Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение одаренных детей






При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие:

· способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.

· потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

· способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

· обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.

Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение -- это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие

 

 

2. Слово «авторитет» в переводе с латинского обозначает
влияние, сила. Авторитет, «сделанный» специально для детей, существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя навязать угрозами, родительской властью. Он должен заключаться в самих родителях. Его корни - в поведении родителей, в их идейных и культурных интересах, в их поступках, отношении к работе, в мыслях, привычках, чувствах, стремлениях и во всем складе отцовской и материнской жизни.
Если родители будут иметь полные знания о жизни ребенка, проявлять к ним внимание, то дети их будут уважать по- настоящему. Зная, чем интересуется ребенок, родители предоставляют ему возможность решать доступные вопросы самостоятельно, преодолевать препятствия. При этом родители не допускают, чтобы ребенок запутался, приходил в отчаяние. Он чувствует родительское присутствие, разумную заботу о нем и готовность серьезно отнестись ко всем его делам. В этом случае авторитет знания о ребенке счастливо дополняется авторитетом помощи, осторожного и внимательного руководства.
Следует подчеркнуть, что укрепляет авторитет единства слова и дела. Дети очень внимательно присматриваются к родителям, и они могут обнаружить несоответствие слова и дела в наших поступках- этот унизительный наш порок. Не обещайте ничего ребенку, предварительно не подумав, выполните ли вы обещание. Бывает и так, кажется, все продумали правильно, и вдруг обстоятельства изменились, и вы никак не можете сдержать свое обещание. Как поступить? Лучше быть искренним и чистосердечным перед ребенком до конца. Фальшь - верный путь подрыва вашего авторитета. Определенную роль в формировании авторитета родителей играет их ответственное отношение к слову- приказанию, требованию. Есть родители, чаще всего отцы, которые сердятся на детей за каждый пустяковый проступок, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, за любую вину наказывают, часто применяя физическое воздействие. Все это приводит детей ко лжи, трусости, жестокости. Из забитых детей выходят либо безвольные, либо мстительные самодуры. Это и есть «авторитет» подавления детской личности. Сколько забитых, безвольных, озлобленных, безразличных ко всему людей. К сожалению, мы встречаем такой ложный авторитет среди родителей довольно часто.
Довольно распространен «авторитет любви». Родители убеждены, что для послушания дети должны любить родителей, а для этого они сами на каждом шагу проявляют несдержанность в проявлении своей родительской любви. Нежные слова, ласки, признания сыплются на детей в избытке. Что бы ни сделал ребенок- все хорошо: ведь он еще маленький. Родители «тонут» в море нежных чувств, ничего другого не замечая. Конечно, проявление нежных чувств — это хорошо и важно, но они одни без требовательности всегда взращивают в детях эгоизм. Дети замечают, что стоит им сказать ласковое слово или сделать нежное выражение лица-и все прощается. Скоро это приводит это ко лжи, лицемерию.
Самый безнравственный, но нередко встречающийся авторитет родителей — это «авторитет подкупа». Послушание покупается подарками, обещаниями. При этом «авторитете» родителей занимают такие вопросы: «Что бы пообещать дочке, чтобы она не шумела», «Какое придумать вознаграждение, чтобы сын выучил урок?» Такие отношения настолько очевидны, что хочется предостеречь каждого.
Итак, воспитательные возможности примера не уменьшаются по мере того, как дети становятся старше. Напротив, они оказываются гораздо шире и значительнее. Меняется лишь характер и форма. Вот об этом надо всегда помнить родителям, не цепляться за старые «проверенные» методы воздействия на ребят, а постоянно искать новые.
Успех нашего воздействия на детей в большей мере зависит от педагогического такта. Само слово «такт» обозначает «меру». Педагогический такт предполагает умение установить с детьми нужные отношения. Он является одним из проявлений педагогического мастерства воспитателя, его авторитета. Педагогический такт нужен не только учителю, но и любому воспитателю, ибо он помогает ему правильно воспитывать детей, так как дети обладают повышенной эмоциональной чувствительностью, обостренностью впечатлений, порывистостью волевых устремлений. Многое зависит от умения родителей сориентироваться в конкретной обстановке — предвидеть возможную реакцию ребенка и окружающих его людей.
А.С.Макаренко подчеркивал, что педагогический такт выражается прежде всего в искренности, в словах одобрения, сказанных от души, в искренности огорчения по поводу постигшей ребенка неудачи.
Педагогический такт- это внимательное отношение к ребенку, умение говорить с ним так, чтобы слово благоприятно влияло на его состояние, не ущемляло его самолюбия, не оскорбляло ребенка, не унижало его человеческого достоинства. К несчастью, мы наблюдаем часто, как родители грубо разговаривают с детьми, как в раздражительно-оскорбительном тоне выражают свои «поучения» и требования к их поведению, теряя по отношению к ним чуткость и внимательность. Наверное, каждый из родителей знаком с высказыванием врачей о вредном влиянии грубого слова. Произнесенное грубое слово за секунду, действует на нервную систему минутами, часами, днями. Почему же, зная это, родители не оберегают нервную систему ребенка? К.Д. Ушинский, раскрывая сущность педагогического такта, указывал на необходимость соблюдения при воспитании детей серьёзности, допускающей шутку, но не превращая всего дела в шутку, проявления ласковости без приторности, справедливости без придирчивости, доброты без слабости. Этим К.Д.Ушинский действительно определил «меру». Все то, что «чересчур», все то, что сказано и сделано не вовремя, все то, что противоречит морали, что выходит за пределы педагогической целесообразности, деловых соображений, доброжелательности и чуткости к своим воспитанникам, - все это будет нарушением педагогического такта.
Педагогическим тактом владеет тот родитель, который умеет проникнуть в сущность наблюдаемых им фактов, правильно оценить конкретные обстоятельства и мотивы поступков своих детей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.