Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания. Занятие 13. Бытовые повести XYII века: От исторического имени – к вымышленному персонажу.

Занятие 13. Бытовые повести XYII века: От исторического имени – к вымышленному персонажу.

1. Процесс «обмирщения» и демократизации в русской литературе 17 века,

2. Экспозиция «Повести о Горе-Злочастии» и её связь с главной темой произведения.

3. Тема «отцов и детей» в «Повести о Горе-Злочастии» и «Повести о Савве Грудцыне». Конфликт или конфликтная ситуация?

4. Герой и фантастические персонажи в бытовых повестях 17 века.

5. Литературные и фольклорные традиции и новаторство повестей 17 века.



Термины

Повесть; бытовая повесть; композиция; экспозиция; тема; конфликт; конфликтная ситуация; герой; персонаж.

1. Литературная энциклопедия терминов и понятий. / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2001.

2. Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 2003.- С. 235; 245.

Тексты

Повесть о Горе-Злочастии; Повесть о Савве Грудцыне // Изборник: Повести древней Руси.—М., 1986.—С.328-357. ИЛИ:

Изборник: Сборник произведений Древней Руси.—М., 1969, (БВЛ).—С. 597-626.

Литература Древней Руси: Хрестоматия. / Под ред.Д.С.Лихачева. М., 1990. С. 427-453. ИЛИ:

Электронный ресурс: www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/letopis/pov_petrfevr.php. Сайт «Электронная библиотека истории России»

Учебники и учебные пособия

1. ГудзийН.К. История древней русской литературы.- М., 1966.

2. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Изд. 2-е. - Л., 1987.

3.. Творогов О.В. Литература Древней Руси. - М., 1981.- 109-113.

4. Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд. 7-е. – М., 2003. – С...

5. История русской литературы Х1 – ХY11 веков. / Под ред. Д.С.Лихачева. Изд. 2-е, - М., 1985. – С. 391-397.

6. Древнерусская литература XI-XYII вв. / Под ред. В.И.Коровина. – М., 2003.- С. 353-359.

Электронные учебники и учебные пособия на сайте: https://ppf.asf.ru/drl/index.html

Подковыркин П.Ф.История литературы Древней Руси: Электронный учебно-методический комплекс: Тематический план занятий. Тексты произведений. Учебники. Вопросы к экзамену.

old-rus.narod.ru - историко-литературный сайт " Антология Древнерусской литературы".

Исследования

Скрипиль М.О. Повесть о Савве Грудцыне. // Русская повесть 17 века.— М., 1954

С.385-394.

 

СкрипильМ.О. Повесть о Горе-Злочастии. // Там же.— С.400-415.

Лихачёв Л. С. Великое наследие.— М., 1979.— С.312-332.

Задания

1. Выпишите в Ваш рабочий словарь новые термины. В учебнике В.В. Кускова найдите определение терминов «обмирщение» и «демократизация». Объясните значение этих терминов применительно к историческим процессам, характерных для русского общества начала XYII века. Что означают понятия «обмирщение» и «демократизация» применительно к литературе?

2. Дайте определение жанра «бытовая повесть».

3. Назовите причины появления нового литературного героя. Подумайте, почему выходцы из купеческого сословия становятся литературными героями.

4. При анализе композиции «Повести о Горе-Злочастии» обратите внимание на сложную экспозицию повести, в частности, на отличие её первой части от второй. Объясните художественную функцию экспозиции в сюжете повести.

5. Анализируя «тему «отцов и детей» в бытовых повестях, обращайте внимание на художественное своеобразие изображения персонажей, относящихся к разным поколениям. Постарайтесь при этом ответить на следующие вопросы:

· - как и в чём проявляет себя поколение «отцов» в повестях?

· можно ли говорить о мировоззрении людей старшего поколения?

· что это за мировоззрение?

· в чем проявляется противостояние «детей» «отцам»?

· считаете ли Вы, что взаимоотношения старших и младших приводят к конфликту? Аргументируйте свою точку зрения.

· к какому из двух поколений, по Вашему мнению, относятся авторы бытовых повестей?

6. Выявите логику в поведении героя, проявившего своеволие по отношению к родителям. Назовите ситуации, составляющие основу сюжета. В чем их сходство?

7. Определите функцию фантастических персонажей повести. Как характеризуют героев взаимоотношения с Горем-злочастием и бесом «названным братом»?

8. Объясните причины появления нового типа героев в условиях эпохи «Переходного периода».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экспресс-Кредит | Пограничники — часовые границ




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.