Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Плохо - это хорошо






После серьезных разговоров о жизненной стратегии творческой личности, возникновении и гибели научных школ необходимо немного расслабиться - тем более, что через неделю нам предстоит беседа еще более серьезная: о судьбе цивилизации. Можно для развлечения рассказать несколько анекдотов о творческой фантазии (например, о том, как профессор Кох экзаменовал своего лаборанта), но я предлагаю поступить иначе. Каждый из вас знает не один десяток анекдотов. Так вот, любой анекдот создается по всем правилам РТВ - науки о развитии творческого воображения. Впрочем, рассказчики анекдотов об этом и не подозревают. Что такое анекдот? Это некая жизненная ситуация плюс неожиданность в финале. Предлагаю задание: вспомните ваш любимый анекдот и попробуйте ответить на вопрос - какой из уже известных вам приемов фантазирования был использован для создания финальной фразы?

Для примера - короткий анекдот, всего одна фраза: " Моя мечта - ограбить банк и оставить отпечатки пальцев своей тещи". Ограбление банка и отпечатки пальцев - ситуация стандартная, фантазии в ней не видно. Используем ПРИЕМ ВНЕСЕНИЯ: придадим данному объекту свойство другого объекта. Иными словами - обычно грабитель оставляет свои отпечатки пальцев. Значит, ситуация требует, чтобы это были отпечатки пальцев другого человека. Кого именно? Своего врага, конечно. А разве есть у мужчины больший враг, чем родная теща? …

Итак, " поверив алгеброй гармонию", попробуйте препарировать несколько анекдотов и отыскать использованный прием (впрочем, предупреждаю: после такой " операции" вы уже никогда над этим анекдотом не засмеетесь). А еще - попробуйте придумать анекдот сами. Возьмите стандартную ситуацию (" возвращается муж из командировки…") и примените любой из приемов развития творческой фантазии. Второе " задание для отдыха" проще первого и больше напоминает игру. Собирается вечером в салоне вся ваша большая семья, и вы начинаете: " Идет дождь. Это хорошо, потому что лучше растут цветы". Жена подхватывает: " Цветы растут лучше - это плохо, потому что, когда в квартире много цветов, начинает болеть голова". Дочь говорит: " Но когда болит голова - это хорошо, потому что тогда не нужно делать уроки". А сын продолжает " Если не нужно делать уроки - это плохо, потому что тогда меньше знаешь." Опять ваша очередь: " Меньше знать - это хорошо, потому что…"

Поняли принцип? Так и продолжаете " это хорошо потому, что… а это плохо потому, что…" И тянете цепочку до тех пор, пока не окажется, что для очередного раунда вы уже не в состоянии придумать логичной причины. Самая длинная из известных мне цепочек насчитывает около двухсот (!) звеньев, среди которых немало любопытных фантастических идей.

На одном из занятий по развитию воображения в Израиле было предложено тянуть цепочку, начиная с фразы: " Алия из России - это хорошо, потому что в страну приезжают замечательные специалисты". Это ведь очевидно, не так ли? Человек, незнакомый с методами РТВ, на этом утверждении останавливается, полагая, что открыл истину в последней инстанции. Но мир наш противоречив, и цепочку нужно тянуть дальше. Итак: " приезд замечательных специалистов - это плохо, потому что…" Почему? Да потому, например, что новый специалист нарушает сложившееся в обществе равновесие. Но - дальше: " равновесие в обществе - это хорошо, потому что" …

Дальше не продолжаю, играйте сами. Для справки: на том занятии по развитию воображения, о котором я упомянул, одно из звеньев цепочки (кажется, тридцатое по счету) оказалось таким: " Гибель динозавров - это хорошо, потому что…" От алии из России до гибели динозавров. И еще дальше - через полчаса дошли до сотворения мира, и кто-то заявил: " Сотворение мира - это плохо, потому что…" Тут наступило молчание, и люди разошлись по домам. Что ж, попробуйте начать с утверждения, что " алия - это хорошо" и дойти до " сотворение мира - это просто замечательно". А что получится, если начать с противоположного утверждения:

" алия - это плохо"?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.