Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкурс капитанов!




Главная роль.
Итак, речь пойдет о капитане и капитанском конкурсе. Почему роль “главная” - вполне понятно: на человека, ее исполняющего, так или иначе, взваливается ответственность за целый конкурс. И этот конкурс, в конце концов, может повлиять на результат всей игры. Именно этот конкурс является самым сложным, причем не только для исполнителя “главной роли”. Готовиться к нему, как и к любому другому конкурсу, должна вся команда, - иначе успеха не видать.
Принято считать, что самое сложное в КВНе – это разминка, но это, очевидно, потому, что капитанский конкурс в последние годы случается далеко не в каждой игре. Однако сути это не меняет, поскольку экспромтные ответы на вопросы, как правило, входят в капитанский конкурс лишь как составная часть, причем условия, в которых это происходит, здесь гораздо более “бесчеловечны”, чем в самой разминке.
Почему мы определили капитана как “главную роль”, а не “главную должность”? С одной стороны, капитан должен обладать таким набором качеств (сценичность, обаятельность, авторские наклонности, умение импровизировать, крепкие нервы), который неизбежно сделает его одним из лидеров команды. Но с другой стороны, если капитан окажется “и швец, и жнец, и на дуде игрец” - и автор, и актер, и постановщик, то ему элементарно может не хватить сил, и он может проиграть сопернику чисто “физиологически”. Правда, во многих командах, особенно достаточно малочисленных по составу, капитанский конкурс взваливается на лидера, потому что просто нет альтернативы. Но в этом случае в последние дни перед игрой капитан обязательно должен переложить часть своих функций на коллег.
Увы, сколько раз приходилось видеть блестящих капитанов, настолько вымотанных перед игрой, что в глазах у них на сцене можно было прочесть только одно желание – “чтобы все это поскорее закончилось”!
В общем, тактически правильная формулировка звучит так: “главную роль” может, конечно, играть тот, кто занимает “главную должность”, но это вовсе не обязательно и даже не всегда желательно. К тому же, за последнее десятилетие критерии отбора на роль капитана здорово изменились, поскольку поменялся и сам капитанский конкурс.
Старшему из авторов этого учебника еще довелось играть капитанские конкурсы в концепции, по сути, 60-ых годов. Это были довольно изнурительные и для игроков, и для зрителей – битвы, состоящие из нескольких частей, которые подразумевали и написание экспромтного текста, и “капитанскую разминку”, и еще все что угодно, в зависимости от фантазии организаторов. На сцене это удовольствие продолжалось обычно минут тридцать, потом начинало нещадно кроиться в телевизионном эфире. Но в той концепции был один неоспоримый плюс: она совершенно однозначно определяла критерий отбора в капитаны - это должен был быть в первую очередь “автор-импровизатор”, желательно, конечно, обладающий сценическим обаянием. Но в первую очередь – автор! Вот почему на сцену в ту пору чаще всего выходили высоколобые умницы, эдакие тренеры, “Знайки - очкарики”, не выходящие, как правило, на сцену в домашних игровых конкурсах.
Был и второй плюс: условия капитанского конкурса задавались таким образом, чтобы его участники могли блеснуть относительно неплохо продуманными остроумными текстами. Скажем, на вопрос можно было, как и в разминке, думать 30 секунд. То есть соображать, конечно, нужно было быстро, но – можно было соображать!
В нынешнем капитанском соображать практически некогда. В нем можно только или “общаться в настроении” или “палить резину”. Как же капитанский конкурс «дошел до жизни такой»? Напомним, что “КВН – зеркало нашей жизни”. Меняется жизнь, меняется и изображение в этом “зеркале”. Всё вокруг стало намного динамичнее. И телевидение в этом деле не отстает, а чаще даже обгоняет саму жизнь. В результате КВН вынужден «разгоняться», чтобы не оказаться в хвосте. А темп этого самого телевизионного зрелища возрастает с такой немыслимой скоростью, что музыкальные номера даже двухлетней давности кажутся уже слишком медленными, а, используя в телепередаче фрагменты старых КВНов, приходится вдвое сокращать аплодисменты, чтобы зритель не уснул перед экраном. Понятно, что в такой ситуации старый добрый “капитанский” выжить не мог.
К середине 90-ых годов классическая современная схема капитанского конкурса практически сформировалась путем отсечения наименее темповых частей. Осталось только “сообщение”, плюс ответы на несколько вопросов соперника по заданной теме. Уже не давалось на ответ никаких 30 секунд. Отвечать надо было сразу, и весьма толковые капитаны все чаще начали пороть полную чушь… Надо было что-то делать. А когда очень надо, решение обязательно рано или поздно приходит.
Летом 1996 года до нас доперло! А что, если это будет не “текст, который читают”, а “монолог, который играют”? Конечно, мы прекрасно знали об опасности монологов в КВНе, но, если капитан находится на сцене один, то чего от него еще можно ждать? И значит, капитан должен стать не автором, умеющим держаться на сцене, а актером, умеющим импровизировать “в предполагаемых обстоятельствах”! Или соответствующий человек должен стать капитаном.
Мы радостно принялись внедрять нашу теорию в умы КВНщиков. Однако капитаны упирались всеми четырьмя лапами, не понимая, а, следовательно, и боясь нового ощущения, с которым они должны были выйти на сцену. “Верность” старой схеме авторского капитанского продолжалась еще полгода. И, наконец, на финале КВН-96 – свершилось! На сцену вышли не Леонид Купридо (БГУ) и Шабан Муслимов (“Махачкалинские бродяги”), а “хронический неудачник”, собравшийся поделиться своей нелегкой жизнью, и великолепный горец в бурке, с кинжалом и рогом, наполненным вином. И, - о, счастье! – зал аплодировал после каждой репризы, как на хорошем приветствии. И капитанский конкурс был спасен!
Другое дело, что от этого он не перестал быть самым сложным конкурсом игры. Просто капитан-игрок победил капитана-тренера. И потому, не вдаваясь в подробности старого “авторского” конкурса, мы и попробуем изложить теоретические основы этой самой современной концепции.

Итак, первая часть капитанского конкурса – эстрадный монолог. Это – базовый жанр со всеми атрибутами, ему присущими: тема, образ, от лица которого он произносится, сюжет, композиция, развитие и т.д. Но капитанский монолог – жанр КВНовский, и поэтому должен состоять из полноценных реприз. Теперь о нюансах.
Прежде всего, не стоит увлекаться сюжетом и ситуацией. Чем сложнее вы все это закрутите, тем дольше вам придется из всего этого выпутываться, и, следовательно, тем меньше времени останется на чистые репризы. К тому же, сильный сюжет потащит вас за собой и заставит или писать исключительно контекстные репризы, что, как мы знаем, неимоверно сложно, или привязывать каждую репризу таким нелепым и утомительным образом, что она, бедная, скорее всего, скончается в муках под бременем словесной шелухи. По сути, подход к компоновке капитанского монолога должен быть тот же, что и в приветствии.
Капитанский монолог должен быть жестко выверен по времени! Детское желание как можно дольше привлекать на сцене внимание публики к собственной команде чревато в любом конкурсе, но в капитанском - оно влечет непосредственно к катастрофе! Каждый раз, когда в телепередаче вам не совсем понятны бывают оценки за капитанский, - причина почти наверняка именно в этом. Заботливо подрезанный редакторами эфирный вариант (причем, как правило, именно таким образом, как и советовалось до игры) может запросто выиграть у соперника, хотя в зале бесконечная тирада воспринималась просто мучительно, и вполне справедливо натолкнулась на карающую десницу жюри. (Яркий пример – полуфинал 2000 года, в котором капитан сборной Челябинска и Магнитогорска пребывал на игре в состоянии “диалога со своим внутренним голосом” 11 минут! Самое страшное, что уже до игры избыточность выступления была очевидна, но “внутренний голос” записанный на мини-диск редактированию уже не подлежал. А жаль…)
А теперь вспомним об “опасности монолога в КВНе” и о том, что никуда она не девается и в капитанском конкурсе. Реально даже очень хороший КВНовский актер может удержать зал монологом в течение 3-4 минут, то есть 7-12 реприз. И сколь бы выдающимися не казались вам лишние шутки, отданные капитану, они попросту будут загублены! Как говорят сами КВНщики - “спалены бесплатно”. Между тем эти самые лишние шутки запросто могли пригодиться, скажем, в разминке, или просто в светлом КВНовском будущем.
А ведь для капитанского конкурса необходимо отобрать действительно самые лучшие, самые “дорогие” репризы, которых, как известно, никогда не бывает слишком много! Прерогатива капитанских реприз перешибает прерогативу разминки. Все-таки, там есть надежда на коллективный разум. Надежда же на разум во время капитанского конкурса вообще проблематична, потому что, если капитан – не дурак (и тогда все проблемы сами собой отпадают) и если он не устал перед игрой настолько, что ему уже просто все равно, то он обязан испытывать ту степень ужаса, которая с применением разума абсолютно несовместима. Поэтому, честно говоря, капитанский конкурс играется не “второй сигнальной системой”, а “первой” - то есть почти исключительно инстинктами.
Поверьте, всё сказанное – гораздо более правда, чем кажется на первый взгляд! И если эту правду принять, то станет многое понятно в предлагаемой нами системе подготовки капитана к своему сольному выходу.
Во-первых, сам монолог должен быть назубок отрепетирован, причем не самим исполнителем в темном углу, а поставлен на сцене командным режиссером, как и любой другой домашний конкурс! Но даже и в этом случае, особенно, если за капитаном водится грешок забывания текста, полезно придумать некое приспособление, позволяющее, в случае чего, заглянуть в текст. (Скажем, ничего не будет страшного, если он, сославшись на волнение, заглянет в собственный дневник или в “статью в центральной прессе, которая как раз в связи с этим была опубликована”.) Чаще всего в полном тексте необходимости и не бывает. Забыться может порядок реприз, и вот именно этот порядок можно записать на маленькой шпаргалке, поместив его где угодно – хоть на манжете, воспользовавшись старым аристократическим приемом. Считается, что время “чтения конкурса по бумажке” прошло. Но на самом деле, можно и по бумажке, главное, чтобы не «уткнувшись в нее».
Второе! Экспромтная часть конкурса должна быть как следует “прорезинена”. Только это не означает, что у капитана должны быть три универсальных ответа – ухода, которые он выпалит в любом случае. “Резинки” должны придумываться под конкретные возможные ходы соперника и утверждены на тренировках.
Капитан должен быть “натаскан” на экспромт, как команда – на разминку. Для этого несколько дней перед игрой необходимо, также как играются тренировочные разминки, играть тренировочный капитанский. Несколько человек садятся перед капитаном и начинают закидывать его вопросами. При этом, разумеется, можно и нужно не только выслушивать капитана, но и коллективно предлагать ему свои варианты ответов на подобные вопросы. Отдельно тренируется привязка заготовленных “резинок”.
Теперь о специальных ходах. Что касается монолога, то здесь фантазия может быть безграничной, как и в любом другом конкурсе. Достаточно вспомнить блестящий монолог Владимира Дуды (КВН НГУ), общавшегося в роли Паниковского непосредственно с членами жюри, “нарушившими конвенцию”. А если при этом еще и соригинальничать в экспромтной части капитанского? Идея здесь может быть та же, что и в разминке: нанизать три своих вопроса на единый прием. Скажем, еще в полуфинале 1992 года капитан ЕрМИ Рафаэль Минасбекян предложил капитану ХАИ Андрею Чивурину вопросы с тремя вариантами ответов. И выиграл! И надо сказать, что в дальнейшем такая “ходовая” система не раз приводила к успеху и капитана ХАИ (например, в суперфинале-96 или в Австралии-98).
Другое дело, что, как и в разминке, здесь всегда есть опасность, что на ваш ход будет оперативно найден “противоход”, и тогда вы начнете, по сути, играть на соперника. Но, во-первых, в стрессовой ситуации капитанского конкурса сориентироваться вовремя бывает еще сложнее, чем на разминке. А во-вторых, на этот случай необходимо иметь “противопротивоход”, то есть запасной третий вопрос, нарушающий заданный вами же прием. Словом, если Вами найден удачный ход, ставящий соперника в тупик, начинает работать народный принцип “Против лома нет приёма! ” Хотя… если соперник тоже не лыком шит, то после конкурса он может сделать резонную добавку: “Окромя другого лома! ”
И еще несколько слов о поведении на самом капитанском конкурсе. Хоть и говорят, что наглость – второе счастье, будьте осторожны, постарайтесь загнать свою наглость в рамки банальной корректности. Часто “наезды” на соперника начинают работать против Вас, как в глазах болельщиков, так и в печальных глазах жюри. Даже Ваши комментарии по поводу ответов соперника могут быть лишними. Во всем надо знать меру. Исключение может составить разве что Ваша ослепительная улыбка. Не зря ведь поется в известной песне: “Капитаны, капитаны, мы соперника берем улыбкой в плен! ”

ДЗ!


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.