Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Четверг. Может быть, мы не заметили ту осень, которую любил Пушкин






    Может быть, мы не заметили ту осень, которую любил Пушкин. Допустим, из-за ее застенчивой краткости в этом году.

    А можно сказать категоричнее: такой осени не заслужили мы, вот Москва и не видела ее. Теперь уж не увидим, – сразу, наверное, к " белым мухам" перейдем.

    Факт налицо: не та осень! Всего лишь " облачная погода без прояснений", не более.

    Только к утру перестал дождь.

    Во дворе у серого четырехэтажного здания школы безлюдно – мокрые деревья да птичий крик...

    Выбежали из этого здания два пацана без пальто. Поеживаясь и оглядываясь, закурили. Выступ небольшой каменной лестницы загораживает их от ветра и от возможных наблюдателей, но только с одной стороны.

    А с противоположной – как раз идет человек. В очках. Сосредоточен на том, куда поставить ногу, чтобы не увязнуть в глине. В углу его рта – незажженная сигарета.

    Мальчики нырнули обратно в помещение.

    – Как думаешь, видел? – спросил один, щуплый, с мышиными зубками. Второй пожал плечами.

    Потом тот человек вошел в вестибюль.

    – Здрасте, Илья Семеныч, – сказали оба мальчугана. Щуплый счел нужным объяснить их отсутствие на уроке:

    – Нас за нянечкой послали, а ее нету...

    – А спички есть? – спросил мужчина, вытирая ноги.

    – Спички? Не... Мы же не курим.

    Мужчина прошел в учительскую раздевалку.

    – Надо было дать, – сказал второй мальчишка. – Он нормально спросил, как человек.

    Щуплый со знанием жизни возразил:

    – А кто его знает? С одной стороны – человек, с другой стороны – учитель... Пошли.

    * * *

    Под потолком летает обезумевшая взъерошенная ворона. От воплей, от протянутых к ней рук, от ужаса перед облавой она мечется, ударяясь о плафоны, тяжко машет старыми крыльями, пробует закрепиться на выступе классной доски, роняя перья... Там до нее легко дотянуться, и она перебирается выше, на портрет Ломоносова.

    Молоденькая учительница английского языка ошеломлена и напугана ужасно. Сорвали урок!.. Совсем озверели от восторга, их теперь не унять, не перекричать... Весь авторитет – коту под хвост! Ее предупреждали: как начнешь – так и сложится на годы вперед... Проблема N 1 – правильно поставить себя, заявить определенный стиль отношений... Вот она и заявила!

    – Швабру тащи, швабру!

    – А почему она не каркает? Может, немая?

    – Черевичкина, ты всегда завтраки таскаешь, давай сюда хлеб!

    – Станет она есть, жди! Сперва пусть очухается!

    – Наталья Сергеевна, а как по-английски ворона?

    – Вспомнил про английский! Вот спасибо...

    – Ну, как, Наталья Сергеевна?

    – A crow.

    – Эй, кр-роу, крроу, кррроу!!!

    – Тряпкой надо в нее! Дежурный, где тряпка?

    – " Какие перышки! Какой носок! И верно, ангельский..."

    – Ну знаешь классику, знаешь! Братцы, под лестницей белила стоят. Искупаем ее?

    – Сдохнет.

    – Крроу, крроу!

    И все это выкрикивается почти одновременно, и в глазах Натальи Сергеевны рябит от этих вдохновенно-хулиганских, вспотевших, хохочущих лиц! Вот уже кто-то приволок швабру, отнимают ее друг у друга... Ворона сжимается, пятится, закрывая глаза...

    – Хватит! Не смейте ее пугать, она живая! – вдруг кричит Наталья Сергеевна, которая другие совсем слова готовила: про потерянный человеческий облик, про вызов родителей, про строжайшие меры... У переростка Сыромятникова она силой отбирает швабру, сует ее девчонке:

    – Дикари вы, да? Рита, унеси швабру!

    Потом она встала на стул и в наступившей тишине потянулась к вороне:

    – Не бойся, глупенькая. Ничего мы тебе не сделаем...

    Восхищенно переглядываются ребята: новая англичаночка у них, оказывается, – что надо!

    Одному из ребят возня с вороной наскучила. Это Генка Шестопал, парень с темными недобродушными глазами, с драмой короткого роста, со скандальной – заметим к слову – репутацией. Китель расстегнут, руки в карманах, движения какие-то нервно-пружинистые. Он вышел в пустой коридор вслед за девчонкой, которая вынесла туда швабру.

    – Что бу-удет!.. – весело ужасаясь, сказала ему девочка про всю эту кутерьму.

    Она была тоненькая, светлая, зеленоглазая, ее звали Рита Черкасова.

    – А что будет? – меланхолически спросил Генка. – Будут метать икру, только и всего...

    – А кто это сделал-то? Я и н заметила, откуда она вылетела.

    – А зря. – Генка открыто разглядывал Риту. Другим девчонкам не под силу соперничать с ней, и она это знает, оттого и ведет себя с тем королевским достоинством, которому не приходится кричать о себе: имеющий глаза увидит и так...

    – Зря не заметила. Ты член бюро, с тебя будут спрашивать...

    Она дунула небрежно вверх, прогоняя падающую на глаза прядь волос, и хотела вернуться в класс, но Генка привалился спиной к двери.

    – " Что за женщина, – тихонько пропел он, – увижу и неме-е-ею... Оттого-то, понимаешь, не гляжу..."

    – Пусти, ну!

    – Если это дело будет разбираться в верхах, – проговорил Генка бесстрастно, – можешь сказать, что ворону принес я.

    – Ты?! Очень мило с твоей стороны, – поразилась она. – Я жутко запустила английский, два раза отказывалась, а сегодня погорела бы точно.

    – А моя ворона умница, она это учла, – глядя в потолок, намекнул Генка. – Ну ладно, иди, а то телохранитель твой заволнуется. – Это он произнес уже другим тоном, едким и мрачным.

    – Из-за тебя? – Она смерила его взглядом и вернулась в класс. Генка вздохнул и пошел за ней.

    ...Наталья Сергеевна, все еще стоя на стуле, подумала вслух:

    – Так она не пойдет на руки. Надо хлеба на книжку... Есть хлеб?

    – А как же! Черевичкина! – Это крикнул Костя Батищев, красивый парень в таких джинсах, какие в конце 60-x могли достать и натянуть на себя немногие... Это его Генка назвал телохранителем Риты, и она действительно немедля оказалась рядом с ним. Они и за партой сидели вместе. И вообще их роман законным образом цвел на глазах у всех.

    Пышнотелая Черевичкина давно держала наготове полиэтиленовый мешочек с бутербродами. Не вынимая их оттуда, она отщипнула немножко.

    – Вороне Главжиртрест послал кусочек сыра, – продекламировал Михейцев, большой энтузиаст нынешнего переполоха. Он вырвал у нее мешочек. – Не жмотничай, тебе фигуру надо беречь...

    Класс продолжал ходить ходуном.

    * * *

    По коридору шагал Илья Семенович Мельников, учитель истории, - это его мы видели, когда он входил в школу. Худощавый лобастый человек. 45 ему? 48? Серебряный чубчик. Иронический рот и близорукость придают его облику некоторую надменность. Но стоит ему снять очки - выражение глаз станет беззащитным. Он чем-то на Грибоедова похож.

    Мельникова остановил шум за дверью девятого " В". Пришлось заглянуть: с нового учебного года он был здесь классным руководителем.

    То, что он увидел, было настоящим ЧП: класс радостно сходил с ума; учительница, явно забывшись, стояла на стуле; кольцом окружали ее ребята, ни один не сидел за партой; все шесть плафонов на потолке угрожающе раскачивались; спасибо, что не все шесть – на полную амплитуду!

    Мельников распахнул дверь и ждал не двигаясь. Просто глядел и вникал. Они застыли на местах. Мальчишки прекратили жевать конфискованные у Черевичкиной бутерброды.

    Опустив голову, закрыв щеки и уши обеими руками, умирала от стыда и страха Наталья Сергеевна. Она даже со стула забыла слезть, до того оцепенела.

    Мельников понял, что взрослых здесь не двое, как могло показаться, а он один.

    Оглядываясь на него, ребята побрели к своим партам. Наталья Сергеевна, неловко натягивая подол, слезла со стула. Только теперь, когда все расступились, Мельников увидел ворону. Она, словно специально, чтобы обратить на себя его внимание, покинула ломоносовский портрет и села на шкаф для наглядных пособий. Многие прыснули.

    – Илья Семенович, понимаете... – краснея, начала Наталья Сергеевна, – я давала на доске новую лексику, было все хорошо, тихо... И вдруг – летит... Я не выяснила, кто ее принес, или, может быть, она сама...

    – Сама, сама, что за вопрос! Погреться, – насмешливо перебил Мельников, глянув на закрытые окна. – А зачем передо мной оправдываться? Класс на редкость активен, у вас с ним полный контакт, всем весело, – зачем же я буду вмешиваться? Я не буду. – Он повернулся и вышел.

    В классе приглушенно засмеялись, потом притихли – кто затаил азартное любопытство (теперь-то что она будет делать?!), кто – сочувствие (зря мы ее подставили... все-таки совсем еще девчонка).

    – А правда, что вы у него учились? – спросил Генка, с интересом наблюдавший за ней. Ответа не последовало. Прикусив губу, постояла в растерянности Наталья Сергеевна и вдруг выбежала вслед за Мельниковым. Догнала его в пустом коридоре.

    – Илья Семенович!

    – Да? – он остановился.

    – Зачем вы так? Илья Семеныч? Да, я виновата, я не справляюсь еще... Но вы могли бы помочь...

    – В чем же? Если вам нужна их любовь – тогда дело в шляпе: они, похоже, без ума от вас... А если авторитет...

    – А вам теперь любовь не нужна?

    Мельников усмехнулся.

    – Любовь зла. Не позволяйте им садиться себе на голову, дистанцию держите, дистанцию! Чтобы не плакать потом... А помочь не сумею: никогда не ловил ворон!

    Почему у нее горят щеки под его взглядом? Почему она поворачивается, как солдатик, и почти бежит, чувствуя этот взгляд спиной?

    В классе она, конечно, застала все то же бузотерство вокруг вороны. И – принялась держать дистанцию...

    С такой холодной угрозой она им сказала: " Silence! Take your places" 1), что сели они сразу и молча уставились на нее с опасливым ожиданием. Она подошла к окну, открыла первую раму... Немного замешкалась, открывая вторую: шпингалет не поддавался.

    – Выбросит! – вслух догадалась Рита Черкасова.

    – Вспугнуть бы... – прошептал мечтательно чернявый Михейцев.

    Англичанка стояла спиной: надо было успеть, пока она не обернулась. И, прицелившись, Костя Батищев сильно и точно запустил в ворону тряпкой. Но слишком сильно и слишком точно – так, что даже ахнули: мокрая и оттого тяжелая тряпка накрыла птицу, сбила ее и только упростила учительнице дело. Она взяла этот трепыхающийся ком – и выкинула.

    Стало очень тихо. Наталья Сергеевна захлопнула окно и стала быстро-быстро перебирать и перелистывать на столе свои записи...

    – А мне мама говорила, что птичек убивать нехорошо, – меланхолически сказал переросток Сыромятников.

    – Без суда и следствия, – добавил Михейцев.

    Не очень послушной рукой Наташа стала выписывать на доске лексику к новому тексту. Но класс не унимался.

    – Наталья Сергеевна, ведь четвертый же этаж! В тряпке! Зачем вы так, Наталья Сергеевна! – волновались девочки.

    Напрасно она пыталась вернуться к английскому, напрасно стучала по столу и повторяла:

    – Stop talking! Silence, please! 2) – чужой язык раздражал их, пока не выяснили кое-чего на своем.

    Генка, ни слова не говоря, сердито-серьезно следил за событиями. Зато острил, розовый от злости и возбуждения, его соперник Костя Батищев:

    – Гражданская панихида объявляется открытой... Покойница отдала жизнь делу народного образования.

    – Батищев, shut up! 3) – грозно сказала учительница.

    – А может, не разбилась? – предположил кто-то. – Я сбегаю погляжу, можно, Наталья Сергеевна? Я мигом, – вызвался Сыромятников и уже встал и пошел. – Я даже принести могу – живую или дохлую, хотите?

    Наташа схватила его за рукав:

    – Вернись!

    – Ты не сюда, ты Илье Семеновичу принеси, – медленно, отчетливо произнесла Рита. – Пусть он видит, какие жертвы для него делаются...

    Это оскорбило Наталью Сергеевну до слез, она задохнулась и скомандовала на двух языках:

    – Черкасова, go out! Выйди вон!

    Рита дунула вверх, прогоняя падающую на глаза прядь, переглянулась с Костей и неторопливо, с улыбкой, ушла.

    Сыромятников – вслед за ней.

    – Интересно, за что вы ее? – сузил глаза Костя. - Ребятки, нам подменили учительницу! У нас была чудесная веселая девушка...

    – Батищев, go out! Я вам не девушка! – выпалила Наталья Сергеевна под хохот мужской половины класса.

    – Ну все равно – женщина, я извиняюсь, – широко улыбаясь, продолжал Костя. – И вдруг – Аракчеев в юбке.

    – Думайте что хотите, но там, за дверью... Ве quick! 4)

    В знак протеста мальчишки застучали ногами, загудели... У двери Костя посулил сострадательным тоном:

    – Так вы скоро одна останетесь...

    – Пожалуйста. Я никого не держу! – окончательно сорвалась учительница, бледная, как стенка, и отвернулась к доске, чтобы выписать там остаток новых слов...

    Поднялся и пошел к двери Михейцев. И его сосед. И в солидарном молчании поднялось полкласса... а затем и весь класс. Уходя, Генка сказал:

    – " И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове..."

    ...Потемнело в глазах Натальи Сергеевны. Только слух различал, как еще одна группа встает, еще ряд пустеет... Когда она открыла глаза, в классе сидела только одна перепуганная толстая Черевичкина. Ужаснулась Наташа и снова закрыла глаза.

    * * *

    Уроки кончились, школа работала в тот год в одну смену. Жизнь, правда, превращала эту одну – минимум в полторы. Вот гнется над тетрадками " словесница" Светлана Михайловна, гуляет по страницам ее толстый синий карандаш. И это, считайте, покой еще, почти досуг... Вот она подняла голову, недоуменно прислушалась: музыка... Прекрасная и печальная музыка, совсем необычная для этих стен.

    Светлана Михайловна заложила тетрадку карандашом и встала, любопытство повело ее наверх, в актовый зал... Она тихонько входит. В зале свет не горит и пусто. Нужно сперва освоиться с полумраком, чтобы увидеть: на сцене у рояля сидит Мельников и играет пустым стульям. При чахлом свете заоконного фонаря ему клавиатуры не видно наверняка, – и не надо, выходит? Пальцы его сами знают все наизусть?

    – Так вот кто этот таинственный романтик! – бархатисто засмеялась Светлана Михайловна.

    Мельников вздрогнул, убрал руки с клавиш.

    – Да нет, вы играйте, играйте, я с удовольствием вас послушаю. Я только мрака не люблю, я включу? – И зажглись все плафоны. - Вот! Совсем другое настроение... Это вы играли какую вещь?

    Мельников вздохнул, но ответил:

    – " Одинокий путешественник" Грига.

    Помолчали.

    – Да... – теперь уже вздохнула Светлана Михайловна. - Настоящую музыку понимают немногие...

    Она сделала паузу, ожидая, что он подхватит ее мысль, но Мельников молчал, только пальцы его изредка задевали клавиши... Продолжить пришлось самой Светлане Михайловне:

    – Я всегда твержу: нельзя нам замыкаться в скорлупе предмета. Надо брать шире, верно? Черпать и рядом и подальше, и где только возможно! Всесторонне. И тогда личная жизнь у многих могла бы быть богаче... Если подумать хорошенько.

    Мельников согласился вежливо:

    – Если подумать – конечно.

    – А кстати: почему вы не спешите домой? Не тянет?

    Вопрос был задан значительно, но Мельников его упростил:

    – Дождь.

    – Дождь? – переспросила она недоверчиво. – Ну да, конечно.

    Разговор клеился плохо.

    – " В нашем городе дождь..." – негромко пропела Светлана Михайловна, умудренно, с печальной лаской глядя на Мельникова. – " Он идет днем и ночью..."

    Одним пальцем он подыграл ей мелодию.

    – " Слов моих ты не ждешь... Ла-ла-ла-ла..."

    Вдруг все плафоны погасли. Мимо застекленной двери, за которой оставался последний из нормальных источников света, прошла нянечка с ведром. Возможно, это был с ее стороны намек: закругляйтесь, мол, с вашей лирикой...

    – Я ведь пела когда-то, – поспешила заговорить Светлана Михайловна. – Было такое хобби! Когда я еще в Пензе работала, меня там, представьте, для областного радио записывали: " Забытые романсы"... И четырежды дали в эфир! Где-то и теперь та бобина пылится.

    – Вот бы послушать, – сказал Мельников.

    – Вы, правда, хотите? – встрепенулась Светлана Михайловна.

    – А что? Допустим, на большой перемене? Школьный радиоузел не балует же нас ничем человеческим – а тут всех разом приобщил бы к романсам! Питательно же!

    Это он пошутил? Холодновато как-то. А может, и едко. Впрочем, она перестала понимать все его шуточки – безобидные они или обидные? Вот и сейчас, не разобрав толком, ужалил он ее или ободрить хотел, – потускнела Светлана Михайловна, сникла. От самой головоломки этой. Затем, преодолев минутную слабость, потребовала:

    – Дайте мне сигарету.

    Мельников дал сигарету, дал прикурить и спустился в зал. Сел там на один из стульев. теперь они были разделены значительным пространством.

    Светлана Михайловна жадно затянулась и затем спокойно через весь зал сказала:

    – Зря злитесь, зря расстраиваетесь... И зря играете " Одинокого пешехода".

    – Путешественника, – поправил он. И зачем-то перевел на английский: – " Alone traveller".

    – Вот-вот, – подхватила Светлана Михайловна. – Ничего ей не будет. Ее простят – и дирекция, и вы в первую очередь. Она же девочка, только начинает. Это мы с вами ничего не можем себе простить и позволить...

    Закрыв глаза, Мельников откинулся на спинку стула.

    Шумел за окнами дождь.

    Светлана Михайловна подошла к Мельникову.

    – Что с вами? – спросила она, страстно желая понять. – Почему вы стали таким?

    – Каким? – Мельников спросил, не открывая глаз.

    – Другим!

    Он вдруг подмигнул ей и прочитал:

    – Не властны мы в самих себе,
    И в молодые наши леты
    Даем поспешные обеты,
    Смешные, может быть,
    Всевидящей судьбе.

    Как просто сказано, обратите внимание... как спокойно... И – навсегда.

    – Еще бы, – осторожно поддержала Светлана Михайловна. – Классик.

    – Кто?

    Глаза ее устремились вверх, на лбу собралась гармошка морщин – ни дать ни взять, школьница у доски.

    – Похоже на Некрасова. Нет?

    Он покачал головой. Ему нравилось играть с ней, с учительницей литературы, в такие изнурительные для нее викторины.

    – Тю... Не Тютчев?

    – Холодно.

    – Фет?

    – Холодно. Это не из школьной программы.

    – Сдаюсь...

    – Баратынский.

    – Ну, знаете! Никто не обязан помнить всех второстепенных авторов, – раздражилась вдруг Светлана Михайловна. – Баратынский!

    – А его уже перевели, вы не слышали разве?

    Она смотрела озадаченно.

    – Перевели недавно, да. В первостепенные.

    За что он ей мстит? За что?! И она сказала, платя ему той же монетой:

    – Вы стали злым, безразличным и одиноким. Вы просто ушли в себя и развели там пессимизм! А вы ведь историк... Вам это неудобно с политической даже точки зрения.

    Вот этого ей говорить не стоило! Мельников едко усмехнулся и отрезал:

    – Я, Светлана Михайловна, сейчас даю историю до семнадцатого года. Так что политически тут все в порядке...

    Он поднялся, чужой, холодно поблескивающий стеклами очков, в черном пальто, накинутом на плечи...

    Она поняла, что его уже не вернешь, и мстительно спросила вслед:

    – Вас, очевидно, заждалась ваша мама?

    – Очевидно. До свидания.

    Хлопнула дверь.

    Сидит Светлана Михайловна в полутемном зале одна, слушает гулкие шаги, которые все дальше, все тише.

    Черт бы подрал его с этими шуточками! Учитель не имеет права на них! Учитель – это же ясность сама, ему противопоказана двусмысленность... Разве не так?

    * * *

    Они встретились в булочной – учитель и ученик.

    – Пять восемьдесят – в кондитерский, – сказал ученик кассирше. Он был интеллигентный, симпатичный – и почти совсем сухой, в то время как на улице наяривал ливень, отвесный, как стена.

    – Двадцать две – хлеб, – сказал Мельников.

    И тут парень, отошедший с чеком, заметил его.

    – Илья Семенович!

    – Виноват... – Дождь сделал непрозрачными мельниковские очки.

    Пришлось их снять.

    – Боря Рудницкий, если не ошибаюсь?

    – Так точно! Вот это встреча!..

    Дальнейшее происходило в кабине серой " Волги". Борис сидел с шофером, Мельников – сзади, засовывая хлеб в портфель.

    – Ну вот... так-то веселей, чем мокнуть. Приказывайте, Илья Семенович, куда вам?

    – Хотелось бы домой, на старый Арбат, там переулок...

    – Отлично. Толик, слыхал? – обратился Борис к шоферу; тот кивнул и дал газ. – Все там же живете, все там же работаете... – с тепловатой грустью не то спросил Мельникова, не то констатировал Борис.

    – Да. Боря, а что означает сия машина? – В тоне Мельникова благожелательное удивление.

    – Как что? – засмеялся Борис. – Простую вещь означает: что в моем департаменте о ценных кадрах заботятся лучше, чем у вас... Мне, например, уже тогда было обидно, что такой человек, как вы, распыляет себя в средней школе... месит грязь, рискует в гололед... Не только несправедливо, но и нерентабельно для общества! С гораздо более высоким КПД вас можно использовать...

    Борис говорил это с тем особым дальновидным юмором, который амортизирует резкость любых суждений и не позволяет придраться к ним...

    – Расскажи о себе, – переключил его Мельников.

    – А что я? Я в порядке, Илья Семенович, жалоб нет.

    – Женат?

    – Свободен. – юмор Бориса утратил долю своей естественности. - Да, кстати, ведь там у вас обосновалась одна наша общая знакомая?... Как она?

    – Рано судить, – с заминкой ответил Мельников. – Есть свои трудности, но у кого их нет?

    – Так ведь она обожает их, трудности! Настолько, что создает их искусственно. Себе-то ладно, это дело вкуса, но другим она их тоже создает...

    Помолчали. Мельникову хотелось спросить, что значат эти слова, но его что-то удерживало.

    Вдруг, разом потеряв свой " амортизирующий" юмор, бывший ученик повернулся к Мельникову и жарко заговорил:

    – Ну ладно: вам я скажу, вам это даже надо знать! Представьте себе невесту, которая буквально у входа в загс бормочет: " Прости меня", швыряет цветы и бежит от тебя! Бежит, как черт от ладана... Красиво? Мало того, что меня опозорили, мало того, что у моего отца был сердечный приступ, так еще сорвалась моя командировка в Англию. На год командировочка! Сами знаете, как они любят посылать неженатых! Да еще в страны НАТО! Про свои чувства я уж и не говорю...

    Летели в окнах дрожащие, обгоняющие друг друга огни... Чтобы закруглить эту тему без надсады и зла, Борис сказал:

    – А вообще-то все к лучшему. Знаете такую песенку? –

    В жизни всему уделяется место,
    Рядом с добром уживается зло...
    Если к другому уходит невеста,
    То неизвестно, кому повезло!

    Огни, огни... Лиц мы не видим.

    – Или я неправ?

    – Прав, Боря, прав... Здесь можно остановить?

    – Так ведь еще не ваш переулок... я ж помню его!

    – А неважно, я дворами – короче... Спасибо. Мне еще в аптеку...

    – А вот и она, – сказал шофер Толик.

    – Благодарю... Прав ты, Боря, в том, что мой КПД – он и впрямь мог быть существенно выше...

    Хлопнула дверца.

    " Волга" сначала медленно, словно недоумевая, сопровождала Мельникова, идущего по тротуару, а затем рванула вперед.

    * * *

    Он ел без всякого интереса к пище, наугад тыкая вилкой и глядя в " Известия".

    Его мать – старуха строгая, с породистым одутловатым лицом и умными глазами – сидела в кресле и смотрела, как он ест. Вздрагивающей ладонью она поглаживала по голове бронзовый бюстик какого-то древнего грека – Демосфена? Демокрита? Геродота? - словом, кого-то из них.

    – Кто-нибудь звонил? – поинтересовался Мельников.

    – Звонили... – Полина Андреевна не оживилась от вопроса.

    – Кто же?

    – Зрители.

    – Кто-кто? – переспросил Мельников.

    – Зрители кинотеатра " Художественный" – терпеливо объяснила мать. – Спрашивали, что идет, когда идет, когда бронь будут давать... У них 291-96, а у нас 241-96... вот и сцепились.

    – Ну, это поправимо.

    – А зачем поправлять? Не надо! Человеческие голоса услышу, сама язык развяжу... а то я уж людскую речь стала забывать!

    Мельников засмеялся, покрутил головой.

    – Мама! А если баню начнут спрашивать? Или Святейший Синод?

    Старуха, не обратив внимания на эту издевку (над кем и над чем, спрашивается?), продолжала свое:

    – Тебе не повезло. Тебе очень не повезло: в свои 76 лет твоя мать еще не онемела... Она еще, старая грымза, хочет новости знать – о том, о сем... Вот ведь незадача! Ей интересно, о чем сын думает, как работа у него, как дети слушаются... С ней бы, с чертовой перечницей, поговорить полчаса – так ей бы на неделю хватило... всё-ё бы жевала...

    – Мама, но там не театр, там обычные будни. Я не знаю, что рассказывать, ей-богу... – Он честно попытался вспомнить. – Говорил я тебе, что к нам пришла работать Горелова? Моя ученица, помнишь, нет? Наташа Горелова, выпуск семилетней давности... Бывала она здесь...

    Полина Андреевна просияла и повернулась к сыну всем корпусом:

    – Ну как же. У неё роман был с этим...

    – С Борей Рудницким. Ну вот тебе и все новости. – Мельников направился в свою комнату. – Нет, еще одна: сегодня ей сорвали урок...

    Теперь он у себя.

    Здесь властвуют книги. Верхние стеллажи – под самым потолком. Это не нынешние подписные собрания сочинений со знакомыми всем корешками, – нет, у этой библиотеки еще довоенный базис, старые издания – в большинстве.

    На стене одна репродукция – с известной картины " Что есть истина? " Николая Ге. Диспут Понтия Пилата с Христом: для римского прокуратора Иудеи в слове " истина" – труха, но Сын Божий, хоть и близок к мукам Голгофы, а слова этого уступать не намерен...

    Старенькое пианино с канделябрами, диван, рабочий стол. На столе, в сочетании, понятном одному хозяину, лежат том Шиллера, книжка из серии " Библиотека современной фантастики" и давно сделавшийся библиографической редкостью (а некогда еще и способный схлопотать своему владельцу беду!) журнал " Каторга и ссылка"...

    Илья Семенович расслабил узел галстука, повалился на диван, взял одну из этих книг. Но нет, не читалось ему...

    Глядя поверх страницы, он думал, курил и, наконец, до чего-то додумавшись, резко поднялся, чтобы забрать от мамы к себе переносной телефонный аппарат. Когда он, путаясь в длинном перекрученном шнуре, направился к себе, Полина Андреевна весело окликнула его:

    – Слушай, а привел бы ты ее к нам! Ведь будет же что вспомнить...

    – Например?

    – Ну как же. Например, как ты сам жаловался, что ее глазищи мешают тебе работать?.. Как уставятся молитвенно...

    – Мама!

    – Что? Или я сочиняю! Это что-нибудь да значило, а? Уж не знаю, куда глядел этот ее парень...

    – Будет, мама, ты увлеклась, – перебил Мельников, рассерженно недоумевая (о чем это она?! что за бред!), и, потянув за собой телефонный шнур, ушел к себе, заперся.

    – Нет, обязательно приведи! – в закрытую дверь сказала Полина Андреевна. – Скажи, я пригласила...

    Разговор этот, похоже, взбесил Мельникова.

    Он лежал и смотрел на телефон, стоящий на полу, как на заклятого врага. Отвернется в книгу. Потом посмотрит опять... Пресек наконец сомнения, набрал номер.

    – Алло? Алло? – неразборчивым клекотом ответила трубка.

    Мельников, после нелепо долгой паузы, спросил:

    – Скажите, что у вас сегодня?.. Это кинотеатр?.. Нет... Странно...

    Он надавил ребром ладони на рычажки, стукнул себя чувствительно трубкой по лбу. Тот же номер набрал снова.

    – Наталья Сергеевна, извините, это я пошутил по-дурацки... От неловкости – в нелепость! Мельников говорит... Дело вот в чем... Я видел, как вы уходили зареванная... Это вы напрасно, честное слово. Если из-за каждой ощипанной вороны...

    Но трубка остудила его порыв какой-то короткой фразой.

    – Ах, сами... Ну добро. Добро. Извините.

    Он сидит с закрытыми глазами. Резко обозначена впадина на щеке.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.