Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.






Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, 7посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, 10и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Символично, что это Евангелие читается в этот день, ведь Иоанн в Евангелии неоднократно уподобляется сему великому пророку…..

Евангелие (от Луки): 14И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

15Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

16И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 18Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19проповедовать лето Господне благоприятное.

20И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме.

И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, 26и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; 27много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

Услышав это, все в синагоге исполнились ярости 29и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; 30но Он, пройдя посреди них, удалился.

Заканчивается чтение и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ дикирием и трикирием. Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Поминовения усопших не было, а сразу последовала ектения об оглашенных[40]. Помимо оглашенных, выходить должны были и лица, находящиеся под запрещением, по каким-то причинам лишенным возможности приступать ко причащению. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной (но Символ веры с народом пели целых четыре диакона киевским распевом), архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет все то же «Достойно есть…..». После этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Несмотря на праздничный день, выклички (после пения «Достойно есть…» или задостойника, исполняемого вместо него, диакон возглашает, призывая людей к молитве оправящем архиерее и обо всех православных христианах «и о всех, иже и кийждо в помышлении имать и о всех и за вся…»). После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях) хор пел тропарь и кондак и иные песнопения, посвященные пророку Божию Илии. А перед амвоном вырастает толпа, состоящая из желающих приобщиться в этот день Святых Таин. А не приступающие к чаше, бегают по храму туда и сюда, то выходя из храма, то заходя, буквально проламываясь сквозь толпу.

Что касается причащения, то причащали народ на две чаши. Но на поверку народу оказалось не так много, просто толпа меньшее число людей производило в маленьком храме более внушительное впечатление.

И вот, заканчивается причащение. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом. После заамвонной молитве началось славление – духовенство вышло в центр храма, пропев тропарь праздника. Кондак пропел хор, а затем Владыка прочитал молитву пророку Божию Илии, где, между прочим, были слова и об избавлении от «бездождия», что актуально, учитывая то, что лето у нас с каждым годом становится все более засушливым…. А затем духовенство пропело величание пророку Божию…

По прознесении отпуста диакон провозгласил многолетие священноначалию и всем православным христианам. Хор при этом пел «Многая лета….» каким-то необычным медленным распевом. Затем Владыка под пение многолетия ушел в алтарь для разоблачения. Уже разоблачившись, в рясе и мантии, онвышелна амвон, после чего поздравил всех с праздником и напомнил жизнеописание пророка божия, пламенеющего ревностью о Боге, горящего желанием обратитьк Богу своих соплеменников, уклонившихся в язычество. Его, как известно, принес его в Израиль царь Соломон, набравший себе многочисленных жен из языческих народов и потворствовавший развитию этих культов, вплоть до того, что сам участвовал в них. С того времени Израиль раскололся на два царства. Но немногие цари с тех пор были верны Богу. Насаждали язычество цари Ровоам, Иеровоам и ряд других. Одним из них был царь Ахав, во времена которого проповедовал пророк Илия, предсказавший долгую трехлетнюю засуху. Однако Бог, попускавший это бедствия, вразумлял и самого пророка, внушая ему жалость к страдающему народу, сначала заставив жить при ручье при Хорафе, где ворон приносил ему еду, а затем, когда поток высох, то жил в доме некоей вдовы, запасы продовольствия которой с тех пор не иссякали. В конце концов, спустя три года Бог через руки Илии совершил чудо сведения огня на жертвенник, залитый водой, обратившее к Богу многих. Однако жена царя Ахава (который после этого чуда и сам расположилися к Богу) – язычница Иезавель, бывшая весьма влиятельной, с подачи которой лиц, не почитавших исповедуемых ей богов, гнали и притесняли, лишь ожесточилась. А пророк, до сих пор силой Божией совершавший великие чудеса, был временно предоставлен самому себе. Бог попустил ему пострадать от малодушия (так что он даже просил себе смерти), дабы он понимал, что все эти знамения совершаются не его силой или словом, но силой Божией. Тем не менее, Бог вразумил его и Илия еще проповедовал и уже при преемнике Ахава, царе Охозии (также потворствовавшем язычеству, который, как и Ахав, погиб) был вознесен на небо. Так пророк сей, наряду с праотцем Енохом, был избавлен от общий участи всех людей Ветхого Завета – схождения во ад. Илия, как известно, являлся на Фаворе, беседуя со Христом о Его будущих страданиях и смерти, в последние же времена, как гласит предание (да и ряд ветхозаветных книг предсказывают его возвращение на землю, впрочем, часть слов, касающихся сего пророка, почти слово в слово цитирует Архангел Гавриил, предсказывая священнику, праведному Захарии, рождение будущего Предтечи и Крестителя Иоанна, да и сам Господь говорил о нем: «… но говорю вам, что Илия уже пришел и поступили с ним, как хотели….»), Илия и Енох вернутся на землю, проповедуя и вразумляя людей, поклонившимся явившемуся Антихристу. Итак, Илия является примером ревности о Боге, притом, не такой, как часто бывает у нас, исходящей более из некоего самолюбования. Сей пророк, как описывает его четвертая Книга Царств, ради этого служения скитался по Израилю, уходил в пустынные места, одевался в грубую власяницу, опоясанную кожаным поясом, впервые в Ветхом Завете, дал обет воздержания от супружеской жизни (даже назореи, то есть, посвященные Богу, до определенного момента не имели такого обета, как например Самсон, активно контактировавший с женским полом и пострадавший именно от женщины), словом, терпел многие лишения, не говоря уже о том, что при Ахаве с подачи Иезавели его активно разыскивали за его проповедь, намереваясь судить и казнить. Среди нас же ревность о Боге часто бывает показная, фарисейская. Часто человек, учащий других, сам не делает того, чему учит («На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Все, что они вам говорят – делайте, по делам же их не творите, ибо говорят, но не делают, возлагают на плечи людей бремена тяжкие и неудобоносимые, а сами и пальцем не хотят прикоснуться к ним, а все, что делают – творят, чтобы прославляли их люди: расширяют хранилища свои (висящие на одеждах ленты с цитатами из Закона), удлиннняют одежды свои, любят также возлежания на званных ужинах и председания на собраниях, и любят также зваться у людей «Учитель, учитель…..»). А ведь слова могут быть пустыми, вразумляющее же действуют не они, но дела самого говорящего. Если же он, вместо того, чтобы показать пример, игнорирует то, что говорит, то это сродни хуле на Бога, о котором человек, на словах, ревнует (увы, нам!). Но пример пророка Божия, чтимого ныне – это, как раз, пример не столько словами, сколько делами. Молитвами пророка Божия Илии и нас Господь да сподобит стяжать именно такую, деятельную ревность.

По окончании проповеди настоятель прихода, о.Максим Карпов поздравил Владыку с праздником и вручил внушительный букет белых роз, пожелав помощи Божией в многотрудном архиерейском служении, многих душевных и телесных сил и всего наилучшего. После этого Владыка попросил всех молиться о нем, дабы все эти пожелания сбылись и Бог помог ему в его труде, а затем, под пение хора (тропарь и кондак пророку Илии) вышел из храма. Уже после этого, во время целования Креста, вернувшицся после провода архиерея о.Максим сказал, что всех, молившихся на службе, ожидает «сладкий стол» (то есть, не полноценная трапеза, а просто сладости и напитки, дабы временно снять чувство голода).

Поцеловав Крест, я выхожу из храма. Иподиаконы в это время грузят в машины чемоданы и сумки, в которых лежат принадлежности для архиерейского богослужения. Народ еще толпится вокруг столов, где раздавали сладости. Одна из работниц церковной лавки раздает просфоры….

Завершился праздник. Статью с описанием я постарался написать, не уклоняясь в сплошное копирование ранее написанных текстов, хоть кое-где скопированные вещи все-таки были. Но о качестве чсудить читателю….

* * *

Уже вечером в «Новороссийском рабочем» прочитал статью о том, что по России путешествуют мощи праведного Феодора Ушакова (того самого адмирала), почивающие в Санаксарском мужском монастыре. Посетят они и Новороссийск. Тут замечу, что в Свто-Успенском соборе нашего города есть частица его мощей, так что устраивать ажиотаж вокруг этих мощей не стоит….






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.