Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феноменология расширенных состояний сознания.






Феноменология процесса РСС отличается удивительным и необычным разнообразием. В состоянии расширенного сознания репродуцируются практически любое поведение, любые психологические состояния, как имевшие место в индивидуальном опыте, так и гипотетически возможные, переживаются самые фантастические эмоции, чувства, образы, телесные и внетелесные ощущения.

Мы постараемся описать их, не затрагивая механизма детерминации этих феноменов.

 

Хочется сделать несколько предварительных замечаний:

- во-первых, материал, с которым и над которым проводится работа, тесно связан с эмоциональной сферой. Мы предельно четко представляем, что бессознательное в основном состоит из переживаний;

- во-вторых, есть некоторые общие элементы феноменологии расширенных состояний сознания при связном дыхании и измененных состояний сознания при гипнозе, медитациях, применении психоделических препаратов, наркотиков;

- в-третьих, обозначение и описание феноменологического поля не означает, что его содержание должно проявляться тождественно у каждого дышащего. Каждый процесс уникален. Содержание и структура процесса зависит от очень многих переменных, таких, как индивидуальный опыт дышащего, особенности тренинговой группы, " продвинутость" в дыхании, характерологические особенности дышащих, личности ведущего и инструкторов, общепсихологическая атмосфера, умение использовать навыки, техники процесса, качество медитативной подготовки, тематический настрой предварительной лекции и так далее;

- в-четвертых, мы совершенно не хотим претендовать на какую-то завершенность в обозначении и описании РСС. Это лишь удобная схема, которую мы вам предлагаем.

Феноменология процессов РСС не умозрительная конструкция. Описание, которое мы вам предлагаем, базируется на наблюдениях процессов, опросах участников тренингов, самоотчетах дышащих, анализе текстов " проговоров" в пространстве огромной выборки - более 3000 чел.

 

 

Двигательная сфера.

Наблюдение за поведением дышащих вовремя процесса позволяет выделить три типа двигательных реакций:

- спонтанные - движение рук, ног, тела в любом направлении, автоматические вращательные движения рук, катание по полу, конвульсии, паралич рук, ног, языка, голосовых связок шеи, мышц лица (особенно тех групп мышц, которые связаны с речью), кашель, зевота, потягивания, импульсивные вздрагивания всего тела или некоторых групп мышц и другие;

- комплексы согласованных движений, которые могут вылиться в принятие позы эмбриона, защитные позы, асаны и другие;

- сложные действия - имитация танца, полета птиц, реализация поведения идентифицируемых животных и растений, ритуальных действий, автоматизированных поведенческих актов и другие.

Нужно учитывать, что все эти движения, как показывают массовые опросы и анализ " проговоров", увязаны в сюжеты переживаний разного уровня сложности.

 

Сенсорная сфера.

В расширенном состоянии сознания вызываются разнообразные изменения в активности любого органа чувств. Нужно отметить, что общей тенденцией является определенная " аутизация" сенсорной сферы: в основном при полном погружении в процесс дышащие не слышат фоновой музыки, звуков, издаваемых другими дышащими (дыхания, плача, смеха, разговоров, стонов, криков и прочих). Встречаются случаи, когда дышащие " не видят" при открытых глазах, не замечают холода или тепла, прикосновения.

Нередко наблюдается повышение кожной чувствительности. Некоторые клиенты говорят о том, что руки лидера " обжигают" или от инструктора " полыхнуло массой энергии" и так далее.

В процессе, как правило, возникает изменение общего чувства (комплекса ощущений, соотносимых не с внешними объектами, а с собственным организмом): чувство телесного благополучия или неблагополучия, слабости, утомления, ощущения силы, свежести, бодрости, жажды, зуда, тошноты, свободного или затрудненного дыхания, ощущение покалывания всего тела, тяжести, стеснения, давления в области различных органов.

Весьма часто встречаются случаи, когда дышащие говорят об ощущении полета, тяжести (" свинцовой", " чугунной" налитости) в различных частях тела и во всем теле, вибрации, " выворачивания на изнанку", присутствия внутри тела разных образований (" снежный ком", " свинцовый шар", " темная плотность", " копье", " иголки", " нож", " липкая жижа" и других), " засасывания в землю", " привязанности к полу канатами, нитками" всего тела или части, " придавленности" к земле катком, металлическими или бетонными блоками, " раздутости" всего тела или части и тому подобное.

Чрезвычайно часты, особенно на первых процессах, восприятия различных цветовых пятен, " звезд", " пульсации света", " космических световых и цветовых гамм", сверкающих или пульсирующих геометрических фигур различной сложности, линий, " бегущих огней" и др.

Встречаются упоминания о чувстве переполненности энергией, движения энергии по всему телу, выхода энергии через руки, " вытекания" энергии через пальцы, " засасывания" энергии через пальцы или от других людей, от деперсонализированного " Некто", " пульсации" энергии во всем теле или какой-то его части, " дыхания энергией", отправление энергии в какую-то часть тела, внутреннего свечения, внутреннего " колыхания" энергии и другие.

Не столь редки даже такие оригинальные ощущения как " шевеление" зубов, погруженности тела в снег, песок или какие-то жидкие субстанции вроде воды, жижи, " закованности" всего тела или какой-то его части, вытекания из тела каких-то субстанций, " приколотости" к полу копьем, ножом или каким-либо другим острым предметом, " отсутствия" всего тела или какой-то его части и прочие.

В процессе так же бывают феномены психосоматического пласта, включающие тканевые, гуморальные и даже иммунологические изменения (ожог, онемение от холода), хотя никаких внешних провоцирующих факторов нет.

 

Эмоциональная сфера.

Эмоциональная картина процесса отличается большим разнообразием: от простейших и тонких (эмоциональный фон) ощущений до аффектов, паники - по мощности, до любви к человечеству, миру, космосу - по сложности.

Эмоциональный тон ощущений связан с непосредственными переживаниями, сопровождающими определенные ощущения (вкусовые, температурные, звуковые и другие) или их комплексами в процессе. Такого рода эмоции приводят к стремлению сохранения или устранения этих ощущений.

Состояние аффекта, как правило, связано с тяжелыми физическими (сильная боль, судороги, спазмы, зажатость) или психическими переживаниями (родовая травма, клиническая смерть, операционные стрессы, переживания, связанные с опасностью для жизни).

Судя по мимике и пантомимике дышащих и многочисленным материалам бесед, феноменологическое поле процесса вызывает различные настроения как по знаку - положительные или отрицательные, так и по модальности - удивление, радость, ликование, отвращение, негодование, тревога, печаль и другие - разные по длительности и интенсивности.

Как правило, выход из процесса, сопровождаемый интеграцией, окрашен в положительные эмоциональные тона: радость, чувство вдохновения, облегчения, наполненности, насыщенности, эйфории, любви ко всем людям, к миру живому и неживому, к Космосу, Вселенной. Мы заметили в результате тысяч групповых и индивидуальных процессов, что у людей повышается общий эмоциональный настрой появляется любвеобильность, тонкость чувствования, тенденция к жизни в радости, даже в ситуации конца 90-х годов, когда общество отравлено негативными эмоциями, агрессией и всеобщей невротизацией.

Внутри процесса также возрастает способность к эмпатии, к сопереживанию, вчувствованию - проникновению в переживания другого. Особенно это проявляется в тех ситуациях, когда кто-то из дышащих прорабатывает и переживает тяжелые жизненные ситуации, раскрывая это через плач или стоны.

Картина эмоций не будет полной, если мы не скажем о том, что некоторые дышащие внутри процесса чувствуют одиночество, подавленность, покинутость, какую-то космическую пустоту вокруг себя, великую жалость к себе, переживают вину перед близкими людьми (матерью, отцом, сыном, мужем, дочерью и так далее), перед группой, этносом, человечеством, Богом.

Так же хочется упомянуть о тех чувствах, которые вызваны сексуально-эротической сферой личности. Мы не склонны к пансексуальным установкам в объяснении поведения и деятельности человека. С другой стороны нам предельно ясно, что в бессознательном содержится огромное количество подавленного материала, связанного с социальными запретами на многие формы сексуального поведения, даже фантазии на эту тему. Табуированные желания в этой сфере часто прорываются на уровень осознания и переживания в процессе осознанного связного дыхания. Многие из них проявляются на уровне специфических телодвижений, мимике и пантомимике, изменения тонуса и цвета кожи, криках, стонах, изменении паттернов дыхания, то есть имеют четко выраженную имитацию реальных процессов, связанных с этой сферой. Эти переживания соотносятся не только с реальным опытом на уровне индивидуальной биографии. Часто в процессах бывают переживания очень насыщенные по содержанию грезами, мечтами, фантазиями, удивительным переплетением реального и ирреального, то есть находит свое проявление подавленное сексуальное начало в человеке.

 

Память.

 

После процесса большинство дышащих может вспомнить почти все, что происходило в расширенном состоянии сознания, а другие забывают некоторые фрагменты, эпизоды процесса.

В процессе связного осознанного дыхания наблюдается повышенная способность к восстановлению забытых воспоминаний различного возраста (гипермнезия). Собственно, это тот слой в работе дышащего, который С.Гроф называл психодинамическим или биографическим. Сюда относятся комплексное воспроизведение эмоционально оцениваемых событий из разных периодов жизни, а также символические переживания, которые мы можем обозначить как новообразования фактов индивидуального опыта человека. Биографический слой исчерпывается не только теми воспоминаниями, которые принято в классической психологии называть детскими, но и того периода от первых дней, недель, месяцев жизни, воспоминание о которых само по себе ошеломительно.

У женщин-матерей биографический слой, как правило, прорабатывается через переживание родов. Это сопровождается соответствующей моторикой, звуками, внутренними ощущениями. Проговоры этих процессов показали, что для современной женщины сильнейшим стрессом является не сам акт рождения, но, в основном, больничная, чужая и чуждая обстановка до, во время и после родов. Мы поняли, что физическая среда и психологическая атмосфера роддомов часто являются психотравмирующим, подавленным, вытесненным в подсознательное материалом.

Немалый интерес представляют сгустки воспоминаний, состоящие из ярких, живописных конкретизаций грез, желаний, фантазий, удивительного сочетания мечты и реальности. Хочется отметить, что дышащим легко осуществляется прогрессия и регрессия возраста. Дышащие идентифицируют себя с глубоким старцем или моделируют период новорожденности с адекватными этому возрасту поведенческими и неврологическими реакциями: характерный детский плач, спонтанные хаотические движения, сосательный рефлекс и другие. Нас поразили те случаи, когда дышащие воспроизводили баюкающие звуки матери, и, что особенно примечательно, именно те, которые были возможны в том этносе и в то время, когда дышащий был новорожденным или грудным ребенком.

Таким образом мы можем сделать следующие замечания по феноменологии памяти в РСС:

1/.Дышащий оперирует материалом долговременной памяти на уровне индивидуальной биографии;

2/. Среди всех видов памяти, которые в классической психологии считаются основными, в процессе превалируют моторная, эмоциональная и образная.

3/. Материал словесно-логической памяти, по нашему предположению, не является объектом прорабатывания в процессе в силу того, что содержательным субстратом бессознательного являются переживания, которые имеют четко организованные связи с моторной, эмоциональной и образной сферами личности.

 

Восприятие.

Опыт проведения тренингов про Свободному Дыханию показал, что восприятие как сложный когнитивный процесс в расширенном состоянии сознания тоже претерпевает сложнейшие трансформации. Это касается всех видов восприятия. Рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся восприятия времени.

Важной характеристикой переживаний в расширенных состояниях сознания (РСС) является трансцендирование пространства и времени (Козлов, 1994). В необычных состояниях сознания изменяется линейность временных последовательностей.

В некотором смысле полное переживание событий (в сравнении с просто воспоминанием) можно рассматривать как выход за пределы времени и пространства. Человек, переживающий последовательность событий из своего младенчества, детства или последующей жизни, не реконструирует эти события по энграмме в нервной системе, а актуально и непосредственно оказывается в пространственных и временных координатах первоначальных событий.

Психические состояния предлагают множество эмпирических альтернатив линейному времени и трехмерному пространству, которые характеризуют наше повседневное существование. События из прошлого, недавнего или отдаленного, могут переживаться в неординарных состояниях с такой живостью и сложностью, которые повседневное сознание способно фиксировать только в настоящем моменте.

Довольно часто время трансцендируется как самостоятельное измерение и приобретает самостоятельные характеристики: прошлое, настоящее и будущее накладывается одно на другое и сосуществует в настоящем моменте.

Для исследования восприятия времени необходимо учитывать два фактора. Один из них - фактор аффективного порядка: эмоциональная картина процесса отмечается большим разнообразием, эмоциональный тон ощущений связан с непосредственными переживаниями, сопровождающими определенные ощущения. Другой фактор определяется уровнем активности: в РСС вызываются разнообразные изменения в активности любого органа чувств.

Для того, чтобы понять, как субъективные оценки времени в РСС отличаются от оценок в нормальном состоянии сознания, мы использовали метод количественной оценки, который является наиболее удобным в нашем эксперименте.

Мы (Козлов В., Канивец Н., 1995) исследовали две группы. В первую группу входили испытуемые, у которых измерялась оценка временных интервалов в нормальном состоянии сознания (контрольная группа). Для стандартизации условий эксперимента использовалась методика изучения восприятия времени: испытуемому предлагается в полной тишине оценить отрезок времени между двумя нажатиями кнопки секундомера (интервалы в 10, 15 и 20 мин.).

В другой группе измерялось восприятие времени в процессе РСС (экспериментальная группа). Были собраны данные по четырем тренингам.

В обеих группах каждому испытуемому выдавалась анкета для заполнения, где фиксировались: Ф.И.О., пол, возраст, образование, индивидуально оцениваемое время, фактическое время.

В исследовании принимало участие 82 человека, из них 41 в контрольной и 41 в экспериментальной группе. Всего в эксперименте участвовало 49 женщин и 33 мужчины, из них 48 - со средним образованием и 36 - с высшим в возрасте от 18 до 59 лет. По составу и другим характеристикам выборки обеих групп однородны.

По результатам контрольной группы можно говорить о большой адекватности оценок испытуемых объективным промежуткам. Это можно объяснить использованием испытуемыми дополнительных инструментальных средств, использование меры. Правильная оценка времени составляет 56%.

Ошибки объясняются эмоциональным фоном, установкой и настроением испытуемого.

По результатам экспериментальной группы видно, что временная ориентировка в РСС несколько меняется. У одних временной интервал оценивается как более короткий, у других - как более длинный. Есть случаи адекватной оценки времени. В процессе исследования мы столкнулись с явлением, когда испытуемые просто не могли оценить время, это оказалось для них невозможным.

Всего погружений в РСС - 107, из них оценка уплотнения времени составляет 83%, переоценка временного интервала -12%. В результате наблюдается общая тенденция ошибочного оценивания времени в процессе РСС.

Расширенное состояние сознания оказывает влияние на восприятие времени: появляются ошибки в оценках, искажаются временные длительности. Это можно объяснить высоким уровнем активности, который сопровождает процесс РСС (чем выше уровень активности, тем короче кажется время, чем более интегрированной является задача, тем короче кажется ее длительность); появлением ряда сильных эмоций (под влиянием эмоционального состояния выступают отклонения в непосредственном переживании длительности); отсутствием инструментальных средств (сознательного учета временных свойств). Кроме того, искажения восприятия времени непосредственно связаны с функциональными изменениями, происходящими в организме человека.

В экспериментальной группе независимо от возраста большая тенденция к искажению оценок, нежели в контрольной. Кривая восприятия времени в зависимости от возраста представляет собой в обеих группах большой разброс.

Если в контрольной группе у женщин средняя ошибка больше, чем у мужчин, то в экспериментальной, наоборот - у мужчин средняя ошибка больше.

Особенности восприятия времени в зависимости от образования, средняя ошибка в экспериментальной группе:

- среднее образование - 43, 5

- высшее - 36, 7

В контрольной группе:

- среднее - 1, 1

- высшее - 0, 5

В классической психологии время принимается как субъективное отражение в психике человека системы временных отношений его жизненного пути. Восприятие времени в процессе связного дыхания обладает рядом интереснейших особенностей:

1/. Сжатие времени, которое проявляется в том, что клиент большие отрезки времени оценивает как короткие (двухчасовой процесс дыхания у большинства оценивается как 20-30 минутный).

2/. " Уплотнение" времени - восприятие и переживание в короткие промежутки времени большого количества событий. Иногда дышащие за несколько минут успевают воспринять и пережить целые биографические слои, которые в обычной жизни занимают месяцы и годы, а иногда и целые десятилетия.

3/. " Расширение" времени, когда короткие промежутки времени воспринимаются как длительные. В процессах этот феномен встречается крайне редко и, как правило, связано с теми ситуациями, когда личность в силу своих психологических особенностей (повышенная тревожность, недоверие, негативные установки, страх потерять контроль над собой и др.) не может погрузиться в РСС.

Эти особенности восприятия времени, по нашему мнению, связаны со спецификой расширенного состояния сознания и эмоциональной насыщенностью тех переживаний, которые сопровождают процесс связанного осознанного дыхания.

 

Переживание процесса рождения.

В своей работе в качестве групп-лидера ИИПТ мы весьма часто встречались с переживанием ситуации рождения. О поведении после рождения мы немного указывали выше. Поведение людей во время " родов", наблюдения за их телесными реакциями, рассказы об ощущениях, целенаправленные опросы, позволяют сделать некоторые предположение о том, что в расширенном состоянии сознания клиенты способны переживать состояния, которые С.Гроф назвал перинатальными.

Дышащие в процессе могут пережить все этапы своего биологического рождения. При этом они принимают позу эмбриона, вспоминают о подробностях рождения вплоть до акушерских приемов извлечения их из утробы матери.

Встречаются разные варианты прохождения перинатальных матриц:

1/. Прохождение всех четырех базисных перинатальных матриц за время одного процесса.

2/. Прохождение матриц за несколько процессов.

3/. Растянутое прохождение матриц с повторами некоторых элементов.

Прохождение перинатальных матриц может иметь различные формы проявления: вазомоторные, двигательные, физические, эмоциональные, сюжетно-образные. Остановимся более подробно на описании этих матриц.

Как известно, описание перинатальных матриц было получено при экспериментах с ЛСД. Хочется отметить, что прохождение этих матриц в процессах связного дыхания имеет несколько более мягкое и более безобразное содержание, но мы будем придерживаться именно той схемы, которая была предложена С. Грофом, так как более законченной и лаконичной картины мы не знаем.

Переживание космического единства.

Почти каждый процесс Свободного Дыхания на стадии интеграции может быть описан в категориях этой матрицы: чувства соединения с миром, покоя, блаженства, " океанического экстаза". Поэтому мы затрудняемся обозначить это состояние как особую матрицу. Тем более, что редко за этим состоянием следуют другие стадии биологического рождения. Но взаимосвязь между состоянием интеграции и первичным опытом внутриутробного существования нам представляется симптоматичной для онтологии и психологи человека. Нужно отметить, что само это состояние встречается довольно часто и сопровождается особыми ментальными откровениями о смысле жизни, о служении, об отношении к другим людям, к себе, к миру.

 

Переживание космического всасывания.

Эта стадия биологического рождения связана со следующими эмоциями и восприятиями: нарастающая тревога, беспредметный страх, беспокойство, восприятие абсолютной темноты, предчувствие чего-то неизбежного. Это напоминает детские фобии в темной комнате: неизвестно, чего бояться, но страх перед неопределенностью в сочетании с темнотой присутствует, полный и ошеломляющий. Хочется добавить, что после или в сочетании с вышеуказанными состояниями дышащие чувствуют, как их тянет куда-то, засасывает во что-то. Эмоциональные состояния, сопровождающие эту матрицу, часто заставляют затаить дыхание, и иногда прекратить процесс осознанного связного дыхания.

 

Переживание " отсутствия выхода".

Это переживание соотносится (как утверждает С.Гроф), с первой клинической стадией процесса родов, когда сокращения матки постепенно захватывают плод, следствием чего является его полная зажатость. На данной стадии шейка матки еще закрыта и выхода вовне еще нет. Опыт проведения процессов показывает, что характерными являются переживания физической зажатости, безысходности, сильного сдавливания, одиночества, покинутости, беспредельная жалость к себе, и, как следствие - паника. Как и в предыдущей фазе возможно затаивание дыхания и сознательное прерывание процесса.

 

Переживание борьбы, смерти и воскрешения.

Этот этап можно соотнести со второй клинической стадией родов. Во время этой стадии продолжается сокращение матки, однако шейка ее уже широко открывается. Раскрытие шейки матки в разных процессах и разными дышащими описывается многовариантно. Это может быть рассмотрено на уровне физических ощущений, например: ощущение " предродового венца", когда дышащий чувствует сдавливание, опоясывающее голову. На уровне образов раскрытие шейки матки представляется в виде входа в трубу, тоннель, лабиринт, коридор, колбу и тому подобного. На уровне эмоций это переживается как некоторое облегчение. Далее наступает время постепенного проталкивания через родовой канал, когда плод испытывает сильные механические сдавливания. На уровне переживаний мы можем выделить следующие особенности:

- физический уровень - зажатости, сдавливания различных частей и всего тела, нехватка воздуха, вплоть до горлового спазма, борьбы, напряжения, движения, внутреннего давления энергии, как бы распирающего изнутри все тело;

- образный уровень - прохождение через те структуры, которые представлялись дышащим;

- эмоциональный уровень - отличается высокой динамичностью, быстрой сменой самых противоречивых чувств - отчаяния и наполненности оптимизмом, панического страха и восторженной решительности, вселенской трагедии и всеобъемлющей радости, от агрессивной ненависти до космической любви, от полной апатии до переполненности чувствами.

 

Переживание смерти и возрождения.

По утверждению С.Грофа, данная эмпирическая матрица соответствует третьей клинической стадии родов. Мучительность родовых схваток достигает апогея, продвижение по родовому каналу заканчивается и за ним следует мгновенно облегчение и расслабление. С перерезанием пуповины заканчивается процесс физического отделения от матери, и у ребенка начинается новая стадия существования - уже в качестве анатомически независимой личности.

В процессе Свободного Дыхания эта матрица имеет следующие характеристики:

- физический уровень - расслабленность, сладостная усталость, истома, высвобождение;

- образный уровень - восприятие света разной насыщенности, яркости, восприятие цветовых гамм разной тональности, как правило, желто-золотистого спектра. Встреча с различными существами (Бог, Мать, Энергетическая Сущность, слабоперсонифицируемые " Некто" и " Нечто"). В таких случаях клиенты говорят: " Я не могу передать это словами! ";

- эмоциональный уровень - чувство освобождения, очищения, святости, гармонии внутренней и внешней, но могут возникнуть и такие чувства, как покинутость, ненужность, оторванность, заброшенность, нелюбовь.

 

Переживание этой матрицы часто сопровождается важными ментальными откровениями о себе, о своем месте в мире людей, в мироздании.

В последние годы мы смогли сформировать достаточно глубокое и разностороннее понимание перинатальной психологии, которое отразим в следующих наших публикациях.

Не нужно думать, что структура и содержание перинатальных матриц, которые мы предложили вам выше, являются законченными. Этот процесс сугубо индивидуален у каждого дышащего и имеет многоплановый характер.

 

 

Трансперсональные переживания.

Мы не хотим строить механизмы, объясняющие те явления, которые опишем ниже. По разным классификациям и в разных парадигмах они попадают под разные оценки, начиная от патологических до сверхнормальных, от " искажения" до " запредельного" отражения истины. Все зависит от выбора парадигмы. В силу того, что трасперсональные восприятия занимают значительное место в процессах Свободного Дыхания, мы постараемся более подробно на них остановиться.

С. Грофом трансперсональные переживания описываются " как ощущения индивида, будто его сознание расширилось за пределы обычных рамок Эго и превзошло ограничения, налагаемые временем и пространством. В " нормальном" или обычном состоянии сознания, люди воспринимают себя как существующих в пределах физического тела (образ тела), и восприятие ими окружающего мира ограничено физически зафиксированным диапазоном органов восприятия. При трансперсональных переживаниях сознание субъекта " выходит" за пределы " Эго" и трансцендирует систему времени-пространства." Для описания трансперсональных переживаний мы будем придерживать той сжатой схемы, которая была предложена в книге В.В. Налимова /1989 г./.

 

Временное расширение сознания.

К этой сфере переживаний относится богатый пласт восприятий прошлых рождений (постинкарнационный опыт); говоря о прошлых рождениях, мы имеем в виду многочисленные развернутые сюжетные переживания из истории человечества, из разных эпох, этносов, культур. Эти переживания мало зависят от того, какой образовательный уровень имеют дышащие, какой социальной группе они принадлежат, и вообще - насколько богат их индивидуальный опыт. Как психолог, я предполагал, что к переживаниям такого рода (инкарнации, эволюционный опыт) более склонны люди с богатым воображением, с большим интеллектуальным и духовным багажем, а так же люди, имеющие те или иные выраженные акцентуации. Но опыт проведения тренингов не оправдал подобных ожиданий.

 

Пространственное расширение сознания.

а) Идентификация с другими личностями: дышащие как бы " влезают" в содержание процессов других дышащих и подробно рассказывают о состояниях и переживаниях идентифицируемой личности. К такого рода трансперсональным переживаниям относятся и такие, когда личность идентифицирует себя со всей тренинговой группой или чувствует свое отождествление с целыми этническими единицами, народами, племенами, с человечеством. Сюда относятся так же переживания состояния близких людей (отец, мать, дочь, любимый и другие). Идентификация связана с чувством глубокого понимания, вчувствования, эмпатии, осмысления с идентифицируемой сущностью. Это не только " побыть в шкуре другого", это еще " пожить" в другой душе. Часто такого рода процессы приводят к очень большим откровениям, к прорыву в личностном росте.

б) Идентификация с животными и растениями: со слоном, тигром, ослом, амебой, змеей, пантерой, волком, дельфином, китом, с разными птицами, червем и прочими. Идентификация с представителями растительного мира встречается довольно редко. В моей практике встречались идентификации с дубом, цветком, травинкой, лугом. Хочется отметить, что идентификации такого рода могут быть элементом процесса. Иногда этому посвящен целый процесс. Эти переживания могут проявляться на уровне поведения и эмоций клиента или имеют чисто инстроспективный характер.

в) Астральная проекция: эта форма внетелесного опыта встречается настолько часто, что мне хотелось бы привести определенную классификацию этих переживаний:

- отделение от своего тела в процессе и восприятие себя и группы со стороны, " парение" над группой и над собой;

- отделение от своего тела в процессе и " прогулки" вне тела внутри здания, по улице, в своей квартире, у своих знакомых, родных и тому подобное;

- отделение от своего тела в процессе и " улет" в космос, встреча с какими-то сущностями, Богом, с райскими существами и прочее;

- астральные проекции, вплетенные в переживание своих клинических смертей или околосмертных состояний, связанных с операциями, болезнями, физическими травмами, катастрофами, войнами и прочее.

 

Пространственное сужение сознания.

- это осознание себя различными частями своего тела, органами, тканями, иногда даже клетками (однажды дышащий рассказывал о том, что он был эритроцитом и " гулял" по своей кровеносной системе).

Ощущения реальности, выходящей за границы " объективной действительности": восприятие встреч с духами умерших людей (родственников, близких, случайные встречи со смертью отдельных людей). Эти встречи, по нашему предположению, связаны с проработкой определенных комплексов в отношениях с этими людьми (страх, вина и прочее). В крайнем случае мы можем вполне утвердительно заявить, что они очень насыщены эмоционально.

Описывая феноменологию трансперсональных переживаний в процессе связного дыхания, нельзя обойти вниманием архетипные формы, когда дышащие рассказывают о восприятии божеств, демонов, символов Праматери, Праотца, мифологических сюжетов, универсальных символов. Эти переживания, как правило, приводят к глубоким трансформациям личности, изменяя доминирующие установки, ценностную ориентацию и мировоззрение в целом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.