Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем учебной дисциплины и виды учебной работы






№ п/п Вид учебной работы Количество часов
1. Максимальная учебная нагрузка (всего)  
2. Обязательная аудиторной учебная нагрузка (всего)  
  в том числе:  
  практические занятия  
3. Дополнительная работа над завершением программного задания под руководством преподавателя (всего)  
  практические занятия  
4. Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
  домашние работы  
5. Итоговая аттестация в форме четвертных, семестровых просмотров (экзаменов)

2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Рисунок»

№ п/п Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уро-вень осво-ения  
Всего Обязательные, включая дополнительную работу над завершением программного задания под руководством преподавателя Самостоя-тельная работа обучаю-щихся  
1 2 3 4 5 6 7  
    I курс, 1 семестр          
1. Тема № 1. Вводная беседа о рисунке. Зарисовки предметов быта. Роль и значение рисунка в процессе обучения. Рисунок с натуры, как основа реалистического изображения. Задачи курса рисунка. Распределение материала по годам обучения. Зарисовки предметов быта. Материал – графитный карандаш. Размер ¼ листа. Задача – приобретение навыков рисования с натуры. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта, задачи: приобретение навыков рисования с натуры.       1, 2  
2. Тема № 2. Линейно-конструктивный рисунок натюрморта из 2 геометрических тел (параллелепипед с лежащим цилиндром). Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Передача легкой светотени. Задача – передача взаимного расположения предметов, положения их в пространстве и по отношению к линии горизонта, определение местонахождения собственных и падающих теней, передача конструкции предметов. Доп. работа: зарисовки академической постановки с различных точек. Задача: развить у учащихся пространственное мышление, решение пространственных задач. Домашнее задание: изображение предметов геометрической прямоугольной формы на разных уровнях. Задача: верная передача перспективных сокращений, линии горизонта и точки схода. Самостоятельная работа: изображение предметов домашнего обихода, задача: закрепление знаний и навыков, полученных на академическом задании.       1, 2, 3  
3. Тема № 3. Линейно-конструктивный рисунок натюрморта из 3 геометрических тел (куб, конус, 6-гранник). Натюрморт, включающий куб, призму, пирамиду или цилиндр ставятся ниже уровня горизонта. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Передача легкой светотени. Задача – передача взаимного расположения предметов, положения их в пространстве и по отношению к линии горизонта, определение местонахождения собственных и падающих теней, передача конструкции предметов. Примечание: предварительно выполнить на полях листа наброски группы предметов для нахождения лучшей композиции. Доп. работа: изображение тел вращения (конус, шар, цилиндр), задача: зарисовки группы предметов для лучшего решения композиции натюрморта. Домашнее задание: изображение предметов круглой формы, задачи: определение светотеневой градации. Самостоятельная работа: изображение предметов домашнего обихода, задача: для лучшего решения перспективного сокращения, степень сокращения овалов в зависимости от линии горизонта.       1, 2, 3  
4. Тема № 4. Тональный рисунок натюрморта с гипсовым шаром и небольшим предметом (спичечный коробок). Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное. Задача – тональными средствами вылепить сферическую поверхность шара в пространстве с четким делением на тень, свет, полутень, рефлекс. Примечание: рядом с шаром следует положить спичечную коробку для более точного определения величины шара и его положения на плоскости, ощущения его материальности. В этом задании следует усилить внимание к владению штрихом, умению решить большое пространство фона, не оставляя белых полей и т.д. Доп. работа: зарисовки шара, задачи: освоение техники штриховки предметов круглой формы. Домашняя работа: зарисовки предметов быта шарообразной формы. Задачи: научиться пластическому освоению сложной объемной формы. Самостоятельная работа: рисунки овощей и фруктов различными материалами (уголь, сангина, цв. карандаш), задача: лепка формы предметов тоном.       1, 2, 3  
5. Тема № 5. Тонально-конструктивный рисунок складок висящей драпировки. Драпировка прикреплена к стене в двух точках на разной высоте. Рисунку предшествует беседа о складках, о характере складок ткани (свободновисящие, обвертывающие, натяжные и пр.) в зависимости от формы предмета, на котором находится ткань и т.д. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное. Задача – передача характера складок ткани, их формы, провисание складок. Определение плоскости стены, на которой повешена ткань. Выявление пространства в драпировке и объема складок. Доп. работа: рисунки складок. Задача: выявление различия распределения светотени на разных типах складок. Домашняя работа: складки, задачи: тон и пространство (техника и смягчение тона). Самостоятельная работа: рисунки различного типа складок (обмотанная форма, драпировка на шаре, радиальные складки (рубашка, блузка, скомканная, смятая драпировка), задача: передача характера складок, закрепление изученного материала.       1, 2, 3  
6. Тема № 6. Тонально-конструктивный рисунок гипсовой вазы с драпировкой. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное со средой. Задача – закрепление знаний, полученных в процессе рисования геометрических тел и складок ткани. Взаимодействие предметов друг с другом. Доп. работа: зарисовки гипсовой вазы в разных положениях много ниже линии горизонта. Задача: грамотный рисунок при ясной перспективе. Домашняя работа: зарисовки домашних предметов (ваза, горшок) с четко выраженной симметрией. Задача: закрепление знаний, полученных в процессе рисования тел вращения. Самостоятельная работа: рисование предметов сложной формы, конструктивное решение.       1, 2, 3  
7. Тема № 7. Линейно-конструктивный рисунок розетки (симметричный). Выполняются два рисунка. 1 задание: линейно-конструктивным методом построить розетку. 2 задание: линейно-конструктивное решение со светотенью. Освещение искусственное. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное со средой. Задача – построение орнамента и передача пластической формы. Доп. работа: зарисовки с натуры розетки, задачи: выявление характера конкретного предмета с его пропорциональными характеристиками. Домашняя работа: зарисовки розетки в различных ракурсах. Задачи: изучение конструктивного построения с помощью линейной перспективы. Самостоятельная работа: рисунок розетки по памяти, задача: передача сложной формы, конструктивных плоскостей объема.       1, 2, 3  
8. Тема № 8. Линейно-конструктивный рисунок гипсовой капители в ракурсе (дорическая капитель). Капитель ионического или дорического ордера ставится под наклоном, в ракурсе. Рисунок носит кратковременный характер. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – конструктивное с передачей легкой светотени. Задача – правильное построение капители линейно-конструктивным методом. Умение анализировать сложную форму, согласуя её с наклонной центральной осью. Доп. работа: рисунок капители в различных ракурсах, задачи: выполнение конструктивного построения, изучение пропорциональных взаимодействий частей формы. Домашняя работа: рисунки гипсовой капители. Задачи: развить у учащихся активное восприятие сложной формы. Самостоятельная работа: нарисовать фронтальное изображение капители, схематическое пропорционирование. Задача: формирование у учащихся аналитического мышления.       1, 2, 3  
9. Тема № 9. Тональный рисунок асимметричного гипсового орнамента растительного характера Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное со средой. Задача – построение асимметричного орнамента, передача красоты и выразительности пластической формы орнамента. Передача объема орнамента с помощью тона. Передача большой формы с внимательной проработкой объема без нарушения целого. Доп. работа: кратковременный рисунок ассиметричного орнамента. Задачи: научиться пластическому освоению сложной рельефной формы. Домашняя работа: зарисовки в параллельных аудиториях ассиметричного орнамента. Задача: закрепление знаний и умений последовательного ведения работы. Самостоятельная работа: рисунок по памяти (ассиметричный орнамент). Задачи: правильное определение и построение основных масс сложной формы орнамента.       1, 2, 3  
Итого:       -  
    I курс, 2 семестр          
10. Тема № 10. Зарисовки предметов быта. Материал – графитный карандаш. Размер ¼ листа. Задача – закрепление навыков рисования с натуры. Самостоятельная работа: зарисовки предметов сложной формы. Задачи: линейно-конструктивное решение формы (сквозная прорисовка), передача линейно-воздушной перспективы, пространства.       1, 2, 3  
11. Тема № 11. Тональный рисунок натюрморта в интерьере мягким материалом. Предметами натюрморта могут быть: крупная гипсовая ваза, драпировка со складками, книга, скрипка, домбра, ноты и драпировка. Материалы – соус, сепия. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное. Задача – композиционное решение натюрморта в пространственной среде с выявлением главного. Самостоятельная работа: зарисовки натюрмортов из предметов быта с драпировкой на предмете. Задача: обратить внимание на главное и второстепенное, усилить роль композиции. Передать материальность предметов и драпировки. Активнее использовать тонированную бумагу.       1, 2, 3  
12. Тема № 12. Тональный рисунок тематического натюрморта из бытовых предметов с фактурой (и гипсовым предметом). Предметы, входящие в натюрморт, должны быть различны по форме, тону и материалу, но объединены смыслом. Материалы – соус, сепия, графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение тональное. Задача – композиционное решение натюрморта в пространственной среде с выявлением главного. Передача общего состояния и материальности. Самостоятельная работа: зарисовки натюрмортов из предметов быта с драпировкой на предмете. Задача – передать характер складок, возникающих в зависимости от формы предмета. Подчеркнуть места соприкасания драпировки и формы.       1, 2, 3  
13. Тема № 13. Линейно-конструктивный рисунок гипсовой маски тигра.   Материалы – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение конструктивное с передачей легкой светотени. Задача – построение маски линейно-конструктивным методом с введением светотени, подчеркивающей большую форму, рисунок является переходным этапом к рисованию гипсовой головы человека. Самостоятельная работа: многочисленные зарисовки маски тигра в различном положении и ракурсах. Задачи: рисование парных форм, передача сложной пластики симметричной формы. По окончании зарисовок попрактиковаться в рисовании по памяти (на построение)       1, 2, 3  
14. Тема № 14. Гипсовая голова, беседа. Линейно-конструктивный рисунок обрубовочной головы и черепа.   Необходимо провести беседу о строении, пропорциях и методах рисования гипсовой головы. Беседа о строении головы человека и о её изображении. Беседа проводится с показом черепа, гипсовых античных слепков, выполненных рисунков и других пособий. Большая форма головы. Профильная линия. «Крестовина» - линия, идущая сверху в низ и делящая голову на две симметричные части и пересекающая её линия, идущая через слезники. В процессе объяснения учащиеся выполняют кратковременный рисунок голов, зарисовывают принципиальную схему её построения. Размер ¼ листа. Рисунок обрубовочной головы и черепа на одном листе. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Задача – линейно-конструктивным методом с введением светотени построить обрубовочную голову и череп. Примечание: это задание необходимо также выполнить по памяти, чтобы учащиеся не только умели рисовать с натуры, но и запоминать анатомическое строение черепа и сокращение планов в пространстве. Самостоятельная работа: зарисовки обрубовочной головы и черепа в разных положениях.       1, 2, 3  
15. Тема № 15. Линейно-конструктивный рисунок гипсовой греческой головы в 2-3 поворотах. На одном листе бумаги нужно скомпоновать два – три рисунка. При рисовании головы следует акцентировать внимание учащихся на конструктивно-анатомическом анализе формы. Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение конструктивное с передачей легкой светотени. Самостоятельная работа: зарисовки черепа и анатомической головы, задача: уметь рисовать череп человека в любом повороте и ракурсе. Конструктивное понимание и изображение черепа и анатомической головы в основных характеристиках формы, (опираться на Г. Баммеса).       1, 2, 3  
16. Тема № 16. Линейно-конструктивный рисунок гипсовой греческой головы. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – искусственное, верхнее – боковое. Решение конструктивное с легкой светотенью. Задача – передача большой формы и характера головы. Самостоятельная работа: рисование гипсовых слепков частей лица (нос, губы, ухо, глаза), задача: изображение частей лица головы Давида следует решать линейно-конструктивным методом.       1, 2, 3  
17. Тема № 17. Тонально-конструктивный рисунок женской гипсовой греческой головы. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – искусственное, верхнее – боковое. Решение конструктивное с легкой светотенью. Задача – передача большой формы и характера головы. Самостоятельная работа: рисование гипсовых античных голов и масок (женская, мужская) стоящих в натурных постановках учебных классов (Апоксиомен, Аполлон, Диана, Венера и т.д.). Задача: решение конструктивное с легкой светотенью большой формы головы с ясно выраженными пропорциями. Увязки частей лица с общей формой головы.       1, 2, 3  
Итого:       -  
    II курс, 3 семестр          
18. Тема № 18. Наброски   Материал – графитный карандаш. Размер ¼ листа. Задача – ознакомление с головой человека, анализ большой формы. Самостоятельная работа: выполнение краткосрочных зарисовок головы человека используя линию и пятно. цель- изучение пропорций       1, 2, 3  
19. Тема № 19. Рисунок гипсовой античной головы в двух поворотах   На одном листе бумаги выполняются два рисунка с натуры. Учащиеся, рисуя голову, периодически пересаживаются так, чтобы попеременно видеть голову в фас и в профиль. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение конструктивное с легкой светотенью. Задача – проследить за сокращением формы в зависимости от поворота, передать пропорции головы, её характер. Третий рисунок рекомендуется сделать в третьем ракурсе по представлению. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок с гипсовых голов (Диана, Венера) в различных поворотах. рисунки линейно-конструктивные с условным тоном. Задачи- закрепление навыков в передаче пропорций головы человека при перспективных сокращениях, сохраняя характерные черты модели.       1, 2, 3  
20. Тема № 20. Рисование гипсовых слепков частей лица (нос, губы, ухо, глаза) На одном листе бумаги нужно скомпоновать два – три рисунка. При рисовании частей лица следует акцентировать внимание учащихся на конструктивно-анатомическом анализе формы. Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение конструктивное с передачей легкой светотени. Самостоятельная работа: выполнение линейно-конструктивных зарисовок с каждой отливки частей лица (нос, глаза, ухо) Задвчи- закрепление навыков в анализе сложных форм с разных углов зрения.       1, 2, 3  
21. Тема № 21. Рисунок античной гипсовой головы Дорифор, Диадумен, Апоксиомен. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – искусственное, верхнее – боковое. Решение конструктивное с легкой светотенью. Задача – решение большой формы головы с ясно выраженными пропорциями. Увязка частей лица с общей формой головы. Детальная проработка формы. Самостоятельная работа: Выполнение нескольких зарисовок гипсовых голов. Задачи- закрепление навыков в передаче пропорций, подчинение мелких форм крупным.       1, 2, 3  
22. Тема № 22. Рисунок гипсовой головы Сократа   Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – тональное. Освещение – верхнее, боковое. Задача – размещение головы в листе бумаги – композиционное решение; умение подчеркнуть детали в большой форме; передача характера и гипса. Рисунок выполняется с фоном. Самостоятельная работа: Выполнение краткосрочных зарисовок с гипсовой головы Сократа. Задачи- закрепление навыков в передаче пропорций и характера модели.       1, 2, 3  
23. Тема № 23. Рисунок гипсовой головы Гомера   Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – тональное. Освещение – верхнее, боковое. Задача – закрепить полученные знания. Решение большой формы головы с ясно выраженными пропорциями; умение подчеркнуть детали в большой форме; передача характера и гипса. Рисунок выполняется с фоном. Самостоятельная работа: Выполнение краткосрочных зарисовок с гипсовой головы Гомера. Задачи- закрепление навыков в передаче пропорций и характера модели.       1, 2, 3  
24. Тема № 24. Рисунок крупной гипсовой головы (Зевс, Геракл)   Контрольное задание. Этим заданием учащиеся заканчивают знакомство с гипсовой головой. Поэтому рисунок должен отвечать всем требованиям рисования гипсовой головы, тональными средствами. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное. Задача – это задание должно вмещать в себя все задачи, поставленные в 3 семестре. Самостоятельная работа: выполнение нескольких зарисовок крупной головы. Задачи- закрепление навыков в работе с крупными формами, в умении подчинить мелкие формы крупным.       1, 2, 3  
Итого:       -  
    II курс, 4 семестр          
25. Тема № 25. Вводная беседа. Голова человека (наброски) Провести беседу о строении и характере живой головы. Для беседы подобрать две модели разнохарактерного строения. Объяснить учащимся сходство и различие моделей. Материал – графитный карандаш. Задача – передача строения и характера живой головы. Самостоятельная работа: выполнение множества краткосрочных зарисовок с головы человека. Задачи- формирование навыков в передаче характерных пропорций модели       1, 2, 3  
26. Тема № 26. Рисунок черепа человека в двух поворотах   На одном листе выполняются два рисунка черепа в разных поворотах (фас, три четверти, профиль). Проводится беседа о его конструкции. Два часа отводится на наброски черепа. Материал – графитный карандаш. Решение – конструктивное, без фона. Задача – уметь рисовать череп человека в любом ракурсе и повороте. Конструктивное понимание строение черепа человека в основных характеристиках. Светотеневое решение пластической формы черепа. Практическое закрепление материала, пройденного в курсе пластической анатомии. Самостоятельная работа: выполнение многочисленных зарисовок черепа человека в разных положениях с минимальным использованием тона. Задачи- закрепление навыков в рисовании черепа человека, анализе больших конструктивных форм в перспективе.       1, 2, 3  
27. Тема № 27. Рисунок головы натурщика в двух поворотах На одном листе выполняются два рисунка с натуры. Учащиеся попеременно рисуют голову в фас и в профиль. Материал – графитный карандаш. Решение – конструктивное, без фона. Задача – передача характера модели в двух поворотах, проследить за сокращением основных форм головы и сокращением их в перспективе. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок головы одной модели в разных поворотах. Задачи- закрепление навыков в передачи характерных пропорций с разных точек зрения с учетом перспективных сокращений.       1, 2, 3  
28. Тема № 28. Рисунок анатомической головы Гудона и черепа в том же повороте   Выполняются на одном листе бумаги в том же повороте. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – конструктивное. Освещение – сверху, спереди, не дающее больших падающих теней. Задача – композиционное расположение головы и черепа на листе. Построение анатомической головы Гудона и черепа. Определение основных плоскостей, создающих поверхность черепа и её частей. Нахождение светотенью границ перелома формы (гребень формы). Самостоятельная работа: выполнение линейно-конструктивных зарисовок анатомической головы Гудона и черепа в одинаковом положении. Задачи- закрепление навыков а анализе анатомической формы головы и черепа.       1, 2, 3  
29. Тема № 29. Рисунок головы натурщика   Модель подбирается с крупными чертами лица. Материал – графитный карандаш. Решение – конструктивное, с легкой светотенью. Задача – передача большой формы головы без лишних деталей, конструктивно-объемным методом с введением светотени. Самостоятельная работа: выполнение нескольких краткосрочных зарисовок головы человека, используя линию и легкий тон. Задачи- закрепление навыков в изображении головы человека с передачей характерных пропорций.       1, 2, 3  
30. Тема № 30. Рисунок головы натурщика в платке или головном уборе   Платок или косынка помогают учащимся увидеть большую форму головы без лишних деталей. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – тональное. Задача – передача характера модели и складок платка, подчеркивающих большую форму головы. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок головы человека в головном уборе с легким тоном. Задачи- закрепление навыков в изображении анатомически правильной формы головы модели, подчиняя детали большой массе, обобщенной головным убором.       1, 2, 3  
31. Тема № 31. Рисунок анатомической полуфигуры человека Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – конструктивное, с передачей легкой светотени. Освещение – верхнее – боковое. Задача – изучение мышц, связь головы и шеи с плечевым поясом. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок с гипсовой полуфигуры и с полуфигуры натурщика. Задачи- закрепление и дальнейшее освоение материала по анатомии человека на примере гипсовой и живой модели. Особое внимание в зарисовках уделяется участкам сочленения форм       1, 2, 3  
32. Тема № 32. Рисунок головы натурщика с плечевым поясом   Модель ставится обнаженной по пояс или в майке. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Решение – конструктивное, с передачей легкой светотени. Освещение – естественное. Задача – связь головы и шеи с плечевым поясом. Изучение мышц методом конструктивно-аналитического анализа формы. Самостоятельная работа: выполнение линейно-конструктивных и тональных зарисовок с головы и плечевого пояса натурщика, уделяя особое внимание сочленению головы и шеи.       1, 2, 3  
  Тема № 33. Рисунок обнаженной полуфигуры. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее - боковое. Решение – тональное. Задача – определить основные пропорции человека, выявить характер модели и объем полуфигуры тоном.       1, 2, 3  
Итого:       -  
    III курс, 5 семестр          
34. Тема № 34. Вводная беседа. Фигура человека   Модель ставится обнаженной по пояс или в майке. Беседа о строении и пропорциях человеческого тела. Наброски с обнаженной мужской фигуры человека с натуры. За отведенное время учащиеся должны выполнить два кратковременных рисунка по 1 часу, ряд набросков – от 5 до 15 минут. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – естественное. Задача – найти движение фигуры, определить основные пропорции человека. Доп. работа: наброски-зарисовки с модели на движение и постановку ф. на плоскость. Домашнее задание: изучение – копирование с пособий по пластической анатомии Г. Баммеса       1, 2, 3  
35. Тема № 35. Рисунок скелета человека в 2 положениях   Объект постановки: скелет фигуры человека. Выполняются два рисунка на одном листе: вид спереди – 10 часов, вид со спины – 10 часов. Материал – графитный карандаш. Размер – 1 лист. Освещение – естественное. Решение – конструктивное с передачей легкой светотени. Задача – практическое закрепление знаний по пластической анатомии. Доп. работа: наброски-зарисовки со скелета в разных положениях. Домашнее задание: изучение – копирование с пособий по пластической анатомии Г. Баммеса       1, 2, 3  
36. Тема № 36. Рисунки частей тела человека (верхние конечности, нижние конечности)   Рисунок верхних конечностей. На одном листе нужно скомпоновать руку натурщика и в том же положении скелет руки. В случае, когда педагог не может найти модель с достаточно ясно выраженной формой, он может использовать гипсовые слепки. Рисование стопы, голени и коленного сустава. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – естественное. Решение – конструктивное с передачей легкой светотени. Задача – основная задача направлена на изучение скелета и мышц человека, а также их рисование в дальнейшем по памяти.       1, 2, 3  
37. Тема № 37. Анатомическая фигура Гудона без вытянутой руки (2 задания)   Выполняются 2 задания: вид спереди, вид со спины. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – естественное. Решение – тональное. Задача – пластическое построение фигуры, изучение мышц, лепка формы основных масс фигуры.       1, 2, 3  
38. Тема № 38. Рисунок головы натурщика Материал – графитный карандаш. Размер – ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное. Задача – закрепление знаний, полученных при рисовании живой головы. Задача может быть усложнена, если натура имеет характерные черты лица. Натурщик не просто модель, а человек с определенным характером. Доп. работа: конструктивно-пластические зарисовки голов в разных положениях. Самостоятельная работа: копирование с анализом конструктивного построения с пособий.       1, 2, 3  
39. Тема № 39. Рисунок одетой мужской полуфигуры с руками   Модель ставится таким образом, чтобы выявить голову и кисти рук. Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – верхнее - боковое. Решение – тональное. Задача – выявление главного с внимательной проработкой головы и кислей рук, выявление характера модели и объема полуфигуры тоном.       1, 2, 3  
Итого:          
    III курс, 6 семестр          
40. Тема № 40. Наброски фигуры человека Материал – на выбор. Размер – ¼, 1/8 листа. Задача – приобретение навыков рисования фигуры человека с натуры. Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.       1, 2, 3  
41. Тема № 41. Рисунок обнаженной фигуры человека с врисовыванием скелета Натурщик ставится в простой позе с опорой на одну ногу. Примечание: сначала делается рисунок с фигуры натурщика. При рисовании модели нужно акцентировать внимание на те места, где кости скелета подходят к кожному покрову и наиболее полно определяют форму; затем производится врисовывание скелета (основных анатомических узлов). При выполнении этого задания учащиеся должны пользоваться скелетом и анатомическими рисунками. Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее. Решение – конструктивное с передачей легкой светотени. Задача – учащийся должен изучить, в какой степени взаимосвязь скелета и мышц определяет форму человеческого тела. Подводятся итоги знаний учащихся по пластической анатомии. Доп. работа: наброски-зарисовки с фигуры человека и скелета человека. Самостоятельная работа: наброски и зарисовки, копии с пособий по пластической анатомии, включая рис. Отдельных частей фигуры человека.       1, 2, 3  
42. Тема № 42. Рисунок одетой и обнаженной фигуры в одной и той же позе Для одетой и обнаженной фигуры ставится модель в легком платье типа «туники». Движение фигуры должно быть не сложным, но выразительным, чтобы складки лежали свободно и подчеркивали форму фигуры. В начале учащиеся рисуют обнаженную фигуру, затем выполняют рисунок одетой фигуры в том же положении, проверяя и корректируя его по обнаженной модели. Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – искусственное, не контрастное. Решение – тональное. Задача – изучение и расположение складок на фигуре человека. Рекомендуется чередовать рисунок с обнаженной и одетой фигуры. Доп. работа: наброски-зарисовки складок одежды, определяющих строение человеческого тела. Самостоятельная работа: копии с работ и пособий, изображающих человека в одежде.       1, 2, 3  
43. Тема № 43. Рисунок головы натурщика Материал – графитный карандаш. Размер – ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное. Задача – закрепление знаний, полученных при рисовании живой головы. Задача может быть усложнена, если натура имеет характерные черты лица. Натурщик не просто модель, а человек с определенным характером. Доп. работа: конструктивно-пластические зарисовки голов в разных положениях. Самостоятельная работа: копирование с анализом конструктивного построения с пособий.       1, 2, 3  
44. Тема № 44. Рисунок обнаженной мужской фигуры Фигура ставится в простой спокойной позе с опорой на одну ногу. Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее. Решение – тональное. Задача – четкая постановка фигуры на плоскости, связав следки с постаментом или полом. Передать движение и живую форму с её пластическими особенностями. Доп. работа: наброски по изучению постановки с разных положений. Самостоятельная работа: копирование-изучение, наброски-зарисовки как одетой, так и обнаженной фигур.       1, 2, 3  
45. Тема № 45. Рисунок гипсовой фигуры (Венера, Раб - Микеланджело) Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное с фоном. Задача – найти движение и пропорции фигуры, выявить крупные формы тональными средствами. Доп. работа: зарисовки по изучению модели, включая отдельные части гипсовой фигуры. Самостоятельная работа: копирование образцов мирового искусства.       1, 2, 3  
46. Тема № 46. Рисунок обнаженной женской фигуры Фигура ставится в простой спокойной позе с опорой на одну ногу. Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное. Задача – внимательная проработка основных узлов человеческого тела. Передача пластических особенностей женской модели. Доп. работа: наброски-зарисовки с обнаженной модели. Самостоятельная работа: копирование образцов мирового искусства, наброски с живой модели.       1, 2, 3  
47. Тема № 47. Рисунок одетой фигуры человека в неглубоком пространстве Материал – графитный или угольный карандаш. Размер – по указанию педагога. Освещение – верхнее. Решение – тональное с фоном. Задача – проверка всех знаний и практических навыков за 3 курс. Итоговое задание. Доп. работа: зарисовки по компоновке постановки, по изучению складок, подчеркивающих фигуру. Самостоятельная работа: копирование образцов одетой фигуры, зарисовки-наброски с одетой фигуры.       1, 2, 3  
Итого:          
    IV курс, 7 семестр          
48. Тема 48. Наброски и кратковременные рисунки обнаженной фигуры человека Под руководством преподавателя выполняются наброски и зарисовки обнаженной и одетой фигуры человека в качестве подготовительной работы к будущим учебным заданиям. Материал свободный, размер листа определяется рисующим.       1, 2, 3  
49. Тема № 49. Рисунок обнаженной фигуры в ракурсе Выполняется кратковременный рисунок фигуры в сильном ракурсе. В работе над композицией, особенно при зарисовках и в набросках, учащимся приходится часто сталкиваться с ракурсом. Модель должна быть расположена выше линии горизонта рисующих. Материал – графитный карандаш. Размер – ½ листа. Освещение – естественное. Решение – конструктивное с намеченной светотенью. Задача: грамотно построить фигуру человека с учетом ракурса, применяя знания линейной перспективы. Дополнительная работа: передача объема фигуры и пространства в постановке. Домашнее задание: наброски обнаженной фигуры человека в ракурсе. Самостоятельная работа: выполнение композиционной зарисовки с разных ракурсов. Формат А3, А4.       1, 2, 3  
50. Тема № 50. Рисунок головы натурщика Постановка должна носить тематический характер (рыбак, лесоруб, актер и т.д.). Материал – свободный. Размер – ½ листа. Освещение – в зависимости от характера постановки. Решение – тональное. Задача: передать характер модели, грамотное композиционное решение постановки. Дополнительная работа: Образное решение портрета. Домашнее задание: краткосрочные зарисовки головы человека. Самостоятельная работа: предварительнаякомпозиционная зарисовка. Формат А4.       1, 2, 3  
51. Тема № 51. Рисунок одетой фигуры в интерьере Фигура может быть поставлена в аудитории, коридоре, вестибюле и должна быть подчинена интерьеру. При решении этой задачи нужно помнить, что фигура является как бы масштабом интерьера. Материал – по указанию педагога. Размер – ½ листа. Освещение – естественное. Решение – тональное. Задача: грамотно нарисовать фигуру и вписать её в пространство интерьера. Дополнительная работа: передача связи фигуры с окружающим пространством за счет мягких касаний с фоном. Домашнее задание: зарисовки одетой фигуры мягким материалом. Самостоятельная работа: тональный эскиз постановки с разных ракурсов. Формат А3, А4.       1, 2, 3  
52. Тема № 52. Рисунок обнаженной женской фигуры Постановка ставится в сложном движении (Винт). Модель ставится так, чтобы движение её основных осей постепенно закручивалось в одну сторону, кроме головы с шеей, которые уравновешивают движение фигуры. Материал – графитный карандаш. Размер – ½ листа. Освещение – верхнее, боковое. Решение – тональное. Задача – объемно-конструктивным методом передать движение фигуры и определить основные оси. Необходимо обратить внимание на направление осей таза и плечевого пояса и выделить опорные моменты при помощи тональных акцентов. Дополнительная работа: передача объема фигуры тоном. Домашнее задание: наброски обнаженной фигуры в движении. Самостоятельная работа: композиционные зарисовки фигуры с разных сторон. Формат А4.       1, 2, 3  
  Тема № 53. Рисунок одетой полуфигуры с руками Желательно придать постановке смысловое значение (например: кружевница, каменщик, плотник с аксессуарами, присущими данным профессиям). Постановка не должна перегружаться большим количеством деталей, так как это отвлекает учащихся от основной задачи, в том числе композиционной. Материал – свободный. Размер – до 1 листа. Освещение – по усмотрению преподавателя. Решение – тональное. Задача: композиционно разместить в листе полуфигуру человека с предметом профессионального труда. Подчинить складки одежды строению человеческого тела. Тонально проработать рисунок. Дополнительная работа: передача материальности деталей постановки, используя все возможности мягкого материала. Домашнее задание: наброски и зарисовки одетой полуфигуры. Самостоятельная работа: композиционные тональные зарисовки полуфигуры (с руками). Формат А3, А4.       1, 2, 3  
  Тема № 54. Рисунок мужской обнаженной фигуры (итоговое задание) Материал – по указанию преподавателя. Размер – до 1 листа. Освещение – верхнее - боковое. Решение – тональное с фоном. Задача: в этом задании учащиеся должны продемонстрировать на практике итог приобретенных знаний в работе над обнаженной фигурой человека. Дополнительная работа: подведение рисунка к стадии завершенности за счет полного тонального разбора. Домашнее задание: наброски обнаженной фигуры человека. Самостоятельная работа: самостоятельное выполнение композиционного наброска. Формат А3, А4.         1, 2, 3  
Итого:       -  
    IV курс, 8 семестр          
56. Тема № 56. Наброски и кратковременные рисунки одетой и обнаженной модели Прежде, чем приступить к контрольным заданиям, учащимся представляется возможность улучшить профессиональную форму за счет набросков и коротких заданий, а также решить композиционно-пластические задачи: движение, отбор главного, силуэт, контраст, ритм. Во время набросков учащиеся используют графические средства: линия, светотень, пятно, а также умение пользоваться различными материалами: тушь, перо, кисть, карандаш, уголь, сангина, акварель.       1, 2, 3  
    Контрольные задания          
57. Тема № 57. Рисунок одетой фигуры Длительный рисунок. Тематическая постановка: охотник, шахтер, студентка и т.д. Материал, размер и освещение – по усмотрению преподавателя. Решение – тональное с фоном. Задача: выявить характер, пластику фигуры и ее связь с фоном. Дополнительная работа: выполнение полного тонального разбора постановки. Домашнее задание: наброски фигуры человека. Самостоятельная работа: предварительная тональная зарисовка постановки. Формат А3, А4.       1, 2, 3  
58. Тема № 58. Рисунок головы натурщика или натурщицы Материал – графитный карандаш. Размер ½ листа. Освещение – естественное. Решение – тональное с фоном. Задача: итог полученных знаний в рисовании головы. Дополнительная работа: образное решение портрета. Домашнее задание: зарисовки головы человека. Самостоятельная работа: выполнение самостоятельного композиционного наброска. Формат А3, А4.       1, 2, 3  
59. Тема № 59. Рисунок одетой полуфигуры (портрет с руками) Характер постановки зависит от модели. Материал – свободный. Размер ½ листа. Освещение – естественное. Решение – тональное с фоном. Задача: передать характер модели и связь основных узлов полуфигуры. Найти выразительное композиционное решение. Дополнительная работа: выявление объема полуфигуры тоном, передача материальности деталей постановки. Домашнее задание: наброски одетой полуфигуры человека. Самостоятельная работа: выполнение предварительной тональной зарисовки. Формат А3, А4.       1, 2, 3  
60. Тема № 60. Рисунок обнаженной фигуры человека (итоговое задание) Материал – графитный карандаш. Размер – до 1 листа. Решение – тональное с фоном. Итоговое задание. Задача: единство всех элементов рисунка: композиционное размещение фигуры; движение, пропорции, постановка фигуры на плоскости; конструктивно-анатомическая связь основных узлов фигуры; лепка формы тоном. В последних итоговых заданиях учащиеся показывают все знания и навыки, приобретенные за время учебы. Дополнительная работа: доведение рисунка до завершающей стадии за счет полного тонального разбора. Домашнее задание: наброски обнаженной фигуры человека. Самостоятельная работа: выполнение композиционного наброска. Формат А3, А4.       1, 2, 3  
    Итого:          
    Итого за весь период обучения:       -  

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

 

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.