Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 4. Отличается ли вечность от времени?




С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.     
      Возражение 1. Кажется, что вечность не отличается от времени. Ведь сразу две меры продолжительности не могут существовать одновременно, за исключением разве только того случая, когда одна из них является частью другой. К примеру, два дня или два часа не могут существовать одновременно, однако мы можем сказать, что день и час существуют одновременно, если будем рассматривать час как часть дня. Но вечность и время протекают одновременно, и при этом они суть некоторые меры продолжительности. Поскольку же вечность не может быть частью времени, ибо вечность превышает время и содержит его [в себе], то похоже на то, что время — это часть вечности, а потому по существу и не отличается от вечности.
      Возражение 2. Далее, согласно Философу, «теперь» времени одно и то же на протяжении всего времени165. Но, похоже, что природа вечности такова, что она (вечность) также целостна на всем пространстве времени. Следовательно, вечность и есть «теперь» времени. Но «теперь» времени не отличается от времени по субстанции. Таким образом, и вечность не отличается от времени по субстанции.
      Возражение 3. Далее, поскольку мера первого движения суть мера любого движения, как сказано в «Физике» IV, то похоже, что мера первого бытия суть мера любого бытия. Но вечность — это мера первого бытия, то есть бытия Божия. Следовательно, вечность — это мера каждого бытия. Но бытие преходящих вещей измеряется временем. Время, таким образом, или то же, что и вечность, или же — часть вечности.
Этому противоречит то, что вечность есть сразу вся полнота, тогда как у времени есть «до» и «после». Следовательно, время и вечность — это разные вещи.     
      Отвечаю: очевидно, что время и вечность — это не одно и то же. Иные полагают, что различие пролегает в том, что у вечности нет начала и конца, а у времени начало и конец — есть. Это различие, однако, имеет характер акцидентный, но никак не сущностный; ведь если мы предположим, что время всегда было и всегда будет (согласившись с теорией тех, которые полагают движение небес вечным), то [и в таком случае] различие между вечностью и временем сохранится, согласно Боэцию, в том, что вечность суть сразу вся полнота, чего никак нельзя сказать о времени: ведь вечность — это мера пребывания, а время — мера движения.
Если, однако, вышеупомянутое различие относится к измеряемым предметам, а не к мерам, оно все же имеет некоторую силу поскольку лишь то измеряется временем, что имеет во времени начало и конец. Таким образом, если бы движение небес не имело конца, время не было бы мерой всей его продолжительности (ибо бесконечное неизмеримо), но [оно] было бы мерой для каждого из его обращений, каковые [обращения] имеют во времени начало и конец.     
Допустим и еще один довод с точки зрения самих мер, если мы примем конец и начало как существующие в возможности; ведь даже предположив, что время бесконечно, все же возможно отметить в протекании времени начало и конец, приняв к рассмотрению его части: так, например, мы говорим о начале и конце дня или года; к вечности же такой подход неприменим. Но все же все эти дефиниции суть следствия дефиниций сущностных и первичных, а именно: что вечность есть сразу вся полнота, время же — не таково.     
      Ответ на возражение 1. Этот аргумент имел бы силу, если бы время и вечность были мерами одного и того же; но это совсем не так, что становится очевидным при исследовании вещей, мерами которых выступают время и вечность.
      Ответ на возражение 2. «Теперь» времени одно и то же на протяжении всего времени по отношению к своему субъекту, но оно различно в смысле аспектов [бытия]. Ведь время следует за движением, а его «теперь» следует за движущимся; движущееся же суть один и тот же субъект на протяжении всего времени, но изменяется в смысле аспекта [места], поскольку каждый раз находится все в ином и в ином месте; и в этом-то изменении и состоит движение. Подобным образом и чередование «теперь» есть изменение в смысле аспекта времени. Но вечность пребывает неизменной как по субъекту, так и по аспектам; следовательно, вечность отнюдь не то же, что «теперь» времени.
      Ответ на возражение 3. Как вечность — это мера пребывания, так время — это мера движения; таким образом, в какой мере сущее отдаляется от пребывания в бытии и подвергается изменениям, в такой оно отдаляется и от вечности и подчиняется времени. Следовательно, бытие преходящих вещей, будучи изменчивым, измеряется не вечностью, а временем; ведь время измеряет не только актуально изменяющиеся вещи, но также и вещи, способные к изменению; поэтому оно измеряет не только движение, но также и покой того, что по природе изменчиво, хотя актуально может быть и неподвижным.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.