Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм речи

Речь своей физиологической основой имеет деятельность слухового и двигательного анализа­торов. В коре мозга замыкаются временные связи между раз­личными раздражениями со стороны внешнего мира и движе­ниями голосовых связок, гортани, языка и других органов, ре­гулирующих произнесение слов. Речь функционирует на основе второй сигнальной системы. Слово, по словам И. П. Павлова, это «сигнал сигналов». Слова, сигнализируя сигналы первой сигнальной системы, всевозможные впечатления, существую­щие в виде образов мира, могут вызывать те же действия, что и непосредственные раздражители. Слова и их сочетания всег­да представляют собой результат отвлечения и обобщения, переработки в мозгу сигналов первой сигнальной системы.

Сложный процесс вербального общения основывается на дей­ствии последовательного включения обеспечивающих его ме­ханизмов.

Первым этапом является программирование речи — построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается инфор­мация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная.

Второй этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих.

Наконец осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, развертыва­ется процесс «говорения», в ходе которого коммуникатор ко­дирует информацию, подлежащую передаче. В процессе слу­шания собеседник декодирует полученную ин­формацию, что, в свою очередь, представляет собой поэтап­ный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание того, что хотел сказать коммуника­тор. Правильность понимания слушающим того, что ему бы­ло сообщено, становится для коммуникатора очевидной, лишь когда слушатель сам превращается в коммуникатора (смена ролей) и своим высказыванием дает знать, что он принял и понял сообщенное. В диалогическом общении коммуникативные роли попеременно меняются, в результате чего постепенно складывается взаимопонимание, оказывается возможным согласование действий и поведения общающихся, без чего было бы невозможно достичь результата в совместной деятельности.

Функционирование процессов кодирования и декодирования речевых высказываний оказывается, возможным при сохраннос­ти мозговых центров и систем, обеспечивающих успешность вербального общения. Если имеют место нарушения в работе этих систем, у человека возникают различные расстройства речи — афазии. В одних случаях оказывается невозможным по­строение фразы, но понимание речи сохраняется, в других — нарушается членораздельность речи, хотя слова больной подбирает правильно, в третьих — утрачи­вается возможность восприятия речевого высказывания при со­хранении возможности высказаться и т. д.



Таким образом, физиологической основой речи является не столь­ко деятельность изолированных участков мозга («центров ре­чи»), сколько сложная организация деятельности мозга как единого целого.

Таким образом речь – это сложный психофизиологический процесс, благодаря которому человек развивается и взаимодействует с миром.

В то же время – это система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, что и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю слово «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова часто преломляется для человека через призму его собственного опыта и образует уже свой личностный, субъективный смысл – поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.

Речь является одним из средств общения между людьми наряду с интонацией (эмоциональная выразительность речи способна придавать разный смысл одной и той же фразе); мимикой, позой, взглядом (которые могут усиливать, дополнять и опровергать смысл фразы); жестами и расстоянием, на котором общаются собеседники.

 

Литература:

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.-1982.

2. Общая психология. Под ред. Петровского А.В. М.- 1986.

3. Психология. Словарь под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М. – 1990.

4. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. М.- 1986.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Элементы правильного ответа. 1. В каждом отделе пищеварительной системы существует определенная кислотность и температура среды, в которых соответствующие ферменты работают наиболее | Человек упал

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.004 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал