Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. 1) Разговоры между испытующим и уверенным о Православии






 

1) Разговоры между испытующим и уверенным о Православии. Спб. 1815, стр. 171.

2) Нестор. Русские Летопиcи, А. Шлецера, часть II, стр. 51, 79. 81, 88.

3) Имя Саркела, по всему вероятию, сохраняется в теперешней речке Сакарке, текущей в Дон со стороны Волги и впадающей в него верст на 10 пониже Качалинской станицы, где некогда существовала так называемая Царицынская линия -- земляной вал с крепостцами от набегов Кубанских. Можно также полагать, что знаменитый в Донской истории Паншин городок стоял на устье этой речки, быть может на месте древнего Саркела, ибо р. Сакарка именуется теперь и Паншинкой. В конце ХII-го века еще существовали развалины этого города, названного тогда Серклией.

4) Почтенные историки, г. Костомаров (Русская История в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, Спб. 1873) и за ним г. Иловайский (История России. М. 1876) период летописных преданий совсем отделяют от достоверной истории, которую г. Костомаров начинает с Владимира, а г. Иловайский с Игоря. Нам кажется, что таким образом можно начинать рассказ или повесть Русской Истории откуда вздумается, ибо никак нельзя объяснить, почему история Владимира достовернее истории его отца Святослава, или почему история Игоря достовернее истории Олега? Предания Летописи и истинные события, твердо засвидетельствованные иностранными и притом современными писателями, пополняют и объясняют друг друга, ибо в нашей Летописи нет ни одного предания, которое хотя сколько-нибудь противоречило бы общему ходу исторических дел первоначальной Руси. Все зависит от того, как смотреть на самые предания. Если допустим, что это народные сказки и песни, а о сказках и песнях будем рассуждать не более того, как о произвольных и праздных вымыслах, совсем забывши, что сам же народ песню называет былью, то, конечно, мы легко смешаем и предания в одну кучу с книжными измышлениями и разными побасенками. сочиняемыми для удовольствия и забавы праздных слушателей. Каждое предание неизменно есть истина историческая, прошедшая только в устах народа поэтический путь мифотворения, как выражаются лингвисты и мифологи. Для раскрытия такой истины от мифической одежды недостаточно одних здравых суждений современной образованности, недостаточно одной, так сказать, литературной критики, какую главным образом представляет нам труд г. Костомарова (" Предания первоначальной Русской Летописи" в Вестнике Европы 1873 г., книги 1, 2 и 3). Здесь необходимо устанавливать свою критику в кругу тех народных понятий и представлений, какие господствовали у народа в возраст его мифотворения, и необходимо каждое предание испытывать началами этого мифотворения, но не началами литературного вымысла, причем и сами слова: вымысл, вымышленные черты могут только затемнять истинное значение предания, ибо предания народ не вымышляет; они нарождаются сами собою; их создает истина самой жизни.

5) Полное Собрание Русских Летописей, т. V, стр. 88, Софийская Летопись; т. VII, стр. 268, Воскресенская Летопись.

6) Варяги и Русь, исследование С. Гедеонова, ч. 2, стр. 479.

7) Наша Иcтория Русской Жизни, ч. 1, стр. 403.

5) Лекции по науке о языке Макса Мюллера, Спб. 1865. Его же: Сравнительная мифология в Летописях Русской Литературы и Древности изд. Н. Тихонравовым, т. V, перев. И. Живаго. -- Краткий очерк доисторич. жизни северовосточного отдела Индо-Германских языков А. Шлейхера. Приложение к VIII тому Записок Имп. Академии Наук. -- Древний период Русской Литературы и Образованности А. Пыпина в Вестнике Европы 1875 ноябрь, декабрь; 1876 июнь, сентябрь.

9) Древнейший период Истории Славян. А. Гильфердинга в Вестнике Европы, 1868, июль, стр. 285.

10) Древний период Русской Литературы А. Пыпина, В. Е. 1875, ноябрь, стр. 118.

11) Древнейшая бытовая История Славян вообще и Чехов в особенности. Я. Воцеля. Киев, 1875.

12) Начертание Славянской Мифологии, М. Касторского. Спб. 1841, стр. 103.

13) О влиянии христианства на Славянский язык, Буслаева, М. 1848, стр. 163 -- 166.

14) Культурные растения и домашния животные, Виктора Гена, Спб. 1872, стр. 328 -- 330.

15) Древнейш. период Истории Славян, А. Гильфердинга, В. Е. 1868, стр. 256.

16) В первой части нашего труда, стр. 238 -- 242, следуя прямым и точным показаниям Геродота, мы должны были указать местоположение страны Вудинов или Будинов (Вавилон или Бабилон, чтение Рейхлина, или чтение Эразма, как кому угодно) к востоку и северу от Донского изворота вблизи Волги. Затем, следуя позднейшей этнография, мы предположили, что остатками Вудинов вероятнее всего могут быт финские племена Мордвы, Мещеры и т. д., которые отчасти и доселе живут на тех же местах. Мы не опровергали тех мнений, утвержденных и Шафариком, которые помещают Вудинов на Волыни и на Припети, ибо, имея в виду ясное показание Геродота, почитали эти мнения слишком произвольными. Однако за это самое мы получаем впрочем очень любезный упрек в " малом внимании к трудам предшественников", то есть, собственно в несогласии с Шафариком. Почтенный рецензент нашей книги, г. Белов, которому, как и всем нашим рецензентам, приносим истинную признательность за внимание к нашему труду (Сборник Государственных Знаний, т. V, Критика и Библиография, 34 -- 46) очень защищает упомянутые мнения и приводит между прочим свидетельство, что " в северной части Волынской губ. полесовщики до сих пор называются будинами", и что стало быть наши Древляне ближе всего могут подходить к Геродотовским Вудинам, так как и очень многие имена месть в тамошней стороне имеют корень Буд -- Буда, Будники, Будищи и т. д. Но припомним к этому и Муромский бдын (постройка над могилой), который прямо указывает на Геродотовское место Будинов (Котляревскаго: Погребальн. Обычаи 119 -- 120). Буда значит вообще постройка, строение, в частности -- в западной России постройка для изготовления поташу, смолы, дегтя, называемая в восточной майданом. Великое множество таких имен существует напр. в Ковенской губ. к северу от Ковно и к востоку от Россиен. Вот стало быть где жили Будины. Подобные имена рассеяны повсюду по Русской равнине и потому представляют очень слабое доказательство для помещения Будинов только в Древлянских лесах. Сколько нам известно, первый поместил Будинов поблизости к этим лесам, у Холма и Бреста, вообще в болотах Прииети, старый академик Байер (Комментарии Академии Наук на 1720 г., ч. I, стр. 158). Те исследователи Славянской Древности, которые стали присваивать Вудинов Славянскому племени, охотно последовали толкованию Байера. Шафарик этот вопрос сам по источникам не пожелал рассмотреть и положился во всем на Польского ученого Оссолинского. Но так как согласить показание Геродота с найденным Славянским местом Вудинов было невозможно, то ученые прибегли к самой легкой операции -- они решили без малейших толкований и доказательств, что Геродот ошибся.

Геродот есть древнейший, самый полный и, можно сказать, единственный свидетель о Вудинах. Относительно достоверности, каждое его слово -- золото. Если бы он ошибся, то его ошибку необходимо было проверить с показаниями других писателей, живших после него. К таким писателям принадлежит самый обстоятельный географ II-го века, Птолемей. Он однако вовсе не говорит о Вудинах, как о народе великом в смысле многолюдства. Он сказывает только (нашей Истории ч. II, 335), что внутри нашей страны живут два великие народа, Алауны-Скифы и Амаксобы. Он показывает иные имена на том месте, где жили Вудины по Геродоту. В позднейших свидетельствах Амаксобы превращаются в Мордию и Мохеи, что указывает на Мордву и Мокшу, то есть тех же родственников Вудинам. Птолемей указывает только незначительный народец Водины вблизи Карпат. Но он говорит, что Борисфен-Днепр выходит из горы Вудинской и показывает эту гору под 58 градусом долготы и 55 широты, на 13 градусов восточнее и на один градус южнее устьев Вислы, что как раз приходится к нашей Алаунской возвышенности, откуда действительно и течет Днепр. Алаун-гору Птолемей ставит на 4 1/2 градуса восточнее Вудингоры. Эти свидетельства Птолемея приносят к ошибке Геродота только новое показание, что именем Вудинов называлась возвышенность, с которой падает Днепр, что стало быть Вудины обитали не только к верховью Дона, по Геродоту, но и к верховью Днепра, уже до Птолемею.

Послушаем, что говорят другие свидетели, предшественники Птолемея. Помпоний Мела повторяет Геродота. О нем Шафарик отмечает следующее: " Очевидно, что Мела списал Геродота и ошибочно, вместе с ним, поместил Будинов между Доном и Волгой 46 (Слав. Древн. т. и, кн. 1, стр. 309). Плиний (Плин. IV, глав. 12 и 26) делает тоже самое, помещая Вудинов между Фиссагетами и Василидами (Скифами) т. е. на том самом месте, где их поселяет Геродот, говорящий, что за Царскими Скифами выше жили Вудины, а потом еще выше Фиссагеты. " Внутри земель, говорит Гилиний, после Тавров, встречаются Авхаты, у которых Гипанис (южный Буг) берет свое начало; Невры, у которых берет начало Борисфен-Днепр, Гелоны, Фиссагеты, Будины, Василиды и Агафирсы с синими волосами, потом Антропофаги". Плиний, как и Птолемей, нисколько не противореча Геродоту, дает опять новое сведение, что Днепр течет из земли Невров. Это самое повторяет Аммиан Марцеллин, писатель IV века, сказывая (кн. XXII), что " вблизи Каркинитского залива обрисовывается течение Днепра, что рожденный в горах Невров, мощный с своего верховья и увеличенный еще стечением многих рек, Днепр низверается в воды Евксина". В другом месте (кн. XXXI, гл. 2) оy говорит: " в безграничных пустынях Скифии (выше Сарматов) живут Аланы, получившие свое наименование от гор. Между этими народами в средине живут Невры в соседстве с крутыми (обледенелыми) скалами... за ними живут Будины и Гелоны, затем Агафирсы, далее Меланхлены и Антропофаги". Маркиан Гераклейский современник Марцеллина, показывает, что Днепр течет из страны Скифов-Аланов.

Вот свидетели, писавшие спустя 600 и более лет после Геродота. Но ни один из них не противоречит его показанию; напротив, каждый идет по его следу и только сокращает его. Все они однако прибавляют новое сведение, что на истоках Днепра, Невры и Вудины соприкасались жилищами. Этим вполне подтверждается и сказание Геродота о переходе Невров в землю Вудинов и указывается самое место, верховья Днепра, где этот переход мог происходить, причем ничто не мешает предполагать даже о переходе Славян-Невров и в земли Новгородской Води. Поселения Вудинов, таким образом, распространяются по направлению от изворота Дона к Финскому заливу и это правдивее всего обозначает границы древнейшего Финского населения в северовосточной половине нашей страны.

Геродот показал, что Неврида начиналась от истоков Днестра, что с нею граничили Скифы-Пахари, которые по его же указаниям простирались почти до Киева. О дальнейшем пространстве Невриды к С. и 3. он ничего не говорит, как не говорит и о дальнейших землях Вудинов на Запад и Восток от изворота Дона. Он идет к Уральскому хребту и по этой только дороге описывает встречающиеся народы. Помня его слова о великом по многолюдству народе Вудинах и прилагая их к существующей теперь этнографии, невозможно думать ни о каком другом племени, как о древней Мордве, Мещере, Муроме, Мери. Веси и даже Новгородской Води. В свое время это был действительно великий многолюдный народ, в земли которого у верхнего Днепра перешли Невры-Славяне и век за веком оттеснили его глубже к Северовостоку за Волгу и Оку.

Во всяком случае мы никак не можем согласиться с словами Шафарика, что " судя по вышеприведенным свидетельствам, нет будто бы сомнения, что великий и многолюдный народ Будины занимал когда-то жилищами своими всю нынешнюю Болынь и Белоруссию". По Геродоту именно на этих местах жили на Волыни Скифы-Пахари, а в Белоруссии Невры. Маленькое Птолемеево племя Водины жило у Карпат на ряду с Певкинами (Буковина), Бастернами (Быстрида), Карпианами (Хорватами).

Рассказ о походе Дария, может быть баснословный, нисколько не изменяет Геродотовской этнографии, ибо она написана для изображения Скифии и ее границ, а вовсе не по случаю только похода. Невероятным кажется длина походного пути. Но если Дарий из Персии пришел к Дунаю, то очень легко мог пройти по степям и к Дону и тем более легко, что в то время это была очень торная торговая всем известная дорога к Уральскому хребту. В X веке от устья Дуная до Саркела на Дону вблизи Волги считалось 60 дней пути. Немудрено, что и во времена Дария до тех же мест считались те же 60 дней, о которых пишет Геродот.

Несмотря на то, что труд Шафарика пользуется великим авторитетом и представляет в своем роде целую энциклопедию по Славянской древности, мы все-таки должны сказать, что его изыскания по этнографии Русской равнины очень слабы. Здесь он больше чем где либо руководийлся предубеждениями, напр. против кочевников, и принимал на слово без поверки разыскания немецких ученых. Но необходимо заметить, что ни для Шафарика и ни для немецких ученых Русская равнина не могла представлять столько интереса, чтобы посвящать ей всю ученую любовь относительно расследования ее древнейшей истории. Это дело в полном смысле Русское и должно принадлежать Русским ученым. А Русские ученые, даже передовые историки, к сожалению, чуть не презирают всю нашу Заваряжскую древность. Г. Костомаров (Русская старина 1877, No1) по подобию Шлецера уверяет напр. что из тех показаний древних ж средневековых писателей о нашей стране, какие уже нам известны, ничего верного извлечь нельзя, все будут только вероятности, а от размножения вероятностей наука ничего де не приобретает. Почтенный автор забывает, что историческая наука искони устраивается только на вероятностях и что каждая страница очень основательных исследований, даже о временах, очень нам близких, на половину всегда состоит из вероятностей, более или менее оправданных критикою, а иногда и вовсе неудачных. Размножение вероятностей неизменно открывает путь и к настоящей истине. Развитью науки очень вредит не размножение вероятностей, а равнодушие к ее задачам, прикрываемое к тому же авторитетным Шлецеровским решением, что дальше заученных истин ходить не следует. См. нашей Истории ч. и, стр. 190 -- 192. Затем, уверять, что мы знаем все, что говорили о нашей стране древние, невозможно. Мы знаем очень отрывочно, неполно и весьма поверхностно только то, что сообщили нам немецкие ученые и Шафарик. До сих пор сами мы еще не пускались в такие тяжкие разыскания, ибо наши руководители всякую подобную попытку встречают осуждением и даже посмеянием. У нас напр. нет не только хорошей, но и никакой исторической географии нашей страны, а между тем нам необходимо же рассуждать и о Черных Болгарах, и о Будинах, с которыми мы блуждаем, переселяя их с места на место, как кому понадобится. Если бы была собрана из первичных источников древняя география страны, то многие исследования, как совсем излишние, не появились бы и на свет. В нашей исторической науке не существует именно того, что в изобилии существует у западной учености, -- не существует тех материковых исследований, без которых никогда не устроится и самая наука. Вот причина, почему мы так поверхностно и легко относимся и к до-Варяжской древности. Г. Костомаров всякое толкование свидетельств этой древности почитает произвольным, так они кажутся ему чуждыми и дикими для круга наших исторических познаний. " До какой степени все это произвольно, говорит он, можно видеть например из того, что упоминаемых Геродотом Вудинов Шафарик считает Славянами, предками нынешних Белоруссов и помещает в белорусских болотах, а г. Забелин видит в них Мордву и Вотяков, обитателей восточной полосы. В сущности и тот и другой руководствуются своими субъективными соображениями, а результатом выходит, что наука все-таки не знает, что такое были Вудины". (Рус. Старина 1877, No 1, стр. 176). Но для поверки подобного произвола существует судья-критика, а она-то в настоящем случае, проходя молчанием оценку так называемых ею произвольных толкований, что конечно требует труда, стремится только подвергнуть сомнению самое существо вопроса, стремится доказать, что изыскания о каких либо Вудинах, Скифах, Роксоланах и тому подобных предметах в сущности -- игра, не стоящая свеч. Следуя твердо заученным понятиям нашей образованности о пустом Русском месте в Истории, почтенный автор никак не хочет принять в родство с Русью и древних Роксолан, говоря, что " подобная мысль и ему приходила, когда он занимался древними народами, населявшими Русскую страну, но всмотревшись беспристрастнее, он увидел несостоятельность подобных предположений, основанных единственно (будто бы) на созвучии". И затем, через несколько страниц (167 и 183) сам же уверяет, как важно напр. свидетельство Симеона Лагофета о древнем Росе, освободителе и прародителе Руси. Это свидетельство, говорит он, " должно иметь для нашей истории первостепенную важность: оно служит доказательством, что Руссы сами себя отнюдь не считали происходящими от недавних пришельцев, но, подобно многим древним народам, духовно жившим мифическими преданиями о своей старине имели воображаемых (!) предков и родоначальников". Сколько же требуется пристрастия для того, чтобы заметить и без того очевидное сродство народного мифа, в глубине которого всегда лежит несомненная истина, с историческими несомненными свидетельствами о существовании целого народа с таким же именем, упоминаемого за несколько столетий прежде на тех же самых местах, где существовал и мифический и исторический Росс. Конечно, это только вероятность, ибо никакого юридического документа и расписки на это мы нигде не найдем. Но историческая правда имеет свои основания, для которых юридический документ, или писанное засвидетельствование еще не многое значит.

Так шатки и поверхностны огульные осуждения почтенного критика всех попыток, стремящихся разъяснить доисторическое время Руси. Ясное дело, что при таком направлении нашей руководящей исторической критики появление русского Шафарика или Цейса на долгое время сделалось невозможным. Для молодых ученых потребуется большая храбрость уже только для того, чтобы сломить застарелые и закоснелые предубеждения против Скифства и Роксоланства древней Руси.

В своей книге мы сделали, что могли, опираясь главным образом на первоначальные источники, так показано и выше, и не вступая в споры с разнообразными мнениями авторитетов, им же несть числа, по той причине, что их разбор потребовал бы особой книги. В отношении местоположения древних жилищ Вудинов мы имеем на своей стороне между прочим авторитет знаменитого Герепа (Политика и Торговля древних народов), который, преследуя одни научные цели, конечно, иначе и не мог растолковать до крайности простой и ясный текст Геродота,

17) О влиянии христианства на славянский язык, Буслаева, стр. 46 -- 47. -- Славянские Древности. П. Шафарика. т. 1, кн. и, стр. 173 и след. -- Исследование начала народов Славянских, Л. Суровецкого, в Чтениях Общ. И. и Д. Р. 1846, No 1, стр. 18.

18) Слав. Древности Шафарика, т. и, кн. 1, стр. 177.

19) История Землеведения, лекции К. Риттера, Спб. 1864, стр. 88.

20) Записки Имп. Археол. Общёства, т. IV, стр. 3. -- Сборник Материалов и статей по Истории прибалтийского края, Рига, 1877, т. и, стр. 3.

21) Слав. Древности, Шафарика, т. II, кн. III, стр. 81 и след.

22) Юлия Кесаря Записки о походах в Галлию, кн. III, главы 8 -- 16. Слав. Древн., т. I, кн. I, стр. 429, 432, 433; т. II, кн. III, стр. 87, 116, 120, 122.

23) Лекции по науке о языке, стр. 187.

24) Слав. Древности Шафарика, т. I, кн. II. стр. 267. -- Исследование Суровецкого, Чтения Общ. I. и Д. Р. 1846 г. No 1, стр. 69. -- Начертание Слав. Мифологии, Касторского, 173.

23) История Землеведения Риттера, стр. 33, 89.

26) Диодор Сицилийский. Спб. 1774, ч. 2, кн. IV, 91.

27) Geschichte Preussens, I. Voight, ч. 1, стр. 91. -- Плиний кн. IV, в издании Панкука, примечания, стр. 306 -- 320. -- Нашей Истории ч. 1, 336.

28) Надеждина: Опыт Историч. Географии, в Библиотеке для чтения 1837, т. 22. стр. 77.

29) Кеппена: Древности Северн. берега Понта. М. 1828, стр. 153. -- Шафарика Слав. Древности, т. I, кн. II, 259, 260.

30) Нашей Истории ч. I, стр. 360.

31) Фойгт, История Пруссии: ч. 1, стр. 98.

32) Щлецера Нестор, и, стр. 96. Производство слова Пруссии от По -- Руссии Шафарик, как филолог, гневно отвергает, говоря без дальних толкований, что имя Прус коренное, простое. Слав. Древн. т. I, кн. 2, 301. Это говорилось конечно в силу той утвержденной им мысли, что Руссы происходят из Швеции от Родсов, отчего он не хотел более подробно рассмотреть и Ругов. Но " в Литовском наречии, говорит Нарбут, и названия жителей какой либо окрестности легко можно узнать, близ какой реки они жительствуют; ибо слог по прибавляется к собственному имени реки, напр. По -- Швентос, По -- Юриос, По -- Невежос, что означает людей живущих на берегах рек: Швенты, Юры, Невежи. По сему-то этимологию названия Прусаков ближе всего производить можно от слова Русса. Сев. Архив 1822, X 3, 225. Мы должны присовокупить к этому, что Литовских местных имен с предлогом по и до сих пор существует великое множество.

33) В Моск. Главном Архиве Министерства Иностр. Дел древние географические карты Пруссии. См. также Начало Руси г. Костомарова в Современнике 1860, январь, стр. 9. -- Линде: О языке древних Пруссов, в Соревнователе просвещения и благотворения 1822 г., No VI, 293.

34) Напр. Аугсгирен, Витгирен, Матзгирен, Рофгирен, Скайсгиррен, Стумбрагирен, Гирратишкен, Амбрасгирен, Лейдгирен, и др. Это в немецкой стороне немонского края. В Русских Литовских и Латышских краях находим: Авжгире, Базниегиры, Видгиры, Вочгиры, Гирвийтис, Гирыники, Кибгиры, Лабгиры, Лепогиры, Жилогиры, Погиры, Скайсгиры, Скайстогиры, Скабсгиры, Ужгиры и пр. Встречаются Ругини, Герули и т. п. Точно такую же память и в тех же краях сохраняют и Скирры, см. Шафарика Слав. Древн. т. I, кн.2, стр. 260, имя которых, как имя Гирров, распространяется даже и за Шавли. Все это дает не малое основание к заключению, что показанные в первый раз Плинием на Вендском заливе Скирры и Гирры, см. выше стр. 34, напрасно, как и многие другие народы, приписываются к Немецкому племени. По всем видимостям они были тутошние старожилы, Литовцы и Латыши. Любопытно, что в одном древнем поучительном слове, приписанном Иоанну Златоусту (Слово похвальное на Рождество Прчтые Бца), в котором Русь именуется новым стадом, перечисляются разные народы, в том числе и Скирры, и даже Пруци. " По истинне бо Стая кто тебе не славит, кто тебе не хвалит и молит: Румири или Греци или Болгаре или Руси новое твое стадо или Рамяне и Овазгу, Ивери же и Алане, Перси же и Парфи, Инди и Ефиопе, Алмази же и Пруци, Серни же и Харвати, Саи же и Скири, Оуандили и Египиди, Лягаварди и Власы, Сарди же и Вонятци, Моравляне и различии Словени, Гоуфи же и Фили и инии мнози языци..." По-видимому это весьма древнее слово переработано для Русской паствы, быть может еще при детях Ярослава, так как в нем воссылается моление в таких словах: " Соблюдай и храни своих раб благочестивых князей наших и владыку (митрополита) и заступи их от всякие рати видимые и невидимыя"... Слово находится в Сборнике поучений XVI века, белорусского письма, в лист. Рукопись принадлежит библиотеке Е. В. Барсова, которому приносим искреннюю благодарность за сообщение этого любопытного памятника.

35) Шафарика Слав. Древн. т. II, кн. I, стр. 72. -- Фойгт История Прусии ч. I, 508. Мы думаем, что упоминаемая в житии Бамбергского епископа Оттона, соч. Гербордом, Flavia, есть таже Шлавия, Шалавония, Slаviа, как справедливо догадывался и г. Котляревский (Книга о Древностях и Истории Поморских Славян в XII в., стр. 28, 29), объяснявший впрочем это имя Половцами, там же стр. 19. При этом в житии Оттона указываются и связи древней Руси и с Поморьем и с Немонскою Славией в начале XII века.

36) Нашей истории ч. I, стр. 647. -- Фойгт История Пруссии, ч. I, 621.

37) Германизация Балтийских Славян, г. Первольфа Спб. 1876, стр. 33, 213, 255. Влияние Каролингской династии на Славянские племена, М. Касторского, в Ж. М. Н. Пр. 1839, октябрь; и Шафарика: Слав. Древности.

38) Славянские Древности, т. II, кн. III, стр. 111.

39) Стр. 45. -- Русский Историч. Сборник, IV, 165, 166.

39) Стр. 48. -- Славянские Древности, т. II, кн. 1, стр. 67, 72, 73.

40) Ревизия пущ и переходов звериных в В. Княжестве Литовском. Вильна 1867, стр. 39.

41) Семенова: Географ.-Статист. Словарь Российской Империи. Спб. 1867; Слово Немонайце. -- Нарбута: Догадки о древних Литовцах, в Северном Архиве 1822 г., No 6.

42) Вилия по литовски именуется Нерис, neris, nirge. Материалы для Геогр. и Статист. России, Ковенская губерния, г. Афанасьева, стр. 75.

43) В 1-й части нашего труда, изд. 1-е. стр. 275, мы напрасно делали догадку о Птолемеевом имени Судины, означая его именем Чуди.

44) Нашей Истории часть 1, стр. 342.

45) Русской Историч. Сборник, III, 160.

46) Акты Археогр. Экспедиции I, 35, 53, 92, 198; II, 68, 71; Акты Исторические I, 308, 309; Акты Юридические 12, 23; Описание документов и бумаг архива Министерства Юстиции, кн. I, 12 -- 14. Упомянутый Волок Держков также имя соответственное Вендскому -- Держков. Г. Первольфа Германизация, Б. Славян 195, 216, 230.

47) Новгородские писцовые книги, т. III, Переписная книга Вотской Пятины. Временник Общ. И. и Д. кн. VI, 349, 370, 399 и др.

48) Иcследование о Славянах Суровецкого в Чтениях Общ. И. и Д. Р. 1846, No 1, стр. 11.

49) До сих пор существуют: Старгард пониже Данцига, Старгард с востока от Штетина, другой с запада, Старгард-Ольденбург и пр. О противоположных мнениях, не хотящих допустить в Русскую Историю Балтийское Славянство, см. примеч. 197.

50) Вель-гощ, Видо-гощ, Гостибицы, Гостивицы, Гостимичи, Давигощ, Жилогость, Ирогоще, Любогощ, Моглогость, Негостиды, Радогостицы, Утрогощ, Угоща, Ходгостицы, Чадогоща, Югостицы и мн. др. см. Неволина: О Пятинах Новгородских.

51) Взят был Кай-город. См. Древн. Росс. Вивлиоф. VI, 365.

52) Перепись Новгородских дворов второй половины XVI века, список 1822 г., принадлежащий нашей библиотеке. " На Щурове улице -- место пусто тяглое Прошковское Нефедова Варежника, и Пронка умер в 67 году, длина 15 с. поперек 6 саж. М. пусто тяглое Пахомовское Мартынова Варежника и Пахомко умер 06 году. М. пусто тяглое Ондрюшкинское Варежника и Ондрюшко умер в 68 году". При этом переписатель рукописи, некто Сергей Вындомский, заметил следующее: " Что бы такое означало слово Варежник, я недоумеваю. Но не Варяги ли значилося? Замечание переписателя С. В".

53) При этом необходимо иметь в виду большое семейство старых слов с тем же окончанием яг, таковы древния: княг, пеняг и напр. местные имена: Буряг; Лидяг, Сосняг, Березняг, Дубняг, Смоляж, Хотяж, Веряжи, Свитяж и др.; которые произносились и на ег -- Буреги, Березнеги, Соснег, Липнеги, Воротег, Вареги, Тунег, Орлега, Вережа и пр. По всему вероятью и имя Печенег в первое время произносилось Печеняг, ибо в этом виде. Пацинаки, Пацинакиты, оно появилось у Греков. В северской стороне есть селение Печенюги. Вообще окончание яг (енг) родное Русское, вовсе не заимствованное у Скандинавов, как переделка их окончания ing. См. г. Буслаева: О влиянии христ. на слав. язык, стр. 163.

54) Ж. М. Н. Пр. 1874, ноябрь; 1875, февраль, март, статья Васильевского Варяго-Русская и Варяго-Английская дружина в Константинополе XI и XII веков.

55) Об этом см. ниже, стр. 378.

56) В 1156 г. она была заложена каменная заморскими купцами; в 1181 г. от грома сгорела; в 1190 г. вновь построена. Она называлась Варяжскою и в XIV веке. Полн. Собр. Русских Летописей III, 18, 20, 35, 70, 216.

57) Нута, река у Балтийских Славян и имена мест в Померании: Nutzlaff, Nutzlin, Nutzcow. См. нашей Истории часть 1, стр. 666. У нас Нутниками назывались прасолы. Акты Арх. Эксп. и, 320. -- Bardt, Bartelin, Bartin, Bartlaff и другие Померанские имена, см. нашей Истории ч. I, стр. 657. Припомним Саксонских Бардов, соседей Люнебургских Славянь у г. Первольфа: Германизация Б. Славян, 39.

58) " Нерома, сиречь Жемоить", говорит Переяславский летописец. Русс Немонский жил в земле этой Неромы; там же находилась и Немонская Славония. Не оттуда ли и население Неревского конда? Припомним реки: Нарев -- Наров -- Нарва, Неровы, Нересла, Наровль, Нерцы, Нерестек, Нарочь, Нарцы и другие места в Литовском краю. откуда вероятно эти имена разнесены и на наш северо-восток.

59) Нашей Истории ч. 1, стр. 184.

60) В первой части нашего труда, стр. 197, мы кажется ошибочно полагали Шетиничей на Торговой стороне, взяв во внимание только тамошнюю Щитную улицу. Шетициници в 1165 г. поставили церковь Св. Троицы. Сколько известно, во имя Троицы в Новгороде существовала только одна церковь в Людином конце на Редятиной улице, почему с большою вероятностью к ней должно относить и местожительство Шетиничей. Эту церковь в 1365 году вновь построили Югорцы, вероятно торговцы с Югрою.

61) О местоположении древнего Новгорода И. Красова, Новгород, 1851, стр. 29 и др.

62) В Летописи читаем: " Имаху дань: на Словенех, на Мери, и на всех Кривичех ", и далее: реша. " Чюдь, Словени и Кривичи: вся земля наша" и пр. Явная порча текста. После того летописец помещает Синеуса на Беле озере и, говоря о находниках Варягах, перечисляет Кривичей, Мерю и Весь на Белеозере.

63) См. выше стр. 32 -- 65. Имя Вагров Гильфердинг производил от санскр. вагара -- храбрость; но г. Павинский приводит другое объяснение этого имени, указывая, что у средневековых летописцев Вагры именуются Wucrani, Wocronin, что означает: Укране, от Укран, живших на Одре, по р. Укре. Полабские Славяне, Спб. 1871, стр. 3 и 5. {Далее рукою автора приписано: Украинцы. Ред.}.

64) Тоже сочинение, стр. 50.

65) Начало Руси Костомарова, в Современнике 1860 г. январь. Почтенный автор Немонскую Русь почитает Литовским племенем, именно Жмудью, и решает, что призванные князья были Литовцы.

66) А. Котляревского: Древности Права Балтийских Славян, Прага 1874, ч. 1, стр. 149. Исправляем опечатку, вместо Пребислав, следует читать Прибислав.

67) А. Лерберга: Исследования, служащие к объяснению древней Русской Истории, Спб. 1819, стр. 32.

68) Разыскания о начале Руси, М. 1876 г. стр. 238 и др. Варяги и Русь, исследование С. Гедеонова, Спб. 1876, примечание 1.

69) Шлецера Нестор II, 333, 334.

70) " Замечательно, говорит Иречек, что Булгар Албанцы называют Шкияу, Булгария -- Шкиения, а Румуны весьма похожим именем Шкиейи ". История Булгар, Варшава 1877 г., стр. 106. Очень замечательно и это сходство древних имен, Геродотовского Эксампея (см. нашего сочинения ч. 1, стр. 219, 476) и Аксиаков Помп. Мелы и других географов от первых двух веков христианского летосчисления, с новыми -- Шкияу и Шкиейи.

71) Каспий, гг. академиков Дорна и Куника. См. нашего сочинения ч. 1. стр. 117 -- 123.

72) Лава значит собственно уступ. Почти каждый порог состоит из нескольких таких уступов; на самом пороге Ненасытце существует 12 лав -- уступов. Поездка в южную РоссиюАфанасьева-Чужбинского, ч. 1, Очерки Днепра, 101.

73) Теперешние прозвища порогов, всякой лавы, всех опасных камней, мысов и водоворотов см. в приведенном сочинении г. Афанасьева-Чужбинского. Теперь порог Ненасытец лоцманы называют еще Дедом; один опаснейший в нем камень называется Крутько, который как бы хватает попавшия к нему суда.

74) Древности. -- Труды Моск. Археол. Общества. т. VII, стр. 241, описание Киевского клада Б. Антоновича. -- Записки Импер. Археологического Общества, т. IV, Спб. 1852, стр. 3.

75) Разбор мнений о значении имени: Угорское, см. у Гедеонова: Варяги и Русь, 230. Автор этим именем, хотя и на слабых основаниях, доказывает даже Венгерское происхождение Аскольда. В областном северном языке Угор значит высокий берег реки.

76) Известия Имп. Академии Наук, т. III, Договоры с Греками, записка акад. Срезневского, cтр. 263, 266.

77) О существовавших в древности городах в южной Русской Украйне см. нашей Истории ч. I, стр. 351 и этой части стр. 137. Развалины древних городов в южных степях, именно по рекам Конские Воды и Овечьи Воды существовали еще в конце XVII ст. В 1680 г. посланник в Крым Василий Тядкин видел там Капища бусурманские -- каменное строение старожитного поселения, от давних лет развалилось. Татары ему сказывали, что это были жилища Мамая-хана.

78) О составе Русских Летописей, исследование Е. Бестужева-Рюмина. Спб. 1866. приложения стр. 4, 6.

79) На Киммерийском Воспоре в IV веке Пантикапея (Керчь) называлась матерью всех городов Восдорских. Очевидно, что ж матерь -- Киев происходит из тех же античных идей о старшинстве и преобладании древних торговых городов. По Страбону, Пантикапея была матерью европейских Воспорских городов, а Фанагория почиталась матерью азиатских городов.Кеппена: Древности северного берега Понта, М. 1828, стр. 41.

80) Св. Димитрий Солунский почитался заступником и покровителем Греков в их войнах с позднейшими варварами, с Аварами и Болгарами. Ж. М. Н. П. 1875, февраль, 434.

81) Вестник Европы 1829 г., No 23, стр. 163.

82) М. Дринов: Южные Славяне и Византия в X веке, в Чтениях Общ. И. и Др. Р. 1875, кн. 3, стр. 12.

83) Переволок, волок необходимо должны обозначать судовой колесный путь, на котором, если это была торная дорога, мог существовать даже и наемный извоз. См. Примеч. 177. В XIV в. митроп. Пимин переправился таким образом на колесах из Рязанских рек к Донкову на Дон. Донские казаки также переволакивали из Дона в Волгу, из Иловли в Камышинку.

84) Покойный Гедеонов (Варяги и Русь, стр. 286 -- 289) насчитывает 15, разделяя одно имя на двое. Из 15 семь он относит к Славянским, 3 к Германо-Скандинавским, одно, Карлы, находит сходным с тюркским (напр. Карлай), остальные 4 относит к сомнительным. Относительно имени Карлы заметим, что в Померанских именах существует Carlitz;. Из сомнительныхРулав объясняется Помер. Rulow, Rullewitz; Рюар -- Reier. Roerke, Rohr. -- Объясненное из Славянского Карин, Карн, потверждается Помер. Carnitz, Karnkevitz. Фарлоф, может быть, -- Bartlaff, Литовское -- Бартлавки 35 в. к С.-З. от Шавлей, См. примечание 94.

85) Так мы читаем эту довольно темную статью договора. Нам кажется, что в ней необходимо отделить заглавие от самого текста. " О(т) взимающих куплю Руси о(т) различных ходящих в Греки и удолжающих". Эту речь мы почитаем заглавием, ибо и некоторые предыдущие статьи тоже обозначены подобным же заглавием. Затем в словах: " Аще злодей взвратится в Русь" -- предполагаем вероятный пропуск частицы не, не взвратится, что вполне объясняется смыслом всей статьи.

86) Можем это заключать на основании замечаний академика Срезневского, см. Известия Имп. Академии Наук, т. III, стр. 259.

87) См. в Кормчей Закона Градского, грань 34, число 10. об освобождаемых рабах.

88) Шлецера Нестор, II, 785.

89) Устюжский Летописец М. 1781, стр. 9 и 10, отмечает, что Олег, по возвращении из Цареградского похода, " иде к Новугороду, оттуде в Ладогу... и есть могила его в Ладозе". Быть может в Ладоге существовала некогда могила с именем Олеговой. к которой Летописец и присвоил смерть Олега Вещого. У Владимира был боярин Олг, см. стр. 404.

90) Примечательно, что князья, носившие имя Игоря, были также Гориславичами, как и их старый предок. Игорь Ольгович убит Киевлянами: Игорь Святославич попал в плен к Половцам и воспет в известном Слове; Игорь Глебович (из Рязанских) также был пленен Всеволодом Суздальским.

91) Стр. 137. Сума: Историч. Рассуждение о Пацинаках или Печенегах, в Чтениях Общ. И. и Др. Р. 1846 г., No 1. Смесь, 19. Припомним имена Русских мест Которосль. Катагощ и т. п.

91) Стр. 141. -- См. примечание 3.

92) Шлецера Нестор Ш, 43.

93) Там же стр. 44.

94) Это число городов мы получаем при следующем распределении имен:

 

Обчги (Послы): От кого: Купцы:
1) Ивор Игорев.......... Адунь.
2) Вуефаст....... Святославль, сын Игорев. Адулб, Адулоб.
3) Искусеви........ Ольги княгини....... Иггивлад, Ангивлад.
4) Слуды......... Игорев, нетий Игорев. Олег.
5) Улеб........ Володиславль........ Фрутан.
6) Каницар....... Передсиавин....... Гомол No6*).
7) Шихберн, Шигоберн Сфандр, жены Улебле. Куцп.
8) Прастен...... Турдуви, Туродувн.... Емиг
9) Либиар........ Фастов......... Турбид, Турбрид.
10) Грим........ Сфирьков......... Фурстен. 14, 11, 19, 8.
11) Прастен....... Якун (ь), нетий Игорев. Бруны.
12) Кары......... Тудков, Студков.... Роалд, Родоалд, Лоард.
13)............. Каршев........... Гунастр.
14)............. Турдов........... Фрастен. No 11, 19.
15)............ Егриев........... Игелдь, Ингелдь, Игерд.
16)............. Лисков, Влисков.... Турберн, и другик.
17) Воист........ Воиков........... (Улеб) Турберн.
18) Истр......... Аминодов......... Моны.
19) Прастен....... Бернов.......... Руалд.
20) Явтяг......... Гунарев.......... Свень.
21] Шибрид....... Алдань........... Стир.
22) Кол.......... Клеков.......... Алдан.
28) Стеггп......... Етонов.......... Тилий, Тилена, Телина.
29) Сфирка.......... Пубьксарь, Пупсарь, Апубкарь. No 6.
25) Алвад......... Гудов........... Свень.
26) Фудри, Фруди..... Туадов, Тулдов, Тулбов Вузлев.
27) Мутур......... Утин............ Синко, Исинько.
Боричь, Бирич.    

 

*) После слова " Гомол" рукою автора приписано: No 6. У следующих имен цифры приписаны тою же рукой, кроме того, все слова на ов подчеркнуты. Ред.

 

Очень многие из этих имен ближе всего поясняются именами мест, Вендскими и Литовскими. Для сравнения и дополнения к объяснениям Покойного Гедеонова (Варяги и Русь стр. 286 -- 305) приводим подобные имена, сколько успели собрать, пользуясь только картами Оппермана и Шуберта. Вендские имена см. нашей Истории ч:. I, стр. 657 -- 673:

1) Адунь -- Венд. Dunow, Dunnow, Oddon.

2) Вуефаст сравним с Вихваст сел. к С. В. от Седнева, Черн. Г.; также с фамял. Буйхвост (как Буйнос). В Литовской стороне много составных имен с Буй и Вой. -- Адулб -- Дульбы, Дыльбины к С. от Шавлей; Дулабис к С.З. от Ковно.

3) Очень невнятное имя Искусеви весьма достаточно поясняется Вендскими Cussow, Kussow, Kussitz. Куссы к С.З. от Тельшей.

4) Слуды, кроме русских мест -- Слуды Новг. и Слудовы Киев. и мног. др. имеет сходное и Вендское Slutowe.

5) Улеб -- Лнтовск. Улбены 60 в. к ЮЗ. от Вильны.

6) Канидар -- Konitz, Kannen, Cannin. -- Гомол -- Лит. Гомале 30 в. к Ю. от Тельшей.

7) Сфандр, женское равняется имени Швендра, сел. в 15 верст. к западу от города Россиен, который по всем вероятиям должен почитаться городом Руси принемонской. -- Ших-Шигоберн Литов. Жиги и Берн, см. No 19.

Куци -- Венд. Cutze, Cutzow, Cutzglow; Литовск. Коцие, Коуцов, Куцевиче, Куцишки, Кудки и пр. Ков., Вил. и Гродн. губерн.

8) Прастен -- Prust, Preest, Pristke, Pristow. -- Престовяны к З. от Поневежа. -- Stenscke. -- Турдуви -- Венд. Turtzke. Мерянские места Турдиево, Турдиевы враги; Турдей, между р. Непрядвою и Мечею, выше Ефремова и др. Доселе существует Туртова могила, курган в 18 верст. к 3. от Триполья. -- Емиг -- Литов. Мегяны в 40 в. к ЮЗ. от Поневежа.

9) Либиар -- Libits, Libitz, Libiantz. -- Фастов -- Wastke, Pastis, Pastlow; Хвастейки в 10 в. к С. от Гродно. -- Турбид сравн. Литов. Буй-Вид. Турбрид -- Литов. Бридзье, Брыды, 12 в. к Ю. от Шавлей.

10) Грим -- Grimme. Grummentz. Сфирков -- кроме многих русских и литовских имен Свирь, Свирны, Свиранки, Свирконты и т. п. Венд. Swirse, Swirnitz.

11) Акун. Якун -- в Литве: Якун: Якунка верст 40 в 3. от Словенска на Немонской Березине; Якунцы в 20 в. к С. от Вилькомира. -- Бруны -- Венд. Вrunn, Brunne, Brunow, и др. Бруновишки в 60 в. к С. от Поневежа.

12) Кары -- Венд. Carow. Carritz. -- Тудков -- русские имена Туд, Тудор, Литов. Тударево 20 в. к В. от Новогрудка Гродн. губ.

13) Каршев -- Karsibor. 14 См:. No 8.

15) Егриев -- река Ейгра, текущая в один из притоков Нижнего Немона. -- Игерд -- Эгирды 40 в. к Ю. от Ошмян; -- Вильгердайце в 40 в. к 3. от Поневежа; Гердувяны 20 в. к В. от Мемеля; Гиердовки 12 в. к С. от Новогрудка Гродн. губ.; Ейгерданцы 60 в. к 3. от Вильны: Оргирданы 35 в. к СВ. от Вильны.

16) Лисков, кроме многих Русских имен, Венд. Liskow. Влисковъ -- Bliskow.

17) Воист -- Воистом сел. Виленск. г. в 20 в. к 3. от Вк­лейки, Войстовиче верстахъ в 10 к СЗ. от Словенска на Березине.

18) Истр -- Литов. имена Геистры в 20 в. к ЮВ. от Словики на Шешупе. Поистра в 15 в. к С. от Поневежа. -- Аминодов, Яминдов -- Литов. Ямонты верст 12 к Ю. от Тельшей; Поямонтцы еще южнее в. 25; и еще южнее 25 в. Ямонты и Словошишки; Ямонты 20 в. к Ю. от гор. Лиды Гродн. 176.; Ямонты в 20 в. к В. от Куриш-гафа. -- Моны -- Венд. Morric, Monnekevitz, Monchow. Литов. Монче.

19) Берновъ -- Литов. Бернюны, Берноты, Бернатана около гор. Поневеж Берничево 20 в. к С. от Новогрудка. и мн. др. Венд. Berneckow, Bernikow.

20) Явтяг -- Литов. Явтаки 35 в. к С. от Тельшей. -- Свень -- Swine, Swinge, Zwine. -- Литов. Посвинги 8 в. къ СВ. отъ Тельшей.

21) Шибрид -- Жибарты 35 в. к 3. от Новогрудка Гродн. губ.; Жиберы см. No9. -- Алдан -- Eldena, Eldenow, Laddin, Ladentin. -- Cтир -- Литов. Стырбе. Стырбайце. Стырпейки, Стер-озеро.

22) Коль, кроме русскихъ имен, напр. Киев. Коль Серебряный и пр. Коловичи близ Вилейки. Вендск. Kolove. -- Клеков -- Клеков-скал Белозерская волость. Венд. Cluckow. Литов. Клюковичи. Клековский стан, Влад. уезда.

23) Стегги -- Венд. Stegelitz, Stengow. Литов. Стегвилы к 3. от Россиен 35в.: Стегвиля к С. от Поневежа верст 50. -- Етоновъ -- Венд. Tonnitz. Tonnebur. -- Тилий. Телина. -- Tilsan. Tellin, Tellendin.

24) Пубьксарь и пр. -- Венд. Bubkevitz; Литов. Пупкаим, Пупине. Пунше, Бубы, и др.: Русек. Пупка у рр. Рясъ и Воронежа и др. Белоозер.

25) Гудов -- Венд. Gudose, Guddentin. Литов. Гуды. Гудда, Гудалесъ, Гудзи, Гуделле, Гудайце.

26) Фудри -- Литов. Будри, Будре, Будры, Будришки. -- Тулбов -- Лит. Толбей, Дылбы. -- Вузлев -- Венд. Wustlaff, Русск. Возлебы у Рязан. Скопина.

27) Мутур -- Венд. Mutrnow, Muttrin. -- Исинько -- Венд. Isigen. -- Борич -- Венд. Boriz.

Из Олеговых послов таким же образом поясняются кроме указанных в примеч. 84. -- Труан -- Литов. Трион в 30 в. к С. от Рагнита; Труйки {Против этого слова автором приписано: troie. Ред. } к З. от Тельшей: Троянишки в 35 в. к С. от Поневежа. Актеву можно сравнить с Тактау (Тактав) сел. на южном берегу Куриш-гафа. который некогда прозывался Русским морем (далееавтором прибавлено: а земля рус­ская).

Другие имена: Аскольд, кроме Соколды, Исколда, стр. 54, 56, находим Аскилды в 40 в. к СЗ. от Вилькомира (карта Оппермана); Асмуд -- Асмутеи; см. примеч. 102; Икмор -- Ихмарь из страны Мери, где на ЮВ. Ростовского озера есть речка и место Ихмарь и возле место Россыня (см. Меряне гр. Уварова стр. 31), сравн. также Литовск. Жижморы от Вильны к СЗ. верстах в 50. Можно сравнить и Сенеуса с Сенунусом сел. в 10 в. к 3. от Ковно; как и Трувора с Турбором у балт. Славян (г. Первольфа Германизація 144), а равно и Рюрика с Реришки сел. 60 в. к ЮЗ. от Вильны. Припомним сел. Игорь в 45 в. к СЗ. от Тельшей и т. п. Имя порога Геландри также находить свои корни в Литовских именах, напр. Гелендзяны 15 в. к З. от Тельшей, и имена Бендры, Гедры, Аудра, Индрун и т. п., указывающія на форму окончанія Геландри {Здесь рукою автора прибавлено: Голендры у Владиміра Волынского. Ред. }. Самые заведомо германо-скандинавские имена, если они попадаются и на Балтійском-Славянском поморье, тоже могут служить доказательством, что они принесены к нам Варягами-Славянами же, но не Скандинавами. И вообще только после внимательного сличения древних русских имен с вендскими и литовскими местными именами, возможно будет судить и о том, сколько в них останется скандинавского. И здесь уже мы видим, что литовские имена ближе объясняют древне-русские. Это однако не значит, что в первых русских дружинах господствовали Литовцы, ибо балтийские Велеты-Лютичи, по словам Шафарика (т. 2, кн. 3. стр. 182), сами должны были выйти откуда-либо из Виленского края. По Птолемею они сидели в устьях Немона и по Шафарику (там же стр. 186--192) их учреждения, обычаи, наречие, религия носят явные следы литовщины, дышут литовщиной несравненно больше, чем у остальных Славян. Таким образом Русь Ругенская и Русь Немонская вернее всего укажут настоящую родину наших русских Варягов. Если мы припомним, что было говорено, стр. 23--40, о древнейших торговых связях Немонского угла по Днепру с Черным морем, то вероятность о Вендо-Велетском происхождении Руси или древних Роксолан получит ту основательность, какой другие предположения никогда иметь не будут.

95) Можно с большою вероятностью предполагать, что эти посольские и купеческие печати суть те золотые и серебряные монеты или вернее медали, которые в разное время и в разных местах были находимы не один раз. На них с одной стороны изображается князь, сидящий на престоле и надпись: Владимир, Ярослав и т. п. на столе; а на обороте особая фигура и продолжение надписи: а се его злато или а се его сребро. Слова надписи не всегда переносятся одинаково. Смысл надписи больше всего указывает на княжеский документ, чем на монету, и можно полагать, что такое сребро раздавалось всем купцам и гостям для безопасного торга повсюду в своей стране, как равно и в чужих землях, и если Русь ручалась за этих людей своею печатью, то становится очень понятным, почему она не прощала напр. убийства подобного лица и поднималась за это войною, как было при Аскольде и при Ярославле, в самом начале и в конце Варяжского периода Русской Истории. По вычислению веса, г. Прозоровский (Монета и вес в России, стр. 558) находит, что эти медали (серебряные) суть резаны, древняя русская монета; они же равнялись римскому денару. стр. 556, который у византийцев был равен милиарезию. Можно полагать, что имя нашей резаны произошло от этого милиарезия. Быть может самые милиарезии и прозывались у нас резанами См. примеч. 113,

96) О местоположении Черной Булгарии мнения различны. Бутков (Оборона Несторовой Летописи. стр. 21 и 267) едва ли не первый стал доказывать, что она существовала на Кубани, на Таманском полуострове. В последнее время г. Иловайский на этом утвердил свои разыскания о происхождении Руси. По нашим соображениям. ч. I, 466, Великая, старшая, древняя, независимая Булгария находилась на нижнем Днепре, на тех самых местах, которыми в последствии владели Запорожцы. Черная в этнографическом языке древности значит зависимая, податная, какою Грекам представлялась Булгария Дунайская, младшая по своему происхождению, и как земля, покоренная пришедшими Булгарами. Сравн. Слав. Древности Шафарика, т.II, кн. II, стр. 188.

97) Нестор Шлецера III, 70. Древнейшее Русское Право, Эверса, 141. " Морские разбойники, Норманны, и от Русских Варегиями названы", говорит Байер. Его мысль о разбойности первой Руси безотчетно повторяется на все лады даже и до настоящего времени.

98) Каспий, стр. 495.

99) Каспий, стр. 512.

100) Могила Игоря " существует и поныне в 5 верстах от местечка Искорости, по левой стороне тракта из Овруча". Геогр.-Стат. Словарь г. Семенова II, 366.

101) См. выше стр. 138 -- 139.

102) Для объяснения имени Асмуда-Асмольда существует имя сел. Асмутеи в 40 верстах к Ю. от Россиен (Ковенск. губ. верстах в 10 от Немона и в 25 в. к В. от Словики). Сравн. также Есмонты в 15 в. к В. от Гродно, и Ясмунт полуостров на Ругене.

103) А. Котляревскаго: О погребальных обычаях языческих Славян. М. 1868. стр. 115--117.

104) Такою же хитростью, птицами, даже собаками брали города Александр Македонский и Богдадский Эмир Ибн-Хосров (X. в.)? см. Ж. М. Н. Пр. 1875, февраль, 403, 404, статья г.Васильевского: Варяго-русская дружина и пр. Примечательно, что эти древние восточные басни рассказывались в конце X века в Армении, где тогда стоял русский отряд, присланный Владимиром на помощь Грекам. Оттуда, или прямо от Русских, они могли попасть и в Гаральдову Исландскуто сагу.

105) Летописец Переяславский во Временнике Общ. II. и Др. Р. кн. IX, стр. 12.

106) Костомарова: Предания Русской Летописи. в Вестнике Европы, февраль, 1873, стр. 605.

107) Нашей Истории ч. 1, 524.

108) С древних времен Византийским императорам, при вступлении на престол, все области царства подносили золотые венцы, украшенные драгоценными каменьями. Такие же венды подносимы были и по случаю одержанных побед. См. Византийские Историки. Дексипп и пр., перев. С. Дестуниса. Спб. 1860, стр. 103, 115. См. примеч. 131.

109) Шлецера Нестор III, 398. Беляева: Русь в первые сто лет, во Временнbке Общ. И. и Др. кн. 15, стр. 146 и след.

110) Шлецера Неcтор Ш, 404.

111) Кедрина: Деяний церковных и гражданских, М. 1820, ч. 2, стр. 93.

112) Вестник Европы 1829, No 23.

113) Милиарезий -- серебряная монета, которой чеканилось 60 из фунта серебра. Д. Прозоровскаго: Монета и вес в России. в Записках Имп. Археол. Общества, т. XII, стр. 548. По свидетельству Антониева Пажшника, конца XII стол., в Софийском Цареградском храме сохранялось " блюдо велико злато служебное Олгы Русской, когда взяла дань, ходивши ко Царюграду... Во блюде же Олжин камень драгий, на том же камени написан Христос, ж от того Христа емлют печати людие на все добро: у того же блюда все по верхови жемчюгом учинено". Путешествие Новг. архиеп. Антония в Царьград, П. Савваитова, Спб. 1872, 68 -- 69. Можно полагать. что Ольга поднесенное ей блюдо тогда же положила в храм, быт может на поминовение о здравии.

114) Мудрость или хитрый ум Ольги народные сказания славят в рассказах, как ею прельстилися сначала, еще во время ее девичества, Игорь, а потом в Цареграде сам Греческий царь. Последний, видев ее красоту и разум, сказал ей в беседе: " Подобает тебе царствовать в этом граде с нами". Ольга уразумела, чего желает царь, и ответила: " Я ведь язычница. Если хочешь, то крести меня сам, иначе не крещуся". Царь и с патриархом окрестили ее, после чего царь позвал ее в Палаты, объявил ей, что хочет взять ее себе в жены. " Как же хочешь ты меня взять, ведь ты крестил меня и нарек дочерью, а у христиан такого закона нет, ответила Ольга. " Переклюкала (перехитрила) ты меня, Ольга! " воскликнул недогадливый царь.

115) Святославовы обычаи прямо переносят нас в быт кочевников, какими обыкновенно представляются напр. Роксоланы и Унны. Военные дружины, которых только и знали древние писатели, конечно, всегда в их глазах являлись кочевниками и потому Святослав необходимо должен быть причислен к таким же кочевникам, каким был и Аттила. Византийцы и в IX в. пиcали, что Русь народ кочевой. Нашей Истории ч. 1, 498. Это вообще служит указанием, к каким кочевникам мы должны причислять и древних Роксолан, прародителей Руси IX века.

116) А. Гаркави: Сказания муcульманских писателей о Славянах и Русских. Спб. 1870. стр. 218, 282.

117) История Льва Диакона Калойского, Спб. 1820, стр. 39. Русский Исторический Сборник т. VI, Черткова: Описание похода В. К. Святослава на Болгар и Греков, стр. 336.

118) Число войска у Византийцев явно преувеличено. См. об этом очень верные замечания Гильфердинга, сочинения т. 1, стр. 141, прим. 3; и Черткова в его описании похода стр. 238 и др. Должно вообще придерживаться летописной цифры, 10, 000, что по Русским понятиям означало тьму, то есть такое же множество, как по греческим сто тысяч.

119) В Болгарии существовало две Преславы, Великая и Малая. Великая (древний Маркианополь) была столицею и находилась на месте нынешнего селения Эски-Стамбул, верстах в 15 прямо к северу от Шумлы. Малая или как указывает и г. Дринов (Чтения О. И. и Др. Р. 1875 кн. 3, стр. 95), то есть Русский Переяслав, по всему вероятию, теперешнее селение Преслав, вблизи Тульчи, несколько ниже ее по течению южного, или Георгиевского гирла. Вблизи селения видны развалины старого города. Селение расположено под горою Бег-Тепе, Бештепе, на мысу, который образуется небольшою речкою, текущею по северозападной стороне и гирлом, которое направляется мимо взгорья к юго-востоку. За горою к югу находится обширный Лиман Разим, Rassein по Францусской карте Турции M. Lapie, Paris 1822; по нашим картам Разельм, древн. Halmyris. Местоположение города было господствующее над всею дельтою Дуная, который недалеко отсюда, между Тулчею и Измаилом, распределяется на многие протоки и образует потом три гирла, Килийское на Севере, Сулинское в средине и Георгиевское на юге, и одним протоком, Дунавцом, соединяется с Лиманом Каззет, выводя из него в море особые гирла меньшей величины.

120) Собрание сочинений Гильфердинга т. I, 143.

121) Опыт Истории Рос. Госуд. и Гражд. Законов, А. Рейца. М. 1836, стр. 10, 11, 20, 25, 38, 48, 49 и др.

122) М. Дринова: Южные Славяне в Чтениях О. И. и Д. Р., 1875, кн. III, стр. 100.

123) Шлецера Нестор III, 572.

124) Белова: Борьба В. К. Святоcлава с имп. Иоанном Цимисхием в Ж. М. Н. Пр. Декабрь 1873. Черткова: Описание Похода в Русском Историч. Сборнике, т. VI. Гильфердинга Сочинения т. I.

125) Оценку подобных свидетельств см. у Черткова. Гильфердинга и г. Белова.

126) Кедрина: Деяния церковные и гражданские, ч. III, 111, 118 -- Черткова: Описание похода, 237.

127) Лев Дьякон, стр. 86. Число, конечно, опять преувеличено, см. у Черткова: Рус. Истор. Сборник VI, 342 и след.

128) После речи: " и взвратися в Переяславец (мало не дойдя Царяграда) c похвалою великою". Затем идет рассказ уже о делах под Доростолом: " Видев же мало дружины... посла слыко цареви в Дереветр..." Полное Собрание Летописей I, 30; у Черткова, 262.

129) Шлецера Нестор III, 609, 610, 612, 616.

130) Кедрина Деяния II, 118.

131) Лев Дьякон 98, Кедрин II, 120. См. примечание 108.

132) Свентельда должно отличать от Сфенкела, о котором пишут Греки и который погиб в одной из битв, стр. 228--230. Г. Белов (Ж. М. Н. П. 1873 г. Декабрь 179, 183) полагает, что Сфенкел и Свентельд одно лицо и потому свидетельство Льва Дьякона и Кедрина о смерти Сфенкела почитает вымыслом. Но одного сходства имени еще недостаточно для утверждения этой истины. Сфенкел, как говорит Лев Дьякон, занимал третье место после Святослава, а первое принадлежало Икмору, тоже погибшему в битве. По всему вероятью второе место и занимал Свентельд, явившийся на первом месте по окончании войны и занявший это место даже и в писаном договоре. Для имени Сфенкел существует пояснительное имя: Свенковичи на Десне.

133) Полн. Собр. Летописей I, 31. Кедрина Деяния II. 120.

134) Кедрина Деяния II, 129; Лев Дьякон 107.

135) Летописец Переяславский во Временнике Общ. И. и Др. Р., кн. 9, стр. 15.

136) Котляревского: Книга о Древностях и Истории Поморских Славян, 90.

137) Соловьева: История России -- I, 149. 150.

138) " Обрывся на Дорогожичи, межю Дорогожичем и Капичем, и есть ров и до сего дне". Лаврент. 32. См. Описание Киева Н. Закревского. I, стр. 299 -- 300.

139) Ваcильевского: Варего -Русская дружина в Константинополе XI и XII в. в Ж. М. Н. Пр. 1874 ноябрь, 1875 февраль, март.

140) У Владимира на самом деле до крещения было пят жен и 10 сыновей: Полоцкая Рогнеда с 4 сынами, Изяславом, Мстиславом, Ярославом, Всеволодом, и двумя дочерьми; Грекиня с сыном Святополком: Чехиня с сыном Вышеславом; другая Чехиня с сыновьями Святославом и Мстиславом (по Ипатскому списку летописи Станиславом); Болгарыня с сыновями Борисом и Глебом. Описывая крещение Владимира, Летопись говорит уже о 12 сыновьях, именуя еще Станислава, Позвизда и Судислава и не упоминая другого Мстислава. См. стр. 411 и примеч. 193.

141) Костомаров признает легенду о принесении Варяга в жертву вымыслом книжника и старается доказать с большими натяжками, что человеческих жертвоприношений у Славян не существовало. Вестник Европы, март 1873. Предания Русской Летописи, 17 -- 19:

142) Полн. Собр. Русск. Летописей I, 35, 52.

143) Макса Мюллера: Сравнительная Мифология в Летописях Русской Литературы и Древности, изд. Н. Тихонравова, т. V, перевод И. Живого.

144) О почитании камней у Балтийских Славян см. Касторского: Начертание Славянской Мифологии, Спб. 1841, стр. 134. -- Буслаева: О влиянии христианства на Слав. язык, 56.

145) В Исповеди или поновлении женам, по рукописям XV века, предлагались вопросы: " а вещьство каково знаешили? и у ведунов зелей искалали еси?... Есть ли за тобою которые промыслы злые, скажи не срамися и прощайся. Или вещество рекше ведание некоторое, или чары, или наузы?...

146) Пользуемся рукописями старинных Травников ХVII и XVIII в., принадлежащими нашей библиотеке.

147) Буслаева: Русские Пословицы и Поговорки в Архиве Историко-Юридических сведений, изд. Н. Еалачевым, книги второй, половина вторая, стр. 15 и 6.

148) А. Афанасьева: Поэтические воззрения Славян на природу, т. I, 186, 248 и др.

149) В. Макушева: Сказание иностранцев о быте и нравах Славян, Спб. 1861, стр. 70. -- Буслаева: О влиянии христианства на Слав. язык, 49.

150) Молитвы в бездождие в Сборнике XV века, Кириллова монастыря, см. прим. 203. Иные выражения таких молитв напоминают гимны Риг -- Веды, обращенные именно к богу Парьяньи. нашему Перуну. См. статью Дельбрюка: О происхождении мифа у народов индо-европейских, в Заграничном Вестнике 1865 г., т. V.

151) Афанасьева: Поэтич. Воззрения Славян на Природу, т. 1, стр. 65. Срезневского: Об обожании Солнца у Древних Славян, в Ж. М. Н. Пр. июль 1846, стр. 52.

152) Прейса: Донесение о путешествш в Ж. М. Н. Пр. ч. XXIX, отд. IV, 35, Срезневского: Об обожании Солнца, 50. -- Афанасьева: Воззрения, т. III. 760. Бодянского: О Хорсе и Дажбоге в Чтениях 1846, No 2, стр. 8 -- 11.

153) Афанасьева Воззрения. т. 1, 250.

154) Там же и, 188; III, 712,

155) Там же и, 193, 204 и др.

156) Ж. М. Н. Пр., ч. XXIX, отд. IV, 37 и сл.

157) Срезневского: Об обожании Солнца у древн. Славян, 53.

158) Летописи Рус. Литературы и Древности, изд. Н. Тихонравова, т. IV, отд. III, 86.

159) Там же 97 -- 105.

160) Срезневского: Роженицы, в Архиве Истор.-Юрид. Сведений Калачова, кн. 2, половин. 1, стр. 111. Е. Барсова: Критические Заметки о значении Слова о Полку Игоревом в Вестнике Европы, октябрь 1878, стр. 805.

161) В Оружейной Палате хранится серебр. братина царя Алексея Мих. с надписью: " Повелением великого государя в сию братину наливается Богородицына чаша ". Вельтмана: Московская Оружейная Палата. М. 1844, стр. 31.

162) Покойный Афiанасьев предполагал, что с именем Рода могло соединяться представление о владыке усопших предков. Воззрения Славян на природу III, 387.

163) Начертание Слав. Мифологии, 59 -- 60. В старинных Травниках о Перуновом камне находим следующую повесть. Перун-Камень. А тот камень падает и стреляет сверху от грома; цветом он разной бывает, а болши красен истинами(?): а он бывает клином на три угла, а иной на осмь и всхожь на копье, с одново тупова конца дырачка манинка в нево, а другой конец востер, что копье; а находят их везде и по полям. Он же и громовая стрела называем. А неции глоголют, что громовая стрела иная; и она разная бывает, иная клином, а иная чашечкой и многими виды. Такова сила того камня Перуна: когда гром гремит и ты тот камень положь на стол липовой и естли гром велик и беспричины не пройдет и тот камень на столе станет трястись и подыматца, а когда гром утихнет и он перестанет трястись. А когда кто испужаетца грому и положь тот камень в воду и он в воде станет стоять и дрошать и тое воду от испужанья давать шить, а кто не испужен и если его (камень) в воду положишь и он просто ляжет.

" Из того камня делать глаз в перстень и носить на руке от всякого видимого и не видимого злодея сохранен будешь и если тою рукою захощешь на кого злодея или в дерево ударить и ты выговори сию речь: " как гром бие и разбие и убивае, так и сия моя рука имеющая Перуновый камень разбивае и убивае", и ударь, то все в дребезги разлетитца и рассыплитца. А тою рукой и перстнем бить чародеев добро и возмет, и их ничто не закроет. Того же камня демони боятся, а носящий его не убоится напасти и беды и одолеет сопротивников своих. Аще кто и стрелу гр






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.