Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Меры государственной поддержки туризма
Значение государственной политики в развитии туризма Значение целевых программ в развитии туристской сферы Разделение полномочий между административными структурами в туризме 5. Туристское законодательство и социальные проекты 6. Основные направления развития законодательства в туризме в целях обеспечения безопасности туристских путешествий Меры государственной поддержки туризма 8. Смежное законодательство и развитие туризма 9. Стратегия «цивилизованного туристского рынка» 10. Региональные программы развития туризма Е. Л. Писаревский о реализации Федерального закона " Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" 3 марта 2009 года в Центре информационных технологий компании " Гарант" состоялось интернет-интервью с Заместителем руководителя Федерального агентства по туризму Евгением Леонидовичем Писаревским. Тема: " Правоприменительная практика реализации Федерального закона " Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". В настоящее время туризм является высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры, транспорта, безопасности, международных отношений, гостиничного бизнеса и др. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов РФ, муниципальных образований и общества. Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. Полномочия по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по туризму. Наиболее подробно вопросы развития туризма в стране регламентированы нормами Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ " Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", последние изменения в который были внесены 30 декабря 2008 года. Федеральный закон определяет цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности в стране; регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; их защите, обеспечении безопасности; регламентирует вопросы международного сотрудничества в указанной сфере; устанавливает, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма, а также обеспечение соблюдения прав и свобод российских граждан при посещении иностранных государств. Несмотря на то, что вопросы реализации государственной политики в области туризма подробно регулируются действующим российским законодательством, его нормы нуждаются в дальнейшей регламентации и совершенствовании. В ходе интернет-интервью обсуждаются причины внесения изменений в Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ " Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", анализируются его новые положения, дается правовая оценка иным нормативным правовым актам, регламентирующим правоотношения в указанной сфере, обсуждаются дальнейшие тенденции развития законодательства в данной области, состояние и развитие инфраструктуры туризма в регионах России. К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю. Ведущий: Рассмотрим блок вопросов, касающихся развития государственной политики в сфере туристской деятельности. Первый вопрос поступил от Коротаевой Елены из Саратова. Евгений Леонидович, как вы оцениваете состояние государственной политики в сфере туристической деятельности? Расскажите, пожалуйста, о планах в данной области на ближайшую перспективу? Какие основные задачи приходится решать в настоящее время? Каких положительных результатов удалось добиться благодаря уже проделанной работе? Расскажите, пожалуйста, о планах в данной области на ближайшую перспективу? Писаревский Е. Л.: Право на отдых как естественное следствие права на труд, должно утверждаться как основное право человека на счастье: Ответственность государств не может ограничиваться простым признанием этого права, а должна вести к созданию соответствующих практических условий для эффективного доступа к проведению отпусков всеми, имеющими право" (из материалов Всемирного совещания по туризму под эгидой Всемирной туристской организации (Акапулько (Мексика) 21- 27 августа 1982 г.). Туризм в начале 21 века стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира. Путешествия в настоящее время перестали быть просто удовольствием, развлечением или роскошью, а превратились в неотъемлемую часть жизни современного человека, связанную с удовлетворением духовных, интеллектуальных и иных потребностей, восстановлением и развитием физических сил человека, поддержанием необходимого уровня его жизнедеятельности. В то же время, " свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны", - указывается в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 год (распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. N 1663-р). В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики. На совещании, проходившем 1 августа 2008 г. в г. Угличе Ярославской области, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что богатейшее культурно-историческое наследие страны и уникальные природные условия представляют собой грандиозный ресурс для развития туризма. По мнению Президента России, именно в туризме заложена одна из точек роста для многих российских регионов. Действительно, как показали последние несколько лет, в отдельных российских регионах туризм развивается достаточно успешно. Он позволяет обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, интеграцию национальной туриндустрии в мировую экономику, способствует росту занятости и повышению уровня жизни населения, а также увеличивает поступления в бюджеты всех уровней. Кроме того, будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бoльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках. Развитие сферы туризма в России во многом определяется государственной политикой. Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены в Федеральном законе " Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года и других политико-правовых документах. Государственная политика в сфере туризма (туристская политика) является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и включает в себя систему вырабатываемых и реализуемых государством целей, приоритетов и способов государственного регулирования туристской деятельности, направленных на поддержку и развитие в Российской Федерации ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма. Целями государственной политики в сфере туризма являются:
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере туризма является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. Туристская политика строится на основе соблюдения Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации. В настоящий момент функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере туризма осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России). В Минспорттуризме России существует отраслевой Департамент, который занимается данными вопросами. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма. Руководство деятельностью Ростуризма осуществляет Минспорттуризм России. К полномочиям Ростуризма относится реализация государственной политики в сфере туризма, а также приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, в том числе:
Как у Минспорттуризма России, так и у Ростуризма четко определенные полномочия в области государственного регулирования туристской деятельности. Работа между этими государственными органами строится на творческой и конструктивной основе. Ростуризм активно взаимодействует с Министерством не только по вопросам своей компетенции (реализации правоприменительных функций, целевых программ и т.д.), но и в области подготовки проектов нормативных правовых актов в сфере туризма. Реализацию государственной политики в сфере туризма в субъектах Российской Федерации осуществляют региональные органы управления туризмом. О важном значении туризма для социально-экономического, культурного, экологического развития регионов России свидетельствует активно формирующееся законодательство субъектов Российской Федерации о туристской деятельности. В более половине субъектов Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (законы " О туризме", " О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации", " О поддержке развития туризма", " О развитии внутреннего и въездного туризма" и т. д.). Наряду с законами в субъектах Российской Федерации действуют концепции развития туризма (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу, утверждено множество региональных целевых программы развития туризма. Недавно принятые изменения (от 25.12.2008 N 281-ФЗ) в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", связанные с наделением полномочиями сфере туризма органов местного самоуправления, сформировали правовую основу для более активной реализации муниципальной политики в сфере туризма, которая является продолжением государственной политики на местном уровне. В настоящий момент органы местного самоуправления всех уровней имеют возможность более эффективно осуществлять мероприятия по поддержке и развитию туризма и создавать соответствующие органы муниципального правления сферой туризма. Важнейшим элементом государственной политики в сфере туризма является формирование " культуры отдыха", о которой говорил Президент России Д.А. Медведев (Красная поляна, Сочи, 12 января 2009 года). По нашему мнению, " культура отдыха" (" культура туризма") - это качественное состояние сферы туризма, которое характеризуется высоким уровнем развития общественных отношений в данной сфере, индивидуального и общественного сознания у путешественников, должностных лиц, представителей власти, работников предприятий туристской индустрии, населения, принимающих туристов регионов (субъекты туризма). Культура отдыха предполагает осознание всеми субъектами туризма роли и места туризма в современном мире, необходимости формирования в обществе модели поведения, связанной с рациональным использованием свободного времени в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и других туристских целях. Составной частью " культура отдыха" является " культура личной безопасности туриста". Это значит, что каждый турист в процессе подготовки и совершения путешествия должен сознательно относиться к обеспечению своей личной безопасности, в том числе адекватно оценивать опасности (риски) причинения вреда его жизни и здоровью, строго соблюдать меры обеспечения личной безопасности, законы страны (места) временного пребывания, уважать обычаи и традиции населения регионов (центров, территорий), принимающих туристов (местное население), рационально использовать компоненты и объекты окружающей среды, бережно относиться к туристским ресурсам. Формирование культуры отдыха невозможно и без развития " туристского сознания" местного населения. Гаагская декларация по туризму (1989) определяет " туристское сознание" как определенную " идеологию гостеприимства" по отношению к путешественникам и туристам, вырабатываемую " у сотрудников таможенных и иммиграционных властей, персонала туристских предприятий и широкой общественности с целью уважения человеческого достоинства и в первую очередь для недопущения каких-либо проявлений дискриминации". Отрадно, что в российских регионах уже появляются первые программы, направленные на формирование туристского сознания населения туристских центров (например, проект " Сочи - гостеприимный город"). Среди приоритетных задач государственной политики в сфере туризма на ближайшую перспективу я бы выделил задачи в области правового регулирования туризма и государственной поддержки въездного, внутреннего и социального туризма. В частности, к таким задачам относятся:
Ведущий: Планирует ли Ростуризм какие-либо мероприятия, направленные на развитие туристической инфраструктуры Москвы? Почему в России не представлены многие международные гостиничные сети? Писаревский Е.Л.: Туризм в Москве успешно развивается. Программа развития туризма в городе на период до 2010 года утверждена Постановлением Правительства Москвы еще в 2002 году. Она содержит наиболее актуальные предложения и мероприятия по их выполнению в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Москве. Общий объем финансирования Программы составляет 179 605 млн. рублей. По экспертным оценкам сегодня по количеству гостиничных проектов Россия находится на втором месте в Европе. Количество введенных в эксплуатацию до начала экономического кризиса гостиниц ежегодно увеличивалось на 20-25%, в основном за счет отелей, которые находятся под управлением международных цепочек. Так, в 2008 году введено в эксплуатацию 600 средств размещения на 45 тыс. мест. При этом под управлением отечественных компаний находится только 5% российских отелей. Международные операторы считают российский рынок очень перспективным, причем интерес представляют не только Москва, Санкт-Петербург и города-миллионники, но еще и те небольшие туристические города, в которых гостиничные сети пока не представлены. В России действуют такие гостиничные корпорации как Holiday Inn, Accor, Marriott, Hyatt Hotels и многие другие. Ведущий: Блок вопросов, касающихся законодательного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации. В связи с чем в 2008 году наблюдается застой в сфере нормативного - правового регулирования туристической деятельности, тогда как в 2006-2007 годы законодательство активно менялось? Неужели наше законодательство достигло современного уровня передовых зарубежных стран? С 1996 года действует Федеральный закон " Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Насколько российские туристы защищены этим Законом от материальных и моральных рисков? Оправдал ли, по вашему мнению, Закон себя на практике? Писаревский Е. Л.: Об основных направлениях развития и совершенствования законодательства о туристской деятельности говорилось выше при ответе на вопрос о государственной политике в сфере туризма. Что касается современного состояния законодательства о туризме в целом, то оно характеризуется следующими основными тенденциями:
Наиболее отчетливо эти тенденции проявились в 2006-2007 годах, когда в результате эффективной правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка. В настоящий момент законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского Союза и законодательством развитых в туристском отношении государств. В последние несколько лет в сфере государственного регулирования туризма в России, действительно, произошли серьезные изменения. Эти изменения затронули не только законодательство о туристской деятельности, но и всю правовую сферу. Прежде всего, речь идет о Федеральном законе от 5 февраля 2007 года N 12-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон " Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Впервые в России этим законом введена система финансового обеспечения ответственности туристских организаций перед потребителями в форме банковской гарантии и договора страхования договорной ответственности туроператора, а также единый федеральный реестр туроператоров. Реестр туроператоров и финансовое обеспечение - это новый способ государственного регулирования предпринимательской деятельности, связанный с устранением избыточных административных барьеров, переходом от разрешительной системы начала осуществления предпринимательской деятельности к преимущественно уведомительной. Данный способ пришел на смену лицензированию туристской деятельности. Поэтому, Ростуризм как федеральный орган исполнительной власти на протяжении последних 2 лет занимался осуществлением " пилотного проекта" в сфере административной реформы. У этого " проекта", как и у любого столь масштабного дела, были свои сторонники, которых - большинство, так и оппоненты. Вместе с тем, эффективность " проекта" уже подтверждена правоприменительной практикой, решениями высшего руководства страны. Так, одним из первых указов Президента России Д. А.Медведева был Указ N 797 " О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в котором указывалось на необходимость замены лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий. В настоящее время замена лицензирования на реестр предпринимателей и обязательное страхование ответственности осуществляется в сфере перевозки грузов внутренним водным, морским транспортом, а также в сфере оказания услуг почтовой связи и др. (соответствующие законопроекты рассматриваются Государственной Думой). Главное, что можно сказать по итогам первых 1, 5 лет реализации Закона, - закон работает. Страховые компании исправно платят в самых различных случаях: от фактического исчезновения туроператоров до вариантов, связанных с финансовой неустойчивостью, несостоятельностью турфирм. Причем, эффективность закона характеризуется не только количеством выплат по договорам страхования или банковским гарантиям, а, прежде всего, существенным ростом случаев досудебного урегулирования имущественных споров между туроператорами (турагентами) и туристами, который мы наблюдаем в последнее время. Это - принципиальный итог, ведь главная цель фингарантий - обеспечить добросовестное исполнение туроператорами своих обязательств перед туристами, повысить качество обслуживания и в то же время защитить туристов от системной проблемы - неплатежеспособности туроператора. Суммы выплат страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора (по состоянию на 01 января 2009 г.) 1. ОАО " РОСНО" - 10 000 000 руб. Каждый турист отныне в состоянии самостоятельно проверить легитимность деятельности туроператора, получив подробную информацию о нем на официальном сайте Федерального агентства по туризму. Реестр туроператоров находится в открытом доступе и еженедельно актуализируется. По состоянию на 2 марта 2009 года в Единый федеральный реестр туроператоров внесены сведения о 5 299 туроператорах, в том числе о 3 231 туроператоре, имеющем право заниматься международным туризмом и 2058 по внутреннему туризму. Договор страхования гражданской ответственности заключили 5 070 туроператоров, а банковские гарантии получили 159 компаний. Фингарантии позволяют также более эффективно бороться с незаконной туристской деятельностью, а также с недобросовестными предпринимателями, в отношении которых возбуждаются административные и уголовные дела. В этой работе, а также в целях обеспечения безопасности туризма Ростуризм тесно сотрудничает с МВД России, Роспотребнадзором и его территориальными органами. За время действия Закона появилась определенная правоприменительная практика. По ч. 1. ст. 171 УК РФ осужден предприниматель, осуществляющий туроператорскую деятельность без внесения сведений в реестр. Таким образом, решение суда свидетельствует о том, что внесение сведений о туроператоре в реестр является ни чем иным как выдачей предпринимателю специального разрешения на занятие предпринимательской деятельностью. Ведущий: Спасибо вам за исчерпывающий ответ. Следующий вопрос поступил от Давыдовой Анастасии Игоревны из Ивановской области. По прошествии достаточного периода времени можете ли вы сказать, какое влияние на развитие туристской деятельности оказало принятие ФЗ " Об особых экономических зонах в РФ" и создание в соответствии с ним туристско-рекреационных особо экономических зон в России? Оправдывают ли они вложенные в их огромные денежные средства? Писаревский Е. Л.: Появление туристско-рекреационных зон стало признанием государством и обществом туризма как приоритетного направления социально-экономического развития нашей страны. В феврале 2007 г. постановлениями Правительства Российской Федерации были созданы 7 туристско-рекреационных зон (в Республике Алтай, Республике Бурятия, Красанодарском, Ставропольском, Алтайском краях, Калининградской и Иркутской областях). За этот период были выбраны площадки, определены и утверждены границы всех ОЭЗ туристско-рекреационного типа. В первом квартале 2008 г. завершена разработка и утверждены концепции создания и развития каждой ОЭЗ, включающие анализ рынка и определение позиционирования ТРЗ, подготовку мастер-планов, а также разработку маркетинговых стратегий продвижения ОЭЗ и привлечения инвесторов. На основе концепции создания ТРЗ были организованы и проведены конкурсы на разработку проектов планировки территорий каждой ОЭЗ. В 2008 г. начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры. ОЭЗ в Иркутской и Калининградской областях все еще находятся на стадии проекта планировки. В настоящее время в туристско-рекреационных зонах зарегистрировано 27 резидентов. В этом году начнется активная PR-кампания особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В частности, 10 июля состоится презентация ОЭЗ " Байкальская гавань" в Бурятии. В связи с экономическим кризисом из семи туристско-рекреационных особых экономических зон (на данном этапе их развития) реальное строительство продолжится лишь в трех - " Бирюзовая Катунь" в Алтайском крае, " Алтайская долина" в Республике Алтай и " Байкальская гавань" в Бурятии. Следует отметить, что процесс создания туристско-рекреационных действительно затянулся. Но на это есть и объективные причины - отсутствие опыта создания зон туристско-рекреационного типа в нашей стране. Кроме того, длительный период предпроектных работ связан с большим сроком окупаемости проектов (12-15 лет), но при этом туристско-рекреационные зоны являются для бизнеса наиболее надежными с точки зрения финансовых вложений. Ведущий: Скажите, пожалуйста, каким образом Ростуризм планирует реализацию ФЦП " Развитие историко-культурных зон в России (2010-2013 гг.)", предусмотренной Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года? И каким зонам планируется уделить особое внимание? Писаревский Е. Л.: Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития. Координатор ФЦП " Развитие историко-культурных зон в России (2010-2013 гг.) - Минкультуры России. Ростуризм, со своей стороны, разработал в ней раздел " Развитие туристской инфраструктуры, в том числе гостиничных средств размещения в историко-культурных зонах". Целью раздела является формирование туристической и сервисной инфраструктуры в историко-культурных зонах, объединение интересов культуры и туризма для создания оптимальных условий по развитию государственно-частного партнерства. В исторических городах - перспективных центрах туризма целесообразно формировать культурно-туристские зоны, включающие памятники истории и культуры, объекты обслуживания, предоставляющие полный комплекс услуг туристам в пределах 15-минутной пешеходной или транспортной доступности (проживание, питание, развлечения, справочно-информационное обслуживание и др.). Особенностью культурно-туристских зон является их использование как туристами, так и местными жителями. Это средство развития социальной инфраструктуры городов особенно важно для малых исторических городов. Развитие туристской инфраструктуры должно быть во взаимосвязи с имеющимся потенциалом и потребностью в развитии систем обслуживания городов. Создание культурно-туристских зон позволит комплексно решать задачи охраны историко-культурных и природных ценностей, развития и формирования необходимой для принятия и обслуживания туристов инфраструктуры. Одним из перспективных направлений расширения культурно-познавательного туризма является комплексное развитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом. Мощный транзитный туристский поток, проходящий между двумя столицами России, пока мало затрагивает Тверскую и Новгородскую области. Формирование единого туристического пространства, объединяющего все виды ресурсов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей станет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута " Золотое кольцо России", интегрируемого за счет автомобильных и водных путей. Ведущий: Евгений Леонидович, каковы основные направления работы Ростуризма в деле увеличения внутреннего туристического потока? И каковы основные препятствия на пути развития российского внутреннего туризма? Вопрос от Чеховой Анны Леонидовны из Сургута. Расскажите, пожалуйста, о состоянии и развитии инфраструктуры туризма в регионах России. Какие мероприятия проводятся в данном направлении? Какие субъекты РФ в настоящее время обладают наибольшим туристическим потенциалом? Какие целевые программы развития туризма приняты и действуют в настоящее время, кем осуществляется их финансирование? Сказывается ли финансовый кризис на их реализации? Вопрос от Виноградовой Анастасии Николаевны из Республики Карелия. Писаревский Е. Л.: По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3, 6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10, 4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8, 6% в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6, 8% и 18, 2%, во Франции - 4, 1% и 10, 9%, в Хорватии - 8, 5% и 19, 0%, в Великобритании - 3, 4 % и 9, 1%, в Канаде - 3, 4% и 11, 0%, в Болгарии - 4, 1% и 14, 5%. Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6, 7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5, 7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12, 1% от общих инвестиций при годовом росте в 8, 2%. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Так, по данным Росстата, в Российской Федерации в 2008 года отдохнуло 31, 2 млн. россиян, что на 8% больше, чем в 2007 году. В 2008 году, впервые за последние 3 года, наметился рост въездного туризма. Нашу страну посетило 23 6767140 иностранцев (3% к 2007 году), из них с целью туризма - 2295074 (4% к 2007 году), служебной целью - 4 112477 (26% к 2007 году). Существенный рост туристских поездок в нашу страну зафиксирован из Испании - 105655 (33% в 2007 году), Италии - 143493 (10% к 2007 году), Канады - 44238 (66% к 2007 году), Великобритании - 142016 (9% к 2007 году). Сократился поток туристов из Германии - 332822 (-4% к 2007 году), Китая - 127155 (-2% к 2007 году), Финляндии - 142017 (-7% к 2007 году), Франции - 103223 (-8% к 2007 году). Из Российской Федерации в 2008 году за рубеж выехало 36537521 россиян, с целью туризма - 11313697 (21% к 2007 году). Германию в туристских целях посетило - 330274 (43% к 2007 году), Египет - 1426742 (14% к 2007 году), Израиль - 98708 (118% к 2007 году), Испанию - 365436 (15%), Италия - 398067 (19%), Турция - 2212792 (15%), Китай - 2 059326 (25%), Франция - 229234 (34%). По данным Центрального банка России, средние расходы в 2007 году (отражающие изменение цен, географии и целей поездок) одного въехавшего на территорию Российской Федерации нерезидента выросли с 314 до 424 долларов (на 35%). Среднедушевые расходы граждан дальнего зарубежья на поездки в Россию увеличились с 572 до 702 долларов (на 23%), а граждан СНГ - со 188 до 289 долларов (на 54%). Выезжая за границу в январе-июне 2008 года, житель России тратил 678 долларов против 640 долларов годом ранее (рост 6%), при этом в странах дальнего зарубежья затраты составили 1041 доллар против 1006 долларов (на 4% больше), а в странах СНГ - 166 долларов против 172 долларов (на 3% меньше). Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. В сфере национального туризма функционирует 6500 гостиниц и других средств размещения, единовременной вместимостью на 500 тыс. мест. Количество пансионатов и домов отдыха (специализированных средств размещения) составляет 4519, с общей численностью 748 000 койко-мест (2007 год). Таким образом, в Российской Федерации общее количество мест в средствах размещения составляет около 1250000. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня. Несмотря на то, что туристский потенциал России пока используется лишь на 20% перспективы развития туризма в нашей стране огромны (см.: Целевые показатели Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года). Большое значение в развитии туристской инфраструктуры играет государственно-частное партнерство. Так, через федеральные целевые программы (ФЦП), а также в рамках проектов особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа государством финансируется развитие инженерной инфраструктуры, а бизнес инвестирует в строительство гостиниц, подъемников и т.п. Наиболее перспективные в этом отношении регионы страны - это юг, где успешно развивается пляжный и оздоровительный туризм, Дальний Восток и Забайкалье с их уникальными экологическими ресурсами и возможностями для развития активных видов туризма. В 2008 году Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа " Юг России (2008-2012 годы)". В программе имеется отдельный раздел " Развитие туристско-рекреационного комплекса". Ростуризм является одним из государственных заказчиков программы. В рамках программы предполагается расширение действующих и строительство новых туристско-рекреационных комплексов в республиках Северного Кавказа, где имеется значительный потенциал для развития туризма: побережье Каспийского моря в Республике Дагестан, горнолыжные комплексы - " Архыз" и " Домбай" в Карачаево-Черкесской Республике, " Лаго-Наки" и " Оштен" в Республике Адыгея, " Мамисон" в Республике Северная Осетия-Алания, " Приэльбрусье" в Кабардино-Балкарской республике. Строительство туристско-рекреационных комплексов предполагается осуществлять за счет различных источников: за счет средств бюджетов предполагается построить инфраструктурные объекты (инженерные сети), а создание туристско-рекреационных комплексов - за счет привлеченных инвестиций. За весь период реализации программы на указанные цели из федерального бюджета планируется направить более 17 млрд. рублей. В настоящее время в субъектах Российской Федерации реализуются 65 региональных целевых программ развития туризма, в 5 регионах приняты концепции развития туризма. Финансирование региональных программ развития туризма предусматривается за счет средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников и составляет по предварительным оценкам около 37 млрд. рублей, из них из внебюджетных источников около 32 млрд. рублей, что составляет почти 85% от общей суммы. Прежде всего, внебюджетные средства будут направлены на строительство средств размещения в регионах. Несомненно, экономический кризис отрицательно сказывается на реализации региональных целевых программ развития туризма. Во многих регионах финансирование программ сократилось (в среднем на 15%). Однако, есть и положительные примеры. Так, 31 декабря 2008 года в Республике Татарстан принята республиканская целевая программа " Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы", в рамках которой из бюджета республики на развитие туризма предусмотрено финансирование в объеме 224 млн. рублей. Основными сдерживающими факторами для развития внутреннего и въездного туризма являются:
Препятствием на пути развития массового туризма является также нехватка в стране гостиниц туристского класса. К примеру, Санкт-Петербургу не хватает, прежде всего, 3-звездочных отелей и гостиниц эконом-класса. Состоятельных туристов, которые могут себе позволить высококлассное размещение, меньшинство. А для самых активных гостей - людей, которые чаще всего путешествуют семьями, молодежь - нет подходящих средств размещения. В историко-культурных центрах - таких, как Владимир и Суздаль, Ростов Великий, Псков, Новгород, Ясная Поляна, Ярославль, Переславль-Залесский, Кострома, - туристы редко задерживаются более чем на одну ночь. Тем не менее, дефицит средств размещения периодически возникает и здесь. Существующие гостиницы не покрывают спрос. Ведущий: Обсуждается ли необходимость корректировки норм Федерального закона " Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" для более эффективной защиты прав российских туристов? Планируется ли внесение изменений и дополнений в указанный Закон по вопросам нарушения прав российских туристов за рубежом, контроля деятельности туроператоров и качества предоставляемых ими услуг? Обсуждаются ли в настоящее время какие-либо новые законопроекты, направленные на усовершенствование работы туроператоров и защиту прав туристов? Расскажите, пожалуйста, подробнее о переводе документа ВТО под названием " Руководство к действию в кризисных ситуациях на туристическом рынке"? Писаревский Е. Л.: В настоящий момент в Государственной Думе рассматривается законопроект об увеличении и дифференциации размера финансового обеспечения ответственности туроператоров. Известные события, произошедшие на туристском рынке летом 2008 года и связанные с исчезновением руководства компании " ДЕТУР", свидетельствует о необходимости существенного увеличения минимального размера финансового обеспечения для компаний, занимающихся международным туризмом. Тогда, указанная компания не выполнила своих обязательств перед туристами на общую сумму 30 млн. рублей, из которых страховщик - компания РОСНО компенсировало лишь треть - 10 млн. рублей, т.к. гражданская ответственность компании была застрахована на установленную законом минимальную сумму. Следует отметить, что в соответствии с поручениями руководства страны необходимо также разработать комплекс мер по усилению контроля за туроператорской деятельностью, а также по обеспечению безопасности российских туристов за рубежом. В этой связи представляется целесообразным установить в законе дополнительные основания для исключения из Единого федерального реестра туроператоров компании, реализующих " небезопасные" услуги, которые причиняют вред жизни и здоровью туристов и др. " Руководство к действию в кризисных ситуациях на туристическом рынке является актуальным и полезным документом, а отдельные его положения могут быть использованы в практической деятельности не только организаций туристской индустрии, но и органов управления туризмом в субъектах Российской Федерации. По мнению экспертов ВТО, реализация положений данного документа позволит участникам сферы туризма эффективно управлять кризисными ситуациями, а также сохранить доверие туристов к национальной туристской индустрии в условиях разнообразных кризисов. Вместе с тем, следует отметить, что указанный документ не является обязательным для применения, а ряд его положений требует существенной адаптации к реалиям современной индустрии туризма России. Документ размещен на сайте Ростуризма в сети Интернет (скачать). Ведущий: В настоящее время граждан особо беспокоят вопросы нарушения прав туристов за рубежом и усиления контроля за деятельностью туроператоров. Вроде бы в связи с принятием в 1996 году ФЗ " Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" данная проблема должна быть решена, но возникающие проблемы и трагедии подтверждают обратное! Какие, по вашему мнению, необходимо принять нормы, чтобы максимально гарантировать российским туристам их личную безопасность? В прошлом году при участии Росгидромета и ВСФ России осуществлялась разработка административного регламента об информировании туристов об угрозе их безопасности при нахождении за рубежом. А совместно с МЧС разрабатывался стандарт о путешествиях, связанных с повышенной опасностью. Скажите, пожалуйста, завершена ли работа в данном направлении? Разработаны ли перечисленные выше документы? Писаревский Е. Л.: Вопросы защиты прав и законных интересов российских туристов за рубежом и обеспечения безопасности туризма постоянно находятся в центре внимания Ростуризма. Следует отметить, что основы системы безопасности туризма в нашей стране в целом сформированы. Вступившие с 1 июня 2007 г. в действие изменения в Федеральный закон " Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" впервые в нашей стране предлагают реальные механизмы защиты прав и законных интересов туристов. Установлена финансовая ответственность туроператоров за качество и безопасность оказываемых ими услуг (финобеспечение), предусмотрена возможность расторжения (изменения) договора о реализации туристского продукта в случае возникновения угрозы безопасности жизни и здоровья туристов в стране (месте) временного пребывания. В Законе о туристской деятельности и в Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта содержится подробный перечень информации, которую туроператоры и турагенты обязаны предоставлять туристам в целях обеспечения их личной безопасности. Федеральное агентство по туризму в конце 2007 года утвердило Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Данный регламент направлен на своевременное обеспечение достоверной информацией об угрозах безопасности в России и за рубежом. Информация об угрозе безопасности, в том числе поступившая от федеральных органов исполнительной власти (МИД России, МЧС России, МВД России, ФСБ России, Роспотребнадзора, Росгидромета), включает в себя сведения о виде угроз безопасности, в том числе требующих немедленного чрезвычайного реагирования, а также сведения о выявлении и прогнозировании угроз безопасности, осуществлении комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации, об осуществлении системы мер по восстановлению нормального функционирования туристской индустрии в регионах, пострадавших в результате возникновения угрозы безопасности. В 2008 году в соответствии с Регламентом, Ростуризм неоднократно информировал туристов об угрозах безопасности за рубежом. Вместе с тем, как показывает практика, необходимо продолжать работу над совершенствованием правового обеспечения отношений в области безопасности туризма. Думаю, назрела необходимость законодательно ввести обязательное страхование туристов, выезжающих за рубеж и определить минимальный набор рисков и страховых услуг, входящих в этот вид страхования. Следует также создать правовые механизмы для оказания правовой и иных видов неотложной помощи российским туристам, оказавшимся в затруднительном положении за рубежом, предусмотреть порядок финансирования консульских служб для оказания необходимой помощи российским туристам. Планируется открытие представительств Ростуризма за рубежом с возложением на них функций по оказанию неотложной помощи российским туристам в иностранных государствах (совместно с консульскими службами). Не менее актуальным является принятие комплекса мер, направленных на повышение культуры безопасности туризма. Ведущий: Следующий вопрос поступил от Романа Крафта. В интервью вы в категоричной форме заявили, что в путевке не должно быть всех условий путешествия. Почему? Как юрист, представляющий интересы туристов, я постоянно сталкиваюсь с многочисленными махинациями, когда недобросовестные туроператоры скрывают в договорах реальные условия тура, прячут важную для клиента информацию. Отстаивая действующую форму путевки Ростуризм де-факто помогает обманывать туристов. Зачем? Что плохо в том, что в путевке будут отражены все условия? Писаревский Е. Л.: Правовая позиция Ростуризма по данном вопросу была сформулирована в Кассационной жалобе по гражданскому делу N ГКПИ07-1144 по заявлению Нетупского П.И. о признании недействующим приказа Министерства финансов Российской Федерации от 09 июля 2007 года. Привожу аргументы Ростуризма из кассационной жалобы, с которыми Кассационная коллегия Верховного Суда согласилась … КАССАЦИОНАЯ ЖАЛОБА Верховным Судом Российской Федерации (далее - Верховный Суд) 12 февраля 2008г. принято решение по гражданскому делу N ГКПИ07-1144 по заявлению Нетупского Павла Иосифовича о признании недействующим приказа Министерства финансов Российской Федерации от 09 июля 2007 года N 60н " Об утверждении формы бланка строгой отчетности" (далее - Приказ). Согласно решению Верховного Суда заявление Нетупского Павла Иосифовича удовлетворено частично. Пункт 1 Приказа об утверждении формы бланка строгой отчетности " Туристская путевка" признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Пункт 2 Приказа о признании утратившим силу письма Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 1996 г. N 16-00-30-19 " Об утверждении форм документов строгой отчетности" оставлен в силе. В мотивировочной части решения Верховный Суд пришел к следующим выводам:
Ростуризм считает, что решение Верховного Суда подлежит отмене по следующим основаниям: … отсутствие в бланке строгой отчетности " Туристская путевка" информации о потребительских свойствах туристского продукта не может нарушать каких-либо потребительских прав туристов, или создавать угрозу такого нарушения, так как до момента оплаты услуг по договору о реализации туристского продукта с использованием указанного бланка, информация о туристском продукте, как минимум, дважды в обязательном порядке доводится до сведения потребителя (в текстах каталогов, справочников, описаниях туристского продукта, а главное - в тексте договора о реализации туристского продукта). Так, туроператоры и турагенты (далее также - исполнители) до заключения договора о реализации туристского продукта в наглядной и доступной форме обязаны предоставить туристу необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора (ст. ст. 8 - 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 " О защите прав потребителей", пункты 7, 12 и 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 452 от 18.07.2007 г.). Кроме того, указанная информация является существенным условием договора о реализации туристского продукта (статья 10 Закона о туристской деятельности) и без обязательного согласования данного условия с потребителем договор считается не заключенным (ст. 432 ГК). …По мнению Ростуризма, правоотношения, связанные с установлением требований к форме бланка " Туристская путевка", ее оформлению, а также использованию в финансово-хозяйственной деятельности исполнителей регулируются в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ " О бухгалтерском учете", частью 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ " О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", а также пунктом 2 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005г. N171 (далее - Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники). По смыслу и содержанию указанных правовых актов туристская путевка представляет собой первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку и предназначенный для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случае оказания услуг населению. В связи с этим, в туристской путевке должны содержаться только сведения, необходимые для осуществления финансовых расчетов между потребителем туристского продукта и исполнителем. Если бы законодатель имел намерение установить дополнительные реквизиты туристской путевки, отличающие ее от других бланков строгой отчетности, то такие реквизиты были бы подробно отражены в тексте Закона о туристской деятельности, как это сделано, например, в частях 4 и 5 статьи 7 Федерального закона от 9 июля 2007 года N 196-ФЗ " О ломбардах" в отношении залогового билета или в транспортных кодексах - применительно к перевозочным документам и др. В то же время в Законе о туристской деятельности не дается определения понятия " условия путешествия", а также не определяется объем и характер реквизитов туристской путевки. Отсутствие в утвержденном бланке туристской путевки информации о туристском продукте, его потребительских свойствах и характеристиках связано также с тем, что данный бланк строгой отчетности не является документом, удостоверяющим заключение договора о реализации туристского продукта, т.е. формой договора, как например, билеты, багажные квитанции или залоговые билеты, в которых содержатся необходимая информация об условиях соответствующего договора, в том числе о его предмете (статьи 358, 786 ГК, 105 Воздушного кодекса Российской Федерации). ...Бланк строгой отчетности, также как и кассовый чек, платежное поручение или другой платежный документ, являются первичными учетными документами их одновременное использование в хозяйственной операции может привести к искажению бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также иным отрицательным результатам финансово - хозяйственной деятельности для исполнителей. …По мнению Ростуризма, в туристской путевке содержится необходимая и достаточная для целей использования данного бланка информация об условиях путешествия. Так, согласно пункту 5 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, бланк строгой отчетности должен содержать обязательные реквизиты, перечень которых носит исчерпывающий характер. В частности, к реквизитам, идентифицирующим вид оказываемой услуги, относятся: " вид услуг" и " единица измерения оказания услуг". Данные реквизиты присутствуют и в форме бланка строгой отчетности " Туристская путевка": " вид туристского продукта (путешествия) - код услуги" и " единица измерения туристского продукта (кол-во дней на одного человека)". В настоящее время Ростуризм готовит предложения по развитию законодательства в части определения туристской путевки как формы договора - документа, подтверждающего факт заключения договора о реализации туристского продукта. В этом случае туристская путевка будет включать в себя все необходимые условия путешествия. Планируется также создать единую автоматизированную систему учета реализации в России таких туристских путевок, как на бумажных носителях, так и на электронных. Ведущий: Спасибо. Следующий блок посвящен вопросам, касающимся различных вопросов в сфере туристской деятельности. Насколько оперативно российский туристический бизнес адаптируется в условиях мирового экономического кризиса по сравнению с другими областями экономики? Какое число российских туроператоров в настоящее время числится в Едином федеральном реестре туроператоров? Как вы полагаете, сократится ли их число в связи с кризисом? Существенно ли повлиял экономический кризис в России на пользование россиянами услугами турфирм? Писаревский Е. Л.: Кризис, несомненно, повлияет и уже повлиял на развитие туризма, как в мире, так и в России. Эксперты ЮНВТО (Всемирной туристской организации) прогнозируют, что в 2009 году количество международных туристских прибытий в лучшем случае останется на уровне 2008 года (около 950 млн. человек), в худшем - произойдет снижение на 2%. Тем не менее, люди не прекратят путешествовать, но наибольшим спросом будут пользоваться " экономтуры", на незначительные расстояния и на короткий период времени. Несмотря на то, что 2008 год российский туризм закончил в целом успешно (отмечался рост выездного, въездного и внутреннего туризма), начало 2009 года стало неутешительным для выездного туризма. Наиболее заметные следствия кризиса во всем мире - снижение средней стоимости бронирований, уменьшение продаж, сокращение объема бизнес-поездок. В период новогодних праздников количество чартерных рейсов сократилось на 21%, и больше всего на дальние перевозки. Существенно сократились корпоративные поездки за рубеж. Многие туроператорские компании сокращают персонал. Тенденция очевидна: кризис не несет ничего хорошего, в том числе для российской туриндустрии. В прошлом году, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), убытки авиакомпаний мира составили порядка 5 миллиардов долларов. По информации, поступающей из экспертных кругов официальных государственных структур на начало 2009 года 20% российских авиаперевозчиков не платят отчисления в пенсионный фонд и задерживают оплату за аэронавигационное обслуживание. Нам предстоит очень серьезный и сложный летний сезон 2009 года. По результатам опроса ВЦИОМ стало известно о том, что 30% респондентов - граждан России в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, возможно, сократят свои привычные расходы из семейного бюджета на путешествия и отдых. Сократится число " горящих" путевок на 25-30%, фактически может подняться их стоимость. В то же время Всемирная туристская организация верит, что туристская индустрия сможет быстрее всех других отраслей экономики приспособиться к новым, посткризисным условиям и будет не только выживать, но и прогрессивно развиваться. В условиях кризиса государства принимают специальные меры по поддержке и развитию въездного и внутреннего туризма. Во Франции создается единая государственная структура, которая будет заниматься всеми вопросами государственного регулирования туризма в республике. Кроме того, разработан антикризисный план, вводятся новые бренды: " Марка Франции" или " Свидание с Францией", которые активно продвигаются за счет выделяемых дополнительных финансовых средств. Отели Парижа уровня 4 звезды впервые с 2003 года объявили о снижении цен на 15%. Правительство Индии обратилось к владельцам отелей страны с просьбой снизить тарифы на размещение на 10-15%. Египет призывает отели снизить цены и планирует дотации на чартерные перевозки. Великобритания, Франция и Германия активно пропагандируют отдых как средство борьбы с кризисом. У них формируется новая идеология, в частности, в Великобритании при поддержке правительства гостиничная индустрия, туроператоры объединились в общую рекламную компанию, убеждающую граждан страны не отказываться от отдыха, поездок на зарубежные или отечественные курорты. Главная мысль компании: в условиях экономического кризиса нация переживает мощнейший психологический стресс и ей просто необходим отдых. Как показывает мировой опыт кризисная ситуация может стать своеобразным инструментом развития национальных экономик. Так, падение
|