Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Говорят, деньги не пахнут. Но насколько уместно использовать в благотворительных целях деньги, полученные, например, от преступников?






― На Церковь, по древним правилам, не положено принимать «деньги блудницы», то есть любые нечестные деньги. Конечно, мы не возьмем денег грешника, который не раскаивается, гордится своим грехом и кичится своей жертвой, результатом этого греха. Если нам известно, что деньги получены в результате преступления, то, конечно, брать их нельзя. Был случай, когда к нам пришел прокурор и хотел жертвовать десятину от взяток, которые он получал. Мы отказались брать эти деньги. Но когда кто-то переводит средства на помощь нуждающимся ― не всегда можно выяснить, кто и с какого дохода пожертвовал. Поэтому мы принимаем анонимные пожертвования и молимся обо всех людях, которые стараются, как могут, исполнить Христову заповедь о любви.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов)

Аргументы и факты

7 апреля 2011 г.

 

 

https://kuraev.ru/smf/index.php? topic=399695.5; imode

священник Владимир.: ПРОСТИМ СМУЩАЮЩИХ НАС К больному иноку общежительного монастыря пришел бедный отец-поселянин. Сыну благословили принять отца у себя в келье. Для угощения гостя братия, ради любви, принесли монаху варенья, бубликов, булок. Поел отец, да и осудил своего сына за такое житье. Ему казалось, сын его всегда живет роскошно, между тем тот был подвижник, жил скудно и во многом отказывал себе. Подобное и теперь среди и иночества бывает. Иной не пьет чаю, не есть булок, но желая угостить пришедшего собрата, ставит самовар, пьют вместе, закусывают и т.д. Но, по слову святителя Феофана, плотской человек ни образа мыслей, ни правил жизни духовного понять и объяснить не может, поэтому соблазняется, осуждает или завидует. Судят нас часто по одному слуху; судят сегодня за одно, завтра за другое. Будьте вы молитвенником – вас обвинят в недостатке внешних дел. Делаете внешнее – вас будут упрекать за недостаток молитвы. Угостите ради любви хорошо – закричат: вот как живут! Угостите худо – осудят в недостатке любви. Будете разговорчивы с посторонними ради любви – ищущие вины скажут: вы обязаны больше молчать. Воздерживаетесь в разговорах – опять перетолкуют по-своему. Словом, чтобы мы ни делали, как бы ни поступали, мы всегда будем неправы в глазах людей, не испытавших спасительного пути. Итак, успокоимся, зная, что путь наш не без скорбей бывает и немногие о нем имеют истинное понятие. Духовная жизнь есть внешняя и внутренняя сокровенная. По слову святителя Феофана, внешние исполнители живущих внутреннею духовною жизнью иногда считают заблуждающимися. Зная, что замечать худое в других свойственно грешным людям, укорим себя и простим смущающих нас. Не очищенные благодатью Святаго Духа от грехов свои страсти видят в ближних своих и строго готовы карать виновных, а начни к ним применять эту же строгость – сейчас же появятся у них всевозможные обстоятельства, смягчающие вину, и она делается уже ничтожной. Цель его (неверующего) совопросничества – не самому познать истину, а тебя поколебать в основах истины. От такого следует уклоняться. Протоиерей Валентин Мордасов ПАСТЫРСКАЯ ТЕТРАДЬ
священник Владимир.: Является ли Церковь бизнес-корпорацией? Церковные финансы время от времени вызывают бурю медийного внимания. Но знаем ли мы как устроена на самом деле церковная финансовая система? Как оказывается, разобраться в этом вопросе не так уж и просто. В последнее время в либеральной прессе появилось несколько публикаций, в которых о Церкви говорится как о «бизнес-корпорации», якобы обладающей имуществом и активами, приносящими баснословный доход. Не особенно подтвержденные документами «аналитические» публикации оперируют цифрами ежегодного церковного дохода в 150 миллионов долларов – это около 4, 8 миллиардов рублей. Не странно, что совсем недавно опубликованная на одном из церковных ресурсов просьба о помощи (сельский священник просит денег на ремонт крыши полуразвалившейся халупы, в которой он живет с женой и несколькими детьми) – вызвала бурю негодования у неподготовленных читателей: «Почему не самая бедная организация в нашей стране не в состоянии содержать собственных сотрудников?» Для того чтобы объяснить, почему, придется сказать несколько слов о структуре церковного бюджета в целом. Церковная касса Дело в том, что в разных странах и разных конфессиях финансовая структура Церкви различна. В Католической церкви каждый священник получает зарплату «из центрального бюджета». То есть значительные суммы пожертвований, как правило, аккумулируются в руках церковного священноначалия, которое и выплачивает рядовым церковным служителям жалование. Лютеранская церковь (как и католики) в Германии живет за счет церковного налога, который от лица этих церквей собирает государство, а потом передает религиозным организациям. Доход Католической церкви только от этого налога в 2010 году составил 4, 79 миллиардов евро. Чтобы не платить налог, гражданин обязан официально заявить о своем выходе из церкви, на что решится далеко не каждый «цивилизованный агностик». Собирать подобные налоги в Германии, само собой, могут только те церкви, которые имеют особый привилегированный статус (выражаясь в привычной для нас терминологии – культурообразующие религии), то есть ни православные конфессии, ни мусульманские или буддистские общины права на подобный налог не имеют. Епархиальную зарплату получают священнослужители и в Кипрской Православной Церкви, где митрополия не собирает государственных налогов, но обладает большим количеством туристической недвижимости, которую сдает в аренду. Суммы, которые митрополия ежегодно получает от арендаторов, достаточно велики, чтобы содержать многочисленный клир. В Греции зарплату священникам платит правительство. Почти два века назад, когда молодое греческое государство только отделилось от Османской империи, Греческая Церковь отдала ему практически все свое недвижимое имущество. Молодое государство нуждалось в ресурсах, ему предстояло выстроить инфраструктуру. В ответ на это государство обязалось содержать Церковь. Храм на самообеспечении «В России финансовая структура Церкви отличается как от греческой, так и от европейской. Она достаточно стихийна, – объясняет известный православный публицист и телеведущий протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма в честь Святой Троицы в Хохлах. – У нас основной единицей церковной экономики является приход. Церковь официально отделена от государства, и никакого финансирования из госбюджета не получает. Более того, в России большинство храмов не принадлежат Церкви, религиозные организации у нас не являются собственниками культовых сооружений, а, как правило, только арендаторами, хотя и на безвозмездной основе. Храмы предоставлены Церкви в бесплатное пользование. Государство участвует в их восстановлении, но очень редко, так что если некоторые храмы и реставрируются на государственные средства, то это обычно памятники архитектуры, поддерживать которые в надлежащем состоянии государство обязано по закону». Каждый храм в России – это отдельная, независимая ни от кого в финансовом отношении, самостоятельная единица, священник не получает зарплату «сверху», то есть ни Патриархия, ни епархия денег ему не платят. Содержит священника приход, выплачивая батюшке зарплату из приходского бюджета. Бюджет всех без исключения храмов состоит из пожертвований прихожан. К этим пожертвованиям обычно прибавляются суммы, которые приход выручает с продажи книг и крестиков за свечным прилавком, доход от прихрамовых «предприятий»: пекарен, типографий или магазинов. Доля бюджета, которую мы обозначаем как пожертвования, в свою очередь тоже состоит из нескольких частей: «В тех храмах, где есть большое количество «захожан», которые в течение дня покупают свечи, храм может существовать исключительно на эти деньги, – рассказывает отец Алексий. – Это самая распространенная форма пожертвования». Кроме того, существует так называемый кружечный сбор – это небольшие копилочки, которые висят во всех храмах и куда прихожане опускают деньги. Пожертвованиями являются и платы за требы, платы за поминальные записки (которые читаются за проскомидией). Церковь настаивает на том, что приобретение свечей так же является не актом купли-продажи, а традиционной формой пожертвования, сложившей в нашей Церкви исторически. «Если мы за что-то платим фиксированную цену, то очевидно, что это торговля. Именно поэтому многие храмы сегодня отказываются от ценников на свечи, – объясняет отец Алексий. – Cделать это очень просто: кладутся самые дешевые свечи, прихожанин, беря свечку, опускает пожертвование в копилку, размер определяет он сам. Себестоимость свечи невелика, и поэтому любая сумма будет достаточна. Разница между пожертвованием и покупкой состоит в том факте, что при товарном обмене деньгам соответствует некий материальный эквивалент. Тут не нужно лукавить, если я покупаю книгу в издательстве и продаю ее в церковной лавке, прихожанин платит за нее цену, а не пожертвование. Он знает, что добавочная стоимость пойдет на приходские нужны, а не коммерсанту в карман и поэтому готов купить ее в церковной лавке, а не в книжном магазине, где она может стоить дешевле. У нас в храме за свечным прилавком только самые необходимые книги: евангелие, молитвослов, катехизис». Кто управляет приходскими финансами? В отличие, скажем, от американских православных приходов, где приходскими финансами заведует община прихожан, а настоятель практически не касается финансовых вопросов, священник в России отвечает не только за пастырскую жизнь прихода, но и за его материальное состояние. Обычно у него есть помощник – староста, который осуществляет часть текущей работы. Кроме того, при храме, как правило, трудятся казначей и бухгалтер, последний часто на полставки (церковные бухгалтеры, как правило работают сразу в нескольких храмах). Американская система подразумевает коллегиальное управление приходскими финансами, там на приходских собраниях паства сама решает сколько денег потратить на ремонт, а сколько заплатить священнику. Прихожане сами договариваются о сумме взносов, самостоятельно собирают их и перераспределяют на приходские нужды. «Повсеместно внедрить такую систему у нас не возможно не только потому, что в России практически нет приходских общин, но и из-за другого менталитета, – признается протоиерей Алексий Уминский. – До сих пор община в нашей стране – это очень большая редкость, а составить список прихода, чтобы сформировать приходское собрание, которое будет обеспечивать храм, возможно только тогда, когда большинство прихожан являются постоянными членами общины. Постоянному члену общины все равно, в какой форме совершать пожертвования. Купить свечку, или сделать взнос раз в год. Но в этом случае прихожанин должен знать о финансовом состоянии прихода, о том, как тратятся деньги. Это должно быть полностью прозрачным». Именно так устроена жизнь в храме у отца Алексия. Несколько раз в год он созывает приходское собрание, на которое приглашаются все члены общины. Вместе прихожане обсуждают проблемы. После чего казначей обращается с просьбой внести пожертвования и раздает пустые конверты. Каждый кладет туда, столько, сколько он считает нужным. Дебет и кредит Возможно самый болезненный вопрос – это конкретные суммы, которые собирает и тратит на приходские нужды храм. За одну воскресную или праздничную Литургию Храм Троицы, в котором служит отец Алексий, собирает пожертвований примерно на 20 000 рублей. Таких Литургий в месяц бывает пять-шесть максимум. Получается максимум 120 тысяч. На всенощном бдении под праздник можно собрать еще около 5 000. (Это еще плюс 25-30 тысяч к бюджету). «В храмах находящихся в центре Москвы будничное богослужение, как правило, идет в минус, ведь несмотря на то, что храм практически пустой нужно оплачивать хор, вино и просфоры, которые употребляются за богослужением. Хору приходится платить как в праздник, – объясняет отец Алексий. – Как правило в московских храмах певчие работают за деньги, гонорар может составлять за одну службу: от пятисот рублей до полутора тысяч. В крупном московском храме смешанный хор состоит не менее чем из десяти человек. Всенощное бдение и Литургия таким образом обходятся в 20 тысяч. Иногда это та сумма, которую собирает московский приход за Литургию, поэтому очень многие московские храмы не могут содержать полноценного хора». В спальных районах сумма сборов на Литургии может быть в несколько раз больше, хотя и в этом случае хористы остаются одной из основных статей приходских расходов. Остальные пункты: коммунальные платежи – это около 50 000 в месяц, (выходит так много в том числе и потому, что, к примеру, электричество государство продает храмам по тарифам для промышленных предприятий), просфоры и вино для литургии. Маленькие просфорки, которые раздаются после службы, стоят по пять рублей, заказывать их приходится в специальных пекарнях, это не дорого, но за выходные просфор уходит около тысячи (их раздают после литургии всем прихожанам на выходе из храма). В итоге еще около пяти тысяч расходов каждую неделю. Косметический ремонт в храме стоит около 50-60 тысяч в год. Серьезные ремонтные работы могут забрать намного больше, например, ремонт крыши обойдется примерно в четыре миллиона. Покупка износившихся облачений, утвари: получается, что в месяц из приходского бюджета тратится более 200 тысяч, и это без отчислений в Патриархию или епархиальный бюджет. «Попы на мерседесах» Зарплаты духовенства в церковной среде обсуждать не принято. Может быть именно поэтому они становятся главным объектами мифологизации. Отец Алексий готов раскрыть и этот финансовый секрет: «Если приход находится в Тверской области – священник может и голодать, там некому жертвовать. Если же храм расположен в крупном городе, где много возможностей, – то храм может существовать достаточно благополучно. В Москве средняя зарплата священника может колебаться от 15 до 30 тысяч рублей, где-то меньше, где-то больше. Как правило, если в храме совершаются богослужения ежедневно, в штате приходится иметь как минимум троих священников плюс диакона. Кроме того, в штатное расписание входят регент, бухгалтер, уборщица и сторожа». С недавних пор в столице к ним должны были прибавиться социальный работник, катехизатор-миссионер и координатор молодежной работы, преподаватели воскресной школы. Есть у священника и еще один способ дохода, о котором часто забывают, говоря о схеме церковных доходов. Это «частные требы», то есть те требы, которые священник служит не в храме, а приезжая к прихожанам домой: освящение квартиры, машины, причастие больного, крещение на дому. Суммы получаемые священником в благодарность за эти требы в прямом смысле церковными доходами не являются и идут лично батюшке, минуя церковную кассу. Эти деньги не фигурируют в приходских бюджетах, хотя в некоторых случаях и могут составлять существенную долю священнического заработка, порой превышающую официальную зарплату. «Некоторые священнослужители злоупотребляют этим видом дохода, выставляя немыслимые цены за совершение частных треб, – соглашается отец Алексий. -- На мой взгляд, брать деньги за некоторые из них – просто стыдно, как можно требовать денег за Причастие? Молитва – это не товар. Поэтому большинство батюшек не назначают цен, оставляя этот вопрос на совести прихожанина: кто сколько даст. Если люди испытывают благодарность, пускай, но требовать денег за исполнение своего священнического долга – это противоречит всем канонам и традициям. Я не беру денег за требы, священник бесплатно воспринял благодать священства, как он может требовать за нее денег сам?» Кто содержит церковную вертикаль? Теперь стоит вернуться к общецерковному бюджету. Хотя священноначалие и управляет жизнью на местах, в своем финансовом бытии приходы практически независимы. Приходские предприятия, как правило, автономны и не принадлежат епархии: церковная власть не имеет возможности вмешиваться в оперативное управление приходской собственностью. То есть ни епископ, ни Патриарх не в праве напрямую уволить главу, к примеру, церковной пекарни. «Так что, когда говорят, что Церковь является бизнес корпорацией, это неправда, – объясняет отец Алексий. – Если приходам Русской Церкви принадлежат какие-то предприятия вроде пекарен, это не значит, что они принадлежат Патриархии. Это автономные подразделения, которые принадлежат приходам, с этих денег идут отчисления, в том числе налоги, но ни патриархия, ни епархия не владеет приходскими имуществом приходских издательств или пекарен». Епархиальная власть, как и центральный управленческий аппарат с его синодальными отделами финансируется приходами, но не напрямую, а посредствам епархиальных взносов, которые выплачивает в виде налога каждый храм. Размер этих взносов обычно составляет 10 процентов от денежного оборота прихода. Эту десятину храмы в форме пожертвования перечисляют на официальные расчетные счета епархии. Не смотря на то, что размер отчислений точно не прописан ни в каком документе, его суммы строго определены. Настоятелям они сообщаются обычно через благочинных. «Эту сумму можно оспорить, пожаловаться, что денег не хватает на непосредственные нужды и тогда ее пересмотрят, – объясняет систему отец Алексий. – Строящимся храмам обычно дают поблажки, а могут и вовсе освободить от выплат на какое-то время. Наш храм первое время ничего не платил, потому что денег еле хватало на реставрацию. Некоторые храмы, которые, обладают знаменитыми святынями, как, например, Покровский Монастырь, где покоятся мощи святой Матроны, могут платить и больше десяти процентов, потому что их посещают тысячи людей, но это особые случаи. В некоторых епархиях, суммы сборов могут превышать традиционные десять процентов, иногда превышая и все разумные пределы, все зависит от личности архиерея. Впрочем, и священнослужители иногда не доплачивают в епархиальную казну, скрывают доходы, желая побольше денег оставить на приходе». В случае если средств на епархиальные нужды не хватает, епархия может самостоятельно искать спонсоров или даже иметь епархиальные производства. Патриархию содержат епархии, отправляя десятину в общецерковный бюджет, это, как правило, десятая часть от той десятины, которую они собрали с храмов. «Церковь – иерархическая структура, и это проистекает из самой природы Церкви. Архиереи имеют власть над священниками, Собор и Патриарх над архиереями. Но хозяйственно все-таки это не корпорация, – подводит итог отец Алексий. – Самый близкий термин из светской практики, который мне приходит в голову – это «хозрасчет». То есть каждый храм живет на то, что сам получает».

 

https://www.pravoslavie.ru/51485.html






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.