Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юлианский и григорианский календари






Юлианский календарь. Такая реформа была осуществлена в 46 г. до н. э. по инициативе Юлия Цезаря. Реформированный календарь в его честь стал называться Юлианским. Реформа календаря опиралась на астрономические знания, накопленные египтянами. Для создания нового календаря был приглашен египетский астроном из Александрии Созиген. Перед реформаторами стояла все та же задача – максимально приблизить римский год к тропическому и благодаря этому поддерживать постоянное соответствие определенных дней календаря одним и тем же временам года.

За основу был взят египетский год в 365 суток, но было решено раз в четыре года вводить дополнительные сутки. Таким образом, средний год в 4-летнем цикле стал равным 365 суткам и 6 часам. Созиген сохранил число месяцев и их названия, но продолжительность месяцев была увеличена до 30 и 31 дня. Дополнительный день стали прибавлять к февралю, имевшему 28 дней, и вставляли его между 23 и 24 числами, куда прежде вставляли марцедоний.
В результате в таком удлиненном году появилось второе 24-е число, а так как римляне вели счет дня оригинальным способом, определяя, сколько дней остается до определенного числа каждого месяца, этот дополнительный день оказался вторым шестым до мартовских календ (до 1 марта). По-латыни такой день назывался биссектус – второй шестой («бис – дважды, еще, сексто – шесть).
В славянском произношении этот термин звучал несколько по-иному, и в русском языке появилось слово «високос», и удлиненный год стал называться високосным годом.

Началом года стали считать 1 января, так как в этот день приступали к исполнению своих обязанностей консулы. Впоследствии были изменены названия некоторых месяцев: в 44 г. до н. э. квинтилис в честь Юлия Цезаря стал называться июлем, в 8 г. до н.э. секстиль – августом в честь императора Октавиана Августа. В связи с изменением начала года потеряли смысл порядковые названия некоторых месяцев, например десятый месяц («децембер – декабрь) стал двенадцатым.

Юлианский календарь – чисто солнечный. В Юлианском календаре год стал длиннее тропического только на 11 минут 14 секунд. Юлианский календарь отставал от тропического года на одни сутки через каждые 128 лет. первоначально Юлианский календарь применялся только в Риме. В 325 г. первый Вселенский Никейский собор постановил считать этот календарь обязательным для всех христианских стран. Юлианский календарь был принят в Византии 1 сентября 550 г. н. э. В Х в. перешел на Русь.

Григорианский календарь. В Юлианском календаре средняя продолжительность года была равна 365 суткам 6 часам, следовательно, он был больше тропического года (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) на 11 минут 14 секунд. Эта разница, ежегодно накапливаясь, приводила через 128 лет к ошибке в одни сутки, через 384 года – в 3 суток, а через 1280 лет уже в 10 суток. Вследствие этого, день весеннего равноденствия – 24 марта во времена Юлия Цезаря в I в. до н.э.; 21 марта – на Никейском соборе в IV в. н. э.; 11 марта в конце ХVI в., а это грозило в будущем перемещением главного праздника христианской церкви – Пасхи с весны на лето. Это затрагивало религиозную и хозяйственную жизнь. Пасха должна была праздноваться после весеннего равноденствия – 21 марта и не позднее 25 апреля. Опять возникла необходимость в реформе календаря. Католическая церковь осуществила новую реформу в 1582 г. при папе Григории ХIII.

Была создана специальная комиссия из духовных лиц и ученых астрономов. Автором проекта реформы был итальянский ученый – врач, математик и астроном Алоизий Лилио. Реформа должна была решить две основные задачи: во-первых, ликвидировать накопившуюся разницу в 10 суток между календарным и тропическим годами и в дальнейшем предотвратит эту ошибку, во вторых, максимально приблизить календарный год к тропическому, чтобы в будущем разница между ними не была ощутимой.

Первая задача была решена административным порядком: специальной папской буллой предписывалось 5 октября 1582 г. считать 15 октября. Таким образом, весеннее равноденствие возвращалось на 21 марта.

Вторая задача решилась путем сокращения числа високосных годов, чтобы уменьшить среднюю продолжительность года Юлианского календаря. Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года. 1600 г. оставался в новом календаре високосным, а 1700, 1800 и 1900 гг. становились простыми. По Григорианскому календарю годы, числа которых оканчиваются на два нуля, стали считаться високосными только в том случае, если первые две цифры делятся на 4 без остатка. Календарный год приблизился к тропическому поскольку отбрасывалась разница в трое суток, которая накапливалась каждые 400 лет.

Созданный новый Григорианский календарь стал гораздо совершеннее Юлианского. Каждый год теперь отставал от тропического всего на 26 секунд, а расхождение между ними в одни сутки накапливалось через 3323 года. Практического значения такое отставание не имеет.

Григорианский календарь первоначально был введен в Италии, Франции, Испании, Португалии и в Южных Нидерландах, затем в Польше, Австрии, католических землях Германии и в ряде других европейских стран. Введение Григорианского календаря натолкнулось на яростную оппозицию со стороны духовенства тех церквей, которые конкурируют с католической церковью. Православная, англиканская, протестантская церкви, ссылаясь на церковные догмы и богословские толкования, объявили Григорианский календарь противоречащим учению апостолов.

В 1583 г. в Константинополе был созван церковный собор, который признал неточность Юлианского счисления времени. Но и новый календарь не был признан правильным. Преимущество было оставлено за старым Юлианским календарем, как более согласованным с определением дня празднования Пасхи. По Григорианской системе счета времени появлялась возможность совпадения дня празднования христианской и иудейской Пасхи, что по апостольским правилам строго запрещалось. В тех государствах, где господствовала православная христианская церковь, еще долгое время пользовались Юлианским календарем. Например, в Болгарии новый календарь был введен только в 1916 г., в Сербии в 1919 г. В России Григорианский календарь был введен в 1918 г., Декретом СНК от 24 января предписывалось считать следующий за 31 января день не 1, а 14 февраля.

Взаимоотношение Юлианского (старый стиль) и Григорианского календарей (новый стиль). Разница между ними не является величиной неизменной, а постоянно увеличивается. В ХVI в., когда была проведена реформа, она составляла 10 суток, а в ХХ в. она была уже равна 13 суткам. Каким образом произошло это накопление? 1700 г. был високосным по Юлианскому календарю, но простым по Григорианскому, так как 17 на 4 без остатка не делится. Таким образом, разница между календарями увеличилась до 11 суток. Аналогичным образом следующее увеличение расхождения между ними произошло в 1800 г. (до 12 суток), а затем в 1900 г. (до 13 суток). В 2000 г. разница осталась прежней, так как этот год високосный в обоих календарях, и достигнет 14 суток только в 2100 г., который будет високосным по Юлианскому календарю, но простым по Григорианскому.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.