Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Племенные союзы саков(7-4 вв. до н.э.). Полит.ист. Общественный строй






В I тысячелетии до н. э. преемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки. Это время в истории древнего Казахстана совпало с эпохой открытия и широкого использования железа (VIII-VII вв. до н. э.). Сакские племена делились на три группы и расселялись по всей территории Казахстана:

Ø Саки-тиграхауды (саки, носящие высокие остроконечные шапки) жили в Южном Казахстане и Жетысу;

Ø Саки-хамаварги (саки, изготовлявшие напиток хаума) жили по берегам рек Амударьи и Мургаб;

Ø Саки-парадараи (саки, живущие за морем) жили на северо-восточном побережье Аральского моря и на землях Центрального Казахстана.

В письменных источниках саки встречаются под разными названиями. Древнегреческий историк Геродот называл саков «азиатскими скифами», древние персы — «могучими мужами», а в «Авесте» они именовались — «туры с быстрыми конями». Саки вели оседло-кочевой образ жизни. Основной вид хозяйства — скотоводство, имевшее множество вариантов: кочевое, полукочевое, оседлое. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот. Развивалось скотоводство в сочетании с земле­делием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. Высокого уровня достигли ремесла: металлургия, гончарное дело, ювелирное искусство, резьба по дереву и кости, об­работка камня. В I тысячелетии до н. э. В Евразии между странами Запада и Востока, Средиземноморьем и Китаем шла достаточно оживленная торговля. Саки име­ли торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока. Существовали отдельные участки Великого шелкового пути: «Лазуритовый путь» — из Памира в Иран и Месопотамию; «Нефритовый путь» — из Кашгарии в Китай; «Степной путь» (середина I тысячелетия до н. э.) — от реки Хуанхэ, через степи Казахстана и При­черноморья, в земли греков и этруссков.

В VII-IV вв. до н. э. Сакские племена объединяются в племенные союзы. Во главе племенного союза стоит царь, избираемый военным советом вождей племени. В сакском обществе царь считался любимцем бога, связующим звеном между небом и землей. Племенами управляли военные вожди, избираемые всем племенем. Сакское общество было равноправным: мужчины и женщины обладали равными правами. Например, женщины имели право воевать наравне с мужчинами, или царс­твовать как сакские царицы Томирис и Зарина. Саки делились на три общественные группы, каждая имела свой традиционный цвет: воины — красный, Жрецы — бе­лый, общинники (скотоводы и земледельцы) — желтый и синий.

На протяжении своей истории саки вели многочисленные войны. В VI в. до н. э. против них выступил царь ахеминидов Кир. Его армия была разгромлена войсками са­ков во главе с царицей массагетов Томирис. В 519–518 гг. до н. э. против саков-тиграхаудов воевал персидский царь Дарий I. В этой войне совершил подвиг сакский пастух Ширак. На стороне персов саки принимали участие в греко-персидских войнах: в войне с мидийским царем Крезом, в 490 г. до н. э. в Марафонской битве, в 480 г. до н. э. в битве при Фермопилах и в Египте. В 330–327 гг. до н. э. поход против саков предпринял Александр Македонский. По его приказу на Сырдарье был пост­роен опорный пункт — город Александрия Эсхата, разрушенный впоследствии саками. С такими странами как Хорезм, Бактрия, Ассирия, Индия, Китай саки поддержи­вали мирные торговые отношения.

Саки поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грому и пр. По их представлениям боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, кабан свя­зывался с громом, конь с солнцем и огнем. А у саков Семиречья существовали «храмы огня», где совершались обряды, связанные с культом огня. С VII в. до н. э. у на­селения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья возник в искусстве «звериный стиль» — изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные изделия, оружие, одежду, конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Примером могут служить одежда и головной убор «Золотого че­ловека» из Иссыкского кургана (1969–1970 гг.), выполненные в «зверином стиле». Саки принадлежали к европеоидной расе, говорили на восточно-иранском языке, на развитие их культуры оказала большое влияние культура ахеменидского Ирана. рким представителем сакской духовной культуры является мыслитель и фи­лософ Анахарсис, живший в VI в. до н. э.

Эпоха саков показывает, что Великая степь представляла собой самостоятельный очаг цивилизации, отличавшийся этнокультурной подвижностью и способностью к адаптации.

 

5. Государство усуней и канглов (конгюи)

В конце I тысячелетия до н. э. на территории Казахстана новые племенные союзы, пришедшие на смену сакам. В III в. до н. э. — IV в. н. э. здесь складываются ранне­государственные объединения усуней — в районе Семиречья; канглов — в среднем течении Сырдарьи; хунну — в северо-западном и центральном Казахстане.

В 160 г. до н. э. племена усуней заняли в Семиречье земли саков-тиграхаудов. Усуни говорили на древнетюркском языке и пришли из Центральной Азии во II в. до н. э. Они расселились от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке; от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-куля на юге. Письменные источники и архе­ологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности. На берегу Иссык-Куля находилась столица их государства — город Чигучен (Кызыл Ангар). Говорили усуни на древнетюркском языке.

Письменные сведения об усунях оставил древнекитайский историк Сыма-Цянь. По его сведениям: «Численность населения усуней достигала — 630 тысяч человек или 120 тысяч дворов. Количество воинов достигало в военное время — 180 тысяч, а в мирное время — 30 тысяч человек». Усуни вели упорные войны за пастбища и торговые пути с канглами и хунну. С Китаем имели широкие дипломатические и родственные отношения — женились на китайских принцессах. Тип хозяйства усуней — скотоводческо-земледельческий, хотя китайские источники характеризовали их как кочевников. Разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В ста­де преобладали — лошади и овцы. Расстояние между зимовками было небольшим (30–100 км) и позволяло усуням долгое время оставаться на одном месте. На мес­тах зимовок и летовок они строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки.

Усуни разрабатывали месторождения свинца, меди, олова, золота. Из железа изготовляли серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и бла­городных металлов делали бусы, серьги и украшения для одежды. В большом количестве изготавливали керамическую посуду: чаши, миски, котлы, кувшины. Усуни умели ткать, прясть, обрабатывать шкуры, занимались резьбой по камню и кости.

Усуньское общество было неоднородным. Во главе государства стоял верховный предводитель — гуньмо. (что значило «князь над князьями»); племенная и родовая знать — беки. Частная собственность на скот и землю способствовала социальному неравенству. Общество состояло из богатых людей (вождей, дружинников, жре­цов) и рядовых скотоводов и земледельцев. Социальное неравенство хорошо прослеживается на археологических материалах — могильных курганах. Ярким памят­ником ювелирного искусства усуней является диадема с изображением модели Вселенной, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы на высоте 2300 м. Крылатые кони, изображенные на Каргалинской диадеме символизировали солнце.

На юге Казахстана, в предгорьях Каратау и среднего течения Сырдарьи, в III в. до н. э. сформировалось объединение канглов. Столица — Битянь располагалась близ Туркестана. Первые сведения о канглах встречаются в китайских источниках, которые относятся ко II в до н. э. Согласно источникам, численность населения канг­лов достигала 600 тысяч человек или 120 тысяч дворов. Канглы поддерживали политические, экономические и культурные связи с Китаем, Парфией, Римом, Закав­казьем. Постоянные войны вели с соседними племенами усуней и хунну. Подчинили себе Бухару, Хорезм и некоторые другие области Средней Азии, контролировали отдельные участки Великого Шелкового пути.

Канглы занимались скотоводством и поливным земледелием. Разводили лошадей, овец, коров и верблюдов. Выращивали злаковые культуры. Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обожженных огнем овинах, а также в глиняных горшках, хумах. Большую роль играли охота, рыболовство, собирательство плодов ди­корастущих деревьев, заготовка горного лука и чеснока. Канглы умели плавить железо, изготавливали из него орудия труда и оружие. Из глины делали разнооб­разную посуду. Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводства и зерно. Это привело к развитию внешней торговли. В государстве встре­чались китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, разные камни из Ирана.

Верховный правитель канглов — хан. В управлении государством он опирался на помощников — визирей. Власть передавалась от отца к сыну — соблюдался принцип наследования. В обществе существовало имущественное неравенство. В руках знати сосредоточивалось огромное богатство и плодородные пастбища. Войны прев­ратились в средство обогащения, пленных обращали в рабство. В религиозных верованиях у канглов были распространены культ природы и культ предков. Небес­ные светила служили основой летосчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды. Самый крупный район археологических памятников канглов — Отрарский оазис с городским поселением Кокмардан.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.