Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функция производства новых норм, ценностей, значений и знаний и духовное творчество






Во всяком человеческом обществе создаются сложные многоуровневые системы, специально предназначенные для выработки общих и конкретных знаний, представлений о мире и самом человеке, а также ориентаций и целей не только повседневного

поведения, но и рассчитанных на отдаленные перспективы. Еще на заре истории в рамках мифологии, магии и гадательных систем общество вырабатывало некоторые механизмы упорядочивания знаний, представлений и целей, значительную степень вариативности, которая помогала человеку адаптироваться к окружающей обстановке. Хорошо известно, что, вопреки всем позднейшим изощренным специальным «онаученным» формам выработки и переработки знаний и ориентаций, индивиды, социальные группы и общества обращаются к мифо-поэтическим, мистическим и гадательным системам, которые удовлетворяют некоторые субъективные потребности в повседневных ориентациях, необходимых в ситуационных сплетениях, не поддающихся сколько-нибудь эффективному анализу соотношения причин — следствий.

Конечно, более развитую систему выработки общих и конкретных знаний и ориентаций создает религия, содержащая обширный комплекс объяснений, норм и мотиваций, отвечающих огромному объему вариативности человеческой жизнедеятельности. Но хорошо известно, что содержащийся в религиозных системах комплекс знаний и ценностей слишком обременен необходимостью поддер-жания постоянства поведения и единства общества, что и сковывает его реформаторские потенции. Поэтому уже на ранних этапах наряду с религией выработку новых знаний и ориентаций берет на себя светская культура в ее разнообразных проявлениях: искусство и литература, философия и наука. С одной стороны, в этих формах духовного производства имеются свое наследие, устоявшиеся результаты, признанные знания и ценности. Вместе с тем важнейшей характеристикой светской культуры стала устремленность на новаторство, открытие новых горизонтов в познании, типов ориентации и способов жизнеустройства.

В рамках художественной культуры и науки вырабатываются собственные специфические способы как поддержания преемственности (традиция, школы, авторитеты, «классика»), так и выработки инноваций (открытия, эксперименты, стили, авторское творчество). И конечно, в рамках каждой конкретной научной дисциплины и каждого вида и жанра художественной культуры создаются и выверяются средства символизации и обозначений, определяется новизна и перспективность открытий. В науке, например, это делается через систему публикаций, защиты диссертаций, признание авторитетов, премии и т.д.

Сфера творчества в высокой степени зависит от субъективных факторов: таланта, состояния художника, его личностных ориентаций. Поэтому мы многое почерпнем для понимания творческого процесса из тех средств, которые создаются в рамках гума-

нитарного знания. Популярность серии «Жизнь замечательных людей», мемуаров свидетельствует о том, насколько велик в обществе интерес к тем внутренним процессам и внешним обстоятельствам, в которых протекали их жизнь и творчество. Кроме внутреннего мира художника, есть еще и социальное окружение. Хорошо известно, насколько серьезными были расхождения между обществом и художником, между «поэтом и чернью», насколько велик был соблазн, превращавшийся иногда в вынужденную необходимость, уйти от мира официальности в уединение для свободного творчества. Примерами такого уединения могут быть бегство молодого Гете в Италию, где он создал

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 107 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 108 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

«Римские элегии», болдинская осень Пушкина, жизнь в лесу Р. Эмерсона, уход Н.К. Рериха в долину Кулу, бегство Гогена на Таити и т.д.

Тем не менее в социальной культурологии нередко высказывается точка зрения, что смысл произведения искусства и литературы не следует искать только в авторской позиции, в творческом акте как таковом. Скорее, этот смысл утверждается через тот или иной вариант интерпретации, ту духовную конструкцию, которая срабатывает в обществе или различных его субкультурах. В качестве примера такой процедуры подчас называют восприятие творчества Шекспира. Длительное время исследователи спорили о том, кто создавал произведения Шекспира, так как выдвигались сильные возражения против приписывания этих произведений тому историческому лицу, кто действительно звался Шекспиром, но, судя по всему, не отличался особой грамотностью. Расхождение в мировоззренческих установках и тональности его пьес принято объяснять поворотами его гениальности, что создает лишь видимое объяснение.

История культуры изобилует такого рода событиями в творческих биографиях, свидетельствами слабой приспособленности социокультурной структуры того или иного общества к надежному поддержанию творчества и высокой духовной деятельности. Творчество зачастую оказывается в сложном соотношении с общественным признанием. Тем не менее, как мы увидим в главе X, в каждом обществе существуют институты, обеспечивающие функционирование культуры.

В нашу эпоху развитие общества находится в прямой зависимости от производства знаний, которое превращается в особую разновидность индустрии. Новые отрасли труда, такие как химия, автоматика, электроника, базируются в первую очередь на знаниях, а не на производственном опыте, игравшем первостепенную роль в старых отраслях. Индустрия знаний, производящая и потребляющая информацию, а не товары и услуги, охва-

тывает в наиболее развитых индустриальных странах огромную часть национального производства. Так, в США в 90-х гг. информационная сфера охватывала более половины всех работающих. В 60-70-х гг. объем научной информации удваивался каждые 5-7 лет, в 80-х — каждые 20 месяцев, а с начала 90-х гг. этот ритм стал ежегодным. Информационный взрыв оказывает глубокое воздействие на функционирование всего общества. Более подробно его характеристики будут рассмотрены в главе XVIII.

Ситуация информационного взрыва требует радикальных изменений в способах хранения, систематизации и накапливания информации. Эти изменения вызывают преобразование всей сис-темы образования, библиотечного дела, системы массовых коммуникаций и организации науки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.