Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Киров 2005






МетодИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По учебной практике

Студентов 4 курса обучения

по специальности 012400 «Микробиология»

специализация 012405 «Биотехнология»

 

Общие положения и порядок проведения

учебной практики

 

 

Киров 2005

Составители:

к.б.н., Лауреат Государственной премии РФ Г.В. Комоско;

д.т.н. А.А. Лещенко

 

В подготовке материалов принимали участие:

к.б.н. В.В. Шведов;

м.н.с. О.А. Чигринова

 

 

Рецензенты:

к.м.н., с.н.с., Лауреат премии Правительства РФ А.Н. Шевцов, начальник научного отдела НИИ микробиологии МО РФ;

к.т.н., с.н.с. С.С. Анкер, руководитель лаборатории госконтроля качества препаратов крови, кровезаменителей и консервирующих растворов Кировского НИИ гематологии и переливания крови.


 

Учебная практика студентов является частью образовательной программы профессионального высшего образования.

Основной целью проведения учебной практики по профилю специальности является: закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин: «Общая биология и микробиология», «Биохимия», «Теоретические основы биотехнологии», «Общая биотехнология», «Экобиотехнология», в условиях деятельности основных учебно-производственных участков (лабораторий) Межвузовского научно-исследовательского центра коллективного пользования Вятского государственного университета (МНИЦКП).

 

1. Цели и задачи практики:

 

  • приобретение первоначального практического опыта, развитие профессионального мышления, закрепление и расширение практических знаний в области биотехнологии, экономике производства и автоматизации технологических процессов;
  • овладение практическими навыками в самостоятельном выполнении ос­новных технологических операций процессов производства биологических препаратов и технике лабораторного анализа;
  • подробное ознакомление непосредственно на рабочих местах с технологическими процессами, оборудованием лабораторных корпусов и учебно-производственных участков (лаборатории) приготовления биологических препаратов МНИЦКП;
  • участие студентов в практической помощи производству (обследование отдельных операций производства и лабораторного анализа, рационализаторские мероприятия по выявлению узких мест и резервов производства, усовершенствование технологии и оборудования и др.);
  • формирование у студентов производственной культуры труда, бережного отношения к рабочему времени, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии;
  • сбор материалов для выполнения индивидуального задания;

 

В результате выполнения программы практики студенты должны знать:

 

  • структуру и назначение учебно-производственных участков (лабораторий), отдельных подразделений и служб МНИЦКП, предприятия «БИОЙОД», производственного участка ООО «АГРОВЕТ»;
  • технологический процесс производства одного из видов продукции, а также влияние различных факторов на ее качество;
  • устройство, принцип действия и производительность основного и вспомогательного инженерного, технологического и лабораторного оборудования;
  • режимы, контроль и автоматизацию основных технологических процессов;
  • основные технико-экономические и технологические показатели производственного участка (лаборатории), учет выпуска продукции, права и обязанности рабочего персонала, ИТР, перспективы развития предприятия, правила оформления, применяемой на производственном участке, технологической документации;
  • отходы производства, пути их утилизации, использование вторичного сырья;
  • общепромышленную технику безопасности, противопожарную технику, вопросы биобезопасности и охраны окружающей среды;
  • организацию общественной и воспитательной работы в трудовом коллективе.

 

В итоге студенты должны приобрести навыки работы на основных ра­бочих местах по обслуживанию технологического процесса на различных его этапах, составления технологической документации, принятия технологических решений по управлению технологическими процессами в различных производственных ситуациях, воспитательной и организаторской работы в трудовом коллективе.

Производственная практика заканчивается зачетом

 

Содержание практики

 

Учебная практика проводится в три этапа.

Первый этап - инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, противопожарной безопасности, оформление необходимых документов, общее ознакомление с предприятием (организацией) и технологическими процессами производства биологических препаратов и биологически-активных добавок.

В этот период студент изучает:

• расположение и организацию предприятия (МНИЦКП), перспективы его развития, структуру и режим работы и систему управления;

• план размещения основных учебно-производственных участков (лабораторий), вспомогательных служб, бытовых помещений;

• технологическую схему учебно-производственных участков (лабораторий), характеристику основных и вспомогательных обслуживающих подразделений;

• основное сырье и вспомогательные материалы, хранение сырья, ГОСТы, РП, ФС, ТУ;

• порядок оформления документации на готовую продукцию, ее хранение, ГОСТы, ТУ;

• энергообеспеченность МНИЦКП, источники снабжения электроэнергией, паром, водой;

• очистные сооружения.

Второй этап - работа на рабочем месте и изучение структуры учебно-производственных участков (лабораторий) в соответствии с темой индивидуального задания. В этот период студент собирает материал по следующим вопросам:

• характеристики сырья и полуфабрикатов, используемых на данном учебно-производственном участке (лаборатории), условия хранения и транспортировки сырья и материалов, подготовка к производству, ГОСТы и ТУ на сырье;

• нормы расхода основных и вспомогательных материалов и полуфабрикатов, образующиеся отходы производства и их использование;

• назначение учебно-производственного участка (лаборатории) и его роль в системе предприятия (МНИЦКП), взаимосвязь между структурными подразделениями центра;

• план расположения оборудования учебно-производственных участков (лаборатории);

• назначение и устройство основного технологического оборудования, характеристика видов ремонта оборудования и его организация, график ППР;

• технологический процесс учебно-производственного участка в соответствии с технологическим регламентом, режим работы и производительность всех видов оборудования;

• методы анализа, применяемые в лаборатории;

• виды микроорганизмов, используемых в производстве, их свойства;

• методы поддержания, культивирования, оценки свойств микроорганизмов, используемых на учебно-производственном участке или контролируемых во внешней среде;

• транспортные системы и устройства, организация работы транспорта;

• КИП и автоматика, типы приборов, принципы их работы, внедрение вычислительной техники в управление технологическим процессом и производством (АСУ, АСУТП и др.);

• контроль за производственным процессом и его организацией, качеством сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

• мероприятия по технике биобезопасности и противопожарные мероприятия;

• комплексная система лабораторного контроля объектов внешней среды;

• разработка приоритетных мероприятий по оздоровлению эколого-гигиенической ситуации на предприятии и укреплению здоровья работников предприятия;

• техническая документация, должностные инструкции и обязанности основных категорий рабочих, НОТ;

• прием и сдача рабочих мест, трудовая дисциплина;

• передовые приемы работы, производственная эстетика, организация изобретательской и рационализаторской деятельности;

• технико-экономические показатели учебно-производственных участков, производительность труда и мероприятия по ее повышению.

Студент обязан изучить производство (лабораторию), сравнить суще­ствующую технологию (методологию анализа) с последними достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, выработать предложения по их совершенствованию.

Третий этап – выполнение студентами индивидуальных заданий, анализ и обобщение полученных результатов в процессе выполнения индивидуальных заданий. Подготовка отчета по учебной практике.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.