор Лалу. Работы студентов выставлялись на конкурс, их оценивал профессиональный совет. Подобно Баухаузу, Школа изящных искусств не просто обучала дизайну, она задавала в нем направления.

Стиль боз-арт коснулся так же государственных зданий и городского планирования, в конце XIX века в нем возникло течение под названием «Прекрасный город», последователи которого стремились улучшить внешний вид городов с помощью архитектуры и ландшафтного дизайна, надеясь, что «…американские города по внешнему виду смогут составить конкуренцию европейским с помощью европейского же стиля боз-арт; центры городов станут более привлекательными, там будет приятнее работать и тратить деньги» («Прекрасный город: План Вашингтона 1901 г.»). Под впечатлением европейских зданий в стиле боз-арт, американские градостроители, верившие в то, что красота способна изменить жизнь общества, разрабатывали проекты для центральной части городов, парки и бульвары. Примером их работы может служить Белый Город, созданный для Всемирной колумбийской выставки 1893 г. Проект состоял из отдельных зданий – все одинаковой высоты, со схожим декором, выкрашенные в ярко-белый цвет, образовывающих тщательно продуманный ансамбль.

К 1920-м гг. стиль боз-арт утратил свою популярность, его стали считать слишком напыщенным. Лишь в конце XX века в постмодернизме возродились некоторые элементы стиля боз-арт.

 

44. Неоготика и неомавританский стиль

Неого́ тика – наиболее распространенное направление архитектуры в эпоху эклектики или историзма, возрождавшее формы и в большинстве случаев конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы 18 века. Неоготика в отличие от национальных направлений эклектики, таких как неомавританский стиль или псевдорусский, была востребована по всему миру.

Пальму первенстве возрождении интереса к средневековой архитектуре единодушно присуждают Великобритании.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.