Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вывод по главе.






Заключение

Обучение орфографии и пунктуации в школе имеет давнюю традицию, и, тем не менее его результаты часто разочаровывают и учителей, и учащихся, и родителей, и общество в целом.

При анализе научно-методической литературы и работы в школе, были сделаны выводы, что применение традиционных упражнений не всегда эффективны в обучении. Пунктуационно-орфографический тренинг может служить хорошим методом формирования правописной грамотности школьников в системе современного лингвистического образования. Это определило актуальность нашей работы и выбор ее темы.
В ходе данного исследования были решены все задачи, поставленные во введении.

В ходе данного исследования были решены все задачи, поставленные во введении. Были рассмотрены точки зрения различных методистов, занимающихся проблемой обучения орфографии и пунктуации. С опорой на классические труды в методике правописания учеными не только осознана органическая связь правописания и грамматики, но и разработано глубокое психологическое и лингвометодическое обоснование процесса формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков на основе грамматических знаний (Д. Н. Богоявленский, П. Я. Гальперин, A. M. Пешковский, М. В. Ушаков, Д. И. Тихомиров, Н. С. Рождественский, Н. Н. Алгазина, А. В. Текучев М. Р. Львов, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, М. М. Разумовская и др.). В психологических и методических исследованиях сформулировано определение навыка как «автоматизированного комплекса сознательного действия» (С. Л. Рубинштейн, К. Н. Корнилов, Б. М. Теплов, Т. Г. Егоров, А. В. Запорожец, П. И. Иванов), а также описаны общие закономерности формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков (А. М. Пешковский, С. П. Редозубов, Д. Н. Богоявленский, Н. Н. Алгазина, Н. С. Рождественский, П. Я. Гальперин, С. Ф. Жуйков, Г. И. Блинов). В методику орфографии введено понятие орфограмма (М. В. Ушаков, В. Ф. Иванова, М. М. Разумовская) и её опознавательных признаков (Н. Н. Алгазина), и на основе этих обобщенных понятий построено обучение орфографии в современной школе. В методике пунктуации по аналогии появляется понятие пунктограмма и опознавательные признаки пунктограммы (Г. И. Блинов). Ученые рассмотрели понятие орфографическая зоркость учащихся и описали пути её формирования (М. В. Ушаков, М. Р. Львов, В. В. Бабайцева, П. С. Жедек, В. В. Репкин, М. М. Разумовская и др.). В психолого-педагогической и методической литературе исследованы и описаны условия, препятствующие образованию необходимых орфографических ассоциаций при выработке навыка правописания отдельных орфограмм (Д. Н. Богоявленский), и на этой основе сформировано понятие варианта орфограммы (Н. Н. Алгазина, Н. С. Рождественский). Сформулирована и подвергнута всестороннему изучению проблема обобщения материала в процессе изучения орфографии и пунктуации (Л. И. Божович, Д. Н. Богоявленский, А. Н. Гвоздев, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Е. Г. Шатова, Л. В. Селезнёва, Л. Г. Вяткин и др.).

Исследовав данную проблему, я убедилась в том, что среди причин недостаточной эффективности традиционного преподавания – однообразие упражнений, выполняемых на протяжении нескольких лет (перепишите, вставьте, подчеркните) и невозможность постоянного контроля за качеством их выполнения. Эти причины поможет устранить новый подход в методике преподавания русского языка - пунктуационно-орфографический тренинг.

Тренинг ни в коем случае нельзя рассматривать как возможную замену сборника упражнений. Прежде всего, изучение русского языка отнюдь не сводится к выработке правописных навыков, а пунктуационно-орфографический тренинг, с его сугубо практической направленностью, не включает ни систематического изложения теоретических вопросов, ни упражнений на усвоение тех или иных лингвистических понятий. Но даже при освоении именно орфографии неправильно было бы видеть в правописном тренинге единственный источник знаний, умений и навыков. Его использование не отменяет систематического изучения правил, обращения к различного рода словарям и справочникам.

Возникает естественный вопрос: на какой из ныне действующих комплексов рассчитан пунктуационно-орфографический тренинг, какой из трех самых распространенных программ по русскому языку соответствует? Ответ такой: правописной тренинг равно пригоден для работы по любой из программ, поскольку самые существенные расхождения между ними связаны с разной трактовкой вопросов теории и с разной последовательностью изучения тем, а правила орфографии и пунктуации едины для всех. Разумеется, возникают несовпадения в терминах. Например, в одних учебниках слова никогда, кое-где называют наречиями, в других – местоимениями; кое- и ни- в школьных учебниках считают приставками, а в справочнике по правописанию и литературной правке Д.Э.Розенталя - частицами.

В пунктуационно-орфографическом тренинге задания и подсказки к упражнениям сформулированы так, что их практический смысл понятен при любой из точек зрения.

 

Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки. Выделите все частицы и приставки, в которые превратились отрицательные частицы.

 

Подсказка. НЕ – отрицательная частица, она меняет смысл высказывания на противоположный. НИ усиливает отрицание и обычно пишется, если в предложении уже есть НЕ при сказуемом. (Это верно и для приставок НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и наречиях, и для повторяющегося сочинительного союза НИ – НИ: не съел ни крошки; не вернул ничего; нечего возвращать; не надел ни шубы, ни шапки ( ср. надел и шубу и шапку).

Таким образом, исследовав данную проблему можно сделать такой вывод, что пунктуационно-орфографический тренинг

Тренинг по орфографии и пунктуации:
предложения повышенной сложности

Предлагаем вашему вниманию комплект предложений повышенной сложности, которые можно использовать в старших классах для тренинга по орфографии и пунктуации.

Перед началом выполнения работы можно дать ученикам минимальные советы по работе с предложениями такого типа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.