Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФАР­МА­ЦЕВ­ТИ­ЧЕС­КАЯ ТЕХ­НО­ЛОГИЯ






Та­кое раз­но­об­ра­зие ле­карс­твен­ных рас­те­ний, пре­пара­тов из ор­га­нов жи­вот­ных и ве­ществ ми­нераль­ной при­роды тре­бу­ет от ав­то­ра ле­чеб­ни­ка осо­бых зна­ний в тех­но­логии при­готов­ле­ния ле­карств. Как от­ва­рить смесь трав в зак­ры­том гор­шке с том­ле­ни­ем в пе­чи, как вы­сушить пред­ва­ритель­но очи­щен­ные се­мена рас­те­ний и из­мель­чить их для при­готов­ле­ния «зелья», как по­лучить суп­по­зито­рий для ле­чения за­пора или при­гото­вить дё­готь для даль­ней­ше­го ис­поль­зо­вания? В ка­чес­тве при­меров, при­водим нес­коль­ко «ре­цеп­тов». Так, при удушье ав­тор ре­комен­ду­ет при­гото­вить сле­ду­ющее средс­тво с при­мене­ни­ем слож­ной тех­но­логии: «Нар­ви тра­вы ози­мой ржи как ещё не­вели­ка ли­ше моч­но б ру­кою зах­ва­тити да по­ложи­ти в гор­шо­чек да ту­да ж по­ложи­ти ис­терши им­би­рю ко­рен да гвоз­ди­ки нем­но­го да со­лот­ко­вого ко­рени да ани­су да кар­да­мону да са­хару ле­ден­цу ис­терши всё то вмес­те сме­шати и вло­жити в гор­шо­чек да вли­ти от­ва­риван­ные во­ды три лож­ки да за­маза­ти гор­шо­чек тес­том и зва­рити как вод­ку чтоб уп­ре­ло и сняв с уг­ля или вы­няв ис пе­чи да про­цеди­ти сквоз плат ино во­да сгус­тится от тех зе­лий и то зе­лие да­вати бо­ляще­му ра­но на тще сер­дце по три дни по еди­ной лож­ке и та­ко то бо­лезнь уду­шие од­но­лич­но уз­дра­вит­ся» [1].

А вот ре­цепт для ле­чения че­лове­ка, ко­торый «мы­тица» цин­гой. «Зде­лати зби­тень из су­хари тол­чё­ные пе­рец па­тока ук­сус доб­рый да квас­цы бур­ские зжё­ные да чес­но­ковый сок и сме­шати то всё и как пос­то­ит дни два или три и ты да­вати пи­ти хто мы­тит­ся а ту спо­добу хо­ти год дер­жи не ис­портит­ся доб­ро то во­зити с со­бою ко­торые ез­дят в доль­ние до­роги и в чю­жие зем­ли как ко­му дасть тот­час Бог по­милу­ет и здрав бу­дет доб­ро есть и рот вы­мыва­ти цын­гу уз­драв­ля­ет» [1].

А че­го сто­ит опи­сание спо­соба по­луче­ния дёг­тя в по­ход­ных ус­ло­ви­ях, при по­мощи та­за, гор­шка и лис­та жес­ти. Это опи­сание мы встре­тили так­же в из­данной в 1900 го­ду «Пол­ной эн­цикло­педии рус­ско­го сель­ско­го хо­зяй­ства» [5]. Эта эн­цикло­педия выш­ла в свет в 1900 г., а наш ле­чеб­ник – на 150 лет рань­ше.

Ра­нее мы от­ме­чали упо­мина­ние в ле­чеб­ни­ке боль­шо­го ко­личес­тва ма­сел из тра­вы рас­те­ний и их се­мян. Не­сом­ненно, что для их по­луче­ния нуж­но зна­ние спе­ци­аль­ной тех­но­логии. Все ис­поль­зу­емые мас­ла по спо­собу по­луче­ния де­лят­ся на мас­ла эфир­ные, по­луча­емые ме­тодом пе­регон­ки, и мас­ла жир­ные, по­луча­емые от­жи­мом се­мян или пло­дов. К со­жале­нию, в ле­чеб­ни­ке нет опи­сания спо­соба по­луче­ния ма­сел, но мож­но быть уве­рен­ным, что наш ав­тор этой тех­но­логи­ей вла­дел и по­лучал со­от­ветс­тву­ющие мас­ла. Опи­сание этой тех­но­логии на при­мере мас­ла мож­же­вело­вого мы наш­ли в кни­ге «Ре­естръ изъ дох­тур­скихъ на­укъ» пре­ос­вя­щен­но­го Афа­насия, ар­хи­епис­ко­па Хол­мо­гор­ско­го и Ва­жес­ко­го (1696 г.), опуб­ли­кован­но­го соб­ра­ния ме­дицин­ских ру­копи­сей XVI и XVII сто­летий под ре­дак­ци­ей В.М. Фло­рин­ско­го [6]. Это опи­сание ин­те­рес­но сво­ей прос­то­той и лов­костью ис­полне­ния: «Взять ягод мож­же­вело­вых спе­лых, ис­то­лочь и за­лить во­дою тёп­лою, нас­то­ять трои сут­ки; а ягод по­ложить не гус­то и не жид­ко, и как нас­то­ит­ся и по­ложить в не­го со­ли горсть до ку­ба и пе­рего­нить как ви­но, и как пой­дёт вод­ка (от­гон), а с вод­кою мас­ло, и бу­дет на вер­ху пла­вать и с той вод­ки то мас­ло сби­рать. А сби­рать так: взять рюм­ку, у ко­торой в уз­ком мес­те бы­ла б дыр­ка, и тое дыр­ку за­ложить ру­кой, и ти­хонь­ко во­ду вы­пус­кать, а мас­ло ос­та­вить». Поз­же был пред­ло­жен спе­ци­аль­ный стек­лянный при­бор для от­де­ления мас­ла от во­ды вмес­то рюм­ки, но наш ав­тор, су­дя по все­му, ис­поль­зо­вал-та­ки рюм­ку.

Кро­ме то­го, пред­став­ля­ет ин­те­рес спо­соб при­готов­ле­ния ле­карс­тва от за­пора («у ко­го зад­ний про­ход за­имёт­ся»). «Ты роз­ва­ри со­ли с прес­ным мё­дом и влей на мис­ку на дно и как зас­ты­нет и ты ска­тай то зе­лие пру­том тол­щи­ной с руч­ной па­лец и вло­жи то в про­ход и про­пус­тится про­ход и здрав бу­дет че­ловек» [1]. Чем это не суп­по­зито­рий для ле­чения за­пора?

Об­ра­ща­ет на се­бя вни­мание глу­бокое зна­ние свой­ств при­меня­емых ве­ществ. Ха­рак­терна од­на фра­за: «…кос­ти глав­ные не жги да зде­лай плас­тры от маль­ха­ну да на маль­хан при­сыпи по­нем­но­гу су­лемы а нет су­лемы и ты при­сыпы­вай мышь­яку а бу­дет нет мышь­яку и ты при­сыпи на­шаты­рю а бу­дет и то­го нет и ты при­сыпы­вай ям­чу­ги а бу­дет и то­го нет и ты при­сыпы­вай ку­поро­су а бу­дет где и то­го вско­ре до­быть не моч­но и ты на­сыпь на ра­ну со­лю и при­вива­ти да маж в теп­ле зже­ное мес­то ще­пот­ным зель­ем и вти­рай не еди­нова до­суха а не бу­дет толь­ко у те­бя в ту по­ру ще­пот­но­го зелья и ты на­мазы­вай то зже­ное мес­то мас­лом ко­ровь­им или са­лом ка­ким ни­будь сви­ным или ко­ровь­им или хо­тя ба­раним ино за­живит зже­ное мес­то ра­ну где же­леза бы­ла» [1]. По тек­сту ле­чеб­ни­ка ав­тор до­воль­но час­то пред­ла­га­ет за­мены при от­сутс­твии то­го или ино­го ком­по­нен­та.

Ав­тор хо­рошо знал и о вре­де, ко­торый мо­гут при­нес­ти ему и боль­но­му не­кото­рые ядо­витые ве­щес­тва. Осо­бен­но час­то наш врач пре­дуп­режда­ет о не­об­хо­димос­ти за­щиты боль­но­го при при­мене­нии рту­ти: «…оде­ти шу­бою на­голо и об­ви­ти его епан­чею и шап­ка на го­лову по­ложи­ти и нос и рот ему за­жати чтоб дух в че­лове­ке ртут­ной не по­пал и то­му ле­карю хто его ста­нет ле­чит та­кож и рот и нос уши за­жати рот об­вя­зати у се­бя и у бо­ляще­го по­лот­ном час­тым или пи­хор­хою или ко­жею ка­кою ни­будь чтоб дух ртут­ный нас­квоз ко рту не при­ходил и на ве­тер в ту по­ру не хо­дити по­камест че­ловек зель­ем вы­мав­за­ти. А ко­ли ртут ки­нет­ся в че­лове­ка в рот и в дёс­ны и пов­ре­дит зу­бы и вес рот и ты воз­ми се­лит­ры и изот­ри её мел­ко и ва­ри в мо­лом каш­ни­ке в во­де да как вски­пити и ты ту во­ду слеи на зем­лю и дру­гая во­да вски­пит та­ко же слей ея на зем­лю а третья во­да вски­пит ты ту во­ду про­цыди сквоз пла­ток и по­лощи тою во­дою тёп­лою рот и дёс­ны и та­ко ртут изо все­го рта та во­да се­лит­ро­ван­ная вы­ведет а сли­вати для то­го ве­лено две во­ды сли­ти что те во­ды пер­вые от се­лит­ры вель­ми ед­ки». Но ес­ли от­равле­ние ртутью уже свер­ши­лось, то и на этот слу­чай у на­шего вра­ча есть дру­гой ре­цепт: «Та­ко ж ащё в ко­ем че­лове­ке все­лилось рту­ти в ко­ем се­реб­ря­ном мас­те­ре или в ка­ком не­мец­ком че­лове­ке на ко­торо­го мно­гие мас­те­ры зе­лей­ные кла­ли мно­го со ртутью маз­ных зе­лий и от то­го толь­ко все­лилось в не­го рту­ти мно­го в гла­ву и в ут­ро­бу ащё и во все сос­та­вы его и ото рту­ти че­ловек вел­ми бо­лез­нен бы­ва­ет и тя­жек и дро­жит вес и ты ве­ли за­коло­ти ко­рову и не вы­май из неё внут­реннос­теи тот­час ве­ли её об­ря­дити да как сняв с ко­ровы ко­жу пар­ную и ты тот­час об­верти че­лове­ка то­го в ту ко­жу пар­ную все­го и го­лову и но­ги ли­ше ему рот ос­та­вив ды­хати а по­ложи­ти его в мыль­не и оку­тати все­го по­верх ко­жи се­ном а как то­го че­лове­ка по­ложи­ши в ту ко­жу и ты ево по­кор­ми лех­ки­ми ес­тес­тва­ми в пол­сы­та чтоб ему не ис­томно бы­ло ле­жати в той ко­же а ле­жати ему по­каместь ртут изо все­го из не­го вы­дет».

Воз­вра­ща­ясь к бо­ево­му опы­ту ав­то­ра ле­чеб­ни­ка, от­ме­тим осо­бое его от­но­шение к ма­зям, или как он их на­зыва­ет, маль­ха­нам. Эти­моло­гичес­кий сло­варь рус­ско­го язы­ка М. Фас­ме­ра так объ­яс­ня­ет зна­чение и про­ис­хожде­ние это­го сло­ва: маль­хан – «мазь, плас­тырь, ртуть» (Даль); че­рез тур., азерб. Mă lhă m «мазь», из гре­чес­ко­го μ α λ α γ μ α – «плас­тырь», μ α λ α σ σ ω – «об­легчаю» [7]. Эти маль­ха­ны он раз­де­ля­ет на «гни­ючие», при­меня­емые на ин­фи­циро­ван­ные ра­ны, и на «жи­вучие» – за­жив­ля­ющие ра­ны. При­чём ав­тор пред­ла­га­ет нес­коль­ко ком­би­наций и од­но­го, и дру­гого маль­ха­на, в за­виси­мос­ти от на­личия то­го или ино­го ком­по­нен­та.

Так пер­вый в ря­ду «моль­ха­ну гно­юче­го» сто­ит смесь мел­ко ис­толчён­ных от­ва­рен­ных вкру­тую ку­риных я­иц, «са­ла вет­чинно­го» (сви­ного), мас­ла де­ревян­но­го (олив­ко­вого) и оли­фы, взя­тых в ко­личес­твах, что­бы «бы­ло не жид­ко». Дру­гой маль­хан для ле­чения гной­ных ран сос­то­ит из «вет­чинно­го са­ла, сер­ки пих­то­вой, вос­ка, мас­ла ко­ровь­его по­ров­ну». Тре­тий сос­тав вклю­ча­ет в се­бя «са­ло коз­ло­вое», мас­ло де­ревян­ное, воск, ла­дан бе­лый и се­ру. Ком­по­нен­ты на­до взять по­ров­ну, спла­вить всё на мед­ленном ог­не и про­цедить че­рез плат. Ин­те­ресен так­же чет­вёртый ре­цепт ма­зи для ле­чения гной­ных ран – «смесь са­ла вет­чинно­го да смо­лы од­но­лет­ней за­гущен­ной до нуж­ной кон­систен­ции ржа­ной му­кой». Как вид­но ос­новны­ми ком­по­нен­та­ми этих маль­ха­нов яв­ля­ют­ся сви­ное или вет­чинное са­ло, де­ревян­ное мас­ло и се­ра. Эти ве­щес­тва спо­собс­тву­ют раз­мягче­нию ра­ны и от­торже­нию её гной­но­го со­дер­жи­мого. Чуть даль­ше ав­тор для ле­чения силь­но заг­но­ив­шей­ся ра­ны ре­комен­ду­ет: «А ко­торую ра­ну хо­щеш гно­ити и ты воз­ми я­ич­но­го жел­тка да му­ки пше­нич­ной да мас­ла ко­ровь­ево и сме­шай и сва­ляй и ис­пе­ки в том ле­пёш­ки и да к ра­не при­вивай» [1].

Что же ка­са­ет­ся «жи­вуче­го маль­ха­ну», то в ле­чеб­ни­ке пред­став­ле­ны семь ре­цеп­тов это­го сна­добья. Пять из них от­ли­ча­ют­ся тем, что на­рав­не с ра­нее ука­зан­ны­ми ком­по­нен­та­ми, та­кими как сер­ка ело­вая, са­ло вет­чинное, мас­ло ко­ноп­ля­ное, бе­лила се­реб­ря­ные, воск пче­линый и мёд, они со­дер­жат ко­ровье мас­ло. Се­год­ня мы зна­ем, что ко­ровье мас­ло (сли­воч­ное мас­ло) со­дер­жит ви­тамин А (ре­тинол), ко­торый и об­ла­да­ет ра­ноза­жив­ля­ющим дей­стви­ем, но в пос­ледней тре­ти XVII в. это­го не зна­ли, од­на­ко дли­тель­ные наб­лю­дения за ра­нами, об­ра­ботан­ны­ми ма­зями с ко­ровь­им мас­лом, под­ска­зали лю­дям, ка­ким по­лез­ным свой­ством об­ла­да­ет это мас­ло. Го­товить и при­менять эти маль­ха­ны на­до так: «всё то вмес­те сто­пи и про­цеди сквозь плат да сме­шай до­коле­ва зас­ты­нет да прик­ла­дыва­ти к ра­нам к стрель­ным или се­чёным или ко гнил­цом к ста­рым а бу­дет гною мно­го у ран ино по дваж­ды на день прик­ла­дыва­ти а бу­дет гною нем­но­го ино по оди­нова на день прик­ла­дыва­ти маль­хан» [1].

В ле­чеб­ни­ке упо­мина­ет­ся ещё нес­коль­ко, на наш взгляд, ин­те­рес­ных сме­сей, име­ющих осо­бые наз­ва­ния, при при­готов­ле­нии ко­торых при­меня­ют­ся ма­зи-маль­ха­ны. Это «зе­лие ще­пот­ное», при­меня­емое при щип­лю­щих ра­нах, и «зелье ло­мот­ное», ре­комен­ду­емое при ло­моте кос­тей. Как и в двух пре­дыду­щих слу­ча­ях, в ле­чеб­ни­ке пред­став­ле­но че­тыре раз­но­вид­ности ще­пот­но­го зе­лия. Ос­новным ком­по­нен­том это­го зелья яв­ля­ет­ся ртуть. Её ки­пятят в пе­чи в гор­шке вмес­те с нефтью, боб­ко­вым, ко­ровь­им и де­ревян­ным мас­ла­ми, вет­чинным са­лом, дёг­тем, а иног­да и «ка­лом ко­невым». А при­менять это зелье на­до до 5 дней или боль­ше при «ще­поте».

Для ле­чения «ло­мот­ной бо­лез­ни» ав­тор ре­комен­ду­ет взять «са­ла вет­чи­ного доб­ро­го ста­рого лет пя­ти или шес­ти и по­ложи в гор­ше­чик и рас­то­пи а рас­то­пя и про­цедив от­вес в его по три зо­лот­ни­ка мас­ла ко­ровь­ево, мас­ла боб­ко­вого, мас­ла де­ревян­но­го, да боб­ков здо­ровых да ки­нова­ри да на­шаты­рю да кан­фа­ры да рту­ти да квас­цов ан­дри­яку бу­сур­ма­ту да бе­лил ви­на доб­ро­го три чар­ки ук­су­су доб­ро­го и ма­зи на ло­моту». Для уси­ления дей­ствия опи­сан­ной ма­зи в дру­гих ре­цеп­тах ре­комен­ду­ет­ся до­бавить в неё «са­ла оку­нёво­го бе­лого» (мы пред­по­лага­ем, что име­ет­ся в ви­ду раз­но­вид­ность рыбь­его жи­ра), се­ры и «ку­поро­су».

Ана­лиз сос­та­вов мно­гоком­по­нен­тных ма­зей по­казал, что ос­но­ву боль­шинс­тва ма­зей-маль­ха­нов сос­тавля­ют сме­си рав­ных ко­личеств сви­ного са­ла, ко­ровь­ево­го, боб­ко­вого и де­ревян­но­го ма­сел. Для при­дания им вяз­ких свой­ств, поз­во­ля­ющих на­мазы­вать смесь на ра­ну или пла­ток, ис­поль­зо­вали му­ку зла­ков, от­ру­би, мёд.

Час­то при­готов­ленные маль­ха­ны ре­комен­ду­ет­ся на­носить не на ра­ны, а на плат­ки, ко­торые и на­до прик­ла­дывать к ра­нам, пред­ва­ритель­но очи­щен­ным от гноя. От­но­ситель­но этих плат­ков ав­тор де­ла­ет нес­коль­ко за­меча­ний. Так, он ука­зыва­ет, что «маль­ха­ны и вся­кое зе­лие как ста­неш прик­ла­дыва­ти на муж­ские плат­ки а не на жен­ские а на жен­ских плат­ках и ра­на дол­го не за­живит­ся». И да­лее: «А клас­ти маль­хан на плат на­мазы­вая а плат бы был по ра­не ни бол­ши ни мен­ши ра­ны толь­ко пла­ты бу­дут боль­ши ра­ны ино краи око­ло ра­ны пре­ють а на­мазав маль­ха­ну на плат при­пекаи у ог­ня (ра­зог­рей на ог­не, рас­плавь) ино ра­на ско­рее жи­вёт. А ко­торую ра­ну маль­ха­ном ле­чиши и ты вы­мыв­ши пи­вом или ква­сом а гнои вы­чищаи из ра­ны».

В ле­чеб­ни­ке пред­став­ле­ны ре­комен­да­ции по тех­ни­ке на­несе­ния ма­зей на раз­ные час­ти те­ла, а так­же све­дения о по­выше­нии эф­фектив­ности ма­зей с по­мощью ба­ни. Так, при «су­хой ще­поте и про­ломах – маж от про­ломов по сус­та­вам с пер­стов по за­пястью от за­пястья нак­рест от лок­ти на кло­бук и на те­мя и на за­уши­ны и на хол­ку и по­серед спи­ны по же­лобу и нож­ные хол­ки и ко­лена и бед­ра и у се­дала ма­зати все по кос­тям а тер­ти всё до­суха и в ба­не вол­ной а по­ложи­те боль­но­го на пол­ку на вер­хнем а чтоб не вспо­тел а бу­дет жар­ко ино на ниж­ний по­лок пе­рело­жи его чтоб ни жар­ко ни хо­лод­но бы­ло ему» [1].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.