Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль философии в формировании мировоззрения

Философия как теоретическое мировоззрение рядом с наукой, искусством, моралью, правом как формами общественного сознания -- одно из важнейших достояний человеческой культуры. Исторически так сложилось, что именно философия была той колыбелью, из которой выросли и наука, и искусство, и мораль, и право и получили статус особых проявлений человеческого духа и практики жизнедеятельности человека и общества.

Философские идеи, школы, направления подобно к людям, которые их создали, всегда принадлежат к определенной эпохе, страны. Это аксиома. Но частота идей, проблем, мыслей сохраняются столетиями и даже тысячелетиями и не знают пространственных и временных границ. Много в философии належит (или будет належать) только истории. Среди многих причин философской непрерывности и универсальности не маленькую роль сыграют внутренняя логика развития философских знаний и национальные традиции в форме постановки философских проблем, подходов к их решению.

В истории философии сложились и в определенных модификациях перманентно повторяются так называемые вечные проблемы. Что такое человек? Что такое природа, или более широкое -- Вселенная? Что между ними связь, зависимость? Может ли человек познать себя, природу, общество? Какие формы, методы, средства познания? В чем отличие явлений и сущности материального и духовного, идеального мира? Что с этих двух миров служит основой для возникновения и существования второго мира? Они ли независимые один от другого? Что такое свобода? Есть ли основания для того, чтобы человек и общество могли надеяться на получение свободы? Что такое человеческие ценности -- Истина, Добро, Мудрость, Гармония? Что такая жизнь и смерть, которая их ценностное значение для отдельного человека и общества?

Это далеко не полный перечень «вечных» философских проблем. Развитие общества, познание выдвигает новые и новые философские проблемы.

Философия исследует мир как целостность, ее задача -- дать наиболее общие представления о мире, ответить на вопрос: который этот мир, который лежит в его основе, конечный он или бесконечный, познанный или непознанный, что такое знание, есть ли какой-либо смысл существования этого мира, какое место человека в этом мире, как он должна жить, действовать? Чтобы оптимально организовать общественную жизнь, надо иметь правильные общие представления о мире, знать максимально точно принципы бытия, закономерности развития природы, общества, свойства самого мышлении человека и т.п.

Чтобы правильно понять специфику предмета философии, рассмотрим еще одну сторону философского осмысления действительности. Любая наука всегда исследует те или другие явления действительности (природы, общества, мышление) как объекты, то есть независимо от познающего человека (субъекта). Философия же изучает мир и человека вместе все добытые знания она обязательно соотносит с человеком. Иногда говорят, что философия изучает субъектно-объектные отношения. И это правильно. Что такое человек? Которое ее место в мире? Как складываются ее взаимоотношения с другими людьми, с природой и т.п.? Опираясь на какие принципы можно достичь максимального успеха в организации общественной жизни? В чем состоят критерии общественного прогресса? На эти и много других важных вопросов может дать ответ только философия.

Мировоззрение есть система принципов, знаний, идеалов, убеждений, ценностных ориентаций, надежд и верований, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта. Мировоззрение есть формой его общественного самосознания, через которую субъект сознает свою социальную сущность и оценивает свою духовно-практическую деятельность.

Мировоззрение -- интегральное духовное образование, которое побуждает к практическому действию, к определенному образу жизни и мысли. В структурном плане принято выделять в нем такие подсистемы или равные, как мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В свое время немецкий философ К.Ясаперс, посвятил специальное исследование психологии мировоззрений, поскольку мировоззрение не только отдельных индивидов, а и социальных групп и даже эпох в одних случаях тяготеет к гармоничному, оптимистичного, а в других -- к угрюмо-пессимистическому, обеспокоено - трагедийному восприятию бытия.

Эмоции, чувство и понимание как компоненты человеческой субъективности по-разному представленные в разных мировоззренческих системах и служат причиной их разнообразия. В мифологии, например, мироощущения преобладает над пониманием, а в философии -- наоборот.

По способу своего существования мировоззрение делится: - на групповое и - индивидуальное, хотя вне личности и без личности не может существовать ни одна мировоззренческая система. За степенью и четкостью самосознания мировоззрение делится на жизненно-практический, т.е здравый смысл, и теоретический, разновидностью которого и есть философия. Здравый смысл засекается в афоризмах жизненной мудрости и в максимах духовной жизни народа, а теоретическое мировоззрение -- в логически благоустроенных системах, в основе которых лежит определенный категориальный аппарат и логические процедуры доведений и обоснований.

Любое мировоззрение, независимо от того, как оно строится или классифицируется, объединяет наличие убеждения. Это -- ядро мировоззрения, поскольку само убеждение и соединяет мысль с действием, воплощают идею в практическую деятельность.

Убеждение, представление, идеи, чувство, опосредствованные опытом личности, принимают участие в формировании жизненной позиции. Не может быть мировоззрения без идеала; идеал требует веры в свое воплощение; вера же неотделимая от любви, человек верит и надеется на то, что она считает святым и дорогой. Именно поэтому мировоззрение -- не только знания и осознание, это еще и мир идеалов, целей и ожиданий, трансцендентный мир желанного бытия.

Еще раз подчеркнем, что мировоззрение -- не просто обобщенное представление о мире, а форма общественного самосознания человека, узловыми категориями которой выступают понятия «мир» и «человек». Через эти понятия субъект мировоззрения сознает свое назначение в мире и формирует жизненные установки. Мировоззрение за самой своей сутью есть универсальным и практическим, поскольку ориентирует на решение важнейших проблем человеческого существования, выражает императивы поведения человека и смысл его жизни. В этом и состоит функциональное назначение мировоззрения.

Первым приходил к выводу о том, что миф есть стадией развития сущности, которое отвечает определенной исторической поре, французский культуролог Л.Леви-Брюль, правда, он опирался на плодотворную мысль немецкого философа Ф.Шеллинга о мифе как продукте народного творчества. Продолжая идеи Шеллинга, уже в начале нашего столетия немецкий мыслитель Э.Кассирер попробовал постигнуть мир «изнутри» соответственно его собственным законам развития.

Мифологической форме мировоззрения присущие антропоморфизм, то есть отождествление естественных сил с человеческими, одухотворение их. Поэтому осознание факта деления мира на мир вещей и мир антропоморфных существ означало начало распада мифа. Олицетворение же сил природы (символизм) также есть поздней стадией мифа, который в особенности характерно для античной мифологии. Миф есть исторически первой формой самосознания, которое отделилось от практики. Здесь кроются истоки его антропоморфизма.

Для мифологического мировоззрения характерным есть, во-первых, осознание рода как коллективного лица, убежденной в наличия общего предка -- тотема. При условиях тогдашнего общества тотемные верования оказались чрезвычайно практическими, из-за того, что цементировали индивидов в родительную целостность, а итак, были жизненной силой. Собственное в этом и состоит главное назначение мировоззрения вообще. Во-вторых, мифологическое мировоззрение в значительной мере обратный в минувшее, ведь тотемный предок был, и вдобавок был как идеал деятельности. В этом секрет мифологического понимания исторического времени. Формально будущее будто обратное в минувшее, но на самом деле ретроспективный идеал есть та надлежащее и желанное, к чему стремится родительная община. Но все же таки человеческая жизнь пока что не разделенное четко на настоящее и будущее. И это обстоятельство помогает понять силу традиции, а как следствие -- господство циклической модели исторического времени.

В-третьих, поскольку мифологическое мировоззрение антропоморфный, то неминуемое формирование анимистической картины бытия, то есть одухотворение всего сущего. Это очеловечения природы есть следствием нерасчлененности бытие на субъект и объект, а нераздельность человека и космоса, человека и природы означает, что в мировоззрении доминирует мироощущение. И иначе не могло и быть, так как родительное общество -- это детство человечества, и этой стадии мог отвечать мировоззрение в мифопоэтической форме. Мифологические же персонажи (а в поздних мифах языческих религиях и боги) живут в феноменальном мире (на горе Олимп, на горе Мэру и т.п.). В религии возникает совсем другой, ноуменальный мир, недоступный органам чувств и ума, а потому в объекты сверхъестественного мира надо верить. Вера и выступает главным способом постижения бытия. Религия восстанавливает мир идеальных сущностей, которые в практическом плане ведет к доказательству приоритета духа над телом, необходимости заботы о душе с всеми следствиями для образа жизни верующих, которые отсюда вытекают. Связь с богом через культ и религиозную организацию (церковь) есть критерием наличия религиозного мировоззрения и принадлежности к определенной концессии.

Второй особенностью религиозного мировоззрения есть его практичность, поскольку вера без дел мертвая. А в связи с этим вера в бога и сверхъестественный мир вообще вызовет своеобразный энтузиазм, то есть жизненную энергию, которая предоставляет пониманию этого мира жизненного характера. Религию создает народ, он есть и субъектом и объектом религиозного творчества, которое в истории выступала источником мощных сдвигов в обществе. В религии рядом со мироощущением доброе развитое миропонимание, то есть религиозная идея, которая обосновывается теологами. Но в поэтому и состоит особенность и привлекательность религиозного мировоззрения, которое в нем идея пронизана своеобразно экзальтированным чувством, она переживается и подкармливает веру. Если для мифа главным есть доказательства связи индивида с родом, то для религии -- достижение единства с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью. В этом состоит положительное значение религии, так как чем есть жизнь, если нет ничего святого и все поддается нигилистическому возражению, человеку нашего столетия доброе известно.

Вторым истоком философского понимания мира в практической области есть жизненный опыт. Он опосредствует убеждение, представление, идеи, чувство человека, которые принимают участие в формировании жизненной позиции.

Опыт свыше двух с половиной тысяч лет истории философская мысли, как и опыт развития философии в XX столетии, убеждает в том, что в философии определился ряд постоянных, «инвариантных» функций, которые дают ключ к пониманию основных измерений философского познания, или более широкое, -- к постижению природы, общества и человека. Самое знание этих функций и измерений дает возможность раскрыть механизм возникновения и решение философских проблем.

К функциям философского познания належат мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая, методологическая, ценностная и праксеологическая. Вопрос о функциях философии тесно связан с вопросом о предмете философии. Что такое предмет философии и чем он отличается от предмета отдельных наук, например, химии, физики, астрономии и т.п.. Предмет любой науки -- это и совокупность явлений действительности, которая исследуется этой наукой.

В границах целостной структуры философии основные функции философии взаимосвязанные и взаимно детерминируют одна одну. Рассмотрим сначала взаимную связь мировоззренческой и онтологичной функций философии. Онтология (от гр. ontos -- сущее) -- учение о Бытии, его сущность, формы, фундаментальные принципы и категории. Срок онтология введенный в 1613 г. Гоклиниусом. Но еще в античной философии были разработанные разные варианты онтологии.

Характер миропонимания, в частности понимание природы и сущности человека, определяется разнообразными жизненными позициями, установками, направленностью жизнедеятельности человека. Это может быть фаталистическая установка: природа целиком и однозначно определяет и сущность, и поступки человека, человек обреченная быть марионеткой естественных сил. Это может быть волюнтаристская установка: человек может быть свободным относительно природы, действовать по «закону» произвольно (своей воли). Это может быть и установка Ф.Бекона: природу можно подчинить на основе и соответственно познанных ее законам. Тем не менее безоглядная вера в самодостаточность научных знаний таит значительную угрозу безопасности человечества.

В наше время связь мировоззренческого и онтологичного измерений философии находит свое воплощение в широком использовании философских принципов и идей в разработке как конкретно-научных (физических, химической, биологической и т.п.), так и общенаучной картин мира. Существенной функцией философии есть познавательная. Теория познания, гносеология -- раздел философии, в котором исследуются проблемы источника, форм, возможностей, достоверности и истинности познания.

Праксеологичное измерение философского знания связан с анализом и обобщением своеобразности взаимоотношений людей и природы, отдельных людей и общества в целом, практики научных наблюдений, экспериментов. Кроме того, есть большой объём практики отдельных людей и человечества в сферах деятельности, которые выходят за границы рационального.

Практика в значительной мере нерациональных форм постижения мира в искусстве, в морали, в религии и т.д. постоянная основой выделения в философском знании таких разделов, как эстетика, этика, философия, религия. Своеобразное место сядет в деятельности людей конкретно-историческая жизнь человечества в таких его сообществах, как раса, племя, народ, этнос, нация. Осмысление этой сферы в проблематике философии как теоретического мировоззрения причинила возникновения такой области философских знаний, как философия истории. А практика политической и нормативно-правовой жизни привела к возникновению философии политики и философии права. Осмысление же опыта развития философии привело к возникновению истории философии.

Существенной функцией философского знания есть методологическая. Для понимания этой функции необходимо четко уяснить как общие черты, так и отличия таких понятий, как метод и методология. Метод (от гр. methodos -- путь исследования, познание) -- способ организации практического и теоретического освоения действительности, которая обусловлена закономерностями соответствующего объекта, совокупность правил, приемов познания и преобразование действительности.

Методология (от гр. methodos -- путь исследования, познание и гр. logos -- учение, то есть учение о методе. В общем случае методологическая функция философии состоит не только в том, что именно философия на высочайшем уровне исследует методы научного (рационального) познания, определяет теоретические основы и границы трудоспособности тех или других методов. Философское знание методологическое по своей природе. Те или другие философские концепции с самого начала задают исходные принципы понимания мира или в целом, или его частных явлений. Например, материалистические философские концепции с самого начала опираются на признание первичности природы и вторичности духу, сознания. Философские учения, которые признают познаваемость мира, обуславливают одни принципы и методы его познания, агностические учения -- другие. Признание наличия развития в мире предопределяет необходимость диалектики как метода познание и др.

И, в конце концов еще одной из функций философии есть аксиологическая функция. Аксиология -- учение о ценностях, философская теория общественнозначимых принципов, которые определяют выбор людьми направления их деятельности, характер их поступков. Ценности как философская категория отображают определенные стороны явлений действительности, связанные с социальной и культурной деятельностью человека и общества. Оценка одного и того же явления, например разрушения дома, жилья то ли вследствие землетрясения, то ли во время войны, может совпадать, а может отличаться у людей. Но оценка будет или положительная, или отрицательная. В каких бы категориях эта оценка не проводилась, -- «истина и погрешность", «добро и зло», «красота и отвратительность» и т.п. -- всегда ее основой являются субъектные ценности.

Совокупность ценностных ориентаций человека -- своеобразный маяк сознания, который в случае принятия общечеловеческих ценностей освещает путь к гуманистическим идеалам, которые выработало и выстрадало человечество в процессе минувших и современных цивилизаций и культур. Сегодня перед человечеством спешно явилась проблема его выживания, выбора путей в будущее. И функция философии в этих поисках состоит не в том, что она дает готовые ответы на острые проблемы современности, а в том, что, обобщая практический, интеллектуальный и, более широкий, духовный опыт человечества, как настоящая мудрость поколений, с одной стороны, предостерегает («не переступите границы общечеловеческих ценностей, так как это путь в никуда»), а с другого -- предлагает (только опираясь на накопленный веками положительный мировоззренческий, познавательный, методологический и другой арсенал можно его обогатить, чтобы решить новые проблемы). То есть философия несет в себе не только знание, но и ценности. Фундаментальная роль принадлежит философии в развитии и доказательстве культуры человечества. В теоретическом плане культурно-охранительная и культуротворческая роль философии состоит в разработке онтологии культуры, в ответа на вопрос: что в бытии материальной и духовной культуры належит к настоящим человеческим ценностям. Успешный поиск конструктивного ответа -- предпосылка сохранения нормальной культурной среды.

Продуктивная миссия философии, ее социальная ценность состоит перво-наперво в ее антропологическом назначении: помочь человеку утвердиться в мире не только как сознательной, а и высоконравственной, эмоционально чуткому, умному существу. В пору обострения глобальных проблем философия призвана проанализировать допустимые границы инструментального отношения к миру и альтернативные пути прогресса, развития цивилизации. Ныне, на границе тысячелетий, нет ничего актуальнее, чем сохранение жизни на Земле, предотвращение глобальной катастрофе человечества. Современная философия не может абстрагироваться от возможного апокалипсиса, может быть философией жизни, и в этом состоит ее призвание. Хотя связь философии с политикой, даже философское осмысление политики, не дают никаких оснований для того, чтобы смешивать, отождествлять эти качественно разные формы общественного сознания. Как теоретическая форма общественного и индивидуального сознания философия осмысливает стратегические пути общечеловеческого существования и содержит в себе заряд гуманистического дальнодействия. Важно подчеркнуть, что в индивидуальном аспекте ценность философии -- в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и общественной поступи в будущем. Если у человека нет порыва к новым горизонтам своего сознания, самосознание бытия, картины мира, то без этого фактически нет философии, и научить ее нельзя.

Сократ сформулировал два фундаментальных принципа философии: «Познай самого себя» и «Я знаю, что я ничего не знаю». Его же выдающийся ученик Платон в диалоге Тимей расценил философию как такой дар богов смертному человеческому роду, лучшего за который не было и не будет. Сказать: Я не знаю -- означает найти в себе мужество подвергнуть сомнению завершенность, остаточность своих суждений. Это, по словам Николая Кузанского, ученое незнание, а совсем не невежество. Итак, философия требует беспрерывного пополнения знаний о мире и человеке, но ради продуктивной работы над собою. Здесь основным императивом философии есть научить человека мыслить поисково, творчески, самостоятельно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О конкурсе по формированию состава Совета молодых специалистов при департаменте культуры Ямало-Ненецкого автономного округа | Учебный элемент № 24




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.