Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика учебного предмета. Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова, отвечающей требованиям ФГОС начального общего образования, («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. М.: «Просвещение», 2011) в соответствии с требованиями ФГОС НОО).

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых

 

Описание места предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю — 68ч (34 учебные недели).

 

Результаты изучения курса:

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к Родине, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

Содержание учебного предмета

Название раздела Количество часов
  Где мы живём?  
  Природа.  
  Жизнь города и села.  
  Здоровье и безопасность.  
  Общение.  
  Путешествия  
Итого:  

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

-неживую и живую природу; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, птиц, рыб, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своём городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

-строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

-имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культуру поведения в общественных местах;

-основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности; равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

-различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продлённого дня; выполнять правила поведения в природе;

-различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продлённого дня;

-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

-использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношении с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

-обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

-определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

-установления связей между сезонными изменениями в живой и неживой природе;

-ухода за растениями (животными);

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

-оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране.

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п № урока в теме Тема урока Дата Примечание
план факт
Раздел «Где мы живём?»
    Родная страна      
    Город и село. Проект «Родное село»      
    Природа и рукотворный мир.      
    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»      
«Природа»
    Неживая и живая природа.      
    Явления природы. Как измеряют температуру? Практическая работа «Знакомство с термометром. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека».      
    Что такое погода?      
    В гости к осени.      
    Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы.      
    Звёздное небо.      
    Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомства с горными породами и минералами».      
    Про воздух и про воду. Практическая работа «Свойства воды».      
    Какие бывают растения. Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников, трав».      
    Какие бывают животные.      
    Какие бывают животные.      
    Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.      
    Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа.      
    Дикие и домашние животные.      
    Комнатные растения. Практическая работа «Приемы ухода за комнатными растениями».      
    Животные живого уголка.      
    Про кошек и собак.      
    Красная книга.      
    Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»      
    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»      
«Жизнь города и села»
    Что такое экономика?      
    Из чего что сделано?      
    Как построить дом      
    Какой бывает транспорт      
    Культура и образование.      
    Все профессии важны. Проект «Профессии»      
    Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села»      
    В гости к зиме.      
    В гости к зиме.      
    Презентации проектов: «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»      
«Здоровье и безопасность»
    Строение тела человека.      
    Если хочешь быть здоров      
    Берегись автомобиля!      
    Школа пешехода. Практическая работа «Отработка правил перехода улиц».      
    Домашние опасности      
    Пожар!      
    На воде и в лесу.      
    Опасные незнакомцы.      
    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»      
«Общение»
    Наша дружная семья      
    Проект «Родословная»      
    В школе.      
    Правила вежливости. Практическая работа «Отработка правил этикета».      
    Ты и твои друзья.      
    Мы – зрители и пассажиры.      
    Оценим себя и свои достижения.      
«Путешествия»
    Посмотрите вокруг      
    Ориентирование на местности. Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу».      
    Ориентирование на местности      
    Формы земной поверхности.      
    Водные богатства.      
    В гости к весне.      
    В гости к весне.      
    ЛНР на карте.      
    Проект «Города ЛНР»      
    Путешествие по Родине.      
    Московский Кремль.      
    Город на Неве.      
    Путешествие по планете.      
    Путешествие по материкам. Практическая работа «Основные приемы чтения карты».      
    Страны мира.      
    Впереди лето.      
    Проверим себя и оценим свои достижения. По разделу «Путешествия»      
    Презентации проектов «Родословная», «Страны мира».      

 

Учебно-методическое обеспечение

Плешаков А. А. Окружающий мир: рабочие программы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков. – Москва «Просвещение» 2011год.

Учебники:

Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В 2 частях / А.А. Плешаков. – Москва «Просвещение» 2012год.

Методические пособия:

Максимова Т. Н. Поурочные разработка по курсу Окружающий мир. 2 класс. Москва «ВАКО» 2012 г.

Плешаков А. А. Окружающий мир: методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А. Е. Соловьёва. – Москва «Просвещение» 2012год.

Плешаков А. А. От земли до неба: атлас - определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений В 2 частях / А.А. Плешаков. – Москва «Просвещение» 2012год.

Плешаков А. А. Зелёные страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений В 2 частях / А.А. Плешаков. – Москва «Просвещение» 2012год

Литература для учащихся:

Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006

Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фото большинства квартир смотрите в альбомах группы. Список продаваемых квартир постоянно обновляется. | Схемы построения улично-дорожной сети городов.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.