Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отроческий возраст. Подросток






      Одна из важнейших задач христианского воспитания — создать нравственную устойчивость в юном человеке. Быстрое интеллектуальное и биологическое развитие и духовная инфантильность детей в наше время.
В последнее время внимание родителей, педагогов и ученых привлекает проблема воспитания детей в отроческом возрасте — переходном от детства к юности.     
Подростковый возраст охватывает период от двенадцати до пятнадцати лет у девочек и от тринадцати до шестнадцати — у мальчиков. Его также называют средним школьным возрастом, так как обычно подростки обучаются в пятом — шестом классах школы.     
Этот возраст — самый трудный период в воспитании ребенка и самый ответственный в его развитии. Еще два-три десятилетия тому назад проблемы, связанные с ним, не стояли столь остро. Теперь же о подростковом возрасте говорят как об особенно трудном. Родители и педагоги ищут ключи к характеру подростка. При этом с их стороны часто раздаются сетования на дерзость, непослушание и распущенность современных подростков. Криминалисты обращают внимание на резкое увеличение преступности среди них.     
Родителям надо, прежде всего, учитывать физические и психические особенности детей этого возраста. В период полового созревания, который длится три-четыре года, происходит физиологическая перестройка организма, формируется телосложение человека. Одновременно происходят заметные изменения и в психической жизни ребенка: это — начало юношеского возраста, время постепенного возмужания, становления характера, формирования личности, ее нравственного созревания.     
Дети в этом возрасте заметно стремятся к самостоятельности, и если ее правильно направить, то у них повышается чувство ответственности, развивается творческая инициатива, стремление помочь родителям, младшим братьям и сестрам, слабым товарищам и др. Однако, при неправильном предыдущем воспитании, стремление подростка к самостоятельности может принять отрицательный характер и проявляться в непослушании родителям, грубости, вспыльчивости, раздражительности.     
В этом возрасте ребенок начинает чувствовать себя «взрослым» и полагаться на свои умения, способности, знания. От взрослых он требует признания своей взрослости и очень болезненно реагирует, если родители считают его еще «маленьким». А родители подчас просто не замечают, что их дочь или сын вступили в пору юности. И на этой почве происходит немало конфликтов между подростками и их родителями. Для любящего сердца папы и мамы их Боря и в пять, и в десять, и в пятнадцать лет — тот же Боренька. Но в пятнадцать лет он уже Борис и желает, чтобы с «Боренькой» было навсегда покончено. Почему близорука родительская любовь? Видимо, потому что наибольшие ее радости связаны со счастливой и невозвратной порой детства их сыновей и дочерей. Но детство кончено, началась новая возрастная эпоха. А родительское сердце не желает расставаться с прошлым. И возникают неприятные, а порой и драматические недоразумения. Есть отцы и матери, которые сразу замечают «новообразования» в поведении подростка, но расценивают их как покушение на их авторитет: «Молокосос, куда лезешь! Твоего мнения не спрашивают! Рано тебе еще голос подавать!» — так нередко встречают дома попытки проявить нарождающуюся взрослость.     
С формированием чувств взрослости связаны и другие особенности характера и поведения подростков: тяга к активному взаимообщению и самоутверждению личности, стремление к самовоспитанию, к проверке своих качеств (смелости, независимости, воли); острый интерес к окружающему; склонность к игре воображения и мечтам о подвигах; обостренное чувство справедливости и товарищества; отмежевание от «детского» и готовность во всем подражать взрослым.     
Вместе с этим у подростков наблюдается неуравновешенность в характере и поведении, чрезвычайная чувствительность, повышенная эмоциональная возбудимость, ребячливость, опрометчивость поступков и нелепость решений, самоуверенность и, наоборот, сомнение в своих силах и обостренная застенчивость, иногда чувство неуверенности, подавленности, робости.     
Поведение ребят в это время хаотично, чаще всего они порывисты, непоседливы, задиристы, подчас озорники и озорницы      633 . Обращает на себя внимание выражение «пустыня отрочества». Л.Н. Толстой, как великий художник и выдающийся психолог, выразил этими словами особенность возраста. Это не бедность, не пустота и не безлюдье подростковых лет. Наоборот, они бывают насыщены событиями, переживаниями, людьми. Но события — преимущественно острые, тревожные, и переживания — часто ранящие. А люди порой кажутся несправедливыми, чуждыми, даже злыми...
Отрочество — начало взрослости. И когда подросток делает на нее первую, еще робкую, заявку, не оттолкните его (иначе он будет искать понимания и ложной свободы на улице, среди сверстников сомнительного поведения и нравственности). Поверьте, он ответит вам горячей любовью, доверием и той безоглядной преданностью, на которую способна благодарная отроческая душа.     
Характерным для подростка является общее расширение и углубление познавательных интересов, которые выходят за рамки школьных программ. У них развивается интерес к чтению научно-популярной и художественной литературы. У мальчиков распространен широкий интерес к технике, техническому мастерству. Большое место в чтении подростка занимает фантастика, книги о путешествиях, приключениях. Велик интерес у подростков к спорту, особенно к футболу. Спортивные игры привлекают их своей динамикой, возможностью проявить физическую силу и ловкость, инициативу, находчивость, волевые качества характера. Наблюдается чрезмерное увлечение подростков телевизором и кино.     
Христианским родителям необходимо всячески оберегать своих детей от тлетворного влияния кино и телевизора. Особенно отрицательно влияют на нравственность детей антирелигиозные и порнографические кинокартины и телепередачи, фильмы, в которых в привлекательном виде изображаются человеческие пороки и страсти, показываются преступления, грабежи, убийства, мятежи, войны — фильмы, доставляющие сильные ощущения, растлевающе действующие на детские души. Теперь такие фильмы преобладают на мировых киноэкранах. Детям, пристрастившимся к киноразвлекательству и сильным ощущениям, почти невозможно привить любовь к чтению Слова Божия и хороших, нравственно-назидательных книг. Все это им кажется «скучным», и сердце к этому не лежит.     
Молодому возрасту свойственна общительность, коллективизм и большая требовательность к дружбе. Обычно свой досуг подросток проводит или за чтением, или в кругу друзей и товарищей, с которыми его объединяют общность интересов и занятий. При неумении полезно заполнить свой досуг подросток ищет развлечения «на улице», в обществе таких же подростков, и часто подпадает под худое влияние развращенных сверстников. Дома, в школе, на работе подростки находятся под контролем. Пусть этот контроль далек от совершенства, но он есть. Кроме того, и дома, и в школе подросток имеет определенные обязанности: он помогает по хозяйству, отвечает уроки, обязан выполнить какие-то задания. И только на улице он чувствует себя «свободным» и от контроля, и от каких бы то ни было обязанностей.     
Улица — это наиболее сложное и наименее контролируемое звено воспитательного воздействия на подростка. Не зная, чем заняться в свободное время, он спешит на улицу. Особенно ярко проявляется безделье подростка в городе в летнее время, свободное от занятий. Мы видим иногда бесцельно шатающихся юношей во дворах домов, на улицах, бульварах, у кинотеатров и танцплощадок. В подъездах домов они собираются группами, курят, сквернословят, нарушают общественный порядок. Подчас среди них появляются «герои», уже имеющие печальный жизненный опыт, побывавшие в трудовых колониях и не исправившиеся. Тут же, на улице, пытаются утвердить свой престиж ребята, потерпевшие неудачу в школе, отстающие, «отсеявшиеся» ученики — надо ведь хоть где-то почувствовать себя «на высоте положения». Именно «наиболее запущенные» в педагогическом и нравственном отношении подростки подчас завоевывают себе авторитет среди сверстников и направляют их интересы по неправильному пути. Здесь, на улице, на почве праздного времяпровождения, бесцельных шатаний, чтобы «убить время», рождается пьянство, хулиганство, уголовные преступления, разврат.     
Пьянство — благоприятная почва для преступлений. Свыше 80% уголовно-наказуемых действий подростки совершают в нетрезвом виде. Около половины краж и ограблений совершаются подростками для того, чтобы добыть спиртные напитки или деньги на выпивку. Около половины преступлений в крупных городах совершаются после десяти вечера, когда родители давно дома и подросткам также полагается быть дома. Из несовершеннолетних правонарушителей каждый четвертый не учился и не работал. В семьях с «потребительским воспитанием», где отец и мать удовлетворяют любые требования ребенка, освобождают его от домашних обязанностей, чаще встречаются преступления среди подростков. По исследованиям литовского ученого В. Кояла, почти в 75% исследованных семей, в которых были подростки-правонарушители, родители подчинялись требованиям детей о приобретении дорогостоящих вещей. Вопрос преступности связан также и с воспитанием детей в детских учреждениях.     
Юные правонарушители относятся теперь к группе «трудных подростков». «Трудные подростки» — это нравственно искалеченные в семьях и на улице дети. В тех семьях, где нет религиозного воспитания, где детей балуют, воспитывая активных эгоистов-потребителей, в семьях, где постоянный отрицательный пример родителей — пьянки, скандалы, разводы, жестокость, разврат, эгоизм, черствость, грубость, — в таких семьях в десять раз выше процент «трудных подростков», чем в тех семьях, в которых сохранились добрые христианские отношения, дружелюбие, отзывчивость, уважительность.     
Улица полна неожиданностей. Отсутствие контроля, обилие разнообразных худых влияний делают улицу особенно опасной для подростков слабовольных и нравственно неустойчивых.     
Родители должны руководить запол      нением досуга своих детей, направлять их интересы и запросы. Немало встречается родителей с низким культурным уровнем, не имеющих представления о мерах воспитательного воздействия на ребенка, которые часто сами «выталкивают» его из семьи, из-под своего контроля, буквально выставляют на улицу, чтобы он «не шумел», «не мешал», «не пачкал» и т.д. Поддержание чистоты и порядка превращается в самоцель. Поцарапанный во время игры пол, сдвинутая мебель рассматриваются как «чрезвычайное происшествие», а ме́ ста, где подросток мог бы мастерить или принимать друзей, у него нет. Естественно, подросток предпочитает быть там, где он чувствует себя на свободе, где ему нет запретов и не скучно — на улице.
Одна из важных задач христианского воспитания — создать нравственную устойчивость в юном человеке, чтобы он, столкнувшись с отрицательными явлениями жизни, с дурными примерами, мог нравственно противостоять им, критически оценить и отвергнуть. Но, вполне естественно, и родителям нужно поступать согласно сказанному в Писании:       уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33: 15) — всячески оберегать своих детей-подростков от худого влияния «улицы».
Положение взрослых в мире детей в последние годы усложнилось еще и в связи с разительными переменами в физическом и психическом развитии подростков. В настоящее время много пишут и говорят о «возрастном взрыве» — об ускоренном половом созревании (акселерации) подростков и вообще об убыстренном интеллектуальном развитии детей. Такое явление вызвано не одним только «улучшением питания и условий жизни», но прежде всего влиянием на психику подростков огромной массы информации чрез радио, телевидение, кино, книги, журналы, газеты и чрез окружающую жизнь      634 . В неполных шестнадцать нынешний подросток знает в несколько раз больше (в том числе и о теневых, интимных сторонах жизни), чем его сверстники предвоенных лет. Второй причиной раннего и бурного полового созревания подростков является совместное обучение мальчиков и девочек в средних школах. При отсутствии сдерживающего религиозно-нравственного начала совместное обучение в старших классах ведет не к «облагораживанию девушками юношей», как об этом писали газеты, а к развращению значительной части наших детей.
Наряду с убыстренным биологическим и интеллектуальным развитием у подростков наблюдается трудовая и духовная инфантильность — в соединении с потребительским характером жизни (на иждивении родителей) чуть ли не до восемнадцати — двадцати лет, — нетвердость убеждений, нравственная неустойчивость, душевная опустошенность. Для многих из них уже «устарели» такие понятия, как скромность, сдержанность, девичья честь, доброта. Запретный плод, говорят, сладок. С какой-то непонятной одержимостью они «спешат чувствовать»... И если болезнь не перехватить, она пустит корни, разовьется, подобно раковой опухоли. Нравственная неустойчивость, внутренняя гнильца станет со временем злее, зыбкость первых взрослых шагов явственней, резче. А у таких шагов неприглядные дали.     
В отношении подростков весьма применимо выражение «суждение ближних правит человеком». У подростков особенно сильно проявляется желание выглядеть привлекательно. Причем оно, будучи не подчинено ни разуму, ни опыту, стремится к немедленному осуществлению: сейчас же, в данный момент обнаружить, каков ты. И пусть удивляются, поражаются, восхищаются. Причем нередко мальчик или девочка считают красивым как раз то, что в действительности жалко, претенциозно или просто безобразно.     
У современных, лишенных религиозно-нравственного воспитания подростков зачастую ценится не прилежание, не скромность, не почитание и уважение старших, не трудолюбие и доброта, а прямо противоположные качества: дурно понятое молодечество, ухарство, позерство, развязность, бесцеремонность, грубость, щеголянье жаргонными словечками, а у иных — показной нигилизм, цинизм, жестокость и проч. Сначала здесь много напускного, подражательного. Но постепенно, подогреваемое откровенным одобрением старших пошляков, а то и восхищением сотоварищей — а их мнение иной раз ценится более, чем мнение людей добронравных, — все это входит в привычку, разлагающе действует на душу, становится стилем поведения. Юный человек начинает серьезно верить, что он-де значителен в своем кругу и чуть ли не романтичен в глазах подростков другого пола. Чтобы стать таким заметным «героем», не нужно больших усилий. А для того, чтобы приобрести высокие качества ума, полезные знания, отличиться мастерством, прекрасными душевными добродетелями, нужно приложить много старания и труда. И вот становится подросток неискренним позером, падким на сенсацию.     
Такая «романтика» ухарства, позерства, развязность и показной нигилизм, ложные понятия о красивом, о нравственно дозволенном и недозволенном играют далеко не последнюю роль в нравственном развращении подростков. Все это во многом определяет грубость и недисциплинированность распущенных юных людей в школе, дерзость и непослушание родителям      635 .
Только основательное религиозно-нравственное воспитание в детстве и раннем отрочестве может предохранить от подобной «романтики» худого поведения в переходном возрасте. В душе юного христианина и юной христианки должны быть уже к этому возрасту образованы благодатным христианским воспитанием твердые основания для целомудренного поведения и отвращение к уродливой эстетике.     
У девочек-подростков из желания производить впечатление и нравиться возникает неодолимое стремление к модничанью. Трудно в этом возрасте удержать детей, если с детства не внушено им убеждение, что лучшее украшение христианки — это скромность и целомудрие во всем, стыдливость, кротость. Пример матери — лучший учитель для дочерей. Мать должна учить своих девочек и собственным примером, и словом, как лучше скромно, красиво и к лицу одеваться, без ненужного щегольства и модничания. Мальчикам аналогичные советы может дать отец, дядя или старший брат. Если тон советов серьезный и благожелательный (не в форме императива), то и девочки, и мальчики обычно с благодарностью воспринимают их. Но ни в коем случае нельзя потакать «страданиям юности», безропотно предоставляя в распоряжение начинающих модников все желаемое. «Создавая в семье своеобразный культ нарядных тряпок, развивая у ребенка с детства самолюбование, многие родители, сами того не ведая, только подстегивают желание нравиться, возбуждают далеко не лучшие инстинкты и тем самым способствуют более бурному и раннему половому развитию»      636 , с вытекающими отсюда последствиями. И сколько теперь подростков, особенно среди девушек, для которых наружность — единственное, что их всерьез занимает в жизни, и любовь к тряпкам из желания нравиться побеждает все другие увлечения.
Святые Отцы в наставлениях своим духовным детям часто повторяли: «будь весь оком», т.е. будь духовно бдительным и трезвенным, будь осмотрительным и внимательным к себе и к искушениям, которые могут тебе встретиться. Такое предостережение несомненно относится и к христианским родителям нашего времени: «будь весь оком», охраняй своих подрастающих детей от гибельного влияния господствующего духа времени, от тлетворного влияния безбожной и развращенной среды, в которой им приходится вращаться.     
Отроческий возраст — время школьного обучения светским наукам. Но и во время обучения нельзя ослаблять благодатно-воспитательного воздействия на тело, душу и дух детей всей церковности, Таинств, влияния благочестия самих родителей. Детям надо внушать, что главное у нас дело — богоугождение, что на каждом христианине лежит обязанность жить и действовать по заповедям Бога и Спасителя нашего, что все другие дела и занятия ниже этого дела, что науки, ученость есть придаточное качество, пригодное только на время настоящей жизни. Поэтому пусть одобрения у родителей заслуживают не одни успехи их детей в науках, но, главное, вера и добронравие. Нельзя ставить внешнее образование так высоко, чтобы оно занимало все внимание ребенка и было единственным предметом его забот. Душа ребенка постепенно будет засыхать, мертветь.     
«Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа жизни христианской, как эта научность и исключительная о ней забота. Она прямо ввергает в охлаждение, и потом навсегда может удержать в нем, а иногда еще и присовокупить разврат, если встретятся благоприятные тому обстоятельства»      637 .
Христианским родителям следует с первых лет вести воспитание своего ребенка в таком порядке, чтобы на пороге юношеского возраста он осознал себя христианином и сказал: «Я — христианин, обязанный от Спасителя и Бога моего жить по Его святым заповедям»      638 .

633 А.П. Краковский, автор книги “Трудный возраст” приводит любопытные сравнительные данные о поведении современных подростков. Данные получены по восемнадцати классам. В пятом классе ученики стали упрямиться в среднем в шесть раз чаще, чем в четвертом; в десять раз возросло количество случаев противопоставления себя учителю; в семь раз увеличилось число ребят, которые стремились поступать вопреки чужой воле (негативизм), в десять раз чаще наблюдалось бравирование своими недостатками и в пять раз чаще — своеволие; в сорок два раза больше стало недостаточно мотивированных поступков.     

634 Мы живем в эпоху резкой акселерации (ускорения развития детей), которая захватывает и физическую, и умственную сферы. Распространение радио, телевидения, печатного слова, повышение концентрации населения, невиданные прежде темпы технического прогресса приводят к резкому увеличению самой различной информации, обрушивающейся на ребенка еще в раннем детстве. Это серьезно влияет на процессы формирования мышления и всей психики детей, но как именно и какие выводы из этих изменений надлежит сделать — мы этого по-настоящему не знаем (См. ст. проф. А.Н. Леонтьева в “Правде”, 22 февраля 1968 г.).     

635 Более ста лет тому назад еще Чарльз Диккенс предостерегал об опасности общественной недооценки тенденций к героизации поведения, идущего вразрез с нравственными нормами.     

636 Шибаева А.Н. Родителям о половой гигиене детей. С. 54.     

637 Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. С. 44.     

638 Феофан (Говоров), еп. Там же. С. 46.   






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.