Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, свойства, факторы экономической среды функционирования организации.






Тема 2. Экономическая среда функционирования организации (предприятия)

(лекции – 2 часа, семинарские – 2 часа)

 

 

Сущность, свойства, факторы экономической среды функционирования организации.

Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации.

 

 

Сущность, свойства, факторы экономической среды функционирования организации.

 

Организации свою хозяйственную деятельность осуществляют не изолировано, а во взаимодействии с органами государственного и местного управления, налоговыми органами, банками, другими организациями, частными фирмами, индивидуальными предпринимателями, общественными структурами и т. д. Следовательно, исходя из понимания сущности деятельности и назначения организаций, в успешном их функционировании заинтересованы многочисленные субъекты экономики. Результативность этих ожиданий во многом зависит от среды функционирования (внешней среды), их потенциала и уровня конкурентоспособности, умения учитывать требования внешней среды и соотносить их с возможностями субъекта хозяйствования. На рис. 1 представлена схема функциональных связей организации.

 

 

 


Рис.1 Функциональные связи организации

Внешняя среда организации – это совокупность субъектов хозяйствования, их взаимосвязей, инфраструктурных звеньев и условий их деятельности. Основными ее характеристиками являются взаимосвязь факторов, сложность, динамичность (подвижность) и неопределенность.

Взаимосвязь факторов характеризуется степенью воздействия изменения одного фактора на другие факторы внешней среды.

Сложность внешней среды – это число факторов, на которые обязаны реагировать организации в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности, а также степень изменений каждого из этих факторов.

Скорость, с которой происходят изменения во внешней среде, характеризует ее динамичность. Практика показывает, что в одних сферах общественной жизни эти изменения происходят относительно быстро, в других они замедлены.

Неопределенность связана с неоднородностью, сложностью и всевозрастающим объемом экономической, технологической, правовой, социальной и другой информации по поводу каждого фактора внешней среды. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее организациям системы потребительской кооперации принимать эффективные управленческие решения.

Во внешней среде функционирования различают макроуровень и микроуровень. На макроуровне выделяют инновационные, природные, экологические, социально-демографические, экономические и политические факторы, на микроуровне – рыночную конъюнктуру, форму и тесноту партнерских связей, отношения с поставщиками и покупателями, степень развития рыночной инфраструктуры. Их влияние на характер функционирования организаций происходит как в форме прямого, так и косвенного воздействия (рис.2).

 

 

 
 


факторы прямого воздействия

факторы косвенного воздействия

Рис.2 Основные факторы внешней среды организации

 

Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на финансово-хозяйственную деятельность организации. К ним чаще всего относят поставщиков, покупателей, конкурентов, рынок труда.

Поставщики – это субъекты хозяйствования различных форм собственности, которые поставляют организациям сырье, материалы, товары, оборудование, энергоресурсы и т.д. От них в определенной степени зависят расходы на производство и реализацию продукции, ее качество и др. Важными характеристиками поставщиков являются стоимость поставляемого сырья, материалов и тенденции ее изменения, гарантии их качества, временной график поставки, обязательность выполнения договорных обязательств и др.

Потребителями является другие организации, население, которые постоянно или временно приобретают для своих нужд или дальнейшей переработтки продукцию.

Конкуренты – это те субъекты хозяйствования, с которыми организации борются за ресурсы внешней среды. К ним относятся:

- внутриотраслевые конкуренты – субъекты хозяйствования, которые осуществляют аналогичную деятельность;

- потенциальные конкуренты, т.е. те, которые могут выйти на рынок.

Рынок труда определяет потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами определенной квалификации, возраста, пола; учет политики, проводимой государством, в области оплаты труда; изменение и динамику стоимости рабочей силы и др.

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на деятельность субъекта хозяйствования. Среди них выделяют ситуационные факторы, которые отражают экономическую ситуацию в республике, мире, особенности международных отношений, и т.д.; инновационные (технические), генерируемые научно-техническим прогрессом и формирующие потенциал для ускоренного развития организации; политические, отражающие отношения государственных органов власти к деятельности субъектов хозяйствования; социально-культурные, включающие комплекс жизненных ценностей, традиций, обычаев и т.д.

Кроме внешней среды результативность деятельности организации зависит от внутренней организации, т.е. внутренней среды.

Внутренняя среда – это совокупность условий и системы взаимосвязи между подразделениями субъекта хозяйствования. Основными элементами внутренней среды организации являются структура, материальные ресурсы, персонал, финансы, маркетинг, межличностные отношения между работниками и др.

Структура организаций представляет собой состав и соотношение входящих в них подсистем, выделяемых по критериям организационных производственных и управленческих процессов. В первую подсистему входят филиалы, обособленные структурные предприятия (ОСП), цеха, нехозрасчетные участки, и др., во вторую – структурные единицы организации (цеха, участки, отделы и т.д.).

Важнейшим элементом внутренней среды являются ресурсы, которые преимущественно поступают из внешней среды для последующего преобразования в товары и услуги. Каждая организация самостоятельно определяет оптимальную потребность в совокупных ресурсах, в разрезе отдельных их видов, а также решает задачи по эффективному их использованию.

Основным признаком любой организации является наличие в ее собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества. Именно совокупность средств производства, включающих в себя предметы и средства труда, обеспечивает материально-техническую возможность функционирования субъекта хозяйствования, его экономическую самостоятельность и надежность. В натурально-вещественном выражении средства труда могут быть представлены технологическим оборудованием, транспортными средствами, зданиями, сооружениями, передаточными устройствами и др. Эту часть капитала, которая длительное время неоднократно или постоянно в неизменной натуральной форме используется в хозяйственном процессе, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты или услуги, принято называть основными средствами.

Наряду с основными средствами организации в процессе осуществления хозяйственной деятельности формируют оборотные средства. К оборотным средствам относятся сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, вспомогательные материалы, товарные запасы, тару, топливо, денежные средства организации (в кассе, на расчетном и других счетах в банках), средства в расчетах (подотчетные суммы, выданные отдельным лицам; дебиторская задолженность и др.).

Из всех видов ресурсов особая роль принадлежит трудовым ресурсам, поскольку именно они призваны соединить материальные и финансовые факторы производственного процесса. От качества и эффективности их использования во многом зависят результаты деятельности организаций и их конкурентоспособность. Трудовые ресурсы характеризуются возрастом, стажем работы, профессиональным составом, уровнем квалификации, интересами и т.д.

Как известно, важнейшей чертой рыночной системы хозяйствования является развитие товарно-денежных отношений. Следовательно, движение факторов производства (земли, рабочей силы, средств производства и др.) опосредствуется с помощью наличных и безналичных денег, а также других финансовых инструментов. Эти денежные средства в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства, представляют собой финансовые ресурсы. Формирование финансовых ресурсов торговых организаций осуществляется как из внутренних источников, образующихся за счет собственных и приравненных к ним средств и связанных с результатами хозяйственной деятельности, так и внешних, мобилизуемых на финансовом рынке и поступающих в порядке перераспределения. Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления. Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены, в первую очередь, заемными средствами в виде краткосрочных и долгосрочных кредитов банков. В составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, важная роль принадлежит паевым взносам.

Важным звеном внутренней среды также выступает культура организации, которую следует рассматривать как систему коллективных ценностей, убеждений, традиций и норм поведения. Они должны учитываться каждым работником и способствовать достижению поставленных целей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.