Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Селения, дети из которых учились в школе в 30-50 гг.






Находятся южнее Усть-Салды д.Власова д.Глушкова д.Серебрякова д.Путимцева
Находятся юго-восточнее Усть-Салды д.Юконка
Находятся северо-восточнее Усть-Салды по тракту и на левом берегу Туры д.Акулова д.Макарихина д.Боровики
Находятся северо-западнее Усть-Салды по левому берегу реки Туры д.Бочкарева д.Гераскова д.Васнина д.Прянишникова д.Кривая Лука д.Гуменцева пос.Таволжанский
Находятся юго-западнее Усть-Салды по тракту д.Рычкова д.Костылева

 

Перед войной – вторая волна переселенцев из городов Свердловской области и даже из Крымской области, школа пополняется детьми. Приходится организовать параллели, учиться в две смены.

Для детей из дальних поселений по ходатайству Усть-Салдинского сельского совета организуют интернат, который работает шесть дней в неделю. В нем две большие комнаты для девочек и мальчиков отдельно, кухня-столовая, в ней ребята поначалу сами готовили еду. Здание интерната находится рядом со школой, они обнесены забором с крепкими воротами. Около интерната – спортивная площадка, где ребята занимаются физкультурой на свежем воздухе. За заведование интернатом платят 26 руб. в месяц.

В трудные годы Великой Отечественной войны (1941-45 гг.) дети не остались без образования. Да, очень много работали вместе со стариками и женщинами на полях и фермах, но тем не менее, все равно учились. Нередко занятия снимались на несколько дней, и дети вместе с учителями шли работать для фронта, для победы. Одежда была скудная, ее было очень мало, особенно туго было с обувью. Точное количество обучающихся в эти годы неизвестно. Однако в военные годы в школу по данным «Книги записей учащихся Усть-Салдинской семилетней школы» поступили учиться дети:

Год Поступило в 1 класс Место жительства Выпуск
    Гераскова Бочкарева - из 7 класса в 1949 г.
    Усть-Салда Рычкова Бочкарева Васнина - из 7 класса в 1950 г.
    Усть-Салда Рычкова Бочкарева Васнина Путимцева Гераскова - из 7 класса в 1951 г. - в ФЗУ - в РУ - на работу в колхоз - на предприятие
    Усть-Салда Рычкова Васнина Прянишникова Гуменцева - из 7 класса в 1952 г. - в ФЗУ - в РУ - на работу в колхоз - на предприятие
    Васнина Гераскова Бочкарева Юконка Усть-Салда Гуменцева - из 7 класса в 1953 г. - в РУ - в ФЗУ

 

В 1942 году стала первоклассницей Попова (Васнина) Анна Прокопьевна, она с родителями в те годы жила в маленьком домике в Усть-Салде.

«Учились в начальной школе, что на берегу. Наши учителя были приезжие. Первые три года нас учила Нина Алексеевна Васнина, потом в 4 классе Антонина Ивановна. В классах было по 40 человек, учились в две смены. Со мной учились Галина Бочкарева, Нина Васнина, Василий Воложанин. В войну одевались плохо: мама вязала что-то типа гамаш, сшила шубейку, на ноги зимой надевали кирзовые сапоги, весной и осенью носили галоши.

Учебников было мало, по одному на двух-трех человек. Один выполнит задание, отнесет другому. Однажды Васька Воложанин долго не отдавал учебник, когда стали спрашивать, куда дел, выяснилось, что учебник искурил его дед. Бумаги не было, и писали на мешковине, хорошенько ее разгладив. Вместо чернил разводили сажу, к карандашу привязывали перо и им писали. Все маленькие ребята работали на колхозных огородах, которые находились прямо около школы. Огромные участки пололи, обрезали морковь, на колхозных полях собирали колоски. Стали постарше, работали на покосе, вывозили навоз на конях, песком засыпали дороги. Я закончила 7 классов, выучилась на счетовода и всю жизнь проработала в деревне».

 

В 1943 году поступил в 1 класс Бочкарев Анатолий Иванович, в те годы проживающий в д.Васнина. «Мы учились в начальной школе на берегу Туры, в школу меня водила мама. Когда весной разливалась река, учились в Прянишниковской школе, чтобы не пропускать уроки. Нас учила Валентина Яковлевна Городилова, еще помню учительниц Воложанину Лидию Михайловну, Евгению Кузьмовну, немецкий язык преподавал Набока Михаил Григорьевич. Со мной в классе учились Зоя Отраднова и Катя Данилова из Рычковой, Анна Спиридоновна Бочкарева из Васниной, за одной партой я сидел с Виктором Киселевым. Классы в войну были большие, по 30-35 человек. Помню, что пятых классов было два. Жили бедно, голодно. Одевались в то, у кого что было. Утром кто успеет сгрести одежду, тот в школу идет, последнему ничего не достанется, он дома сидит. После уроков помогали колхозу: собирали колоски, копали картошку. Окончил 7 классов, пошел учиться в Реж на тракториста. Всю жизнь проработал механизатором».

В послевоенные годы (1956 г.) директором Усть-Салдинской неполной средней школы становится вернувшийся с фронта старший лейтенант Отраднов Александр Иванович, уроженец д. Рычкова. Он не имеет педагогического образования, только среднее, но проработает на посту директора 25 лет (до 1971 года), а учителем еще дольше. Александр Иванович преподавал уроки математики, химии, физики, черчения. Нрава он был крутого, сурового, но ученики его уважали, хотя и побаивались.

За 15 послевоенных лет (1946-1959 гг.) количество детей, поступающих в Усть-Салдинскую школу, в том числе и первоклассников, сохраняется очень большое:

 

                           
                           

 

По всей видимости, в Великую Отечественную войну некогда было вести основные документы школьной отчетности, т.к. «Книга записей учащихся Усть-Салдинской семилетней школы» начата в 1948 году, а записаны в нее дети, поступившие в школу с 1941 года. Видимо, книга заполнялась по памяти или со слов очевидцев-учителей, работавших в военное и послевоенное время, встречается нарушение последовательности записей (то 1946 г., то 1943 г.)

 

Несмотря на трудное и голодное послевоенное время, учились ребята неплохо, заканчивали школу с положительными оценками, о чем свидетельствует «Книга для записи свидетельств и похвальных грамот, выдаваемых окончившим курс обучения за 7 класс в Усть-Салдинской школе» за 1953-65 гг.:

Год окончания Количество выпускников Из них хорошистов ФИ
      Воложанин Петр Крюков Сергей Макарихин Юрий Попов Юрий Черемных Аркадий
      Глушков Александр Васнина Лидия Крюков Сергей Ситникова Людмила
      Зырянова Лидия Отраднов Евгений Макарихина Нина
      Воложанина Лидия Постникова Альбина
      Воложанина Галина
      Ведерников Николай Глазунова Галина Русаков Владимир Зырянова Александра
      Кудымова Нина Отраднов Александр
      Белянин Леонид Глазунова Нина Фесенко Галина Зырянова Ольга Фомин Леонид
      Васнина Лидия Дружинин Виктор Киселев Геннадий Пряничникова Анастасия Рычков Владимир

 

Примечательно, что все 240 выпускников 1953-65 гг. были отмечены только отличным (примерным) поведением. От этом свидетельствуют характеристики, выдаваемые по окончании школы:

Выписка из личного дела ученика седьмого класса

Усть-Салдинской школы

Рычкова Владимира Ефимовича

Рычков Владимир поступил в 1 класс 1 сентября 1954 года. За время обучения в школе успешно усваивал учебную программу за каждый год. Выпущен из 7 класса в 1961 году с отличным поведением и хорошей подготовкой по всем предметам, оцененной баллом «четыре». За время обучения Рычков имел безупречное поведение в школе и вне школы. Наряду с хорошими знаниями учебной программы за семилетнюю школу Рычков получил в школе хорошие навыки трудиться, жить в коллективе, уважать товарищей и старших, умел подчиняться коллективу и руководить им. Среди учащихся и учителей имел деловой авторитет.

Рычков активно принимал участие во внеклассной работе, работе пионерской и комсомольской организаций. На протяжении ряда лет был участником художественной самодеятельности и участником спортивной работы в школе. Выпускник школы Рычков вполне подготовлен для поступления в среднюю школу или среднее учебное заведение.

По данным той же «Книги для записи свидетельств и похвальных грамот, выдаваемых окончившим курс обучения за 7 класс в Усть-Салдинской школе» за 1953-65 гг. в это время в Усть-Салдинской неполной средней школе преподавались учебные предметы: русский язык, литературное чтение, арифметика, алгебра, геометрия, история, география, естествознание, физика, химия, иностранный язык, физическая культура и пение. Предмет «Конституция СССР» преподавался до 1960 года, учащиеся имели по нему оценки не выше «хорошо».

 

 

В военные и послевоенные годы острой проблемой оказалась потеря документов, в том числе и свидетельств об образовании. Сохранились заявления бывших учеников Глушкова Александра Антоновича, Петрова Николая Яковлевича с просьбами о выдаче дубликата свидетельства по причине потери «в период Отечественной войны», «в рядах Советской армии». Дубликаты были выданы после подтверждения факта окончания школы учителями и соучениками. Всего дубликаты выданы семерым бывшим выпускникам.

В целое расследование превратилось получение заявления от военнослужащего в/ч 10075 гвардии старшего лейтенанта Александра Павловича Лесникова:

«Прошу вашего ходатайства перед Верхотурским РайОНО о выдаче мне дубликата свидетельства об окончании семилетней школы, т.к. я будучи с переездом из города Красноуральска в 1937 году не смог окончить школу на месте и был вынужден с приездом в д. Гуменцево сдать экзамены в Усть-Салдинской НСШ в 1937 году. Полученное мною свидетельство об окончании 7 классов от Усть-Салдинской НСШ было потеряно вместе с другими документами в 1941 году при выполнении боевого задания командования на фронте. В чем прошу не отказать в моей просьбе». 16.06.1951 г. Лесников

Никаких документов, подтверждающих слова Лесникова, директору А.И.Отраднову найти не удалось и, видимо, в переписке он попросил уточняющие данные. Но Лесников их предоставить не смог: «вы никогда не установите, наверное, мое пребывание в вашей школе, т.к. я в ней не учился, а только сдал экзамены и получил документ о том, что я в 1937 году окончил 7 классов. Документ, полученный мною, был утерян в бою в 1941 году, когда было туго, пришлось сбросить с себя все, т.е. при переправе канала Ладожское и Онежское озеро. Если рассказывать об этом, потребуется очень много времени и бумаги, т.е. пришлось только спасать себя от гибели. Вот так это получилось. Может, вам покажется интересно, но если вам приходилось здесь быть, то вы удивляться не будете. То, что касается, кто со мной учился и кто были учителя, этого я сейчас не помню, ибо это было так давно, т.е. прошло 13 лет. Что касается моей учебы в школе, то у меня хватало способностей учиться хорошо и отлично, и если потребуется конкретно указать мою успеваемость, то я предоставляю на вашу совесть».

Только благодаря настойчивости директора школы, желающего помочь в таком важном деле фронтовику, дело завершилось тем, что «заведующий РайОНО Лиханов разрешил по телефону выдать свидетельство в начале июля месяца 1951 г.», и по просьбе Лесникова документ передали «его мамаше, т.е. Сыстеровой Анне Степановне, которая проживает в д.Гуменцево».

 

Школа в послевоенное время живет мирной, будничной жизнью. Педагоги занимаются не только обучением детей, но и имеют общественную нагрузку. По приказу № 2 от 19.09.1960 г. Морозова М.П. назначена обучать малограмотную т.Селявскую, а Гребенщикова Н.П. – допризывника Путимцева В.

В школе проводится обширная внеклассная работа:

- работают кружки: драматический (Комилавкина Мария Федоровна), хоровой (Докукина Клавдия Петровна), кружок юннатов (Журавлева Л.Г.), физкультурный (Васнин Михаил Николаевич), математический (Хухарева Анна Михайловна), умелые руки (Васнина Анна Михайловна). Руководители кружков представляют план работы помесячно.

- часто организуются дни физической культуры и спорта: «24 сентября провести день физической культуры и спорта. Программа дня: соревнования по легкой атлетике, поклассные эстафеты, спортивные игры, строевые построения и шествия колонной. Всем учителям представить накануне план соревнований и перечень игр».

«5 ноября провести в школе день физической культуры и спорта. Всем классам провести прогулки, совместив их с ознакомлением учащихся с породами деревьев, растений и рельефом окружающей местности. Во время прогулки провести игры на воздухе. После прогулки провести сбор дружины, посвященный 43 годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции» (1960 год)

Иногда ученики школы совершали проступки, за что получали наказания:

- у ченику 5 класса Алтынову за самовольный уход с индивидуальных дополнительных занятий объявить выговор (приказ № 3 от 24.09.1960);

- учащимся Цыбиной и Кудымовой за порчу школьных журналов «Вожатый» объявляется выговор

- ученику Обжорину за организацию учащихся на выкалывание знаков на руках объявляется выговор (приказ №11 от 03.03.1961)

- учащимся 7 класса Русакову Сергею, Литовских Анотолию, Куроедову Геннадию за нарушение внутреннего распорядка школы выразившегося в бегание по школе вынести предупреждение на общешкольной линейке (приказ № 28 от 14.09.1964)

Дети и взрослые по-прежнему каждую осень оказывают посильную помощь совхозу: заготавливают веточный корм, помогают убирать урожай хлеба и корнеплодов.

 

В эти трудные годы жизнь в стране была тяжелой, но школа выстояла, выжила, потому что имеет «вечный двигатель» - молодых, энергичных и талантливых людей: учеников и учителей.

 

 

 

Расцвет школьного образования в Усть-Салде (1961-1992 гг.)

С 1 сентября 1961 года школа становится восьмилетней, и теперь называется «Усть-Салдинская восьмилетняя школа». По этой причине в 1962 году не было выпускников. Зато последующие годы оказались «урожайными»:

- в 1963 г. – 24, качество знаний 13 %

- в 1964 г. – 24, качество знаний 29 %

- в 1965 г. – 37, качество знаний 14 %.

Интересно, что среди людей, получивших свидетельства об окончании 8 классов в 1963 г. были учившиеся заочно Соболева Алевтина Степановна, 1941 года рождения, Байков Анатолий Петрович, 1939 года рождения. Эти люди заканчивали 8 классов в зрелом возрасте, 22-24 года, имея документ о семилетнем образовании, чтобы продолжать дальнейшее обучение в средних специальных учебных заведениях.

 

В 60-е гг. многие небольшие деревни правительством будут признаны неперспективными, в них начнут закрываться начальные школы, сворачиваться производство, люди станут уезжать из деревень в города. В 1960 году закрылась школа в Прянишниковой и 12 детей перешли в Усть-Салдинскую школу. Спустя два года перестала существовать Гуменцевская школа, пришли 7 детей. Количество учеников в школе в эти годы резко сократится (данные из книги приказов по школе за 1960-81 гг.). Тем самым кризисным годом станет 1975 год.

Год. класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс всего
                -  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
  -                
    -              
    -            
        -          

Ученики и их родители уезжают в большом количестве в течение всего учебного года, особенно много (57 человек) покинули школу в 1965 году.

год Выбыло за год Выбыло из 8 класса Выбыло всего
    -  
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

По требованиям РайОНО из-за малого количества учеников в начальной школе образуются классы-комплекты, чаще всего объединяются 1 и 3 классы.

 

Директором по-прежнему работает Александр Иванович Отраднов. При нем к школе были сделаны два пристроя. Первый – это перевезенное здание Путимцевской начальной школы, его поставили в 1962-63 гг. и соединили холодным коридором с основным зданием. В нем сначала было два класса и спортивный зал, который позже поделят на два класса. Второй пристрой – это большая школа, где размещаются кабинеты начальных классов, музыки, школьная мастерская и спортивный зал. Все основные работы проводятся временно принятым на работу рабочим Фонариковым. Школа стала похожа на подкову. Начальные классы переселили в новое большое здание в 1965 году (в бывшей начальной школе одно время был зерносклад, в 90-е годы ее разобрали).

 

А вот зданием интерната пришлось пожертвовать, его перевели сначала в здание сельского совета в 1961 г., затем – в бывший поповский дом. Ежегодно в интернате проживало до 30 человек. Много лет заведующим интерната работал Васнин Михаил Николаевич, за эту непростую работу он получал 77 руб., дополнительно вел учет продуктов и денежных средств за 10 руб. в месяц. По словам родителей, они не беспокоились о ребятах, т.к. Михаил Николаевич был для них и воспитателем, и наставником, и отцом. Кроме него, заведующими интерната в разные годы были Байкова Нина Маркеловна, Байкова Нина Петровна и др. Ночная няня Литовских Клавдия Кузьмовна получала 45 руб. в месяц. Со временем в интернате появился повар, которому платили 55 руб. в месяц.

Детей привозили из окрестных деревень: Прянишниковой, Боровиков, Таволжанки, Юконки, Акуловой, Гуманцевой – в понедельник и увозили в субботу. Когда эти деревни в 60-е годы попадут в разряд неперспективных и люди станут разъезжаться, то интернат опустеет. На время разлива реки весной в нем будут жить ребята из Бочкаревой, Герасковой, Васниной.

В конце 70-х годов в здании интерната летом организуется летняя оздоровительная площадка с полным днем с 9.00 до 17.00 (трехразовое питание, сон и т.д.). Организуется ежегодно по две смены детей, в отряде по 30 человек при двух воспитателях. Родительская плата составляет в 1972 году – 7 руб. 11 копеек. Дети собирают лекарственные травы, макулатуру и металлолом, которые потом сдаются в заготконтору, читают, ходят в походы, на рыбалку, купаются. На площадке проводятся музыкальные и спортивные занятия.

Вокруг школы был сооружен палисадник, разбит цветник, где все лето цвели цветы. Позднее возле школы разбили сад, в нем росли черная и красная смородина, малина, крыжовник, яблоня. Вдоль дороги посадили акации.

 

Наконец-то в отдельном здании появилась школьная столовая в 1968 году, долгое время она имела только временное пристанище в разных домах, кормили тоже по-разному. В 70-е годы поварами школьной столовой работали Васнина Людмила Ивановна, Васнина Мария Григорьевна, Воложанина Людмила Александровна, Девятерикова Людмила Васильевна. Столовая, также как и школа находилась на самообслуживании: по очереди девочки сами мыли посуду, убирали кухню, мальчики носили дрова, мыли полы в обеденном зале. Старшие ребята, восьмиклассники, носили воду из колодца у медпункта. В 1988 г. столовую прикрыли из-за аварийного состояния, полтора года детей в школе не кормили, а потом стали готовить в совхозной столовой.

Во время объединения большой и маленькой школ (1965 год) появляется стадион. Он располагается на бывших совхозных полях. На нем руками взрослых и детей сделаны полоса препятствия из тракторных покрышек от колес, вокруг беговая дорожка, яма с песком для прыжков в длину, волейбольные ворота, гимнастическое бревно, канат, шест. На стадионе проводятся уроки физкультуры, физкультурно-спортивные мероприятия.

 

Несмотря на хорошие перемены, в жизни и работе сельских учителей мало что меняется. Они загружены школьной и общественной работой, несут свет знаний всем людям, должны следить за тем, чтобы все дети школьного возраста посещали школу.

Приказ №27 от 31.08.64

П.5. Для повседневной работы с населением по вопросам всеобщего восьмилетнего обучения детей 7-16 лет назначить ответственных по населенным пунктам микрорайона:

д.Рычкова – Байкова Ольга Михайловна

д.Путимцева – Девятерикова Л. И.

д.Акулова, Макарихина – Городилова Валентина Яковлевна

д.Бочкарева – Бочкарева Юлия Ивановна

д.Васнина - Сапожкова Л. И.

д.Прянишникова – Антонова М.И.

д.Гуменцева – Васнин М.Н.

В школе действует самоуправление: ученики с 4 класса сами носили дрова, воду и во время болезни техничек мыли полы. Дежурили классами по одной неделе по очереди вместе с классными руководителями. Педагоги также поочередно топили печи, летом делали косметический ремонт своими руками.

 

В 1966 году Усть-Салдинская восьмилетняя школа первая в районе реорганизована в школу полного дня с пятью группами продленного дня. Заработная плата учителя со средним специальным образованием составляла – 67 руб., учитель начальных классов получал – 82 рубля, завуч вместе с уроками – 101 рубль, техничка – 47, 65 руб. На базе школы часто проводятся районные семинары и конференции.

В 60-80 гг. в школе работает много приезжих педагогов, некоторые создадут свои семьи с местными жителями и останутся жить в селе. А поначалу им дают квартиры в учительских домах (их два). Русский язык преподает Обухова Надежда Андреевна, биологию – Алевтина Егоровна, иностранный язык – Лариса Григорьевна, начальные классы учат Васнины Людмила Михайловна и Лидия Ивановна. Приезжает в 1966 году работать музыкальным работником Морозов Владимир Ефимович.

Долгие годы завучем проработала Васнина Анна Михайловна. Мудрый наставник и требовательный педагог, всегда готовая оказать помощь молодым учителям. Горы проверенных ученических тетрадей, проведенных открытых уроков и мероприятий, занятия драмкружка и художественная самодеятельность, выездные родительские собрания, посещение семинаров, конференций, обобщение передового педагогического опыта – основные направления деятельности завуча Васниной А.М.

Сразу же в 1969 г. на эту должность заступает окончившая Нижнетагильский педагогический институт Морозова (Васнина) Лидия Михайловна. Тогда в СССР начинается очередная школьная реформа, по которой педагоги, не имеющие педагогического стажа, должны были уступить место людям с образованием. Так в 1971 году на место Отраднова А.И. приехал молодой Александр Александрович Кабиров, который проработал директором до 1976 года. Он вел уроки географии и туристический кружок. В 70-е гг. А.А.Кабиров неоднократно вывозил детей в туристические поездки по Уралу.

Все кружки, организованные в школе, ведутся на общественных началах, т.е. бесплатно. Их много и они разноплановые:

- хоровой (Паршуков В.А., Распопин А.А., Морозов В.Е.)

- драматический (Васнина А.М.)

- юннатов (Байкова Н.М., Байкова А.Е., Поливина Л.М.)

- танцевальный (Кунгурова Н.Г.)

- фотокружок (Воложанина М.И.)

- лыжный, легкой атлетики (Васнин М.Н.)

- краеведческий (Байкова О.М.)

- умелые руки (Гаева М.И.)

Морозов Владимир Ефимович в 1972 году организует музыкальный кружок, взрослый и детский духовой оркестры. В 1974 году – школьный инструментальный ансамбль. Усть-салдинцы могут гордиться, что из всех сел и деревень только у них 25 лет функционировал филиал Верхотурской музыкальной школы. Гордиться и радоваться, что их дети имели возможность развивать свои музыкальные возможности под руководством такого прекрасного педагога как В.Е.Морозов. Он был мастером своего дела, неустанно прививающим детям любовь к прекрасному, воплощенному в музыке.

В нашей школе есть специальный музыкальный кабинет. Его оформление полностью выполнено руками Морозова В.Е. Он нарисовал панно, отражающие историю музыки, изготовил вместе с учениками 498 оригинальных деревянных плиток, которыми обил стены кабинета. Даже многие технические средства обучения, которыми пользовался на уроках, придумал и собрал сам. Этот кабинет уникален и неповторим.

 

Одной из лучших лыжных команд в Верхотурском районе была команда Усть-Салдинской восьмилетней школы под руководством Васнина Михаила Николаевича. Почти во всех соревнованиях по лыжам наши лыжники занимали призовые места. В 1969-70 гг. Кудымова Лидия, Леушин Виктор, Барышников Игорь, позже в 80-е гг. Кудымова Татьяна. Высокие результаты в личном первенстве показывали Воложанина Людмила, Васнина Светлана, Пшеничников Алексей, Путимцева Лидия, Шешукова Татьяна, Городилова Татьяна, Попова Елена, Крюковы Елена и Ирина, Русаков Юрий и др.

Много лет вел М.Н.Васнин гимнастический кружок. Тщательно готовились гимнасты к выступлениям на смотрах художественной самодеятельности в г.Верхотурье, на сцене сельского клуба, на школьных праздниках. Требовательность, терпение, доброта, справедливость, готовность прийти на помощь любому, кто в ней нуждался, знание методического программного материала – вот характерные черты учителя. За свой многолетний добросовестный труд (42 года непрерывного педагогического стажа) Михаил Николаевич в 1974 году был награжден значком «Отличник народного просвещения»

 

С 1967- 68 уч.г. пионерская дружина Усть-Салдинской восьмилетней школы носит имя своего земляка героя-разведчика Матвея Русакова. О нем собирается материал, данные удалось получить от родных Матвея. В пионерской комнате оформлен стенд с этими документами. Можно считать, что с этого времени зарождается в школе краеведческое направление. На территории школы своими силами поставили памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны в 1968 году (коллективный проект педагогов выполнен руками Фонарикова).

 

В 1971 году созданы школьные методические объединения:

- Русский язык, литература, немецкий язык – рук. Кунгурова Надежда Гавриловна

- История, география, природоведение, биология – рук. Байкова Ольга Михайловна

- Математика, физика, химия – рук. Васнина Клавдия Петровна

- Пение, труды, рисование, черчение, физкультура – рук. Васнин Михаил Николаевич

- Начальные классы – Янак Раиса Николаевна

 

В 1976-91 гг. школа находилась в добрых и нежных руках директора Морозовой Лидии Михайловны. Очень спокойная и рассудительная, требовательная и настойчивая, грамотный специалист и воспитатель, она сумела сплотить дружный коллектив единомышленников. Она находила подход к каждому ученику, умела подобрать нужные слова для самого взыскательного родителя, убедить любого педагога и работника школы. Таким может быть только настоящий до мозга костей учитель.

С конца 70-х гг. начинаются разговоры о строительстве новой школы в Усть-Салде. Они то затухают, то вспыхивают вновь, давая слабую надежду сельчанам, что все-таки школа на селе не умрет, ее не закроют, а значит не исчезнет с карты наше село.

В 80-90 гг. количество учащихся даже немного увеличивается, его удается сохранить примерно на одном уровне. Но все же - меньше ста человек.

Класс. год 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс всего
          -        
            -      
              -    
                -  
                   
                   
                   
        -          
        -          

 

Педагоги школы постоянно повышают свое мастерство и квалификацию. Получили заочно высшее образование Русаковы Ирина Анатольевна, Ольга Николаевна, Елена Васильевна по специальности «учитель начальных классов», Морозов Владимир Ефимович по специальности «учитель технологии». Кроме того, педагоги школы – активные участники школьной и сельской художественной самодеятельности, спортивно-массовой работы, методической работы в районе.

В 60-80 гг. в школе происходят как положительные, так и отрицательные моменты. Резко снижается количество учащихся в школе, и школа становится малокомплектной – это, конечно, минус. Школьная жизнь становится разнообразнее, охватывает разные стороны деятельности, появляется простор для творчества, спортивных достижений, для общения. В этом положительная сторона этого периода.

Преобразование школы в среднюю (1992 год)

В 1992 году Усть-Салдинская восьмилетняя школа была преобразована в среднюю. Так закончились мучения родителей и ребят, вынужденных ездить учиться в Красную гору, чтобы получить среднее (полное) образование. В этом большая заслуга Кабирова Александра Александровича, вновь занявшего должность директора Усть-Салдинской школы в 1991 г. и проработавшего до апреля 1998 года.

После окончания 9 классов почти все ребята продолжают обучение в 10 классе, отсев происходит редко. Классы небольшие, по 7-13 человек.

Педагогический коллектив пополняется молодыми специалистами с высшим педагогическим образованием: вернулись в родное село Червякова Елена Викторовна, учитель географии и биологии, Мамаева Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы. В коллективе работают ветераны педагогического труда:

- Морозова Лидия Михайловна, учитель русского языка и литературы

- Поливина Людмила Михайловна, учитель географии и биологии

- Морозов Владимир Ефимович, учитель искусства и технологии

- Калинина Нина Александровна, учитель математики

- Воложанина Маргарита Ивановна, учитель химии

- Кунгурова Надежда Гавриловна, учитель русского языка и литературы.

 

Летом 1996 года сделан долгожданный капитальный ремонт здания: залили фундамент, покрасили наличники, школу обили рейкой, и она приобрела обновленный вид. Самые значительные изменения произошли внутри здания. В старом крыле здания (бывшее земское училище) в классах пришлось установить подпоры, укрепить стены. В маленькой школе частично поменять полы, переложить несколько печей в здании. Педагоги приготовили школу к приему детей. И осенью она опять заполнилась звонкими голосами детей.

С 1998 года директором назначена Морозова Лидия Михайловна, которая проработала в этой должности до 2000 года и ушла из-за серьезной болезни.

 

 

Юбилеи Усть-Салдинской школы (2001, 2006 годы)

В январе 2001 года педагоги решились на небывалое дело: отметить 95-летний юбилей своей школы.

С этой знаменательной датой педагогов и учащихся первыми поздравили верхотурские краеведы во главе с Р.Н.Огарковой. При встрече со старшеклассниками Раиса Николаевна передала «Краеведческую тетрадь», в которой сделала первые записи, касающиеся истории школы. Она завещала продолжить пополнение тетради новыми находками. С этих материалов и начался краеведческий поиск школьниками и учителями.

Долгожданными гостями были на этом празднике выпускники разных лет. Больше, конечно, людей пришло и приехало из окрестных деревень и Верхотурья. Но добрались и выпускники издалека. До глубокой ночи не стихали разговоры, не встречашимся много лет бывшим ученикам было что рассказать друг другу. Расставались с надеждой на новую встречу.

 

Спустя пятилетие, в декабре 2005 года, школа отпраздновала свой 100-летний юбилей, на который съехались выпускники разных лет из многих уголков нашей страны. Старейшие выпускницы 1941 года Татьяна Петровна Киселева и Елизавета Федоровна Барышникова были в центе всеобщего внимания. На юбилейный вечер съехались выпускники 1955, 1957, 1960 и других годов. Все молодели на глазах и становились в школьных стенах, как и много лет, назад просто Людами, Нинами, Сашами, словно и не было этих лет и они просто ученики своей маленькой школы. Встретились со своими педагогами, которые хоть и очень волновались такой встрече, но помнили шалости и проказы, победы и поражения, потому что учительская память долго и надежно хранит тайны своих учеников. Людей приехало столько, что в школьном спортзале едва хватило места.

И стало понятно, сколько же добрых хороших людей воспитала за всю свою историю маленькая Усть-Салдинская школа. Нам есть чем гордиться!

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.