Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование и реализация концепции занятости






Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

1. исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством;

2. ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.

Целевая функция регулирования занятости в обществе состоит в содействии расширению спроса на рабочие руки и поддержке эффективного предложения рабочей силы.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определил правовые, экономические и организационные условия, а также гарантии государства в области защиты от безработицы. Безработица была официально признана как социально-экономическое явление. На рынке труда принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную.

Пассивная политика предусматривает предоставление государством всем участникам рынка труда определенных социальных гарантий, а активная – нацелена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место, улучшение результатов функционирования рынка труда.

Государство предоставляет всем участникам рынка труда определенные гарантии: работникам – сохранение рабочего места, выплату заработной платы и пособий, социальное страхование, пенсии и т. д.; работодателям – спрос на запланированный объем выпущенной продукции, предоставление сырья и материалов, устойчивые цены и целевое финансирование.

В пассивную политику регулирования рынка труда включают следующие меры: регистрация ищущих работу, определение размера пособия по безработице, организация системы предоставления пособия по безработице, осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.

Одной из самых распространенных форм осуществления пассивной поли тики занятости являются программы страхования от безработицы, широко применяемые в странах с развитой рыночной экономикой, на уровне отдельной семьи, человека, это стабилизация потребления и занятости. Стабилизация потребления предполагает, что без пособий по безработице семья безработного не будет иметь достаточно средств для поддержания уровня жизни. Стабилизация занятости означает, что пособия по безработице могут облегчить поиск новой работы, поскольку способствуют уменьшению затрат времени на случайные заработки.

Таким образом, центральная задача пассивной политики – предоставить безработным пособие, гарантирующее минимальный уровень существования, организовать систему выдачи пособий и предоставления неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Это неотъемлемая часть социальной политики государства в условиях рыночных отношений, а опасность развития апатичных и иждивенческих настроений у работников преодолевается как определенными ограничениями внутри самой пассивной политики, так и значительной концентрацией усилий государства на активной политике.

Активная политика занятости нацелена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности и исходит из того, что здоровый человек должен самостоятельно заработать средства для обеспечения своей семьи, это его долг, ответственность за уровень благосостояния его семьи лежит на нем самом, а государство – лишь посредник, предоставляющий ему возможность занятости.

Активная политика занятости на рынке труда по форме – это комплекс мер, нацеленных на содействие скорейшему возвращению безработных к активному труду и включающих: помощь при трудоустройстве, содействие в профессиональной переподготовке, развитие самозанятости, профессиональное консультирование и др.

Активная политика не только поддерживает существование тех, кто потерял работу. Она поощряет активность каждого человека, направленную на поиск рабочего места, что в свою очередь сокращает его зависимость от политики поддержки доходов за счет социальных выплат, уменьшает затраты государственного бюджета, снимает напряженность в обществе, увеличивает производительность труда, способствует структурной перестройке экономики.

При проведении активной политики на рынке труда должно учитываться огромное разнообразие условий, существующих на рынках труда. При разработке и осуществлении пакета мер по активной политике на том или ином рынке труда наиболее существенной, по мнению специалистов Международной Организации Труда, является следующая информация:

– возрастно-половая структура занятых, незанятых, безработных;

– средний возраст вступления в ряды рабочей силы и его влияние на уровень квалификации трудящихся;

– доля дохода семьи, получаемого от работы по найму, государственных пособий, самостоятельной занятости, аренды, процентного дохода и дохода от недвижимости и т. п.;

– степень урбанизации и масштабы формальной и неформальной занятости в городах, уровень аграрной и неаграрной занятости и т. п.;

– распределение предприятий по их размерам и форме собственности;

– открытость экономики для международной конкуренции, в частности, доля торговли в национальном доходе, и значение иностранных инвестиций;

– развитие и эффективность трудовых институтов, в том числе организаций предпринимателей и трудящихся;

– масштабы, охват и степень исполнения трудового законодательства, защита трудящихся и социальное страхование.

Активная политика на рынках труда чаще разрабатывается в интересах групп населения, находящихся в наиболее неблагоприятном положении.

Но при таком подходе достаточно сложно вычленить группы населения, требующие специальной поддержки. Достаточно сказать, что этими группами могут быть: лица с ограниченной степенью участия в рабочей силе (лица с физическими недостатками); те, кто сталкивается с дискриминацией при найме на работу по признаку пола или возраста; испытывающие особые трудности в производственной деятельности (например, главы неполных семей), это могут быть и хронические безработные.

Но, как считают специалисты, большей эффективностью отличается такая активная политика на рынке труда, которая направлена на улучшение результатов функционирования рынка труда в интересах всего населения, но при этом особый акцент делается на специфике проблем слабозащищенных групп населения. Другими словами, при улучшении общего состояния рынка труда улучшается положение и каждой отдельной группы населения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.