Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение рисованию детей с ДЦП

Большинство детей с ДЦП не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями (с гиперкинетической формой ДЦП), даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, проводят линии за пределы листа бумаги.

Большие трудности испытывают дети при проведении прямых, вертикальных, горизонтальных линий, особенно дети, которые вследствие поражения правой руки, начинают рисовать левой (правосторонний гемипарез). Такие больные часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, а асимметричные фигуры изображают повернутыми в противоположную сторону.

Особенностью деятельности детей с церебральными параличами является разбросанность изображения по пространству листа - части предметов не соединены между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании фигуры человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза, рот - вне овала, изображающего лицо).

В связи с имеющимися у больных детей нарушениями схемы тела, изображение фигуры человека у них вызвает трудности - недорисованными оказываются некоторые части тела, иногда наиболее пораженные конечности, части лица неправильно соотнесены между собой.

Дети недостаточно четко воспринимают форму предметов, путают близкие формы: круг и овал, ромб и квадрат и т.д. В их рисунках имеет место упрощение и искажение формы изображаемых предметов. Это свидетельствует о недостаточном зрительном восприятии у данной категории детей.

Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражается неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, при срисовывании выполняли рисунки в зеркальном изображении.

Больные дети испытывают трудности при передаче величины предметов - чаще они рисовали все предметы сильно уменьшенными. Дети же с гиперкинетической формой ДЦП из-за непроизвольных навязчивых движений наоборот сильно увеличивают изображения.

В своих рисунках дети обычно используют только четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), не выделяя характерных для данных предметов оттенков. Они с трудом даже различают и называют оттеночные цвета в силу недостаточно дифференцированного цветового восприятия.

В силу специфичности изображений дети обследованной группы не могут выразить в своих рисунках все элементы задуманного ими сюжета.

Подготовительный этап.

Цель этого этапа - сформировать моторную и психологическую базу для овладения рисованием. На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об окружающем, воспитывать интерес к изобразительной деятельности, обучить ребенка адекватной позе во время рисования, развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, стереогноз, сформировать правильный захват и удержание карандаша и кисти, познакомить с плоскостью листа, усвоить простейшие технические приемы изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т.д.).

Для поддержания у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: (предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, лепка, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета…)

Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика.

Для снижения тонуса мышц могут используются приемы Фелпса, основанные на принципах Шерингтона. Согласно этой методике, специалист производит максимальное сгибание и пронацию кисти и пальцев перед тем, как проводить работу по становлении экстензии кисти и разгибанию пальцев, аналогично приведение плеча перед его отведением (Н.А.Семенова, 1991). Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут проводить упражнения на расслабление самостоятельно, по инструкции дефектолога, а затем и родителей.

Основной этап.

При переходе к основному этапу - формированию графических навыков у детей с ДЦП - так же, как и при обучении нормально развивающихся дошкольников, необходимо ознакомить их с материалами для рисования. Это прежде всего бумага. Детям следует знать свойства бумаги, ее податливость и то, как она может преобразовываться в различные предметы, становиться пространством для тех или иных действий. Все эти свойства нужно продемонстрировать и вовлечь детей в активное взаимодействие при изготовлении, например, бумажных флажков или других поделок.

По отношению к задаче по формированию графических навыков эти занятия условно можно разделить на несколько групп.

Занятия, направленные на совершенствование ориентировки в плоскости листа бумаги.

Занятия, направленные на обучение проведения прямых линий (вертикальных и горизонтальных).

Занятия, направленные на обучение рисования геометрических фигур.

Занятия, направленные на совершенствование и автоматизацию рисовальных движений.

Затем дети должны понять, где находится середина листа бумага, его нижний и верхний края, его левая и правая стороны.

В комплексе предложенных нами занятий есть несколько, направленных на освоение плоскости листа бумаги.

На этих занятиях дети должны научиться свободно ориентироваться в таких понятиях, как «верх», «низ», «верх листа», «низ листа», «середина», «лево», «право» и т. д.

Как и другие дети, находящиеся в состоянии эмоциональной депривации, дети с ДЦП мало используют цвет в своем рисовании.

В связи с этим активное включение цвета при формировании изобразительной деятельности у этой категории детей также выступает, как одна из основных задач. Кроме того, яркие, насыщенные цвета создают хорошую мотивационную основу для занятий рисованием.

Воспитатель должен постоянно обращать внимание детей на то, как красиво голубое небо, какие красивые шары - красные, синие, желтые, какие яркие цветы на лугу, какое нарядное платье и т. д.

Среди заданий, направленных непосредственно на формирование графических навыков - задание на формирование навыков проведения вертикальных и горизонтальных линий, так как линия является одним из основных элементов графического языка. С помощью линии передаются многие характеристики окружающего нас предметного мира, она определяет пространственное расположение предметов; она же является прообразом строки.

На следующих занятиях закрепляется понятие о вертикальной линии. Дети рисуют в рабочих тетрадях, в них имеются рисунки, которые нуждаются в завершении. Например, в верхней части листа бумаги нарисованы облака; из одного облака «идет дождь», струи «проливаются до земли» - до нижнего края листа. «Струи дождя» нужно продолжить. Или нарисованы цветы, у которых не хватает стеблей - их нужно нарисовать, или картинка, на которой группа детей стоит с поднятыми вверх правыми руками, а над ними - флажки без палочек, шары улетают без веревочек - их нужно дать в руки детям и т. д.

Рисование карандашом позволяет точнее отработать навык проведения вертикальной линии, так как предполагает большее усилие и точность при проведении.

Проведение горизонтальных прямых линий ставит перед ребенком задание более сложные и с точки зрения пространственной ориентации.

Начать освоение проведения горизонтальной линии можно с проведения линии краской, но можно этот этап опустить и рисовать карандашом. Основная задача при проведении горизонтальной линии - сохранение параллельного направления линии. Эта линия может представлять собой в игровой ситуации какой-либо путь. Синяя линия - может означать путь самолета в небе или лодки на воде. Черная, серая, коричневая - линия-дорога.

На листе бумаги слева нарисованы самолеты - красный, под ним - синий, под ним - желтый. Какой самолет точнее и быстрее прилетит в город А, Б и т. д.? Можно устроить соревнование. Вера ведет красный самолет, Миша - синий, Катя - желтый, кто точнее? Кто быстрее? Продолжить и закрепить навыки проведения горизонтальных линий следует многократными упражнениями в рабочих тетрадях для рисования, где с этой целью обозначены «движущиеся предметы» и намечены «пункты их прибытия». В выполнении этих заданий главный смысл заключается в проведении линии слева направо и сохранении направления. Однако многим детям, затрудняющимся довести линию от начала альбомного листа до конца, следует сделать более короткие «маршруты», а затем «остановиться по пути следования» с тем, чтобы, ориентируясь на более коротких отрезках, все-таки удержать направление линии.

Как итоговое задание по закреплению понятия о вертикальных и горизонтальных линиях, мы предлагаем сделать аппликацию «Коврик» или «Салфетка».

Аппликация изготавливается из готовых форм - полосок около 10 мм ширины, красных и синих.

Для наклеивания синих полос намечаются на квадратном листе бумаги синие точки на верхнем и нижнем краях листа. Соединяются синей полоской синие точки, а затем красные точки - красными полосками. Получим «клетчатую салфетку» для кукол или в подарок маме. В рабочих тетрадях это задание следует выполнить двумя карандашами - красным и синим. Чтобы было интереснее, сочетания карандашей можно варьировать.

На занятиях лепкой дети лепили «пирожок» и украшали его «решеткой» из длинных «колбасок».

Закрепив у детей понятия о горизонтальных и вертикальных линиях, надо уделить особое внимание тому, что многим детям и со спастической диплегией, и с гемипаретической формой ДЦП с большим трудом удается соединить между собой точки как близлежащие, так и удаленные друг от друга. Для коррекции этих нарушений, связанных с нарушением пространственного восприятия, следует выполнять как можно больше упражнений на соединение разноудаленных точек. Начинать нужно с более простых заданий: точки должны располагаться на расстоянии 2-3 сантиметров друг от друга, а затем постепенно увеличивать и расстояния, и количество точек на листе. Точки, которые следует соединять, можно обозначать одним цветом (соедини красные точки, соедини синие и т. д.). Затем нужно порисовать «лесенки», «заборчики», «елочки».

При рисовании «елочек» с параллельным расположением «веточек» ставится задача соблюсти размер и симметричность элементов. Задания такого рода включаются для рисования в рабочей тетради. На первом этапе обучения соизмерять свои движения с необходимым размером при рисовании применяются ориентиры в виде точек.

Ознакомление с геометрическими фигурами, вернее - со способами их изображения, также можно начинать, попарно соединяя точки, образующие верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем - левую и правую стороны. Точно так же, соединяя точки, можно построить и треугольник и окружность.

Однако изображение геометрических фигур остается для детей с нарушением восприятия формы довольно трудным заданием. Как один из методов обучения изображению геометрических фигур мы предложили рисование с применение трафарета.

Исходя из опыта практических занятий, размеры диаметров или сторон фигур трафарета не должен превышать 3 - 4 см. Квадраты или равносторонние треугольники и т. д. - наиболее удобны для восприятия ребенком дошкольного возраста формы трафарета. Рисование с применением трафарета имеет несколько последовательных этапов, соблюдение которых практически исключает привыкание ребенка к более простому способу рисования по трафарету. Использование трафарета в обучении графическим навыкам детей с двигательными расстройствами позволяет ребенку воспринять правильное движение руки, необходимое для рисования той или иной формы и запоминания этого движения. Прежде чем трафарет будет зафиксирован в верхнем левом углу листа бумаги ребенок самостоятельно или пассивно обводит пальцем контур каждой фигуры, проделывая это действие неоднократно, затем он обводит контур с карандашом в руке.

После закрепления трафарета на листе бумаги взрослый рукой ребенка карандашом обводит контур фигуры, стараясь как можно теснее прижать карандаш к контуру трафарета, чтобы у ребенка возникло ощущение движения. Это действие также производится несколько раз. Затем ребенок должен был самостоятельно многократно обвести фигуру по контуру трафарета, все убыстряя движение и перенося карандаш для рисования на свободное поле листа бумаги, периодически возобновляя рисование по трафарету.

Следующим этапом являлось рисование фигуры без трафарета, а затем - рисование предметов, имеющих форму данной фигуры.

Для закрепления в памяти данной геометрической фигуры завершающим этапом является аппликация этой фигуры из контрастных по цвету готовых форм, например, красное солнце на синем небе, желтый круг на зеленом фоне и т. д.

Начать обучение рисованию геометрических фигур надо с окружности, а затем, по тем же этапам, научиться рисовать квадрат, треугольник и другие фигуры.

Для того, чтобы ребенок мог лучше дифференцировать геометрические фигуры, нужно совмещать их при рисовании каких-либо предметов. Например, квадрат и треугольник используются при рисовании или аппликации «дома».

С целью запоминания и дифференциации геометрических фигур, а затем и более сложных форм, полезно складывать различные предметы и даже картинки

из подвижной аппликации, поиграть с детьми в геометрическое лото, «найди такие же фигуры», если ребенок затрудняется самостоятельно подобрать нужную фигуру и т. д. Полезно отыскать круглые и квадратные предметы среди окружающей мебели и других вещей. Это способствует расширению представлений ребенка об окружающем предметном мире и помогает формированию изобразительных образов этих предметов.

Среди изобразительных проблем у детей с различными формами ДЦП рисование ломаной линии отличается несовершенством в связи с заболеванием ребенка. Нарушения функции переключения движения выявляется при изображении «горок», которые отличаются по размерам, в нарушении ритма, в неудержании направления линии. Поскольку перечисленные недостатки напрямую связаны с навыками письма в дальнейшем, коррекция этих недостатков имеет большое значение. Коррекция состоит в том, что детям сначала предлагается обвести ломаную линию по линии, намеченной взрослым, карандашом другого цвета. При этом «горки», т. е. ломаная кривая линия, проводимая ребенком, должна быть выше или ниже уже проведенной. Следующим этапом будет проведение ломаной кривой по намеченным точкам. И эти линии также должны быть с «горками» различной высоты.

Начинать следует с более крупного изображения, а завершать размером, адекватным размером буквы. Безусловно, это задание будет наиболее трудным для детей с гиперкинетической формой ДЦП, для которых любое рисование длительное время возможно только по точкам. Для этой категории детей изображение должно быть более крупным.

Как было отмечено в констатирующем эксперименте, изображение волнистой линии также выполняется со специфическими нарушениями (или не выполняется вообще детьми с гиперкинетической формой ДЦП). Здесь отчетливо проявляются нарушения переключаемости движения и вместо плавного перехода снизу к вершине «волны» получается острый «гребень волны». Заметное улучшение рисования волнистой линии происходит в результате длительной тренировки. Наиболее эффективным представляется метод рисования по готовому рисунку, сделанному взрослым. Это задание весьма полезно для развития мелкой моторики рук. В тетрадях для рисования должно отводиться довольно много места для упражнений по формированию данного графического навыка.

Для детей с тяжелой двигательной патологией запомнить какое-либо движение, тем более связанное с манипулятивными функциями, представляет большую трудность. Требуется длительное время, чтобы освоить новое движение и правильно его выполнять. Рисовальные движения, как одни из наиболее тонких и многообразных движений, тем более сложны для данной категории детей. Однако можно повысить мотивацию к длительной тренировке, если она включена в сюжетное рисование.

Так, например, графические упражнения по выработке навыка точного однородного движения для заштриховки какой-либо фигуры, навык произвольного изменения направления линии, регулирования силы нажима, навык замедления и ускорения темпа движений, навык ритмичного проведения однородных повторных движений и т. д. - направлены на закрашивание «вагончиков» для зверушек, каждый из которых желает ехать в самом аккуратном, ярком и красивом «вагончике». Или из «тучек» идет «дождь» до самой земли, но вот выглянуло «солнце» и появилась «радуга-дуга». Или зайцу надо помочь сделать забор для сада, или на полянке появляется ровная травка, а затем - цветы со множеством лепестков. На «горном пастбище» пасутся кудрявые «барашки», а в небе плывут кудрявые «облака» и т. д. Эти рисунки требуют многократного повторения одних и тех же движений, но при этом выполняются с интересом, так как эти действия мотивированы.

Практический опыт работы с детьми с ДЦП и результаты констатирующего эксперимента подтверждают, что наиболее трудным для них является изображение человека. В основе этого затруднения лежит нарушение восприятия схемы собственного тела, характерное для детей, не пользующихся парализованными конечностями, игнорирующих эти конечности при изображении; нарушение пространственного и зрительного восприятия, наличие гиперкинезов и, наконец, отсутствие необходимых графических навыков.

Все вышеизложенное подтверждается иногда полной беспомощностью при попытке нарисовать человека. Порой хаотическое нагромождение невнятных, с точки зрения передачи формы, черканий совершенно не передает ни схематических очертаний человеческой фигуры, ни пропорциональных отношений частей тела; при изображении лица части его смещаются с положенных мест, иногда - за пределы овала, изображающего лицо.

Таким образом, обучение рисованию человека выдвигается на одно из главных мест в формировании изобразительной деятельности детей с ДЦП.

В связи с этим в подготовительном периоде обучения изобразительной деятельности воспитатели должны активно включать в игры и занятия кукол. Куклы могут быть не только объемными, они могут быть и плоскими, из плотных видов ткани, а их части крепиться к туловищу пуговицами. Эта дидактическая игрушка весьма полезна, так как ребенок сам «соединяет фигуру» человека, тем самым запоминая ее строение - схему. Популярная игра среди девочек - куклы из бумаги, которые имеют много одежды, нарисованной и вырезанной самими девочками. Куклы и «модельеры» ориентируются на ее конкретные особенности. Безусловно, что для детей с ДЦП выполнить такую куклу трудно, но им можно предложить готовую куклу и набор одежды для игры.

«Человека» можно сложить из готовых частей подвижной мозаики. Для этого нужно предложить детям нарисовать образец человека из различных геометрических частей («человек» из прямоугольников разной величины, из прямоугольников и квадратов, из треугольников, кругов и т. д.). Человека надо слепить из пластилина или глины, соединяя при этом отдельные части его фигуры.

Предлагается начать рисовать человека с изображения его розовой краской на 1/2 листа. Изображение должно быть схематичным, лицо на первом занятии не прорисовывается. На следующем занятии, когда краска хорошо высохнет, человеку следует нарисовать лицо, волосы и «одеть» его, т. е. нарисовать поверх розовой краски какую-либо одежду.

Детям показываются образцы рисования человека, помогают разместить поэтапно на плоскости листа. Начинать следует с рисования круга - головы человека, затем - шеи, туловища и затем - конечностей.

Во время этого, наиболее сложного, этапа изображения человека, следует активно помогать детям справиться с этим заданием, все время напоминая о том, где располагаются части тела, обращать их внимание на образец и т. д. При выборе одежды для человека нужно как можно активнее привлечь фантазию ребенка, тогда все человечки будут разными, индивидуальными.

По окончании работы рисунки нужно вывесить на стенде - это будет веселое и красивое зрелище. С этими «человечками» еще долго можно продолжать играть на занятиях по изобразительной деятельности.

В том случае, когда ребенок, по тем или иным причинам, связанным с его заболеванием, не сможет самостоятельно нарисовать «человека», следует применить рисование по трафарету. Активно-пассивное рисование, в любом случае, полезно, так как изображение человека по трафарету заставляет ребенка почувствовать направление движения руки по контуру фигуры, при этом взрослый попутно поясняет: начнем рисовать голову, она круглая, а теперь нарисуем шею, теперь - туловище, вот руки, вот ноги. Рисование должно быть медленным. Взрослый тесно прижимает руку ребенка с карандашом к контуру трафарета. Это действие нужно проводить многократно, добиваясь самостоятельного рисования ребенка. Полученное изображение, не снимая трафарета, нужно заштриховать розовым или каким-либо нейтральным цветом, чтобы контуры фигуры выглядели отчетливее. На последующих занятиях человека нужно «одеть». Для запоминания пропорций человеческой фигуры и правильного соединения частей его тела полезно выполнить это в технике аппликации. Одежда выполняется в соответствии с контурами частей его тела.

Как было сказано выше, изображение лица человека также требует длительного обучения. Для запоминания правильного месторасположения частей лица довольно эффективно использовать подвижную мозаику или фланелеграф. На готовом овале лица по нарисованному контуру выкладываются части лица. Ребенок проверяет правильность своих действий по образцу. Затем полезно проводить занятия, на которых дорисовываются недостающие части лица и ребенок должен сам определить их место. И в этом случае полезно выполнить «лицо» в технике аппликации.

Рисование человека полезно со многих точек зрения. Оно формирует у ребенка с ДЦП понятие о схеме собственного тела, корригирует пространственные и зрительные нарушения, активно расширяет кругозор ребенка, так как «его человек» используется в различных сюжетах, он «переходит» из одного занятия в другое, попадая в различные жизненные и бытовые ситуации.

Наряду с другими формами организации детского творчества, в систему занятий по изобразительной деятельности для детей с ДЦП вклдючается совместное выполнение детьми того или иного вида изобразительной деятельности. Коллективная работа над созданием изобразительной продукции всегда отличается большей мотивацией. Ребенок стремится принять участие в общей работе и, что существенно, не испортить ее. Кроме того, совместная работа способствует речевой активности детей и воспитанию умения общаться. Пример коллективной работы - занятие по формированию навыков по прекращению движения руки в заданной точке.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Адміністрування податку на додану вартість Ю. В. Лапшин | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.