Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психические расстройства






 

Даг учится в колледже, специализируется в бизнесе. Кроме того, он душевно болен. Между тем, в Атланте, где он жил с семьей, у него не было никаких особых проблем. Хотя друзья и считали его одиночкой, он все же неплохо ладил с окружающими, учился в школе на «хорошо», а вечерами еще и подрабатывал; причем там, где он работал, его любили. Отец Дага — преуспевающий бизнесмен, склонный с головой уходить в работу. Но, по всей видимости, Дага и двух его младших сестер это особенно не волновало. Каждый член в их семье был довольно независим во взглядах и поведении.

Когда дела отца заставили семью пересечь всю страну и поселиться на новом месте, Дагу было не так просто приспособиться к новым условиям; но так как вскоре он надеялся уехать в колледж, «вписаться» в новое общество он особо не старался. Все считали, что он поступит в колледж, станет экономистом и пойдет по стопам отца.

На первом курсе Даг стал все больше уходить в себя. Он перестал посещать церковь, хотя его семья никогда не оставляла воскресных богослужений в местной общине. Он редко ходил на неофициальные встречи в студенческом городке, а под конец года начал все чаще пропускать занятия в колледже. Когда же Даг перестал ходить в столовую, некоторые из студентов проявили беспокойство в связи с его странным поведением, но Даг обычно отговаривался тем, что любит побыть один. В конце концов студенты оставили его в покое.

Однажды утром, когда в общежитии было тихо, поскольку большая часть студентов занимались в колледже, Даг попытался повеситься в душевой. Его обнаружил один из служащих колледжа и срочно доставил в больницу. В семье Дага, услышав новость, пришли в смятение. Его родители мучились вопросом, что они сделали не так. Сестры были обеспокоены и смущены; им не хотелось, чтобы их друзья узнали, что Даг оказался в больнице, причем в психиатрической палате. Никто в семье не мог понять, отчего это молодому, красивому студенту захотелось наложить на себя руки; и что ожидать от него в дальнейшем, никто в семье не имел никакого понятия.

«Он поправится? — задавал отец Дага беспокойные вопросы его душепопечителю в колледже. — Насколько велика опасность, что он покончит с собой в будущем? И есть ли хоть какая–то надежда на выздоровление?» Так семье Дага пришлось столкнуться с миром психических болезней, и при этом они не знали, куда обратиться за четким руководством, поддержкой и помощью.

 

***

 

С еще большей проблемой пришлось столкнуться 30 марта 1981 г. Джеку и Джо Энн Хинкли. Их двадцатипятилетний сын оказался в тот день в столице государства — далеко от семейного дома в Колорадо. Он стоял в толпе, окружившей отель «Хилтон» в Вашингтоне, нервно сжимая в кармане пистолет. Когда его предполагаемая жертва вышла из отеля и быстро направилась к поджидавшему лимузину, Джон Хинкли поспешно прицелился и нажал на курок — он намеревался убить президента Соединенных Штатов Америки. События, имевшие место в то трагическое утро, теперь — история. Рональд Рейган и несколько других человек были ранены, но впоследствии поправились. Что касается потенциального убийцы, то его прижали к земле, арестовали и направили, в конечном счете, в психиатрическую больницу, где он остается до сих пор.

Тем временем его родители приходили в себя. До сих пор они не встречали никого из психически больных и теперь не могли понять, что произошло. Как это может быть — двое из их детей прекрасно успевают в университете, активно участвуют в студенческой жизни, а третий — пытался убить человека. В течение долгих месяцев после этого семья Хинкли переживала невероятные страдания и душевные муки. Судебный процесс над Хинкли широко освещался средствами массовой информации, так что частная жизнь его семьи подверглась тщательному публичному исследованию. И когда суд присяжных вынес вердикт о невиновности Джона Хинкли по причине невменяемости, против этого решения протестовало все общество.

Джек и Джо Энн Хинкли в этой трагической ситуации не сдались. Вместо этого они учредили Американский фонд душевного здоровья, чтобы поддерживать научные исследования в области психопатологии и обеспечивать соответствующее санитарное просвещение. Родители больного Хинкли поставили перед собой задачу поведать согражданам о распространенности и реальности серьезных психических расстройств. Они абсолютно бескорыстно помогали научным исследованиям, которые могли бы способствовать более глубокому пониманию причин и открытию новых методов лечения психических расстройств. Они посвятили себя предупреждению психических расстройств, чтобы избавить другие семьи от сумятицы и трагических ситуаций, подобных тем, что потрясли их до глубины души, когда их психически неуравновешенный сын предпринял попытку убить президента[1565].

Что кроется за понятием психическая (душевная) болезнь? Этот термин указывает на множество симптомов, производящих расстройство и/или нарушение психических функций в личной, общественной или профессиональной жизни. Это состояние может быть умеренным и приносить минимальные неприятности, но может быть и более разрушительным, а иногда и чрезвычайно серьезным. При умеренных психических расстройствах симптомы бывают едва заметны. Психическое функционирование человека во всех сферах остается удовлетворительным, он деятелен, заинтересован в себе, окружающем и событиях, хорошо ладит с другими людьми, в общем, удовлетворен жизнью и не страдает от каких–то особых забот или жизненных проблем. На другом конце находятся люди, мышление которых может быть искаженным, коммуникация — испорченной, контакт с реальностью — ослабленным; они часто конфликтуют с окружающими и неспособны действовать в обществе достаточно эффективно; нередко они представляют собой социальную опасность не только в отношении себя, но и окружающих.

То, что принято называть умопомешательством, душевной болезнью, психическим расстройством, безумием или нервным срывом, профессиональные душепопечители, скорее всего, назовут психопатологией, нервно–психическими расстройствами. Последний термин используется Американской психиатрической ассоциацией в классификации (известной под названием «Справочник по диагностике и статистике психических расстройств» DSM–III–R)[1566], и именно этот термин главным образом мы и будем употреблять в данной главе.

Вообще, встречаются самые разнообразные психические расстройства. На основании определенной симптоматики и тяжести исхода описано и классифицировано более двух сотен психических болезней. Шизофрения, например, является заболеванием, которое поражает приблизительно одного из сотни американцев на протяжении всей жизни. По тяжести течения шизофрении выделяют легкие, средние и тяжелые формы. Выделяется несколько типов шизофрении, происхождение которой бывает связано со множеством причин. Каждый из типов этой болезни имеет свои, характерные проявления, причем некоторые из этих проявлений могут встречаться у любого человека. Здесь не место давать подробное описание психических расстройств, даже основных, но внимательно ознакомиться с кратким обзором психических расстройств (по классификации Американской психиатрической ассоциации DSM–III–R) было бы полезно. Не всякий душепопечитель может быть знатоком в области психических расстройств, но всякий должен разбираться в основных психопатологических симптомах, знать некоторые наиболее важные причины психических расстройств и уметь оказать посильную помощь психически больным и их родственникам[1567].

Основные психические расстройства:

 

1. Нарушения, возникающие в младенческом, детском и подростковом возрасте:

• расстройства поведения, нарушающие его целостность;

• проявления тревожности в детском и подростковом возрасте;

• расстройства пищевого поведения в младенчестве и раннем детстве;

• нарушения половой идентификации;

• расстройства в виде тика;

• расстройства выделительных функций;

• расстройства речи, не классифицируемые иначе;

• другие нарушения младенческого, детского и подросткового возраста.

 

2. Органические психосиндромы и расстройства:

• деменции (приобретенное слабоумие), в том числе болезнь Альцгеймера и старческое слабоумие;

• органический психосиндром, обусловленный употреблением токсических или психоактивных веществ (в том числе нарушения, характеризующиеся изменением в структуре и деятельности головного мозга вследствие алкоголизма и других форм интоксикации веществами типа амфетамина, кокаина, галлюциногенов и других ядовитых веществ);

• органические психические расстройства вследствие физических нарушений или состояний неизвестной этиологии.

 

3. Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Сюда входит зависимость или злоупотребление алкоголем, кофеином, кокаином, галлюциногенами, ингалянтами, никотином, снотворными средствами, транквилизаторами и другими веществами.

4. Шизофрения.

Сюда входят кататонический, дезорганизованный (гебефренический), параноидный, недифференцированный и резидуальный типы.

 

5. Бредовое (параноидное) нарушение.

Психотическое расстройство со стабильным бредом, например: эротомания, мания величия, ревности, преследования, соматического и неуточненного типа.

 

6. Психотическое расстройство (нигде больше не классифицированное).

 

7. Расстройства настроения:

• биполярные расстройства (включая смешанные маниакально–депрессивные и маниакальные психические нарушения);

• депрессивные расстройства.

 

8. Тревожные расстройства (тревога и фобические неврозы).

Характеризуются глубокой и стойкой тревогой; сюда входят паническое расстройство, фобии, обсессивно–компульсивное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство.

9. Соматоформные нарушения.

Характеризуются болезненной озабоченностью своим здоровьем, чрезмерной боязнью заболеть той или иной болезнью, включая ипохондрическое и конверсионное расстройство.

10. Диссоциативные расстройства (или истерический невроз). Характеризуются неожиданным временным нарушением сознания или расстройством идентификации личности, включая расстройство в форме разделения личности, психогенную амнезию и деперсонализационное расстройство (чувство отчуждения собственных эмоций, мыслей, поступков и пр.).

 

11. Сексуальные расстройства:

• парафилии (расстройства сексуального предпочтения), включая эксгибиционизм, фетишизм, педофилию, мазохизм, садизм, трансвестизм и вуайеризм);

• сексуальные дисфункции (расстройства, связанные с нарушением влечения), включая расстройство в виде снижения сексуального влечения, расстройство, связанное с сексуальным отвращением, возбуждением, оргазмом и сексуальные болевые расстройства.

 

12. Расстройства сна.

Сюда входят диссомния, при которой у больного возникают нарушения сна: он не может заснуть (инсомния) или спит слишком много (гиперсомния), парасомния (расстройство в виде ночных кошмаров, сомнамбулизм или расстройство в виде ночных ужасов).

13. Имитируемые расстройства.

Характеризуются намеренным придумыванием психотических, соматических симптомов с целью казаться больным.

14. Нарушения контроля над собственными желаниями (нигде больше не классифицированные).

Сюда входят клептомания, патологическая склонность к азартным играм, пиромания и другие расстройства, при которых больной не в состоянии контролировать импульсивное влечение к выполнению каких–то действий.

15. Нарушения адаптационных возможностей.

Недостаточная приспособляемость к окружающей обстановке, в том числе:

 

• с тревожным настроением;

• с депрессивным настроением;

• с нарушением способности к общению;

• с физическими проявлениями;

• аутизмом (ослаблением контакта с реальностью, утратой стремления к общению с другими людьми);

• профессиональными или учебными проблемами.

 

16. Психологические факторы, влияющие на физическое состояние.

17. Расстройства личности.

Расстройства, характеризующиеся глубоко укоренившимися дезадаптивными моделями поведения, в том числе параноидное, шизоидное, антисоциальное, пограничное и нарциссическое расстройства личности.

 

18. Прочие состояния, которые могут иметь клиническое значение:

 

• трудности в учебе;

• антисоциальное поведение;

• симуляция;

• проблемы взаимоотношений супругов;

• несоблюдение режима медикаментозного лечения (отказ от лечения);

• неспособность справиться с профессиональными обязанностями;

• проблемы взаимоотношений родителей и детей;

• другие межличностные проблемы;

• другие специфические семейные (супружеские) проблемы;

• проблемы, связанные с фазами жизненного цикла и загробной жизнью;

• перенесенное горе, не сопровождающееся нарушениями здоровья.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.