Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 15

Занятие 14

Образовательные задачи. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письменной речи.

Развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.



Оборудование. Волшебный мешочек с игрушками, магнитные фонарики, магнитная доска, рабочие тетради по числу детей, синие и зеленые флажки по числу детей, карточки-пазлы для составления слов, карточки со словами для составления предложения, паровозик и вагончики из «Играйки-читайки», карточки со словами.

Предварительная работа. Разучивание подвижного упражнения «Солнечный зайчик».

 

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Подбери слово». Объявление темы занятия. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Педагог встречает детей с «волшебным» мешочком в руках и организует приветствие с ними.

П е д а г о г. Сейчас вы по очереди опустите руку в мешочек и достанете одну игрушку.

Дети выполняют задание.

П е д а г о г. Что вы достали? Назовите игрушки.

1-й р е б е н о к. Лиса.

2-й р е б е н о к. Слон.

3-й р е б е н о к. Троллейбус.

4-й р е б е н о к. Сковорода.

П е д а г о г. Сейчас я буду прохлопывать эти слова, а вы будете отгадывать, чье слово я прохлопала.

Педагог хлопает два раза.

1-й р е б е н о к. Вы прохлопали мое слово. Ли-са. В этом слове два слога.

Педагог хлопает три раза.

3-й р е б е н о к. Вы прохлопали мое слово. Тро-лей-бус. В этом слове три слога.

Педагог хлопает один раз.

2-й р е б е н о к. Вы прохлопали мое слово. Слон. В этом слове один слог.

Педагог хлопает четыре раза.

1-й р е б е н о к. Вы прохлопали мое слово. Ско-во-ро-да. В этом слове четыре слога.

П е д а г о г. Молодцы! Вы не допустили ошибок. А теперь скажите, какой общий согласный звук есть во всех этих словах?

Де-ти. Звук [с].

П е д а г о г. Верно. Сегодня мы с вами повторим все пройденные нами звуки и буквы, будем читать и играть.

 

1. Упражнение «Зажги фонарик». Развитие навыков звукового анализа.

Педагог забирает у детей игрушки и раздает им магнитные фонарики. По предложению педагога дети проходят к доске, на которой нарисованы светфорчики для определения места звука в слове.

П е д а г о г. Подойдите каждый к одному из светофорчиков и фонариком обозначьте место звука [с] в слове-названии игрушки, которую вы достали. Зажгите фонарик.

Дети выполняют здание. Педагог оценивает х работу, убирает фонарики, стирает светофорчики.

 

3. Упражнение «Синий-зеленый». Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [c]-[c’]).

Педагог приглашает детей на ковер и раздает им синие и зеленые флажки.

П е д а г о г. А теперь давайте поучимся различать звуки [c]-[c’] в словах. Услышав звук [c] вы будете поднимать синий флажок, а, услышав звук [c’], вы будете поднимать зеленый флажок.

Далее педагог произносит цепочку слов (сок, абрикос, василек, маска, сено, синька, рисовать, веселый, стоять, сидеть), а дети поднимают нужные флажки. Педагог следит за правильностью выполнения задания детьми, а потом собирает флажки и оценивает работу детей.

4. Работа в тетради. Развитие навыков звукового анализа, фонематических представлений (дифференциация звуков [с] и [с’]), тонкой моторики.

Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

П е д а г о г. Посмотрите на верхнюю часть странички слева. Кого вы видите?

Д е т и. Это осы.

П е д а г о г. Давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Перечислите звуки по порядку.

Д е т и. О, с, ы.

П е д а г о г. Раскрасьте кружки в тетради в соответствующий цвет.

Дети раскрашивают кружки и комментируют свои действия по просьбе педагога.

П е д а г о г. А теперь раскрасьте ос.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.

П е д а г о г. Теперь посмотрите внимательно на страницу справа. Что на ней нарисовано?

Д е т и. Лось, маска, апельсин, санки.

П е д а г о г. Возьмите карандаши и раскрасьте эти предметы.

Дети выполняют задание.

П е д а г о г. Возьмите синий карандаш и обведите картинки, в названиях которых есть звук [c].

Дети выполняют задание.

П е д а г о г. А зеленым карандашом обведите картинки со звуком [c’] в названиях.

Дети выполняют задание. Педагог контролирует выполнение и беседует с детьми, а потом убирает тетради и карандаши

 

5. Упражнение «Составь и прочитай слова». Совершенствование навыка составления и чтения слов.

Логопед помещает на магнитную доску карточки-пазлы со слогами и приглашает детей к доске. Дети хором читают слоги: со, гу, ко, бу, ки, си, сы, сы.

П е д а г о г. А теперь из этих слогов составьте по одному слову и прочитайте эти слова.

Дети составляют и читают слова: соки, гуси, косы, бусы. Педагог оценивает выполнение задания.

 

6.Игра-пятнашки «Солнечный зайчик». Развитие общей моторики, подвижности.

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает поиграть в пятнашки.

С помощью любой считалки дети выбирают кота – водящего. Он садится в центре ковра и «дремлет». Дети прыгают по кругу вокруг водящего и произносят текст. На слова «не поймать!» водящий бросается пятнать «зайчиков». Они убегают за край квора, где пятнать нельзя.

По паркету киска скачет,

Как пушистый белый мячик.

Зайчик солнечный смеется,

В лапы киске не дается.

Раз, два, три, четыре, пять,

Зайку киске не поймать!

 

7.Упражнение «Веселый поезд». Совершенствование навыков составления и

чтения предложений.

Педагог приглашает детей к магнитной доске и помещает на нее паровозик и вагончики, в которых закреплены слова: Кот, по, ходит, мосту.

П е д а г о г. Посмотрите, какие слова привез нам веселый поезд. Прочитайте их.

Дети выполняют задание.

П е д а г о г. Поменяйте слова местами так, чтобы получилось предложение.

Дети выполняют задание.

П е д а г о г. Прочитайте предложение хором.

Д е т и. Кот ходит по мосту.

8. Окончание занятия. Оценка работы детей.

По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что им было интересно делать. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.

 

Занятие 15

Образовательные задачи. Ознакомление со звуками [з], [з’] и буквой Зз. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Зз. Профилактика нарушений письменной речи.

Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитные буквы, синие и красные ведерки, магнитная доска, тетради и буквари по числу детей, контейнеры с карандашами, синие и зеленые флажки, контейнер с полосками и фишками для анализа предложений.

Предварительная работа. Разучивание упражнения «Маляр».

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент. Упражнение «Собери буквы – составь слова». Совершенствование умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита. Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами. Создание эмоционального фона.Объявление темы занятия.

Педагог встречает детей, организует приветствие, приглашает детей пройти на ковер, где разбросаны буквы.

П е д а г о г. Я хочу проверить, узнаете ли вы все пройденные нами буквы. Сейчас мальчики возьмут синие ведерки и соберут согласные буквы, а девочки возьмут красные ведерки и соберут гласные буквы.

Дети выполняют здание. Педагог оценивает их работу, а потом берет буквы из ведерок и составляет слова: носок, капуста, гуси, сова. Дети читают слова по предложению педагога.

П е д а г о г. Попробуйте и вы составить слова из тех букв, что вы собрали.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает атрибуты игры.

2. Игра «Громко хлопай». Развитие фонематического восприятия.

Педагог просит детей пройти на ковер.

П е д а г о г. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от зноя.

Д е т и. Звук [з].

П е д а г о г. Давайте произнесем звук [з] все вместе.

Дети вместе с педагогом произносят звук [з].

П е д а г о г. Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [з] – гласный или согласный?

Д е т и. Согласный.

П е д а г о г. Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Д е т и. Синим.

П е д а г о г. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.

Д е т и. Он звонкий.

П е д а г о г. Твердый или мягкий?

Д е т и. Твердый.

П е д а г о г. Верно. Это согласный твердый звонкий звук. А теперь внимательно слушайте меня и хлопайте, как только услышите звук [з].

Для упражнения используется следующий материал:

з, с, д, з, ж, з, т, ц, з, с;

за, ду, со, зу, жа, зо, то;

зубы, сова, коса, ваза, жужжать, звенеть, звонкий, острый, светлый.

Дети слушают и хлопают, услышав звук [з].

П е д а г о г. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

 

2. Упражнение Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Педагог предлагает детям занять места за столиками.

П е д а г о г. А сейчас хорошо знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. З, а. Что получилось?

1-й р е б е н о к. за

Л о г о п е д. Верно. Получи фишку. З, о. Что получилось?

2-й р е б е н о к. зо

Л о г о п е д. Правильно. Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: зу, зи, ваза, зубы, тазы, зонт.

Педагог вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.

4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Зз. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.

Педагог раздает детям буквари.

П е д а г о г. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Под зонтом гуляет Зоя,

Зоя прячется от зноя.

В каких словах этого стихотворения есть звук [з]?

Д е т и. Зонтом, Зоя, зноя.

П е д а г о г. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Зз. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?

Д е т и. Значит, буква Зз обозначает два звука: [з] и [з’].

П е д а г о г. Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы четыре буквы, составим из них слово и узнаем, кто прячется за забором.

Дети находят буквы к, о, з, а и составляют из них слово коза.

П е д а г о г. Молодцы! Вы быстро справились с заданиями. Я вами горжусь. А теперь пройдите к доске. Давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?

Д е т и. Два полукруга.

П е д а г о г. Как они расположены?

Д е т и. Они повернуты влево и стоят один на другом.

Дети проходят к доске и составляют по одной букве З.

П е д а г о г. А теперь вернитесь за столики, садитесь. Переверните страницу, давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.

1-й р е б е н о к. за

2-й р е б е н о к. зу

3-й р е б е н о к. зо

4-й р е б е н о к. зи

1-й р е б е н о к. зы

2-й р е б е н о к. зуб

3-й р е б е н о к. таз

4-й р е б е н о к. воз

1-й р е б е н о к. ваза

2-й р е б е н о к. зима

3-й р е б е н о к. зонт

4-й р е б е н о к. коза

1-й р е б е н о к. зубы

2-й р е б е н о к. тазы

3-й р е б е н о к. мимоза

4-й р е б е н о к. заноза

1-й р е б е н о к. магазин

П е д а г о г. Прочитайте слова под картинками.

2-й р е б е н о к. таз

3-й р е б е н о к. воз

П е д а г о г. Что такое воз?

Д е т и. Это телега, повозка.

4-й р е б е н о к. зонт

1-й р е б е н о к. мимоза

П е д а г о г. Что такое мимоза?

Д е т и. Это растение. Цветы мимозы дарят на 8 марта.

П е д а г о г. Теперь прочитайте предложения под картинками.

2-й р е б е н о к. У Зины заноза.

3-й р е б е н о к. У Зои мимоза.

П е д а г о г. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! А теперь закройте буквари.

Дети закрывают буквари. Педагог убирает их.

 

5. Подвижное упражнение «Маляр». Развитие общей и мелкой моторики, координация речи с движением

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает сделать знакомое упражнение.

Я с ведром иду во двор Маршируют по кругу другом за другом.

Красить бабушкин забор.

Я без дела не сижу, Встают лицом в круг, показывают, как красят забор.

Кистью сверху вниз вожу.

Крашу столбики, ворота, На каждое название загибают пальцы на обеих руках,

И забор до поворота, начиная с больших

И скамейку под окошком

И совсем немножко кошку.

Красной краски стало мало, Разводят руками, пожимают плечами.

На меня она попала.

На ладошки, на макушку, Загибают по одному пальцу сначала на правой,

На нос, волосы и ушки. потом на левой руке, начиная с больших пальцев.

На живот, кленки, спинку.

На кусты и на тропинку.

Тихо бабушка сказала: Разводят руками, пожимают плечами..

«Лето красное настало…»

 

6. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики.

Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

П е д а г о г. Посмотрите на страницу слева. Что вы видите в ее верхней части?

Д е т и. Замок, зонт, большую и маленькую буквы Зз.

П е д а г о г. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Д е т и. Синий, потому что буква З – согласная.

Дети раскрашивают буквы.

П е д а г о г. А теперь подумайте, как правильно раскрасить замок и зонт. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

П е д а г о г. Теперь положите карандаши. Давайте напишем букву З в воздухе.

Дети пишут новую букву вместе с педагогом, который стоит к ним спиной.

П е д а г о г. Возьмите простые карандаши. Давайте напишем букву Зз. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу верхний полукруг, а потом нижний. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.

П е д а г о г. Теперь каждый из вас выполнит задание на различение звуков [з] и [з’] в своей тетради. Посмотрите на нижнюю часть соседней страницы. Обведите картинку, в названии которой есть звук [з], синим карандашом; а картинку со звуком [з’] – зеленым карандашом.

Дети выполняют задание. Педагог предлагает им проверить друг друга и убирает тетради и карандаши.

7. Упражнение «Разноцветные флажки». Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [з]-[з’]).

Педагог раздает детям флажки двух цветов.

П е д а г о г. С помощью флажков вы покажете мне, как умеете различать звуки [з]-[з’]. Услышав звук [з], поднимайте синий флажок, услышав звук [з’], поднимайте зеленый флажок.

Далее логопед произносит цепочку слов (замок, забор, бульдозер, возить, железный, забивать, разравнивать, зубы, козёл). Дети поднимают соответствующие флажки.

 

8. Упражнение «Волшебный цветок». Чтение слов и составление предложения из них. Совершенствование навыков составления и чтения предложения.

Педагог достает цветок с разноцветными лепестками.

П е д а г о г. У меня есть волшебный цветок. Оторвите по одному лепестку, переверните их и прочитайте слова.

1-й р е б е н о к. мне

2-й р е б е н о к. неси

3-й р е б е н о к. Лиза

4-й р е б е н о к. гвозди

П е д а г о г. Пройдите к магнитной доске и составьте предложение из этих слов.

Дети составляют предложение. Педагог добавляет знаки препинания.

П е д а г о г. Прочитайте предложение.

Д е т и. Лиза, неси мне гвозди.

П е д а г о г. Очень хорошо. Молодцы!

5. Упражнение «Выложи схему». Совершенствование навыка анализа предложения.

Педагог ставит на стол контейнер с полосками и фишками-точками и запятыми.

П е д а г о г. Давайте сосчитаем слова в составленном вами предложении и выложим его схему. Перечислите слова по порядку.

Д е т и. Лиза, неси, мне, гвозди. В предложении четыре слова.

П е д а г о г. Каждое слов на схеме мы будем обозначать вот такой полоской. Первое слово в предложени пишется с большой буквы. Кроме того, в нашем предложении первое слово – это имя, значит мы возьмем вот такую полоску «с трубой». Для остальных слов возьмем обычные полоски. Не забудем, про точку и запятую. Они вот на таких фишках. Составляйте схему.

Дети выкладывают схему.

 
 


,

 

П е д а г о г. Почему первая полоска в схеме не такая, как все, с «трубой»?

Д е т и. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, «труба» и обозначает большую букву.

П е д а г о г. Верно. Молодцы! Разберите схему.

Педагог убирает контейнер.

6. Игровое упражнение «ЭХО». Развитие фонематического слуха, навыка различения звуков [c] и [з]в слогах и словах.

Педагог приглашает детей на ковер.

П е д а г о г. А теперь поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить слог или слово со звуком [c], а вы будете заменять звук [с] на звук [з].

Для игры предлагаются пары слогов и слов:

са-за

со-зо

су-зу

сы-зы

си-зи

коса-коза

суп-зуб

Сима-зима

7. Окончание занятия. Оценка работы детей.

По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы (пути) постижения смысла нормативных актов | Программа производственной практики студентов I курса.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.