Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение дисциплины. О наказаниях как воспитательном средстве






      Христианская религия в деле воспитания советует поддерживать твердую и строгую дисциплину. За что нужно наказывать детей и как наказывать. Наказывать должна любовь.
Еще в начале XIX века на Западе появилось филантропическое течение среди педагогов, которое позже стали называть гуманитарным. Сторонники этого направления в педагогике ставили своей задачей воспитывать детей не христианами того или другого вероисповедания, но чистыми «натуральными» людьми и при этом мечтали доставлять им знания и воспитывать в них добрые качества самым приятным способом, без всякого принуждения и слез, так сказать, играя. Само собой понятно, что при таком просвещенном гуманитарном воспитании телесные наказания и вообще наказания детей не могут быть признаны за воспитательное средство. Но последующий опыт показал, что такой однобокий метод воспитания не приносит добрых плодов. Скоро заметили, что при воспитании детей, как всегда учила христианская педагогика, не всегда можно ограничиваться только лаской и добротой, но вместе с любовью необходимо употреблять, как полезное средство, и строгость, вместе с наградой — и наказание.     
В наши дни снова, но уже в крайне резкой форме, слышатся обвинения в адрес христианской      религии за строгость и суровость мер, какие будто бы она проповедует в деле воспитания. “Современная педагогика, хвалящаяся гуманностью, с высокомерным пренебрежением относится к тем не только действительным, но и мнимым недостаткам, какими страдала старая система воспитания, и по недоразумению эти недостатки старого, как любят выражаться, «домостроевского» воспитания связывает с влиянием христианской религии, которое в то время было гораздо очевиднее и сильнее. Выражения, встречающиеся в наших Священных книгах, как бы оправдывают упреки, высказываемые отрицательной критикой по адресу религии. Мы уже приводили слова Сираховы: кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им... Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно (дитя) молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе (Сир. 30: 1, 12). Подобные наставления встречаем и у Соломона. Кто жалеет розги своей, — говорит он, — тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч. 13: 25). Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его (Притч. 19: 18—19). Когда наши критики встречают подобные выражения в сочинениях, служащих выражением религиозно-житейских воззрений наших предков, например, в «Поучениях крестьянам» или в «Домострое», они рады предаться глумлению над архаической системой воспитания и не щадят слов для наказания ее будто сурового бесчеловечия. Но нам кажутся мелкими, поверхностными и ненаучными воззрения современных критиков, хвалящихся своей будто бы гуманностью. Они привязываются к словам, но не хотят понять идеи, под ними скрывающейся, за внешней формой не видят правды тех начал, какие священные писатели внушают родителям и воспитателям для более успешного выполнения ими своего долга по отношению к детям, вверяемым их попечению.
Христианская религия в этих словах, подающих повод нашим критикам к укоризнам и глумлению, предписывает или советует в деле воспитания поддерживать твердую и строгую дисциплину. Она хочет, чтобы дети в своих родителях и воспитателях признавали власть и подчинялись их распоряжениям, какими они, по движению своей любви к детям, стараются упорядочить их неокрепшую волю... Она считает неблагоразумным и опасным, если дети растут по своей воле, никем и ничем не сдерживаемые, и если им позволяют безнаказанно заявлять свое упрямство, делать, что хотят, совершать разные грубые выходки и проступки. Покорность и повиновение разумной родительской воле — одно из главных качеств, какие религия заповедует воспитывать в детях. Добрый христианин, живущий по началам веры, по изображению Апостола, — это человек,       хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью (1Тим. 3: 4). Поблажка детским капризам и слабостям представляется в Священных книгах делом в высшей степени опасным и вредным для самих детей. Поблажающий сыну будет перевязывать раны его... Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким. Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими. Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его (Сир. 30: 7—13).
Неужели это несправедливо? Неужели против этого может восставать здравая педагогика? Дитя — не совершенство. В нем, при первом его развитии, проявляются семена разных дурных наклонностей и страстей — самолюбия, упрямства, грубости, невоздержания и т.п. Слабое, не окрепшее в убеждениях, не просветленное в сознании, оно может всецело поддаться дурным влияниям, может падать пред соблазнами и загнить нравственно прежде, чем разовьется и достигнет полной самостоятельности действия. Предоставьте его самому себе, не сдерживайте его, не взыскивайте с него — оно одичает своей душой, оно, как дерево, развивающееся среди неблагоприятных условий, может принять уродливые формы и окрепнуть в них, и тогда уже не исправите его. Оно будет доставлять всем неприятности, утвердившись в дурном направлении, — и вы будете жалеть о потерянных чадах, о том, что было время, когда вы могли дать ему доброе направление, сдержать его — и упустили это время. Разве мало вышло потерянных людей из детей, которых баловали, которым дозволяли делать все, что угодно, и нежный возраст которых боялись оскорбить каким-либо жестоким обращением? Разве ежедневный опыт не представляет разительных примеров того, к какому гибельному концу приходят дети, за которыми не было крепкой заправляющей руки и зоркого, строгого надзора?      
Люди старые, вспоминая годы своего детства, часто с благодарностью говорят о своих воспитателях, не дававших разгула их своеволию и строго взыскивавших с них за их проступки. Дисциплина — великое дело. Она дает надежную опору слабой неукрепившейся воле; она регулирует и направляет на истинный путь поведение человека, когда он, по своему неведению или по своей слабости, может уклониться от этого пути то на десно, то на шуе, и блуждать в широких опасных пространствах. Она воспитывает детей порядка и строгой законности: твердые, закаленные характеры, не колеблющиеся ни пред какими бурями, ни пред какими соблазнами, ни пред какими влияниями, выходят из такой школы, которая крепко держит бразды правления, которая не дает опускаться юной воле и держит ее в постоянном напряжении. А где дисциплина ослаблена, там юная воля, не напрягаемая и не возбуждаемая ее требованиями, опускается и теряет энергию и оттуда скорее всего выходят характеры хилые, дряхлые и неупорядоченные”      575 .
«История и опыт предоставляют нам примеры обеих этих крайностей, — пишет западный моралист Мартенсен — В виду этих крайностей легко можно провести различие между поколениями, воспитанными в неге и ласковости и в строгости. И можно сказать, что поколения, воспитанные в строгости, находившиеся в свое время под ферулой      576 строгой законнической дисциплины, обыкновенно приносили лучшие плоды, чем воспитанные в ласкательстве, выраставшие в атмосфере беззакония, своенравия (своеволия) и слабости. Но чем более воспитание ведется в духе Христа, тем более оно обнаруживает во взаимном проникновении — серьезность и любовь, авторитет и свободу, закон и Евангелие» 577 .
Для наших дней характерно расслабление, потворство и беспринципность в воспитании детей. Не так давно нам пришлось прочесть статью одного ученого педагога под заглавием «Воспитание без наказаний»      578 . Некоторые из современных отечественных педагогов настойчиво проповедуют воспитание без всяких наказаний. Несомненно, что если родителям удалось воспитать в детях трудолюбие, отзывчивость, любовь и послушание, то им не приходится прибегать ни к угрозам, ни к наказаниям. Но сразу ли, всегда ли все бывает так идеально? Чтобы неокрепшая душа ребенка, воля и сердце могли образоваться в полезном направлении, должны быть сломлены своенравие и начало самолюбия, эгоизма. Дурные инстинкты, наклонности и привычки приходится сдерживать принудительными мерами. Вот и возникает необходимость прибегать к такому «дисциплинарному» воздействию, как наказание. Здесь, как говорилось, нужны и дисциплина, и воспитывающая сила — любовь.
«Сущность воспитания детей состоит, прежде всего, в приучении их к послушанию»      579 . Где нет послушания, там невыполнимы задачи воспитания. Поэтому где дети не оказывают послушания, там необходимо принуждать их к нему, применяя наказание. Может случиться, что наказание слишком тяжело отзывается в сердце любящих родителей и что мать готова была бы скорее сама принять на себя наказание, чем подвергнуть ему ребенка, но именно трезвая любовь к ребенку и делает наказание за непослушание обязанностью. Конечно, и наказывать должна любовь, а не простая вспышка раздражительности или слабость.
Эта любовь найдет тогда и надлежащую меру для наказания и сумеет соблюдать в нем известный предел. Но вообще, не нужно опасаться того, что наказание охладит или отчуждит сердце ребенка. Напротив, оно еще больше привязывает его к родителям, потому что через наказание он чувствует ту боль, которую сам причинил им      580 . Для ребенка наказание имеет еще и то значение, что оно являет авторитет нравственных законов в наиболее понятной для детства чувствительной форме и в то же время приводит ребенка к сознанию вины пред этими законами.
По мере возрастания дитяти наказание должно уступать место нравственным убеждениям, воздействию на совесть (наставлениям), на чувства долга и любви к родителям и ближним.     
Родительская любовь и строгость в должном сочетании — вот главные силы воспитания      581 .
Рассмотрим теперь принципиальную и практическую стороны вопроса: за что нужно наказывать детей и как наказывать?      
Отвечая на этот вопрос, многие говорят: наказание должно следовать за каждым дурным поступком. Но что такое это «дурное», «худое» — не все правильно понимают.     
С точки зрения христианской педагогики только то дурно, что греховно пред Богом. Отсюда вытекает и ответ на поставленный вопрос: наказывать следует только то, что заслуживает наказания в очах Божиих, что составляет      грех пред Богом. Вдумайтесь, христианские родители, в это основание и поглубже напечатлейте его в вашей памяти, чтобы сообразовать с ним ваши действия. Дитя только тогда заслуживает наказания, когда оно сознательно и самовольно нарушило закон Божий, когда оно с сознанием и по собственной воле сделало что-либо запрещенное заповедью Божией или Церковью.
Следовательно, дети никогда не должны быть наказываемы за совершение чего-нибудь доброго. Конечно, вполне естественно желать, чтобы этого никогда ни с кем из родителей не произошло. Но, к сожалению, это случается, и нередко, у многих. Так, у одних, например, строго наказывают дитя и даже подвергают побоям за то, что оно оказало услугу соседке, принесло ей что-либо по ее просьбе, или за то, что посетило больного ребенка соседа, с которым мать и отец живут во вражде. У других дитя навлекает на себя наказание тем, что не сумело солгать и сказало правду, чем поставило родителей в неловкое или затруднительное положение. В другом месте, смотришь, неблагоразумные и жестокосердые родители подвергают брани детей только за то, что те поделились чем-нибудь со своими сверстниками или нуждающимися, оказали какую-нибудь услугу другому, не отомстили за понесенное оскорбление или за то, что обнаружили особенную скромность или застенчивость.     
Точно так же дети не должны быть наказываемы за несовершенства и недостатки, которые они имеют от природы, за проступки, в которые были вовлечены не намеренно, случайно. Равным образом, не должны они быть наказываемы за такие шалости и проступки, которые зависят более от детского легкомыслия или резвости характера и не обнаруживают в них злую волю. Поистине несправедливо и жестоко, например, наказывать ученика, малоспособного от природы, но трудолюбивого и прилежного, за то, что он слабо успевает в науках. Еще более было бы грубым варварс      твом, до дикости странным, обходиться сурово и наносить побои слабым, больным, увечным по причине этих только природных недостатков, в которых они нисколько не виноваты. На дурные привычки детей при вкушении пищи, сидении, походке и т.п., а также на отступление от правил приличия, хотя и должно обращать внимание и исправлять их, но наказывать за них так же строго, как за явные грехи и пороки, например, за ложь, обман, клевету и кражу и др., было бы совершенно несправедливо и неблагоразумно.
Большую ошибку в воспитании совершают родители, которые строгость наказания измеряют тем убытком, который нанесло дитя своим поступком. Если, например, ребенок по неосторожности или по детской рассеянности разобьет окно, стакан, тарелку, испортит какую-нибудь нужную вещь и т.п., то многие родители из скупости за этот проступок наказывают гораздо строже, чем за совершение какого-нибудь тяжкого греха, например, за кражу, за ложную божбу и т.п. К сожалению, сказанное бывает очень и очень нередко.     
Теперь рассмотрим вопрос: как должно наказывать детей, иначе говоря, какие виды наказаний применимы и как они должны быть применяемы на деле      582 .
Из видов и средств наказания, прежде всего, укажем на телесные, которые издревле являются самыми распространенными и наиболее действенными и особенно чувствительными. Об этом средстве и его благотворном влиянии, когда оно употребляется надлежащим образом, с добрыми намерениями, говорится в Священном Писании устами мудрого Соломона:       розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери (Притч. 29: 15). А у Иисуса Сираха читаем: кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им. Кто наставляет (наказывает) своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им (Сир. 30: 1—2).
Но телесные наказания — отнюдь не единственное средство, как думают некоторые родители, наказывающие детей за все проступки одними побоями. Можно временно лишить обеда или завтрака, удовольствий и игр, поставить на колени, сделать внушение, выговор и др. Когда и как те или другие из поименованных видов должны быть применимы на деле? Телесное наказание, самое строгое и чувствительное, должно быть употребляемо как можно реже — и только при самых серьезных и важных проступках ребенка, и притом только тогда, когда все другие средства оказались бесплодными. Но раз оно уже употреблено, то должно быть таково, чтобы дитя почувствовало его и надолго запомнило. Главнейшее и необходимейшее условие для допущения этого средства — его редкое и, так сказать, вынужденное употребление, ибо от частых телесных наказаний дети делаются, как справедливо замечено, жестокосердыми.     
В каких же случаях должны быть употребляемы телесные наказания? На этот вопрос правильный ответ дает нам      Священное Писание: безумие висит на сердцы юнаго: жезл же и наказание далече отгонит от него (Притч. 22: 15). Телесное наказание необходимо употреблять в тех случаях, когда поступки детей происходят из упорства и злой воли, когда они от греха и страсти теряют рассудок. Поэтому такого наказания заслуживает только то дитя, которое, допустив ложь, не хочет сознаться в своем проступке и упорно отвергает его, которое и после неоднократных и строгих внушений не оставляет предосудительного поведения, обманывает, крадет, не слушается своих родителей и употребляет по отношению к ним бранные слова или поднимает руку на них, дерзко восстает против их распоряжений и наказаний, топает ногами, сердито отталкивает предлагаемые ему вещи, жестоко поступает с более слабыми детьми или беззащитными животными и т.п. В таких и только таких случаях допустимо телесное наказание. Тяжелое и нежелательное это средство! Но если до него дошло дело, то обдумайте — тщательно и всесторонне обдумайте проступок, вызывающий его, ибо оно средство крайнее, последнее и даже опасное; да и кроме него есть немало иных, более мягких и не менее действенных наказаний.
Об этих наказаниях мы уже упоминали. Например, весьма чувствительное средство есть временное лишение пищи или игр с товарищами. Лишение обеда, завтрака, отход ко сну с тощим желудком — особенно полезны против упрямства и лености. В отношении к неуживчивым, наклонным к ссорам и мстительности детям приносило добрые плоды отлучение от товарищей и заключение в отдельную комнату. Наказания, действующие на чувство стыда, следует употреблять с большой осторожностью и только в редких случаях, чтобы не притупить или совсем не убить в детях чувства чести и достоинства.     
Для благовоспитанных детей достаточно чувствительным наказанием бывает уже одно то, если родители после совершения ими проступка долгое время холодны с ними, не разговаривают, намеренно серьезны и т.п.     
Выговоры и внушения должны быть, прежде всего, кратки, точны и немногословны. Длинные скучные наставления и внушения делают детей глухими и мало чувствительными.     
Об употреблении угроз следует заметить, что они в известных случаях должны быть действительно приводимы в исполнение, потому что иначе родители теряют доверие детей.     
Наконец, коснемся вопроса: почему и для чего следует наказывать детей?      
Без наказаний нельзя обойтись, но наказывать должна любовь. Главным основанием наказания должна быть любовь, а единственной его целью — исправление ребенка. Отсюда следует, что наказанию следует быть отеческим и оно никогда не должно переходить в жестокость, особенно не должно совершаться в гневе,       ибо гнев человека, по выражению Слова Божия, не творит правды Божией (Иак. 1: 20).
Родителям надо хорошо запомнить: для того, чтобы воспитательные средства наказания были полезны, чтобы не раздражать, не озлоблять, не выводить из терпения детей, в исправительных мерах не должно быть гнева, нетерпеливости, собственного каприза и несправедливости. Детям от природы свойственна способность различать между справедливым и несправедливым, произвольным обращением с ними, и последнее раздражает их. От этого внушение теряет внутреннюю силу и достоинство. Ничто так не вредит воспитанию, как отсутствие терпения у родителей. Если несправедливое, с раздражением, строгое наказание запугивает или даже приводит к отчаянию, оно вредит душе ребенка, посевая в ней семена отчуждения и вражды. Страх принижает его душу и делает ее лживой. Надо, чтобы ребенок и в минуты родительских внушений чувствовал, что отцом и матерью движет любовь к нему, а не ненависть.     
Всегда нужно давать детям возможность замечать, что вы неохотно прибегаете к наказанию, что вам больно браться за тело ребенка, и если беретесь, то потому, что вас вынуждает к тому родительская любовь, желающая его исправления. Раздраженный наказывает, чтобы отомстить, но христианские родители должны наказывать не из мести за причиненное им оскорбление, а потому, что дитя совершило грех, оскорбило Бога и подвергнет себя временному бедствию и вечной погибели, если вовремя не принять мер к его исправлению. Если ребенок рассердит вас каким-нибудь проступком, то отложите наказание, пока остынет гнев, но при этом не следует забывать, что отложенное не есть отмененное. Я сказал, что наказание должно быть отеческим, а потому не должно переходить в жестокость, а это нередко случается, когда приступают к наказанию в пылу гнева. Вот почему не до́ лжно браться за первую попавшуюся палку и наносить ею удар, ибо это может иметь дурные последствия и есть варварская жестокость. Так как наказание всегда должно происходить из любви и иметь целью исправление наказываемого, то не следует другим позволять осмеивать его, ибо это увеличивает скорбь и повредит цели наказания. Равным образом, неправильно и неблагоразумно поступают родители, когда, наказав дитя, тотчас же начинают ласкать его, дают ему понять, что они жалеют и как бы раскаиваются в том, что подвергли его наказанию. Напротив, наказанному ребенку тогда только следует оказать ласку, когда он обнаружит раскаяние в своем поступке и искреннее желание исправиться.     

575 Певницкий В.Ф. Религия и воспитание // Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. Вып. 1. С. 226—230.     

576       Ферула — розга; в переносном смысле — строгий режим.

577 Мартенсен Г. Христианское учение о нравственности. Т. 2. С. 492—493.     

578 Сухомлинов В. Воспитание без наказаний // Правда. 1968. 25 марта.     

579 Лютардт Х.Э. Апология христианства. С. 458.     

580 Лютардт Х.Э. Там же. С. 458—459.     

581 Лютардт Х.Э. Там же.     

582 Далее излагается по кн.: С.С. Беседы о воспитании детей. С. 152—156.   

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.