Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детские страхи.

Страх — это отрицательно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с ощущением опасности, реальной или воображаемой.

Ребенок, познавая мир, сталкивается с различными событиями жизни. Он сам может оказаться участником происшествий, горестных событий семьи и общества. Или может просто что-то услышать и увидеть на улице, по телевизору и придать этому большое значение, начать беспокоиться. С одной стороны, это естественная реакция организма. Возникший страх помогает ребенку отреагировать на новое и является проявлением нормального функционирования инстинкта самосохранения. Но не тогда, когда этот страх «вырос» из возраста (не соответствует возрастным нормам) и не тогда, когда переживания приводят к невротическим реакциям, необоснованной панике.

У мальчиков и девочек возрастные страхи несколько отличаются, поэтому ниже приведены нормы в соответствии с возрастом и полом ребенка (по А.И. Захарову):

Нормально, если мальчики боятся в возрасте:

3 лет: чужих людей, потеряться, Бабы-Яги (Кощея, Бармалея и т.п.), перед засыпанием, темноты, бури, урагана, грозы (страх стихийного бедствия), огня, врачей.

4 лет: потеряться, Бабы-Яги (Кощея, Бармалея и т.п.), страшных снов, темноты, животных, насекомых, пресмыкающихся (волка, пауков, змей…), воды, пожара.

5 лет: заболеть, заразиться, мамы, папы, Бабы-Яги (Кощея, Бармалея и т.п.), перед засыпанием, транспорта (машин, самолета, трамваев…), высоты, войны, уколов.

6 лет: оставаться дома в одиночестве, нападения, умереть, чужих людей, наказания, страшных снов, темноты, животных, насекомых, пресмыкающихся (волка, пауков, змей…), врачей.

7 лет (детский сад): оставаться дома в одиночестве, нападения, умереть, бури, урагана, грозы (страх стихийного бедствия), высоты, глубины, тесных помещений, пожара, боли.

7 лет (школа): смерти родителей, опоздать в школу, тесных помещений, войны, уколов, резких, громких звуков.

8 лет: смерти родителей, наказания, опоздать в школу, бури, урагана, грозы (страх стихийного бедствия), высоты, резких, громких звуков.

9 лет: заболеть, заразиться, смерти родителей, наказания, опоздать в школу, страшных снов, глубины, больших помещений, улиц.

10 лет: наказания, транспорта (машин, самолета, трамваев…), высоты, пожара, войны, врачей, боли.

11 лет: заболеть, заразиться, перед засыпанием, страшных снов, животных, насекомых, пресмыкающихся (волка, пауков, змей…), тесных помещений, войны, больших помещений, улиц, резких громких звуков.

12 лет: заболеть, заразиться, наказания, страшных снов, врачей, уколов, боли.

Нормально, если девочки боятся в возрасте:

3 лет: потеряться, Бабы-Яги (Кощея, Бармалея и т.п.), темноты, тесных помещений, огня, врачей, уколов.

4 лет: чужих людей, потеряться, Бабы-Яги (Кощея, Бармалея и т.п.), перед засыпанием, страшных снов, темноты, воды, огня, пожара.

5 лет: заболеть, заразиться, мамы или папы, перед засыпанием, страшных снов, животных, насекомых, пресмыкающихся (волка, пауков, змей…), транспорта (машин, самолета, трамваев…), бури, урагана, грозы (страх стихийного бедствия), тесных помещений, воды, больших помещений, улиц, боли.

6 лет: оставаться дома в одиночестве, нападения, умереть, чужих людей, мамы или папы, высоты, глубины, войны, врачей, уколов, боли.

7 лет (детский сад): оставаться дома в одиночестве, нападения, умереть, чужих людей, страшных снов, темноты, бури, урагана, грозы (страх стихийного бедствия), высоты, глубины, воды, огня, уколов.

7 лет (школа): заболеть, заразиться, смерти родителей, наказания, опоздать в школу, животных, насекомых, пресмыкающихся (волка, пауков, змей…), пожара, врачей, боли, резких, громких звуков.

8 лет: нападения, смерти родителей, наказания, опоздать в школу, животных, насекомых, пресмыкающихся (волка, пауков, змей…), войны, больших помещений, улиц, уколов, резких, громких звуков.

9 лет: оставаться дома в одиночестве, нападения, смерти родителей, опоздать в школу, темноты, животных, насекомых, пресмыкающихся (волка, пауков, змей…), бури, урагана, грозы (страх стихийного бедствия), воды, врачей, боли.

10 лет: оставаться дома в одиночестве, нападения, наказания, животных, насекомых, пресмыкающихся (волка, пауков, змей…), транспорта (машин, самолета, трамваев…), бури, урагана, грозы (страх стихийного бедствия), высоты, глубины, войны, больших помещений, улиц.

11 лет: нападения, животных, насекомых, пресмыкающихся (волка, пауков, змей…), высоты, глубины, воды, огня, пожара, войны, врачей, уколов, боли.

12 лет: заболеть, заразиться, смерти родителей, наказания, страшных снов, животных, насекомых, пресмыкающихся (волка, пауков, змей…), высоты, глубины, боли.

С возрастными страхами обычно не возникает проблем и они проходят сами собой.

Но здесь есть две крайности: 1) чрезмерная опека родителями ребенка 2) отсутствие поддержки и защиты со стороны семьи. В первом случае родители не дают возможность ребенку самому научиться защищать себя, развивать уверенность в своих действиях. Во втором случае ребенок не может сам справиться, ему нужна поддержка, в которой он первоначально нуждается. Ребенку словно не хватает уверенности в том, что родители ему помогут, что он не один, что его любят и не дадут в обиду.

Если ребенок ощущает, что родители рядом и готовы помочь ему если что, то с такой защитой можно смело познавать мир. При этом, и родителям не надо «привязывать» к себе свое чадо, так как они уверенны, что их ребенок знает, к кому обращаться за помощью, и они вместе будут решать проблему.

Если какая-либо из крайностей имеет место в воспитании, то страх, соответствующий возрасту сейчас, может закрепиться и уже не быть нормальным через год. Он (или несколько таких страхов) будет мешать ребенку спокойно развиваться дальше. Если страх соответствует возрастным нормам, но он очень сильный, или их слишком много, то и в этих случаях необходимо помочь ребенку справиться с неприятными переживаниями.

Направления работы в борьбе со страхами:

1. Повышайте самооценку ребенка:

· Не сравнивайте детей друг с другом. Лучше обратите внимание ребенка на прогресс в его собственных достижениях и делах (по сравнению с прошлым месяцем, неделей, вчерашним днем, схожими заданиями);

· Хвалите ребенка за его успехи и не расстраивайтесь, если что-то у него не получается сейчас, предложите ему свою помощь и подбодрите;

· Предъявляете адекватные требования к ребенку, не просите то, что он пока не в силах сделать.

2.Стимулируйте уверенное поведение:

· Если у ребенка есть желание что-то сделать самому, будьте помощником, не отнимайте у него ведущую роль. Будьте готовы помочь, если это необходимо, а не потому, что у вас не хватает терпения ждать.

· Спросите себя: О чем я тревожусь сам? Адекватны ли мои переживания ситуации? Не излишне ли я опекаю своего ребенка?

Порой необоснованная тревога передается детям. Если сами родители боятся выходить на улицу, то и ребенку будет сложно сделать это. А излишняя опека не даст возможность учиться на своих ошибках, стать самостоятельным и сильным.

· Дайте понять ребенку, что он не один, и Вы будете ему помогать.

3. Предложите ребенку поиграть: разыграйте сказку со счастливым концом и вариантом победы чудовища, бедствия (при необходимости помогайте ему справиться с этим «кем-то» и в конце концов найдите способ (если он сам не может предложить), волшебный предмет, помощника - куклу... чтобы для начала остановить «страх» и в конце концов побороть его).

Можно предложить игру в куклы, но ребенок будет играть куклой за взрослого персонажа, а Вы - куклой-малышом, более слабым героем.. В такой игре у ребенка появится уверенность в своих действиях и возможностях. Вероятно, в сказке он защитит не только себя, но и Вашу куклу-малыша, что поможет ощутить себя более сильным, смелым и значимым.

4. Нарисуйте страх. Если ребенок боится сам делать это, то ненавязчиво можно предложить ему свою помощь и рисовать страх вместе, или даже с его слов. Если он отказывается, то не настаивайте, возможно, должно пройти какое-то время.

Не торопите ребенка. Когда он нарисует и скажет «готово!», предложите посмотреть на рисунок еще раз и спросите, нужно ли еще что-то дорисовать. А затем вместе придумайте варианты, как с этим страхом бороться (заштриховать, чтобы вылезти с листа не смог, дорисовать дом и заколотить крепко-крепко его, используя самые сильные цвета среди фломастеров, карандашей и гуаши, сжечь, порвать на мелкие кусочки, или оставить Вам — опытному и сильному взрослому и уж вы то точно выкинете разорванный страх куда надо (но все-таки лучше, если ребенок сам завершит этот процесс, это придаст ему уверенность и силу).

5. В случае с бытовыми страхами (вода на плите огонь зальет, утюг к пожару приведет...) вместе с ребенком зажгите газ, расскажите об устройстве плиты, электрического прибора (Ваш ребенок познает мир!), вместе найдите исторический факт о создателе этого предмета, затем предложите ему придумать сказку про мальчика (девочку; в соответствии с полом Вашего ребенка) про то, как он познакомился с этим устройством и к чему это привело, как он справился с трудностями (обязательно корректируйте конец сказки, чтобы в ней рассматривался способ предотвращения бедствия или действий во время него, сказка должна закончиться хорошо). После чего объясните ребенку, что в отсутствие родителей можно делать, а что нельзя; что следить за работой электрических приборов, плиты... входит в обязанности родителей.

6. В борьбе со страхами можно вместе с ребенком изготовить волшебный предмет-амулет и придумать ему свойства и то, каким образом он действует, включается. Такой момент сказочности (а в сказках все возможно) даст ребенку уверенность и сможет защитить от чудовищ из снов, прочитанной сказки...

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как победить страх | Детский отдых на Кипре.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.