Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группы животных






 

4. Выпишите из текста основные признаки зимы.

5. Восстановите последовательность частей текста. Для этого расставьте цифры в клеточки


Зима сживает со свету птиц.


Зима донимает маленьких ребятишек.


Зима добирается до рыб.


Зима накинулась на зверей.


Зима шлёт мороз на людей.

 

6. Подчеркните в тексте предложения, в которых описывается, как птицы готовятся к зиме.

 

7. Объясните значение слова «дубрава».

 

8. Используя текст и собственный опыт, заполните таблицу.

Как звери готовятся к зиме

 

9. Выпишите из текста слова, родственные слову «мороз». Дополните запись своими словами.

 

10. Решите задачу и запишите ответ.

Вес бурого медведя достигает 150 кг. За зиму медведь теряет от 50 до 100 кг веса. Сколько может весить медведь, проснувшись весной в своей берлоге?

 

Часть 2

11. Что нового вы узнали, прочитав рассказ К.Д.Ушинского?

 

12. Вспомните и запишите названия литературных произведений, действие которых происходит зимой.

13. В первом предложении найдите слово, в котором все согласные – твёрдые. Сделайте звукобуквенный разбор этого слова.

 

14. Замените выделенное в предложении выражение другим близким по значению, и запишите получившееся предложение

Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

 

15. Из текста выпишите по 1 названию.

Предмет неживой природы -

Вещество -

Тело -

 

Вариант 4

 

Как рубашка в поле выросла

1.

 

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

- Что ты, тятя, делаешь?

- А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

- Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили ихи на поле просохнуть.

2.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне¹, потом трепалом² на дворе, так что от бедного льна летела кострика³ во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

- Славная у тебя рубашечка будет, - опять сказали Тане сёстры.

Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».

 

3.

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.

«Это нитки, - подумала Таня, - а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна4 , натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидела, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень5 .

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.

К.Д.Ушинский

 

1 Гумно – площадка для молотьбы.

2 Трепало – орудие для трепания волокна (льна, пеньки, конопли) ручным способом.

3 Кострика – остатки стеблей льна, конопли после трепания и чесания.

4 Кросна – ручной ткацкий станок.

 

Часть 1

 

1. Найдите пословицу, которая соответствует содержанию прочитанного текста. Ответ обведите в кружок.

 

А. Один с сошкой, семеро с ложкой.

Б. Лиха беда – начало.

В. Без труда нет плода.

Г. Старый друг лучше новых двух.

 

2. В рассказе речь идёт о растении лён. Из какого ещё растения можно получить ткань для рубашки? Выберите верный ответ, обведите его в кружок.

 

А. шёлк В. рожь

Б. хлопчатник Г. нивяник

 

3. Из первой части рассказа выпишите восклицательное предложение.

 

Волнистой линией подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «Какая?»

 

4. К какому виду относится прочитанный вами текст? Выберите верный ответ на вопрос. Обведите его в кружок.

 

А. научный В. художественный

Б. научно-популярный Г. деловой

 

5. Запишите последовательность появления у Тани рубашки. Для этого перечитайте текст ещё раз.

 

 

6. Решите задачу.

В плоде льна – сухой коробочке – пять гнёзд. Каждое гнездо разделено на 2 части, в каждой половинке по 1 семени. Сколько всего семян в 1 плоде льна? В 2 плодах льна?

 

7. Раскрасьте рисунок в соответствии со сведениями из текста.

 

8. Озаглавьте части текста. Напишите заголовки.

 

9. К какому виду растений относится лён? Запишите в таблицу, пользуясь знаниями окружающего мира.

 

Культурные растения  
Дикорастущие растения  

 

10. Замените в предложении выделенное слово другим, близким по значению. Запишите получившееся предложение.

 

- Что ты, тятя, делаешь?

 

 

Часть 2

 

11. Из последнего абзаца выпишите слова, в которых есть буквы, обозначающие всегда твёрдые согласные звуки.

 

Поставьте в словах знак ударения и разделите их для переноса.

 

12. Что нового вы узнали, прочитав рассказ К.Д.Ушинского?

 

13. Что значит «головки забурели»?

 

14. Определите, сколько может быть человек в семье Тани? Запишите, кто они.

15. Для чего ещё, кроме изготовления тканей, человек использует лён? Заполните схему.

 

Вариант 5

 

История одной яблоньки

 

1.

Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки. Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.

Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать; пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики.

Почкой за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой – и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо /, оно мне пригодится». Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.

 

2.

Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, - думает она, - когда меня из лесу в сад перенесли», - и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу.

На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать. Задрожала яблоньку и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».

Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл.

 

3.

Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой. Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листиком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами.

Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые! И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги для прищеп.

К.Д.Ушинский

 

Часть 1

1. Подчеркните в тексте предложения, в которых описывается очерёдность появления любого растения из семени.

 

2. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста. Обведите его в кружок.

 

А. Яблоня – дикорастущее растение.

Б. У цветов яблони бело-розовые лепестки.

В. Яблони растут только в садах.

Г. Садовник сажает сад.

 

3. Из первой части выпишите восклицательное предложение.

 

Подчеркните главные члены предложения.

 

4. Внимательно рассмотрите рисунок. Какая часть растения не изображена на рисунке? Дорисуйте и подпишите части этого растения.

 

5. Допишите вопрос к задаче и решите её.

 

Самая маленькая яблоня достигает в высоту 2 м 50 см, самая высокая яблоня вырастает до 15 м.

 

6. Озаглавьте каждую часть текста. Запишите заголовки. К любой части текста составьте план.

 

7. Какие свойства дикой яблоньки пригодились для того, чтобы вырастить румяные и сладкие яблоки?

 

Как называется отрасль сельского хозяйства, которая занимается выращиванием полезных растений?

 

8. Человек использует плоды яблони для питания. Как ещё можно использовать яблоню и её плоды? Заполните схему.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.